Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика отрасли




 

Молочная и маслосыродельная отрасль пищевой промышленности включает в себя предприятия по производству цельного молока и молочных продуктов, кисломолочных продуктов, сливочного масла, сыра, сухого молока и молочных консервов.

Таблица 1

Производство молочных продуктов в РФ

Показатели Сентябрь 2012г., тыс. тонн   В % Январь- сентябрь 2011 г. в % к январю- сентябрю 2011г.
сентябрю 2010г. сентябрю 2011г.
Производство молочных продуктов 112,8 109,6 89,4 109,8
молоко жидкое обработанное   117,2 100,3 112,6
йогурт и прочие виды молока или сливок, ферментированных или сквашенных   108,7 84,7 114,8
молоко и сливки в твердых формах 9,4 88,2 84,7 99,0
масло сливочное и пасты масляные 18,3 89,5 99,5 97,2
сыр и творог 88,1 106,9 101,7 103,7
мороженое и десерты замороженные прочие 23,5 111,6 42,5 121,6
молоко сгущенное, млн.усл.банок 58,1 108,0 112,1 91,7

 

По данным таблицы 1 видно, что к сентябрю 2012 года производство молочных продуктов выросла на 2,5 % по сравнению с сентябрем прошлого года.

За последние несколько лет оборот розничной торговли по отдельным видам продукции данной отрасли вырос как в номинальном, так и в реальном выражении, исключение составляет оборот розничной продажи сливочного масла. Оборот розничной продажи цельного молока и цельномолочной продукции в номинальном выражении вырос в сентяюбре 2012 г. на 12,3%, сыра – на 22,5%, сливочного масла – на 11,4% по сравнению с сентябрем 2011 года.

Таблица 2

Оборот розничной торговли отдельных видов продукции молочной и маслосыродельной отрасли Российской Федерации

в фактических ценах (млн.руб.)18 [5]

годы цельномолочная продукция животное масло сыр
  46702,7 28740,1 25147,6
  58735,4 30542,4 35241,2
  73522,3 33697,7 49014,9
Сентябрь-Октябрь 2012 82580,3 37536,5 60058,4

 

Молочная промышленность является одной из основных отраслей пищевой промышленности России, производящей продукты, которым принадлежит особая роль в питании и здоровье людей. На ее долю в 2010 году приходилось 13,4 % общего объема продукции, реализуемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.

Число предприятий молочной и маслосыродельной промышленности относительно стабильно. Однако на рынке наблюдается тенденция к укрупнению фирм. Благополучные крупные предприятия скупают более мелкие заводы, расширяя свои производственные мощности и территорию сбыта. Также преимущественно большие предприятия финансируют покупку современного оборудования, позволяющего повысить качество продукции и поддержать свою репутацию.

За год, с 2009 по 2010, прибыль отрасли выросла на 36,8%, что происходит за счет успешного функционирования региональных и национальных лидеров рынка18[6].

Проблемы производства в молочной промышленности тесно связаны с производством сырого молока. Здесь следует обратить внимание на два аспекта. Во-первых, в последние несколько лет надои молока постоянно сокращаются, а значит, перерабатывающие предприятия сталкиваются с проблемой нехватки сырья и роста цен на него. Во-вторых, неудовлетворительное качество сырого молока российских производителей создает сложности для производства молочных продуктов высокого качества и вынуждает предприятия использовать искусственные и сухие добавки, что снижает ценность продуктов питания и/или повышает затраты на производство.

Таблица 3

Крупнейшие переработчики молока на российском рынке в 2012 году17

 

Российских предприятий – производителей молочной продукции достаточно много, однако лишь продукция некоторых из них представлена во многих регионах РФ. Согласно данным экспертов, в настоящее время лидерами молочного рынка России являются компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (ВБД), «Юнимилк», Воронежский молочный комбинат, Очаковский молочный завод, «Перммолоко», Пискаревский молочный комбинат, «Росагроэкспорт», «Данон», «Campina» и «Эрманн»[7].

Доля компании «ВБД» на рынке молочных продуктов в 2012 г. оценивается в 10,8% (доля ближайшего конкурента в 4 раза ниже). Таким образом, можно было бы сказать, что рынок молочной продукции характеризуется высокой степенью конкуренции. Однако в силу того, что многие молочные продукты имеют небольшой срок хранения и нуждаются в особых условиях хранения, степень конкуренции на региональных и локальных рынках существенно ниже. В результате в отдельных регионах лидеры отрасли или местные комбинаты-лидеры получают от 30 до 70% рынка, а оставшуюся долю рынка делят другие местные компании или компании соседних регионов.

Конкуренцию российской продукции составляют импортные товары. Доля импорта молочной продукции в целом невелика, по разным оценкам – от 15 до 19%, что связано с естественной защитой молочного рынка от иностранных конкурентов в виде скоропортящегося характера товара и необходимости создания особых условий хранения и транспортировки. Однако по некоторым категориям товаров, имеющих длительные сроки хранения, на потребительском рынке лидируют импортные продукты. Почти 60% рынка сыров и 30% рынка сливочного масла приходится на импортные марки. Импорт молока и молочной продукции активно растет, за 2012 г. физический объем импорта молока и сгущенных сливок вырос на 124,6%, сливочного масла – на 20,9%, сыра – на 34%.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных