Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пример характеристики памятника. Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха»




 

Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха». 1823 г.

Австрийский композиторФранц Петер Шуберт(1797–1828) – один из выдающихся композиторов-романтиков. Он жил в Вене, которая после Венского конгресса стала оплотом европейской реакции. Официальным языком Вены был немецкий, и связи Австрии с немецкими государствами были особенно сильны. Музыка Шуберта тесно связана не только с народным искусством Австрии, бытовой музыкой Вены и фольклором входивших в Австрийскую империю народов, но и с немецкими народными традициями. Остро ощущая гнет общественной обстановки и не находя в современной ему действительности положительного идеала, Шуберт пришел к мысли, что искусство должно воссоздать этот отсутствующий в жизни идеал, вселять в людей веру в будущее. Именно поэтому он обращается к природе, переживаниям простого человека. В творчестве Шуберта ведущим жанром стала песня. Шубертовская песня, предельно простая по форме и близкая народно-песенному стилю, но имевшая яркое образное содержание и художественное совершенство, была поднята на вершины романтической музыки. А так как в малых формах трудно выразить всю глубину, весь спектр оттенков переживания и цельность романтического образа, Шуберт обращается к форме песенного цикла. Его интерес к лирическим формам связан с характерным для искусства эпохи Романтизма углублением в мир человеческой души, с желанием понять все сложные процессы духовной жизни человека. И если лирическое произведение – стихотворение, песня, инструментальная миниатюра – фиксирует лишь какое-то одно мгновение этой жизни, то, объединяясь в цикл, они создают многогранный, сложный, качественно новый образ. Диапазон лирической тематики в его творчестве очень широк. Тема странствования героя – характерная романтическая тема поисков счастья. И сам герой – это не только простой человек из народа, но еще и поэт, находящий радость в общении с природой, в беседе с ручьем, в звучании лютни.

Поэтическим материалом для цикла «Прекрасная мельничиха» стал стихотворный цикл Вильгельма Мюллера, где повествование, как правило, ведется от первого лица, поэтому цикл приобретает характер исповеди, «романа в песнях». В стихах Мюллера повествуется о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей свое сердце, всю силу первого чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи – она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в воды ручья и на дне его найти успокоение.

Циклу «Прекрасная мельничиха» присуща очень ясная музыкально-драматургическая композиция. Его можно разделить на две части: первая – это дни светлых надежд молодого подмастерья. Первые пять песен («В путь», «Куда?», «Стой!», «Благодарность ручью», «Праздничный вечер») вводят в обстановку действия, рассказывая о том, как ручей, по берегу которого шел юноша-подмастерье, привел его на мельницу. В радостные настроения песен первой части «Прекрасной мельничихи» вклинивается как лирическое отступление песня «Любопытство». Ее особая проникновенность вносит эмоциональный контраст, оттеняющий светлую безоблачность других песен этого раздела. Две следующие песни цикла: «Пауза» и «Зеленая лента на лютне» можно считать интермедией между двумя контрастными частями цикла. В этих песнях, посвященных счастью взаимности, уже есть предчувствие печальной развязки (песня «Пауза»), охватившее юношу среди, казалось бы, полной идиллии.

Во второй части цикла мы слышим уже другие мотивы: сомнение, ревность, печаль. Последовательная смена настроений, определяемая движением от радости к горю, от прозрачных красок к постепенному затемнению, образует внутреннюю линию развития. В песнях второго раздела композитор показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности и скорби. Сначала смутные догадки о том, что любимая отдала свое сердце другому, изводят молодого человека, не дают ему спокойно жить. А потом его подозрения подтверждаются: у мельника есть соперник – храбрый охотник («Охотник»). Три следующие песни: «Ревность и гордость», «Любимый цвет» и «Злой цвет» показывают героя, охваченного ревнивым отчаянием. Последние три песни – «Засохшие цветы», «Мельник и ручей», «Колыбельная ручья» – дают развязку любовной драмы: юноша ищет утешения в смерти. Однако весь цикл заканчивается не тоской, а, скорее, светлой грустью: подмастерью помогает справиться со своей тоской общение с природой. В песенном цикле «Прекрасная мельничиха», как и во многих других произведениях Шуберта, жизнь и переживания человека тесно сплетены с жизнью природы. Вторым главным музыкальным образом (наряду с подмастерьем) становится ручей, который привел молодого человека к любимой, сопровождал его в работе на мельнице, а потом дал ему утешение в его неразделенной любви. События разворачиваются на фоне весенней природы, молодость с ее надеждами и иллюзиями отождествляется с цветущей весной.

Цикл «Прекрасная мельничиха» и образ его героя выражают самые существенные стороны художественного мировоззрения Шуберта. Здесь слились и реальные картины окружающей жизни, и типические образы романтического искусства. Характерно, что от романтизма Шуберт воспринял наиболее прогрессивные стороны: любовь к народному искусству и его особым национальным чертам, живое чувство природы, глубокий интерес к внутренней жизни человека. Секрет одухотворенности искусства Шуберта кроется в удивительно непринужденном сочетании наивного и в то же время психологически глубокого раскрытия внутреннего мира человека. Шуберт придерживается романтической позиции, когда невозможно преодолеть возникающие препятствия, но это не равносильно отказу от борьбы и потере оптимизма. Шуберт-романтик находит опору во внутреннем, духовном мире человека, способности мыслить и переживать, воспитывать в себе и других стремление к идеалу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных