Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примеры характеристики памятников. 1. Собор Святой Софии в Константинополе




1. Собор Святой Софии в Константинополе. 532–537 гг.

Собор Святой Софии– главный храм всей Византийской империи – был построен зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийской архитектуры. Собор Св. Софии был главным собором Византийской империи. Здесь император являлся народу в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального воздействия литургического действа основное место отводилось архитектуре.

Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений – базилик. Храм в плане представляет собой прямоугольник со сторонами 74,8×69,7 м. Центральное пространство формируется четырмя массивными пилонами высотой 23 м., связанными между собой подпружными арками и парусами, не которые опирается центральный купол. Гигантский купол храма имеет диаметр 31 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок. Переход от купола к четырехугольному подкупольному квадрату осуществляется посредством сферических треугольников – парусов. Малые купола расположены по углам, ниже центрального купола. Боковые апсиды ограничены аркадами, колонны которых были выполнены из порфира и малахита. Низ стен облицован мраморами, а верх – мозаиками. Арки нефов поддерживают свыше ста колонн. Капители колонн украшены искусной резьбой по мрамору. Высота здания с куполом – 55 м. В храм ведет девять дверей, на средней из которых помещено мозаичное изображение Христа, благословляющего верующих, и надпись: «Мир – Вам. Я – свет мира».

Софийский собор в Константинополе оказал огромное значение на последующее развитие архитектуры. Его архитектура являлась образцом, которому подражали, на котором учились многие поколения строителей.

 

2. Готфрид Страсбургский. Поэма «Тристан». Около 1210 г.

Готфрид Страсбургский(Gottfried von Strassburg) (конец XII в. – ок. 1210), средневековый немецкий поэт, знаменит поэмой «Тристан», которая послужила Р.Вагнеру основным источником для либретто его оперы «Тристан и Изольда». Современными сведениями о жизни Готфрида наука не располагает, но по некоторым текстуальным признакам «Тристан» датируется примерно 1210 г. Поэма, насчитывающая 19 552 стиха в рифмованных четырехударных двустишиях, к моменту смерти автора оставалась незавершенной. В отличие от большинства современных светских поэтов, Готфрид был не рыцарем, а клерком, писцом и хорошо разбирался в свободных искусствах и богословии.

«Тристан» Готфрида построен по биографическому принципу – излагается история жизни Тристана, сына Бретонского принца Ривалена и Бланшфлер, сестры Корнуоллского короля Марка. Тристан остался сиротой при рождении; тайно воспитанный Роальдом, управляющим владениями его покойного отца, он уже в юном возрасте овладел всеми искусствами и куртуазными тонкостями. Тристана захватывают в плен пираты, но море выносит его на берег Корнуолла, во владения родного дяди, короля Марка, который привязывается к нему всем сердцем. Со временем выясняется, кто он и откуда. Возведенный в рыцарское достоинство, Тристан благодаря своей доблести, врожденной сноровке и находчивости (вдобавок ему часто ворожит небывалая удача) совершает чудесные подвиги, за которые страна Корнуолл и ее король Марк находятся перед ним в неоплатном долгу. Вершиной этих подвигов Тристана стала опасная поездка в Ирландию за принцессой Изольдой, дочерью врага Марка, Морольта, которого Тристан когда-то убил в поединке; принцесса предназначалась в жены королю Марку. Но, плывя из Ирландии в Корнуолл, Изольда и Тристан по ошибке выпивают волшебный любовный напиток, предназначенный для Изольды и короля Марка, и с той минуты проникаются друг к другу неодолимой страстью. Из ревности король Марк подстраивает любовникам ловушки, но его коварству противостоит их изобретательность и выдумка. Изгнанные, они некоторое время счастливо живут в Гроте Любви – эпизод, в котором аллегории заменяют характерное для поэмы в целом правдоподобие рассказа. Затем король их прощает и возвращает ко двору, где в конце концов застает их в объятиях друг друга. Тристан спасается бегством, навсегда покидая возлюбленную. В земле Арундель он встречает другую Изольду, которая зовется Изольда Белорукая, и звук любимого имени так действует на него, что от горя и желания он теряет рассудок. На этом месте поэма Готфрида обрывается. В продолжениях, написанных Ульрихом из Тюргейма (ок. 1236 г.) и Генрихом из Фрейбурга (1300 г.), Тристан женится на второй Изольде, но забыть свою первую, истинную любовь он не в силах. Раненный в поединке, он призывает ее из-за моря, чтобы она исцелила его раны, но ревнивая жена обманывает Тристана, сообщив ему, что та якобы отказалась приехать, и он в отчаянии умирает. Изольда по прибытии застает своего возлюбленного мертвым, бросается на его тело и тоже умирает от горя.

Повествование Готфрида, сохранившееся в одиннадцати полных списках и двенадцати фрагментах, представляет собой самое характерное произведение куртуазной средневековой литературы.

 

3. Вольфрам фон Эшенбах. Роман в стихах «Парцифаль». 1195–1210 гг.

Шедевр немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха(Wolfram von Eschenbach) – рыцарский роман в стихах «Парцифаль» («Parzival»). Роман повествует о юноше, отец которого был убит на турнире. Мать, Херцелоида, воспитала его вдали от сверстников и в неведении о рыцарстве, чтобы он не последовал примеру отца и не стал рыцарем. Однако расчет матери не оправдывается. К ее великому огорчению, Парцифаль уезжает ко двору короля Артура. Чистый душой, но совершающий по неразумию оплошности, он, наконец, обретает наставника в правилах истинного рыцарства – старого рыцаря Гурнеманца, спасает попавшую в беду прекрасную принцессу Кондвирамур и женится на ней. Вскоре после свадьбы Парцифаль оставляет молодую жену ради дальнейших приключений, но хранит верность до самого дня их окончательного воссоединения.

Странствуя, он попадает в замок Мунсальвеше, где находятся Святой Грааль и король Анфортас. Несмотря на многочисленные намеки, юный Парцифаль не задает вопросов о значении Грааля (который здесь описан как камень) и не выказывает жалости к недужному королю, который доводится ему родным дядей (Парцифаль его не узнал). Далее следуют многолетние странствия, во время которых он разуверивается в Божьем милосердии, пока встреченный им отшельник Треврицент, брат Анфортаса, не укрепляет его в вере и не открывает ему значение Грааля. Среди прочих дальнейших приключений описан бой Парцифаля с Гаваном, вторым героем романа, представителем более светского рыцарства. Наконец Парцифаль снова выезжает к замку Грааля, исцеляет своим состраданием недужного короля, сам становится королем Грааля и воссоединяется с женой, которая за это время родила ему двух сыновей.

Возможно, поиски Грааля отражают устремления Тевтонского рыцарского ордена, основанного в Святой Земле в 1190 г., и поэма содержит сплав западных и ближневосточных идеалов, вывезенных в Европу крестоносцами, и глухо различимую тему английского короля Ричарда I Львиное Сердце. «Парцифаль» безусловно относится к рыцарским романам Артуровского цикла – важные сцены в нем происходят при дворе короля Артура. Однако артуровская тематика имеет в сюжете романа второстепенное значение сравнительно с темой королевства Грааль, которое Парцифаль обретает после многолетних испытаний. Поэма написана традиционными рифмованными двустишиями (обычно ямбическими), характерными для немецкого куртуазного романа зрелого периода.

Персонология

Византия

Правители: Константин Великий (272–337), Юстиниан I (527–565), Константин V (741–775), Василий I (867–886), Василий II (976–1025), Константин Мономах (1042–1050).

Художественная культура: Иоанн Златоуст (ок. 354 – 407), Аврелий Августин (354–430), Псевдо Дионисий Ареопагит (V – нач. VI в.), Максим Исповедник (ок. 580 – 662), Иоанн Дамаскин (ок. 650 – до 754).

Средневековая Русь

Правители: Святослав Игоревич (?–972/973), Владимир Святославович (?–1015), Ярослав Мудрый (978–1054), Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125), Юрий Долгорукий (1090–1157), Иван III – государь всея Руси (1462–1505),. Иван IV Грозный (1530–1584), Алексей Михайлович (1645–1676).

Христианские миссионеры: Кирилл (826–869) и Мефодий (810–885).

Деятели художественной культуры:Нестор, монах Киево-Печерского монастыря(кон. XI – нач. XII в.),Феофан Грек (30-е гг. XIV в. – после 1405 г.), Андрей Рублев (ок. 1370 – 1430), протопоп Аввакум (1620–1682).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных