Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Христианство и христианская культура

 

Подобно тому как буддизм вырос из древнеиндийского брахманизма и распространился далеко за пределы Индии, учение Иисуса Христа выделилось из иудаизма, древней религии еврейского народа, и превратилось в межнациональную, мировую религию. В настоящее время более 2 млрд людей — около 1/3 человечества — считают себя христианами.

Христианское вероучение унаследовало от иудаизма ветхозаветную историю сотворения мира и человека Богом, грехопадения, совершенного в раю Евой и Адамом, последующей жизни их потомков на Земле. Иисус Христос выступает как предсказанный ветхозаветными еврейскими пророками Мессия — помазанник Божий (Христос — греческий перевод слова «Мессия»). Но Иисус предстает перед людьми не в образе грозного судьи и могущественного властелина, карающего грешников и вознаграждающего праведников, как его изображали пророки. Он не применяет силу, чтобы принести в мир спасение. Он никого не наказывает, он сам терпит страдания. К тому же он не представитель Бога, а сам Бог — Бог-сын, Бог в человеческом образе, любящий людей и идущий на муку ради них.

Бог-мученик — это представление, совершившее переворот в религиозном сознании. Тайна духовной силы христианства — в новом образе Бога, в личности Иисуса Христа. Оно нашло способ сделать Бога ближе к человеку. Христианство зовет не к погружению в бездну нирваны или к покорности перед волей высших сил, а к личной встрече человека с Христом и обретению Христа в своей душе. В христианстве получает особое значение триада «вера, надежда, любовь». Эти важнейшие ценности христианства проистекают из личного эмоционального отношения верующего к Иисусу Христу как человеческому лику Бога. Человек, пусть даже слабый духом и грешный, должен быть верен Богу, явившемуся на Землю в образе Христа, и это дает ему надежду спастись. Но надежда не есть гарантия на милость Божию. Благодать не зарабатывается по собственному желанию, она — дар Божий. Надо верить и надеяться бескорыстно, не в расчете на непременное вознаграждение. Опорой веры и надежды должна быть любовь к Богу — любовь чистая, свободная от стремления получить выгоду: «Бог есть Любовь».

Иисус Христос зовет людей за собой в «Царствие Божие». Но это царствие — «не от мира сего», оно должно воздвигаться не на Земле и на небе, а в душах людей. Иисус не призывает к преобразованию общества; его идея — преобразование душ человеческих, их духовное, нравственное очищение и возвышение. Не общественный, а нравственный переворот ведет к Царствию Божию. Христианская нравственность — важнейший вклад христианства в культурное развитие человечества.

В отличие от буддизма христианство утверждает очистительную роль страдания в борьбе с грехом и злом. Человек должен следовать за Христом и «нести свой крест» — начиная с покорности перед волей Бога, безропотного терпения страданий, бескорыстного служения людям и вплоть до добровольного нищенства, затворничества, аскетизма, мученичества, юродства. Делая это, он идет по пути преодоления зла и «восходит к Богу».

С конца I в. христианство приобрело межнациональный характер и стало быстро распространяться по миру. В 1054 г. произошел раскол между двумя его направлениями — западным католичеством и восточным православием. В XVI в. в Европе возникло движение Реформации, под лозунгами которого родилось новое направление в христианстве — протестантизм. Протестанты считают, что посредники между людьми и Богом в лице священнослужителей истинно верующим не нужны. Право толковать Священное Писание признается не только за священниками, но и за простыми прихожанами.

В истории русского православия существенную роль сыграло падение Византийской империи в 1453 г., после чего русское государство стало единственной независимой православной страной. Православие на Руси впитало в себя некоторые элементы языческих культов и в народном сознании стало выступать как национальная религия русских.

Культура христианства на первых норах развивается в оппозиции к античной культуре, ее философии и искусству. Но вместе с тем в нее исподволь проникают идеи античности. Христианская философия Средневековья обращается к наследию греческих мыслителей, в особенности к учениям Платона и Аристотеля. По такому же пути идет и эволюция христианского искусства.

Великолепие христианских соборов вначале зиждется на принципиально иной архитектурной основе по сравнению с античными храмами, а в церковной живописи античным идеалам красоты противопоставляется изображение аскетических, почти бесплотных фигур, высвечивающее их духовный облик. Иконопись создается художественными приемами, каких не знало греко-римское искусство, ее шедевры поразительны по силе воздействия на зрителя. Сложная символика, обратная перспектива и другие средства иконописной техники призваны создать впечатление, что икона есть окно в вечный, незыблемый мир, из которого на нас смотрят лики Христа, Богоматери, праведников. Однако к концу Средневековья наблюдается постепенный выход художественного творчества из рамок, отведенных ему христианской религией. Начиная с эпохи Возрождения происходит «обмирщение» культуры, распространяются светские сюжеты в искусстве, появляется светская музыка, изобразительное искусство все откровеннее отходит от церковных канонов, и на смену целомудренным образам святых приходят картины, изображающие греховные земные радости.

Исторические изменения претерпевает и отношение христианской церкви к науке — от имевшего место в прошлом преследования инакомыслящих и сжигания на костре ученых-«чернокнижпиков» (Дж. Бруно и др.) до создания в Ватикане Академии наук и до поддержки в настоящее время социально-исторических, медицинских, экологических, астрофизических проектов.

Современную западную (европейскую) цивилизацию обычно называют христианской. И это совершенно правильно, если иметь в виду ее историческое происхождение. Она впитала в себя идеи христианства, они вошли в ее плоть и кровь. Но ныне христианство перестало господствовать над всей культурой в западном мире. Времена, когда христианская культура была целостной системой, концентрически окружающей свое единое и общепризнанное ядро — учение Христа, прошли. Христианская церковь больше не претендует на роль высшей культурной инстанции, а христианское вероучение уже не служит опорой для всей культурной жизни общества. Поэтому в III тысячелетии западную цивилизацию, может быть, следовало бы называть «постхристианской».

Терпимость к инакомыслию и культурному разнообразию, уважение к науке, умеренность претензий — это становится характерными чертами современного христианства, обусловливающими его существование и авторитет в мире, разительно отличном от того, в котором оно две тысячи лет назад родилось.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Место и роль молочной промышленности в хозяйстве страны


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных