Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стадии и уровни развития психики и поведения животных. (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и




(А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри).

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
I. Стадия элементарной сенсорной психики.    
1. Низший уровень. Развитая раздражимость. Примитивные элементы чувствительности 1. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагировать на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, целенаправленная двигательная активность. 1. Простейшие. Многие низшие мно- гоклеточные, живу- щие в водной среде.
2. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. 2. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. 2. Высшие (кольча- тые) черви, брю- хоногие моллюски (улитки), некото- рые другие беспозвоночные.
II. Стадия перцептивной (воспринимающей) психики.    
1. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. 1. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компонетнты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, хотьба, бег, прыжки, лазание, полет и т.д.) Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. 1. Рыбы и другие низшие позвоночные, отчасти некоторые высшие беспозво- ночные (членисто- ногие и головоно- гие моллюски). Насекомые.
2. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». 2. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. 2. Высшие позвоно- чные (птицы и не- которые млекопита- ющие).
3. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировачно – исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей в практических действиях (интсайт). 3. Выделение специализированных ор- ганов манипулирования – лап и рук. Использование исследовательских форм поведения с широким исполь- зованием ранее приобретенных знаний, умений, навыков. 3. Обезьяны, неко- торые другие поз- воночные (собаки, дельфины, слоны).

По-видимому, самой главной особенностью поведения на высшей и наивысшей стадии развития психики является чрезвычайное разрастание и усложнение «промежуточных» или «предваряющих», форм поведения на пути к конкретным биологическим целям. Если на самом раннем этапе психика проявлялась в реакциях приближения – ухода, то теперь такие реакции превращаются в развернутую многозвенную цепь действий. Благодаря этим действиям, конечные акты питания, самосохранения, размножения как бы отодвигаются во времени и в пространстве и одновременно эффективно обеспечиваются.

Более сложное строение деятельности у представителей высших стадий развития перцептивной психики А.Н. Леонтьев выражает через идею выделения операций. Операции – это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций и, в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

 

Дополнительная таблица по человеку.

Стадия развития психики Строение нервной системы Характеристики психического отражения Характеристики Поведения
Сознание – высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга заключающаяся в обоб- щенном, оценочном и целенаправленном от- ражении и конструк- тивно творческом пре- образовании действи- тельности, предвари- тельном, мысленном построением действий и предвидении их ре- зультатов, в разумном регулировании и само- контроле поведения человека. 1. отношение веса тела к весу мозга- 35/1; 2. количество кле- ток головного мозга 15-17 млрд.; 3. максимально соо- тношение: лобные доли/весь мозг; 4. сложные нейрон- ронные сети; 5. наличие рече- слухового центра Вернике и рече-мо- торного центра Брока. Отражение устойчи- вых, существенных связей и отношений не только в перцеп тивном и моторном поле, но и в пре- делах особого вне- временного и вне- пространственного поля сознания, где отражаются предме- ты и явления и взаимосвязи между ними из области пространства недо- ступного непосред- ственному восприя- тию и во временных интервалах прош- лого и будущего.   - Труд – особая форма поведения, направленная не только на приспособление к окружающей действительности, но и на изменение этих условий и творческое преобразование мира, т.е. конструирование нового мира, предметов и отношений. - несовпадение мотива и предмета труда (в связи с тем, что предмет труда не является конечной целью и напрямую не удовлетворяет потребность человека, он становится средством, промежуточным звеном для достижения конечной цели). - изготовление орудий труда и способов их применения и передача и того и другого по наследству другим. - общественный характер труда, распределение ролей, функций, скоординированность действий. - благодаря совместным действиям человек может многократно усилить свое воздействие на природу. - создание и использование языка, как системы символов и кодов для передачи и хранения информации о свойствах мира, орудиях труда, способах их применения, взаимоотношениях людей друг с другом и природой и т.д. - возникновение и развитие речи. - переход от чувственного к рациональному, абстрактно-логическому познанию мира. - создание нового мира, «второй природы», как материальной, так и духовной и «отрыв» от природы. Активное преобразование и подчинение природы. «Порождение новых законов» существованием человека.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных