ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального паркаЮ. А. Веденин, Д. В. Тормосов
«Как нижнее течение р. Почи, так и вид на самое Кенозеро производит весьма приятное впечатление. Высокое холмы с определёнными очертаниями, часто с крутыми впадинами и ложбинами, выступают здесь по всем направлениям, и самое озеро Кенозеро, разлившись между холмами, представляется состоящим из ряда как бы отдельных озёр, соединяющихся между собою множеством проливов, число которых во время половодья увеличивается, так как в таких случаях вода в озере поднимается на 1-2 сажени и многие из мысов, дробящих на отдельные части озеро, с половодьем становятся островами. Самые мысы всегда более холмисты, чашевидно округлены или несколько столовидны, с обрывистыми скатами; среди окрестных холмов озеро представляется лежащим в узких, но глубоких впадинах. Красота местоположения увеличивается здесь ещё и тем оживлённым видом, который приобретают холмы от пашен, одевающих их со всех сторон; вообще, сравнительно с Водлозером, хлебопашество здесь процветает, так что многие из жителей уделяют часть урожаев и для продажи...» (И. С. Поляков. Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991. С. 80). Общее впечатление от Кенозерья, которое так хорошо передано в книге Полякова, сохраняется и сегодня. Самое ценное в современном облике ландшафтов Кенозерского парка — это луга, раскинувшиеся на месте бывших пашен, сочетание которых с гладью озёр и многочисленными заливами создаёт живописную картину северной природы, причём освоенной и облагороженной человеком, сделавшим её уютной и приятной для жизни. Разбросанные по берегам озёр деревни с окружающими их деревянными оградами, изящными часовенками и монументальными силуэтами «святых» рощ и сегодня радуют глаз многочисленных посетителей парка. Вместе с тем характер ландшафтов на территории парка весьма различен. Разнообразие культурных ландшафтов наиболее полно описывается с помощью процедуры культурно-ландшафтного районирования.
Для Лёкшмозерской зоны характерно явное доминирование одного большого, почти круглого озера — Лёкшмозера, вокруг которого располагаются компактные группы (кусты) поселений, окружённые открытым пространством лугов. Характерной чертой этой зоны является и то, что именно на её территории особенно заметно проявлялась деятельность монастырей, их вклад в освоение ландшафтов Русского Севера. Для Вильно-Порженской зоны характерно множество небольших озёр или поозёрий, равномерно разбросанных по всей её территории. На их берегах находятся небольшие группы поселений с окружающими их луговыми угодьями. В отличие от поселений Лёкшмозерской зоны большая часть из них ориентируется сразу на несколько озёр, образующих в сочетании с лугами единые открытые пространства. Для Кенозерской зоны главным ландшафтообразующим объектом служит Кенозеро. Однако, в отличие от Лёкшмозера, Кенозеро состоит из множества плёсов и заливов (лахт), которые воспринимаются как самостоятельные водоёмы. Большинство кустов поселений и примыкающих к ним угодий связаны сразу с несколькими заливами, а также с расположенными рядом с Кенозером мелкими озёрами. В Почозерской зоне размещение кустов поселений связано с системой двух озёр — Почозера и Святого, при этом бoльшая часть поселений расположена между этими двумя озёрами. В каждой культурно-ландшафтной зоне выделяются отдельные культурно-ландшафтные комплексы, являющиеся главными структурными элементами культурных ландшафтов Кенозерского национального парка. Центральным ядром комплекса является группа поселений, ориентированная на один или несколько водоёмов (озеро, систему озёр или заливов, реку). Вокруг этих поселений сформировалось обширное луговое окаймление, образующее вместе с водными поверхностями систему открытых пространств. История формирования луговых угодий весьма интересна. Большинство из них ещё в 30-е годы прошлого века использовалось как пашни. Прилегающие к деревне поля до возникновения колхозов относились к общинным землям, принадлежавшим всему населению деревни и делившимся между семьями в соответствии с количеством мужских душ. Если та или иная семья хотела иметь больше земли, она брала лесной участок, который обрабатывала и использовала как пашню. Такие участки у местного населения назывались полянами. Сегодня сохранилась только малая их часть. В середине прошлого века некоторые поляны устраивались на расстоянии до 5—6 километров от деревни. Примыкающие к ним леса использовались как охотничьи угодья, пересечённые множеством «путиков» (охотничьих троп). Эти же леса вместе с болотами активно использовались для сбора ягод. Важную роль в жизни местного населения играли малые озёра, расположенные в лесах, которые использовались населением для рыбной ловли. Характерными чертами культурно-ландшафтных комплексов Кенозерского парка является наличие на их территории часовен или церквей, поклонных и обетных крестов, «святых» рощ, хозяйственных построек (мельниц, мостов, амбаров, сараев и т. д.). Границы культурно-ландшафтных комплексов определяются размерами зоны влияния деревни или группы деревень, образующих единый расселенческий узел или куст поселений. Зона влияния фиксируется расположением закреплённых за деревнями хозяйственных угодий. Несмотря на определённое сходство в структуре и характере развития культурно-ландшафтных комплексов, все они имеют и свои специфические особенности. По нашему мнению, наиболее заметные различия проявляются при оценке современного состояния сельских поселений (расселенческих узлов или кустов поселений) и сельскохозяйственных угодий. При оценке поселений особое значение имеет наличие или отсутствие населения, его постоянное или временное проживание, а также состояние жилого фонда. При оценке хозяйственных угодий необходимо исходить, прежде всего, из степени сохранности открытых пространств (большие луговые пространства, активно используемые в качестве сенокосов, полуоткрытые пространства, состоящие из системы множества небольших полян, лесные массивы, образовавшиеся на месте бывших сельскохозяйственных угодий).
Культурно-ландшафтные комплексы Кенозерского национального парка Нами было выделено пять классов культурно-ландшафтных комплексов:
Лёкшмозерская культурно-ландшафтная зона включает три культурно-ландшафтных комплекса: Морщихинский (1класс), Труфановский и Орловский (2 класс). Морщихинский комплекс сформировался на базе большой группы сельских поселений: Морщихинская, Калинино, Погост, Подлеша, Лукьяново, Заручевье, Анфаловское, Мартыново и Дьяково. В настоящее время все они слились в единое поселение — Морщихинскую — с «концами», сохраняющими свою историческую топонимику. Морщихинская долгое время была усадьбой отделения совхоза, а затем в ней (на месте бывшего маслозавода) был создан визит-центр южного сектора национального парка. Комплекс охватывает всю северную часть Лёкшмозерья. На его территории сохраняются значительные площади лугов, используемых как действующим сельскохозяйственным предприятием, так и местными жителями. Это самое большое открытое пространство не только в южной части парка, но и на всей его территории. Доминирующей вертикалью ландшафта является отреставрированная действующая каменная церковь Петра и Павла (1829 год). Внутри села сохранилась часть традиционной застройки. Характерный образ сельского поселения создают колодцы-журавли, не типичные для других сёл и деревень этого района. Сохранились две часовни — Фрола и Лавра в Дьякове и Марии Целительницы — за пределами Морщихинской, по дороге наТруфаново. На некоторых домах можно увидеть традиционный для этих мест декор — наличники, «полотенца», резьбу. Именно Морщихинская является фактической столицей южного сектора Кенозерского парка. Здесь же находится центральная усадьба сельскохозяйственного предприятия (СХП) «Лёкшмозер-ский», вошедшего в состав Кенозерского парка и в настоящее время предоставляющего местному населению значительную часть рабочих мест. Это подразделение выполняет сегодня функции своеобразного реставрационного участка, осуществляющего сохранение открытых пространств, то есть выкос лугов на значительной части угодий южного сектора парка.
Орловский комплекс сформировался на основе куста деревень, расположенных на западном берегу Лёкшмозера. В этот куст входят деревни Проко-шинская, Илексинская, Хвалинская, Воротниковская и Кайсаровская. Характерной чертой этого комплекса является относительно большое число постоянных жителей и активное использование примыкающих к деревне лугов, что объясняется, прежде всего, расположением деревень вдоль дороги, связывающей Морщихинскую — центральное поселение южной части парка — с Каргополем. В одной из деревень Орловского комплекса (в Воротниковской) сохранились две часовни. Особая роль этого комплекса заключается в том, что именно с него для гостей, прибывающих в парк со стороны Каргополя и Няндомы, начинается знакомство с культурными ландшафтами парка. Это обстоятельство, а также то, что здесь до сих пор всё ещё сохраняется постоянное население, вводит этот комплекс в число наиболее значимых культурно-ландшафтных комплексов парка. Одна из основных проблем, которую необходимо будет решать,— это обеспечение достаточного числа надёжных рабочих мест для местного населения. В Лёкшмозерской зоне располагается также Кириллово-Челмогорская пустынь, отнесённая в соответствии с принятой нами классификацией культурно-ландшафтных комплексов к пятому классу и фактически уже потерявшая свою значимость как реально воспринимаемый монастырский культурно-ландшафтный комплекс. Существовавшие здесь когда-то монастырские постройки в настоящее время исчезли. Место их размещения отмечают кресты с мемориальными табличками. В прошлом здесь были каменный храм с колокольней, каменная ограда. Монастырь имеет древнюю историю. Его основание относят ко второй половине XIV века. Основателем монастыря был Кирилл Челмогорский, пришедший сюда из Великого Новгорода. Можно предположить, что Челмогорский монастырь возник почти одновременно с Ошевенским монастырём под Каргополем и Соловецким монастырём на Белом море. Несмотря на полное исчезновение построек, здесь сохранился исторический ландшафт, фрагменты которого — место землянки Кирилла Челмогорского, дерево, к которому, по преданию, его привязали разбойники (в действительности это дерево имеет возраст значительно меньший, чем 600 лет); три кладбища (одно из них действующее); место монастырского выселка Пела (где, по преданию, находились в ссылке приближённые Ивана Грозного), монастырские луга, старые ели и другие свидетели монастырской жизни. Очевидно, что в связи с развитием туризма этот комплекс может быть включён в один из туристско-экскурсионных маршрутов парка, и тогда можно будет говорить о системе мероприятий, направленных на его реставрацию. Однако это может быть осуществлено лишь в самой далёкой перспективе, а сегодня необходимо поддерживать те следы прошлого, которые всё ещё прослеживаются в современном ландшафте. Когда-то на Монастырском острове Наглимозера находился ещё один монастырь — Аглимозерская пустынь. История возникновения пустыни относится к XVII веку. Она была основана иноком Александрово-Ошевенского монастыря Тимофеем в 1649 году, в 1764 году — упразднена, а церкви были приписаны к Лёкшмозерскому приходу. На территории монастыря действовали две церкви: Тихвинской Божией Матери и Трёх Святителей. Сегодня здесь сохранились остатки рубленой кельи и фундаменты старых построек. Их место маркируют памятные кресты. Когда-то напротив монастыря, на другой стороне озера, располагалась деревня Баинка. Прилегавшие к ней угодья распахивались, а на Монастырском острове пасли скот. Теперь всё это заросло лесом. Память о бывшем здесь когда-то монастыре отмечается двумя почитаемыми в народе святынями — Николиным крестом и Николиным камнем,— расположенными вдоль дороги, ведущей к Наглимозеру от Морщихинской. По этой дороге когда-то проходили направлявшиеся в монастырь паломники. Вильно-Порженская культурно-ландшафтная зона включает пять культурно-ландшафтных комплексов, расположенных между Лёкшмозером и Ке-нозером на берегах небольших озёр, столь характерных для этой территории. Почти все выделяемые здесь культурно-ландшафтные комплексы относятся к третьему классу и лишь один — Макарьевский — может быть отнесён к пятому классу. Вильненский комплекс находится в южной части зоны и сформировался на базе деревни Вильно, располагавшейся на мысе одноимённого озера. Вокруг этого места сохранились небольшие открытые пространства, которые до сих пор используются крестьянами, живущими в Морщихинской. Раньше луговые угодья этого ландшафтного комплекса доходили до Коргозера, то есть он был ориентирован сразу на два озера. Вильненский комплекс расположен несколько в стороне от связывающей южную и северную части парка дороги, вдоль которой когда-то размещались наиболее значительные кусты поселений — в том числе Масельга, Думино, Порженский погост. Такое положение заметно снижает значение Вильненского комплекса в жизни парка. К тому же он не выделяется особым богатством сохранившихся на его территории элементов наследия. Здесь можно увидеть только открытые пространства — остатки когда-то богатой системы сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем, его относительная близость к Морщихинской создаёт определённые предпосылки для продолжения активного использования лугов, что позволяет надеяться на сохранение контуров открытых пространств, а значит и всё ещё существующего культурного комплекса. Масельга-Гужовский комплекс расположен между тремя озёрами — Масельгой, Пежихерьем и Вендозером. При этом Масельгская часть комплекса расположена на высоком холме, ориентированном на озеро Масельгу, а Гужов-ская часть занимает холмистый, не заросший лесом полуостров и образует с прилегающими озёрами единое открытое пространство. Важную роль в формировании целостного комплекса играет церковь Александра Свирского (1871 год), возвышающаяся на Хижгоре — узкой гряде, расположенной между деревнями Масельгой и Гужово. Эта церковь выполняет функции вертикальной доминанты ландшафта (к сожалению, в настоящее время почти закрытой разросшимися на склонах Хижгоры деревьями) и вместе с тем — видовой точки, откуда открываются далёкие перспективы на весь ландшафтный комплекс и окружающие его лесные дали. Недалеко от Гужово начинается озёрно-канальная система «Левусозеро-Масельгское», а в трёх километрах от той же деревни, на Левусозере, сохранились руины водяной мельницы XIX века. Луговые пространства комплекса выкашиваются жителями Морщихинской, работающими в СПХ «Лёкшмозерский». В Гужово летом приезжают дачники, бывшие жители деревни или их дети. В одном из домов обосновались реставраторы, восстанавливавшие церковь на Хижгоре. На месте деревни Масельга сохранилось лишь несколько домов. Здесь работает летний экологический лагерь, поэтому Масельга-Гужовский комплекс является одним из приоритетных культурных ландшафтов, на территории которого уже сейчас реализуются уникальные просветительские функции и сохраняется один из интереснейших (прежде всего по его роли в ландшафте) памятников культуры этого края. В перспективе роль этого комплекса должна стать ещё более заметной. Важнейшим условием, необходимым для поддержания данного культурно-ландшафтного комплекса, является активное расширение деятельности экологического лагеря и использование его в течение всего года. Другое условие — это поддержка людей, желающих поселиться в Гужово, причём в первую очередь тех, кто собирается вести там своё хозяйство и сохранять традиционную застройку. Вместе с тем не следует исключать из этого процесса и так называемых «дачников».
Думинский, или Долгозерский комплекс образовался на основе довольно большого куста деревень — Думино, Курмино, Херново, Наволок и Ожегово и развитой системы озёр — Долгое, Чёрное, Невгозеро, Корчозеро, Лобозеро (последнее в результате прорыва плотины заметно сократилось в размерах). С вершины холма, на котором расположено Думино, открываются далёкие перспективы. Дома сохранились в настоящее время в Думино и Ожегово. Ещё недавно в Думино летом жила семья, приезжавшая из Каргополя, однако сейчас село опустело. В Ожегово продолжает приезжать одна семья. Когда-то в Думино была деревянная церковь Тихвинской Божией Матери, располагавшаяся на развилке дорог на Пял-озеро и Масельгу; до наших дней сохранились «святая» роща и кладбище. Луга здесь регулярно выкашиваются Лёкшмозерским СХП. Думинский комплекс относится к одному из приоритетных. Это обусловлено, прежде всего, его особым положением в парковом пространстве, поскольку именно Думин-ский и Порженский комплексы являются теми звеньями, которые объединяют Кенозерский парк в единое целое. В случае их исчезновения парк разделится на две фактически самостоятельные части. Кроме того, необходимо особо отметить чрезвычайно высокие эстетические качества Думинского ландшафта, хорошую сохранность его пространственной структуры, качество сохранившихся строений (к сожалению, находящихся под угрозой исчезновения), явно выраженные сакральные черты. Деревня Думино — оставленные жителями дома в скором времени
Порженский комплекс сформировался на базе трёх деревень — Фёдоровской, Окатовской и Турова сельца — и двух озёр — Порженского и Большего Порженского. От деревень остались лишь отдельные дома, постепенно разрушающиеся. Ещё недавно местные луга выкашивались бывшим совхозом Кенозерский, однако в настоящее время луга оказались заброшенными и зарастают. Порженский комплекс чрезвычайно популярен среди туристов. Он выполняет функции (вместе с Думинским комплексом) связующего звена, объединяющего северную и южную части парка. Перспективность и значимость Порженского комплекса для Кенозерского парка обусловлена не только его центральным положением, но и высокой ценностью расположенной на его территории Георгиевской церкви (1782 год), стоящей в окружении «святой» рощи и входящей в список наиболее значимых памятников деревянного зодчества России. Кроме того, это место выделяется хорошей сохранностью пространственной структуры культурно-ландшафтного комплекса, высокими эстетическими качествами раскрывающихся на его территории пейзажей. Одним из основных условий сохранения Думинского и Порженского ком-лексов является их активное социокультурное и хозяйственное использование, развитие на их территории туристско-экскурсионной инфраструктуры и устройство сети дорог, обеспечивающих нормальную связь для проживающего здесь персонала парка и возможности использования объектов, расположенных на их территории. Через протоку между Порженскими озёрами должен быть восстановлен мост, что будет способствовать и восстановлению дороги, когда-то соединявшей Порженский погост с Макарьевской пустынью. Вдоль неё, как и вдоль дороги на Кенозеро, располагались зарастающие теперь луга и поля. Следует предусмотреть обустройство дорожно-тропиночной сети, обеспечивающей передвижение пеших и конных туристских групп. Может быть, эти нововведения приведут к определённому нарушению таинственности и заповед-ности этих мест, но вместе с тем, позволят создать надёжную базу для их дальнейшего существования как уникальных культурных ландшафтов. Кенозерская культурно-ландшафтная зона делится на ряд относительно автономных подзон, каждая из которых связана с определённым водным объектом. Это Кенозерский плёс (включая Глущевскую лахту), Кенорецкий плёс, озеро Долгое и озеро Свиное. В зоне тяготения Кенозерского плёса выделяется семь культурно-ландшафтных комплексов. Вдоль южной части озера располагаются наиболее крупные Видягино-Тырышкинский и Зихново-Ряпусовский комплексы. Видягино-Тырышкинский комплекс относится ко второму классу. В основе его формирования лежит куст поселений — Видягино, Горбачиха, Тырышки-но, Семёново, Косицыно. Все они расположены на берегах Глубокой Лахты и врезающейся в неё Катицкой Лахты. Видягино расположено на мысу, разделяющем Глубокую Лахту и озеро Домашнее. Все сохранившиеся дома этой деревни ориентированы на Домашнее озеро, более уютное и укромное, чем Глубокая Лахта. Домашнее озеро соединено с Глубокой Лахтой протокой. Доминирующее положение в ландшафтном комплексе занимает деревня Семёново, поскольку именно от неё видны многие другие поселения и ландшафты Кенозера, в том числе Вершинино, Зихново, разнообразные острова, далёкие перспективы. Деревни Тырышкино и Горбачиха разместились одна против другой на берегах Катицкой Лахты. В то же время они входят в основную полосу расселения, протянувшуюся вдоль западного берега Кенозерского плёса. Когда-то Видягино-Тырышкинский комплекс обладал обширными луговыми и пахотными угодьями. В настоящее время идет процесс сокращения открытых пространств и, что самое опасное, их раздробление на отдельные участки. С другой стороны, следует отметить относительно хорошую сохранность луговых массивов, рас положенных в стороне от поселений, например, вдоль дороги, идущей от Тырышкино вдоль Катицкой Лахты. С этих лугов открываются далёкие перспективы на окрестности, здесь сохранились следы традиционного природопользования, в том числе валы вдоль межей, сложенные из валунов и заросшие старыми берёзами и можжевельником, остатки дорог и мелиоративных систем, переходы через ручьи и т. д. Многие из полей используются АО «Кенозерский», а также жителями деревень. Деревня Видягино, вид с озера Домашнего (фото М. Кулешовой)
Часовня Параскевы Пятницы в «святой» роще у д. Тырышкино — одна из самых почитаемых на Кенозере (фото М. Кулешовой)
Когда-то этот комплекс имел чрезвычайно развитую систему поселений, довольно мощное хозяйство и, соответственно, большие площади сельхозугодий. Это объяснялось многими причинами и, прежде всего, наличием дороги, связывавшей Майлахту с Ошевенским и Каргополем. Особая роль этого комплекса в парке и возможность его отнесения к приоритетным культурным ландшафтам определяются прежде всего тем, что здесь предполагается разместить летнюю экологическую школу. Кроме того, следует отметить хорошую сохранность исторической застройки в сельских населённых пунктах, наличие на их территории чрезвычайно интересных строений, уникальной часовни в Зихново, «святых» рощ, а также исключительно живописных пейзажей, открывающихся со многих видовых точек комплекса. В средней части Кенозерской зоны выделяется группа небольших культурно-ландшафтных комплексов. Среди них комплекс, сформировавшийся вокруг деревни Матёра, два островных комплекса, расположенных на островах Медвежий и Мамонов, а также Тарасовский и Телицынский комплексы. Замыкает Ке-нозерскую культурно-ландшафтную подзону Вершининский комплекс.
Власьевская часовня и место бывшей деревни на о. Медвежьем (фото М. Кулешовой)
Для местного населения это — памятное место. Здесь стояла деревянная часовня, вывезенная в Малые Карелы, сохраняется поклонный крест, а на берегу можно увидеть камень, почитаемый бывшими жителями деревни как исцеляющий недуги. Сельскохозяйственные угодья Телицынского ландшафтного комплекса со «святой» рощей в центре (фото М. Кулешовой) Вершининский комплекс (первый класс) включает несколько поселений: Вершинино, Погост, Шишкино, Горы, Карпово. К ним примыкает деревня Глу-щево. Этот комплекс занимает особое положение в системе культурно-исторических комплексов парка и выполняет функцию связующего элемента между культурными ландшафтами Кенозерского плёса, Долгого озера и Глущевой Лахты. На территории Вершининского комплекса сохранилась часовня Святителя Николая (XVII век) в деревне Вершинино, каменная церковь Успения (XIX век) в деревне Погост, часовни XIX века Святого Пахомия в Карпово и Иоанна Богослова в Шишкино. На территориях Карпово и Шишкино располагаются также «святые» рощи, хорошо просматривающиеся во время путешествия по озеру. В Шишкинской роще находилась часовня Божией Матери Тихвинской; ныне на её месте установлен поклонный крест.
Деревня Шишкино со «святой» рощей (фото М. Кулешовой)
На территории Вершининского комплекса находится центр управления северной частью Кенозерского парка, небольшой музей, хранилище музейных фондов. В Вершинино находится пристань, к которой причаливают суда, принадлежащие парку и используемые для перевозки туристов и гостей парка. Здесь же в конце 1990-х годов было построено несколько так называемых «гостевых» домов парка. На территории Вершининского комплекса проживает бoльшая часть сотрудников парка. Всё это делает Вершининский куст поселений своеобразной столицей северной части Кенозерского парка. В будущем особое внимание должно быть уделено повышению качества коммунального хозяйства, проведению мер по благоустройству села, улучшению внешнего облика застройки. Проведение такого рода мероприятий является необходимым условием для возрождения всех крупных поселений Кенозерского парка как элементов его культурного ландшафта. Вокруг Долгого озера выделяются два культурно-ландшафтных комплекса: Тамбичлахтинский и Немятинский. Тамбичлахтинский комплекс (третий класс) сформировался на базе деревень, расположенных на берегах Тамбичлахты. Долгое время между ними сохранялись чрезвычайно чёткие визуальные и функциональные взаимосвязи. Этому способствовало и то, что когда-то здесь были очень обширные сельскохозяйственные угодья, в настоящее время сильно заросшие. Особое место в комплексе занимают деревни Кривцово и Тамбичлахта. Угодья вокруг них связаны не только с Долгим озером, но и с расположенным в одном километре южнее Большим озером. Эти угодья активно используются для сенокошения. До наших дней сохраняются часовни XIX века в Кривцово (Святой Анастасии) и Тамбичлахте (Пречистой Богородицы). В Тамбичлахте сохранилась чрезвычайно выразительная и хорошо просматриваемая с самых разных сторон «святая» роща. Деревня расположилась вдоль устья речки Тамбицы. Когда-то отсюда шла дорога в деревню Бор, следы которой прослеживаются и в настоящее время. В Кривцово располагается один из наиболее интересных «гостевых» домов, устроенных в виде традиционных кенозерских жилищ. От него открываются красивые виды на озеро и на Тамбичлахтинскую рощу. Водный транспорт связывает Кривцово с Вершининым и вместе с тем эта деревня полностью изолирована от остальных поселений Кенозерья. Вторая часть комплекса включает куст поселений: Тырнаволок, Городское, Бухалово, Горку, Бояриново, Раймово. В Тырнаволоке сохранились две часовни: Святого Феодория (XIX век), расположенная на мысу, и часовня-«крест» (XVIII—XX вв.), а также «святая» роща. Часовни XIX века сохранились в Бухалове (Николая Угодника) и Городском (Димитрия). Рядом с Бухаловым в «святой» роще располагалась ещё одна часовня — Макария Многомилостливого, но она была некоторое время тому назад разобрана и использована при строительстве жилого дома в деревне Горки. Сохранилась «святая» роща и на месте деревни Бояриново. Пока не заросли открытые пространства, расположенные вокруг Тыр-Наволокского куста поселений, просматривалась тесная связь этого ландшафтного комплекса с Мининским комплексом Свиного озера.
Усть-Починский комплекс (первый класс) занимает ведущее положение среди комплексов Свиного озера. Он сформировался на основе трёх деревень — Подберезки, Усть-Почи, Мызы. На территории полуострова Суитин находится одна из наиболее живописных видовых точек. В Усть-Поче сохранилась часовня Николая Чудотворца (XVIII век), а в Мызе — две «святые» рощи. В одной из них стояла часовня Александра Невского, которая была уничтожена, а теперь восстановлена вновь. Сама Усть-Поча уже потеряла свой традиционный облик и, казалось бы, не представляет особой ценности как элемент культурного ландшафта. Однако она играет важную роль в сохранении многих культурных ландшафтов, расположенных по берегам Свиного озера и в непосредственной близости от него. Эта роль обусловлена тем, что проживающее в Усть-Поче население продолжает активную хозяйственную деятельность и тем самым обеспечивает сохранность пространственной структуры культурного ландшафта. Главные проблемы для Усть-Почи (как впро чем, и для Почи, Вершинино и других крупных поселений) — это создание рабочих мест и благоустройство.
Шуйлахтинский комплекс (второй класс) раскинулся на берегах залива Шуйлахта и залива Корминская лахта. При этом Шуйлахта разбита островами на несколько самостоятельных заливов. Комплекс включает два куста деревень. Первый куст объединяет Рыжково, Глазово, Федосово, а второй куст — Минино, Печихино и Ершово. Между Мининским и Рыжковским кустами деревень сохранились небольшие массивы лугов, хранящие память о бывших здесь когда-то поселениях и земледельческой освоенности этих территорий в прошлом. Тесная связь между ними, до сих пор прослеживаемая система открытых пространств, расположенных между этими кустами деревень, позволяют утверждать, что это единый культурно-ландшафтный комплекс. В Рыжкове сохраняется постоянное население, что обусловлено близостью к Усть-Поче, которая ещё недавно предоставляла рабочие места жителям близлежащих деревень. В Глазове и Федосове сохранилось несколько домов, используемых в летнее время. На территории комплекса находятся часовни: в Глазове — Святого Духа (1805 г.), в Рыжкове — Введения Богородицы (1801 г.), в Федосове — Архистратига Михаила (XVIII век), а также «святая» роща (Федосово). При этом следует особо отметить недавно отреставрированную Глазовскую часовню, выделяющуюся высокими художественными достоинствами. Раньше здесь были обширные угодья, часть из которых до сих пор активно используется. Деревни, образующие второй куст, имеют постоянное население. Расположенные вокруг них луга регулярно выкашиваются. Вместе с тем, когда-то крупные сельскохозяйственные угодья превращаются в множество мелко контурных угодий, что в перспективе грозит зарастанием лугов и поглощением их лесной чащей. Мининский куст деревень связан не только с Шуйлахтой, но и с Гамозером. Между Печихиным и Мининым расположена «святая» роща с двумя часовнями XIX века (Святого Георгия Победоносца и Казанской Богоматери). Сохраняется «святая» роща и в Ершове. Дом в д. Поромское с видом на Кенорецкий плёс (фото М. Кулешовой)
Поромский комплекс (третий класс) находится на Поромском острове, равно удалённом от большинства других комплексов Кенозерской зоны. Сохраняется деревня, используемая, в основном, лишь в летний сезон. В деревне стоит часовня Святого Антония (XIX век). Эта деревня хорошо известна фольклористам. Известный собиратель русского фольклора Гильдфердинг записал здесь множество былин. Именно здесь жило несколько поколений замечательных русских сказителей, потомки которых живут здесь и поныне. Фактическое прекращение хозяйственной деятельности привело к тому, что существовавшие здесь луга быстро исчезают. В настоящее время сохранилась лишь малая их часть. Першлахтинский комплекс (первый класс) имеет в своей основе большое поселение с относительно устойчивым постоянным населением, что обусловлено его выгодным транспортным положением (фактически Першлахта — это ворота в национальный парк). Здесь сохраняются большие площади открытых угодий, активно используемых в хозяйственных целях. В Першлахте есть часовня (Макарьевская), восстановленная местными жителями на месте уничтоженной. В качестве памятника истории и культуры здесь сохраняется деревянный дом Дмитриевых (1860 г.). В будущем роль Першлахты может стать более значительной. Для этого необходимо, чтобы в поселении была развита определённая инфраструктура, в частности, предусмотрено создание визит-центра парка, строительство гостиницы или мотеля, других объектов, связанных с обслуживанием посетителей, а также осуществлением иных необходимых для парка видов деятельности. Самое серьёзное внимание должно быть уделено архитектурному оформлению поселения, его коммунальному хозяйству, поскольку от этого зависит первое впечатление от парка. Почозерская культурно-ландшафтная зона включает в себя два комплекса: Починский комплекс (первый класс), который сформировался на базе созданного в советское время лесохозяйственного посёлка Поча; Почозерский комплекс (второй класс), расположенный в северной части парка. В основе его формирования лежит куст сёл и деревень — Филипповская, Строева горка, Каковиченская, Потеряевская, Будылгино. Все они, за исключением Потеряевской и Будылгина, расположены между двумя озёрами — Почозером и Святым — и занимают возвышенные места, что создаёт здесь чрезвычайно выразительный образ ландшафта. В селе Филипповском находится один из наиболее интересных памятников деревянной архитектуры, отнесённых к объектам наследия федерального значения — храмовый ансамбль Почозерского погоста, в том числе церковь Происхождения Честных Древ Христовых (1700, 1783 годы), церковь Обретения главы Иоанна Предтечи (XVIII век) и колокольня XVIII века. Кроме того, здесь же расположены две часовни: часовня Иоанна Предтечи на территории погоста (кладбища) со «святой» рощей, ок-ружённой рубленой оградой (XVIII век), и придорожная часовня Кирика и Улиты (нач. XIX века) на развилке дорог у окраины села. Ранее на территории этого комплекса существовало ещё две часовни — на въезде в деревню Коковиченскую (Троицкая) и в Будылгине (на её месте установлен крест). Всё это делает Почозерский комплекс одним из наиболее представительных культурных ландшафтов Кенозерского парка. Важнейшими условиями активного включения этого комплекса в программу развития парка являются: создание здесь туристской инфраструктуры, реставрация находящихся на территории Почозерского комплекса памятников культуры, улучшение качества дороги, связывающей этот куст деревень с Вершининым и Першлахтой.
Почозёрский погост (фото М. Кулешовой)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|