Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ.




ОБЩАЯ ЛОЦИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ.

Наука, изучающая условия плавания судов по водным путям, называется лоцией. Различают общую и специальную лоции. В общей лоции рассматривается одновременно целый класс водных путей, например, реки, водохранилища. Специальная лоция - это справочное описание конкретного участка водного пути, составленное на основании общей лоции.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ.

Реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства, принято называть внутренними водными путями. Если эти пути используются для движения судов, их называют внутренними судоходными путями. Сезон, в течение которого осуществляется судоходство, называют навигацией (навигационным периодом).
Главной особенностью внутреннего водного пути является наличие судового хода - водного пространства, предназначенного для движения судов и обозначенного на местности или на карте. Положение судового хода на внутреннем водном пути обозначают с помощью специальных навигационных знаков. Сигнальные огни на этих знаках называют навигационными огнями.
Условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками, называется осью судового хода.
Кромка судового хода - это условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине. Различают правобережную и левобережную кромки. Переход судового хода от одного берега реки к другому называют перевалом судового хода.
Судовой ход характеризуют габаритами - глубиной, шириной, надводной высотой и радиусом закругления. Наименьшие глубину, ширину и радиус закругления судового хода, поддержание которых гарантируется службой пути, называют гарантированными.
Неотъемлемая принадлежность внутреннего судоходного пути - порт - участок берега с прилегающим водным районом (акваторией), где размещены сооружения и устройства для погрузки-выгрузки судов и их обслуживания. Акватория порта обеспечивает в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. Часть этой акватории, предназначенная для якорной стоянки судов, называется рейдом.
Порт оборудован специальными гидротехническими сооружениями, к которым относятся причалы, пирсы, молы, волноломы и др. Причал - это сооружение, предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов и имеющее для этих целей специальные швартовные устройства. Пирсом называют конструктивное объединение причалов, выступающее в акваторию порта и позволяющее швартовать к нему суда не менее, чем с двух сторон. Оградительные сооружения для защиты акватории порта или береговой полосы от волнения, наносов и льда называют молом и волноломом. Первый примыкает одним концом к берегу, у волнолома оба его конца с берегом не соединены.
Изображение участка внутреннего водного пути и прилегающей полосы берега, составленное на основе гидрографических работ, называют картой внутреннего водного пути. Для второстепенных водных путей, например, для притоков рек с нерегулярным судоходством, пользуются схемами судового хода.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ. Может быть произведена по гидрометеорологическим условиям плавания, габаритам судового хода, интенсивности судоходства и характеру навигационного оборудования (судоходной обстановки). Соответственно внутренние водные пути подразделяют на категории, классы, группы, разряды.
Если для судоходства используется природный водоем, такой водный путь называют естественным. Если водоем создан человеком, водный путь называют искусственным. К естественным водным путям относятся реки и озера, к искусственным - водохранилища и каналы.

КАТЕГОРИИ И КЛАССЫ ВОДНЫХ ПУТЕЙ. Класс внутреннего водного пути - это его характеристика, установленная в зависимости от габаритов судового хода. Все водные пути подразделяют на семь классов, которые объединены в четыре категории: сверхмагистраль, которая относится к I классу, магистраль - ко II или III классу, путь местного значения - к IV или V классу, малая река - к VI или VII классу. Сверхмагистраль характеризуется, например, гарантированной глубиной более 2,6 м, шириной судового хода 100-85 м и радиусом его закругления 1000-600 м. У магистрали II класса гарантированная глубина 1,6-2,6 м, III класса - 1,1-2,0 м, пути местного значения IV класса - 0,8- 1,4 м, V класса - 0,6-1,1 м, малой реки VI класса - 0,45-0,8 м, VII класса - менее 0,6 м.

ГРУППЫ ВОДНЫХ ПУТЕЙ установлены в зависимости от интенсивности судоходства и связанного с этим характера навигационного оборудования. По водным путям I группы, например, в обоих направлениях в течение суток проходит более 30 судов и составов, по водным путям III группы - всего до пяти таких судов и составов. Водные пути I-III групп имеют дневное и ночное навигационное оборудование (знаки и огни). Водные пути IV и V групп имеют только дневное навигационное оборудование.

РАЗРЯД ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ПУТИ - это его характеристика, установленная в зависимости от волнового режима. Разряды водных путей различны для транспортных судов, поднадзорных Речному Регистру, и судов, поднадзорных ГИМС. По правилам Речного Регистра внутренние водные пути могут быть разрядов " Л ", " Р ", " О " или " М ". На водных путях разряда "Л" ветровые волнения, при которых одна из ста следующих подряд волн достигает высоты 0,6 м, наблюдаются в течение времени, не превышающего 4 % длительности навигации. На водных путях разрядов "Р" и "О" высота таких волн соответственно 1,2 и 2,0 м. В Украине нет внутренних водных путей разряда "М".
В ГИМС Украины принято деление водоемов на четыре разряда (с 1-го по 4-й), причем отдельно выделены прибрежные морские воды.

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ УКРАИНЫ. К ним относятся судоходные реки и водохранилища. Общая протяженность судоходных путей - свыше 5000 км, из них с дневным и ночным навигационным оборудованием - около 4300 км. Транспортный флот обслуживает более 600 портов, пристаней и остановочных пунктов. Судоходных каналов в Украине нет, кроме подходных каналов к шлюзам водохранилищ. Движение плотов и сплав леса по судоходным рекам Украины не осуществляются.

РЕКИ.

Различают реки большие - с площадью бассейна более 50 000 кв.км., средние - от 2000 до 50 000 кв.км. и малые - менее 2000 кв.км. Бассейны больших рек, как правило, расположены в разных географических зонах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ.
Долина - пониженная часть земной поверхности, расположенная по обе стороны реки на всем ее протяжении.
Пойма - часть речной долины, затапливаемая паводковыми водами.
Русло - пониженная часть речной долины, по которой течет вода при самых низких (меженных) уровнях.
Каждая река имеет начало - исток, который может быть озером, болотом, ледником, ключом и т.д., и устье - место окончания реки и впадения ее в море, озеро или другую реку.
Строение речного русла определяют подвижные скопления наносов, которые принято называть русловыми образованиями. Типичным русловым образованием является перекат - устойчивое наносное образование, имеющее вид поперечного вала во всю ширину реки, который пересекает русло под углом к общему направлению течения и вызывает отклонение течения от одного берега к другому. Участок реки между двумя перекатами в лоции называют плесом. Иногда так называют участок реки, где на всем протяжении сохраняются одинаковые условия судоходства.
Другой пример руслового образования - осередок. Так называют наносное образование, омываемое водой со всех сторон. На осередке нет растительности. В этом его отличие от острова, который представляет собой часть поймы, омываемой водой со всех сторон. Верхнюю по течению часть острова или осередка называют приверхом, нижнюю - ухвостьем.
Русло реки извилисто. В результате взаимодействия с ним потока воды могут возникнуть: извилина - длинный пологий изгиб русла вместе с долиной; лука - длинная крутая извилина, у которой расстояние между началом и концом мало по сравнению с длиной; излучина - пологий изгиб русла в пределах долины; колено - короткий крутой изгиб русла тоже в пределах долины.
Поток воды может размывать узкий перешеек излучины. Такое естественное спрямление русла называют прорвой (промоиной). Если же бывшая излучина, спрямленная новым руслом, изолирована от него, ее называют старицей (стариком, староречьем). Часть старицы реки, обмелевшую из-за промоины в верхней оконечности и оборудованную для стоянки судов, называют затоном.
У русла реки могут быть ответвления. Если у такого ответвления имеются все свойственные руслу образования, его называют рукавом. Основным (коренным) руслом принято считать тот рукав, в котором расположен судовой ход. Если рукав проходит по пойме в стороне от основного русла и не имеет типичных русловых образований, его называют протоком (протокой), узкий рукав, рассекающий остров, называют прораном, узкий проток в дельте реки - ериком.
Если в месте слияния двух рек или рукава с основным руслом берег образует острый угол, его называют стрелкой. Урез (воды) - линия пересечения спокойной поверхности воды с берегом. Узкую полосу отлогого берега, примыкающую к урезу воды, называют заплеском (приплеском).

ПИТАНИЕ И ВОДНЫЙ РЕЖИМ РЕК.
Реки питаются за счет таяния снега (весной), дождей (летом и осенью) и грунтовых вод (летом и зимой). Количество воды в реке колеблется из года в год и в пределах года. Соответственно изменяется и уровень воды в реке, который измеряют относительно некоторой условной горизонтальной поверхности сравнения.
Водный режим реки - это изменение во времени уровня воды в реке, вызванное процессами накопления и расходования влаги в речном бассейне. Характерные состояния водного режима называют его фазами. Основные фазы водного режима реки: половодье, паводок, межень.
Половодь е ежегодно повторяется в связи с сезонным изменением климата и характеризуется высоким и длительным подъемом уровня воды, вызванным таянием снега в бассейне реки. В половодье вода выходит из русла реки и заливает ее пойму. На реках Украины половодье бывает в весенние месяцы - март, апрель, май и может продолжаться от двух-трех недель до одного-двух месяцев.
Паводок может многократно и нерегулярно повторяться в различные сезоны года и характеризуется интенсивным кратковременным увеличением уровня воды. Паводок во время навигации вызывается дождями. Его продолжительность - от недели до месяца.
Паводок, выдающийся по величине и редкий по повторяемости, могущий вызвать жертвы и разрушения, называется катастрофическим. Иногда так называют и половодье с этими же последствиями.
Наводнение - это затопление территории водой, являющееся стихийным бедствием. Наводнение может наблюдаться во время паводка или половодья, при подъеме воды вследствие ветрового нагона воды в устье реки, из-за прорыва гидротехнических сооружений.
Межень ежегодно повторяется в одни и те же периоды года и характеризуется длительным стоянием низкого уровня воды, возникающего вследствие уменьшения питания реки. Различают летнюю и зимнюю межени. За начало летней межени принимают конец половодья, за окончание - наступление подъема воды после осенних дождей. Обычно меженный период навигации приходится на июль-август, когда реки питаются, в основном, грунтовыми водами.
За счет сооружения на реках водохранилищ можно эффективно регулировать водный режим в течение всей навигации. В результате она проходит при сравнительно одинаковом уровне воды.

ЛЕДОВЫЙ РЕЖИМ РЕКИ.
Это совокупность закономерно повторяющихся процессов возникновения, развития и разрушения ледяных образований. Фазами ледового режима являются замерзание, характеризующееся образованием ледяного покрова, ледостав, когда на реке имеется сплошной неподвижный лед, и вскрытие, при котором ледяной покров разрушается.
К признакам ледостава относятся: установление среднесуточной минусовой температуры на протяжении порядка трех недель; появление на поверхности воды сала - иглообразных и пластинчатых кристаллов льда в виде пятен и тонкого сплошного слоя, вначале в местах со слабым течением; образование внутриводного льда в толще воды и на дне реки; движение по поверхности и внутри водного потока шуги - всплывшего на поверхность или занесенного вглубь потока внутриводного льда в виде комьев, ковров, венков из серой губчатой массы рыхлого льда. У уреза воды образуется примыкающая к нему полоска льда - заберег.
По мере снижения температуры и увеличения количества шуги из нее образуются осенние льдины, дающие начало осеннему ледоходу. С увеличением количества льдин и шуги их продвижение затрудняется, они постепенно смерзаются между собой и с заберегом. Наступает ледостав, быстро распространяющийся по реке.
Вскрытие рек происходит после наступления положительной среднесуточной температуры на протяжении порядка двух недель.Одним из его первых признаков служит образующаяся между берегом и льдом полоска воды - закраина.

ВИДЫ и НАЗВАНИЯ БЕРЕГОВ РЕКИ.
Луговые, или меженные, берега лежат в пойме реки и затапливаются во время половодья. Коренные берега, или кряжи, - это не затапливаемые склоны речной долины, состоящие из коренных горных пород. Кряжи являются границами долины. Коренной берег в виде высокого мыса, вплотную подходящий к руслу реки, называют рынком гор.
Обрывистый пойменный берег называют яром. Он обычно вогнутый, размывается течением реки. Верхнюю и нижнюю по течению части яра называют соответственно верхним и нижним плечами яра. Верхний обрез яра называют его бровкой (гребнем). Яр может быть чистым, если возле него нет подводных препятствий для судоходства, и нечистым, если такие есть.
Надводную песчаную отмель с дугообразным выгнутым краем у противоположного яру берега называют песком. Он может быть отлогим или обрывистым, обрезным - говорят, что течение "песок режет". Обычно отлогие пески расположены прямо напротив яра, а ниже их, где течение направлено от яра, - пески обрезные.
На криволинейных участках реки один берег выпуклый, другой - вогнутый. Вогнутый берег обрывист, подмывается течением, около него значительная глубина. У выпуклого берега течение слабое, откладываются наносы, глубина возле него постепенно увеличивается к середине реки.
Берег, вдоль которого расположен судовой ход, называют ходовым, противоположный ему - неходовым. Аналогично различают приглубый (глубокий) и отмелый (мелкий) берега. Берег считается ходовым (приглубым), если ширина примыкающей к нему несудоходной полосы не превышает 10, 20 и 30 м при ширине судового хода соответственно до 50, 150 м и более 150 м. В низовьях крупных рек и на водохранилищах, где ширина судового хода более 300 м, берег считается приглубым, если ширина несудоходной полосы не превышает 70 м.
Если стать лицом по направлению течения реки, то справа будет правый берег, слева - левый. У рек Украины, как правило, правый коренной берег круче левого, а левобережная пойма шире правобережной.

ТЕЧЕНИЕ РЕК И ХАРАКТЕР ВОДНОГО ПОТОКА.
Течение воды в реках вызвано уклоном водной поверхности от истока к устью: чем больше уклон, тем выше скорость течения. Эта скорость зависит также от средней глубины, извилистости и шероховатости русла. Она различна на плесах и перекатах: в межень больше на перекатах, в половодье - на плесах. Скорость течения уменьшается от истока к устью реки.
Скорость течения реки - это усредненная скорость течения отдельных струй речного потока. Скорости струй неодинаковы в разных точках поперечного разреза потока, площадь которого называют живым сечением русла реки. Скорость струи максимальна над самым глубоким местом вблизи поверхности воды в точке, отстоящей от поверхности примерно на 0,2 глубины. От этой точки скорость струй уменьшается ко дну реки и к ее берегам.
На поверхности воды скорость струй максимальна над самым глубоким местом. Линия, соединяющая на водной поверхности точки с наибольшими скоростями течения струй и с наибольшей глубиной русла, называется стрежнем реки.
На изгибах русла одновременно с течением вдоль него наблюдается и поперечное течение: на поверхности - в сторону вогнутого берега, у дна - в сторону выпуклого. Так что на криволинейных участках реки поток воды как бы "ввинчивается" вдоль русла вниз по течению. Это винтообразное течение воды "сносит" стрежень реки ближе к вогнутому берегу. Таким образом, на прямолинейных участках реки скорость течения наибольшая в середине русла, на криволинейных - ближе к вогнутому берегу.
При изменении уровня воды возникают два дополнительных поперечных течения между серединой реки и ее берегами. При подъеме воды эти течения на поверхности воды направлены от середины к берегам, на дне - от берегов к середине, а посредине реки - снизу вверх. При спаде воды - наоборот.

НЕПРАВИЛЬНОСТИ ТЕЧЕНИЯ.
Речной поток может иметь особенности течения, существенно влияющие на движение судна вверх и вниз по реке.

Рис.: Неправильности течения: 1 - майдан за устоями моста; 2 - свальное течение против устья притока; 3 - затяжное течение у при-верха острова; 4 - свальное течение за ухвостьем острова; 5 - прижимное течение; 6 - майдан у впадения притока; 7 - суводь за выступом берега.

Прижимным (навальным) называют течение, под действием которого суда сносятся к берегу или какому-то объекту. Прижимное течение реки - это проявление винтообразного движения воды в криволинейном русле. Так как прижимное течение направлено к вогнутому берегу, оно может приводить к навалу судов на него, особенно при движении вниз по реке. Чем круче поворот русла, тем сильнее прижимное течение.
Свальным называют такое течение в реке, которое пересекает ось судового хода под некоторым углом. Свальное течение вызывается сливом воды, направленным под значительным углом к стрежню реки. Возникает из-за разного уровня воды по ширине реки, например, при впадении в реку притоков, переходе стрежня от одного берега к другому, на перекатах, расположенных на изгибах русла, и т. п.
Затяжное течение - то, которое направлено из основного русла в рукав реки. Как и свальное, оно направлено под углом к стрежню реки. Возникает при разделении русла на рукава. Особенно большую скорость имеет в половодье у прорв, протоков, проранов.
В русле реки могут также возникать и вихревые течения, приводящие к образованию суводей и майданов.
Участок реки, на котором вода вращается в одну сторону, называется суводью. Она возникает за выступами берегов, мысами. У правого берега вода в суводи вращается по часовой стрелке, у левого - против нее. При сильном течении большие суводи образуются за рынками гор. Вдоль оси вращения суводи поток воды движется снизу вверх. Особенно много суводей бывает во время половодья.
В районе вершины очень крутой излучины у вогнутого берега также возникает суводь, однако вдоль ее оси поток воды направлен вниз, образуя на поверхности воды воронку. Такую суводь называют также омутом (водоворотом).
Если скорость течения невелика, за выступами берегов образуются не суводи, а тиховоды - участки реки с малыми скоростями течения. Тиховоды возникают также за выпуклыми берегами, отлогими песчаными отложениями в русле.
Участок реки, где вода совершает беспорядочные возвратно-поступательные движения, называется майданом. Майданы образуются при слиянии потоков воды с разными скоростями течения, за опорами мостов, а также при обтекании подводных препятствий, несколько ниже их. Признаками майданов являются перемещающиеся по течению водовороты и рябь на поверхности воды. Водовороты вращаются и по часовой стрелке, и против нее. При этом образуются и воронки, и выбросы струй вверх, вода как бы кипит.
При слиянии рукавов могут образовываться крупные майданы (до десятков метров в диаметре), особенно если потоки воды встречаются почти под прямыми углами. Такие майданы называют также спорными водами.

НАНОСНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РУСЛЕ.
Наблюдаются, главным образом, у равнинных рек. Наиболее характерный вид отложения наносов - коса, которая образуется у выпуклого берега в виде клина, идущего под углом вниз по течению. Коса постепенно уходит под воду, далеко вдаваясь в русло реки. Небольшой залив между косой и берегом, обычно у верхнего плеча яра, называют затониной.

Рис.: Наносные образования: 1 - коса; 2 - заструга; 3 - затонина; 4 - осередок; 5 - высыпка.

Некоторые разновидности песчаных наносов в лоции имеют особые названия: заструги, заманихи, побочни, шалыги. Заструги - это подводные песчаные наносы в виде зубьев у нижней оконечности косы, которые иногда тянутся до противоположного берега. Над застругами обычно неровное течение.
Заманихой называют большую застругу, далеко уходящую в русло. Обычно она встречается на глубоких участках реки, в связи с чем опасна для судов, идущих вверх по тиховоду около песков.
Побочень - это подводное массивное песчаное отложение у берега, обычно вогнутого. Побочень сильно вдается в русло, его длина по течению обычно мало превышает ширину. В межень прибрежная часть побочня может обсыхать.
Шалыгой называют небольшую песчаную отмель-бугор, образовавшуюся на судовом ходу по случайным причинам: за затонувшими предметами, за стоящим на мели судном. После снятия судна с мели или подъема затонувшего предмета шалыга размывается.
Наконец, отложения наносов в русле могут иметь вид подводного или надводного осередка.

ПЕРЕКАТ.

Это устойчивое наносное образование в виде вала, пересекающего русло реки (в народе его часто называют бродом). Является основным фактором, усложняющим судоходство на реках. Чаще всего перекаты находятся в местах перехода потока воды из одной извилины в другую.
У переката различают следующие элементы (см. рис.):

Рис. Перекат:
а
- вид сверху,
б
- продольный профиль по судовому ходу,
в
- поперечный разрез по гребню;
1- верхняя плесовая лощина; 2 - гребень; 3 - нижняя коса; 4 - нижняя плесовая лощина; 5 - корыто; 6 - седловина; 7 - верхняя коса; 8 - минимальная глубина пере ката; 9 - подвалье; 10 - напорный скат.

верхняя и нижняя плесовая лощины - прилегающие к перекату сверху и снизу участки реки, части плесов, по которым идет судовой ход; косы (побочни, пески) - верхняя и нижняя; седловина - вал из наносов, соединяющий верхнюю и нижнюю косы; корыто - наиболее глубокая часть седловины, где проходит судовой ход; напорный (верхний) скат - верховая пологая часть седловины; подвалье (нижний скат) - низовая, более крутая ее часть; гребень - верхняя кромка подвалья, наиболее мелководная часть переката. Самая низкая часть гребня в корыте характеризует минимальную глубину на перекате. Особенно мелководные перекаты образуются в устье несудоходных рек во время половодья.

В половодье направления течения параллельны берегам перекатов, в межень - зависят от их особенностей. Так, от формы подвалья зависит образование свального течения: например, у переката с ровным подвальем четко выраженный стрежень реки совпадает с осью корыта и нет свальных течений.

НЕРАЗМЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РУСЛЕ РЕКИ.
Состоят из глины или камней. Глинистый выступ у высокого берега яра называют печиной. Она может быть под или над водой - в зависимости от уровня воды. Ниже печины образуется суводь - по ней судят о наличии подводной печины. Иногда она по мере размыва берега может превратиться в глинистый подводный осередок. Возле печины всегда большая глубина и быстрое течение.
Каменистые образования в русле реки более разнообразны. На реках Украины встречаются высыпки, огрудки, одинцы, пороги, гряды.
Высыпка - это твердая отмель, образованная выносами мелкой гальки или камней из оврага или притока, несколько ниже по течению.
Огрудком называют небольшое скопление камней в русле, обычно вытянутое вдоль берега на небольшом расстоянии от него, по сути это каменистый осередок. А одиночный камень больших размеров в русле реки называют одинцом. Он огражден навигационными знаками.
Порогами в лоции называют каменистый участок русла с большим уклоном, который характеризуется большой скоростью течения и малыми глубинами. На порогах судовой ход извилист и стеснен камнями.
Гряда (забора) - это подводное скопление камней во всю ширину русла, не влияющее на условия судоходства по судовому ходу: последний обычно глубокий, но узкий и извилистый. Скорость течения в этом случае меньше, чем на порогах. Грядой называют также каменистую косу.

ПРЕПЯТСТВИЯ В РУСЛЕ РЕКИ.
К искусственным препятствиям относят различные гидротехнические сооружения, которые ограничивают габариты судового хода. На реках к таким сооружениям относятся дамбы, запруды, полузапруды, плотины.
Дамба стоит параллельно речному потоку или под небольшим углом к нему. Она направляет поток воды вдоль судового хода, предохраняя берег от разрушений.
Запруда перегораживает несудоходный рукав реки от берега до острова. При высоком уровне воды может уходить под воду, создавая повышенную опасность для маломерных судов.
Полузапруда перегораживает часть русла, одним концом упираясь в берег. В зависимости от уровня воды может быть подводной или надводной. Полузапруда изменяет направление течения и сужает русло.
Плотина в отличие от запруды перегораживает все русло реки и ее долину. На судоходной реке оборудована шлюзами для пропуска судов.
Габариты судового хода для транспортных судов ограничивают также мосты. Если мост стоит не перпендикулярно к течению, его устои вызывают косоструйность течения. Это, а также возможность сноса на устои, делает такой мост опасным для плавания маломерных судов. Особенно опасны во время половодья остатки разрушенных мостов.
К случайным препятствиям относятся затонувшие лодки, грузы, карчи, камни-одинцы, утерянные якоря и т.п. Если такие препятствия находятся на судовом ходу, их ограждают плавучими навигационными знаками. Опасным для маломерного судна случайным препятствием может быть бревно-топляк, затонувшее или плывущее под водой.
Ниже случайных препятствий на дне реки образуются шалыги. Поверхность реки непосредственно над подводным препятствием блестящая, сглаженная. Чуть ниже его образуются майданы с темной волнистой поверхностью и подвижными вихрями воды.

ВОДОХРАНИЛИЩА.

Водохранилища создают не только с целью хранения воды, но и для регулирования стока, т.е. движения воды в реке. Сток характеризуется количеством воды, протекающим за какой-либо период времени, например, за год, сутки.
Плотина крупного водохранилища представляет собой комплексный гидроузел, в котором объединены различные гидротехнические сооружения: гидроэлектрическая станция (ГЭС), судопропускное сооружение (шлюз), водоспуск для опорожнения водохранилища, водосброс для сбросов воды во избежание переполнения водохранилища, водовыпуск для регулируемых подач воды (попусков) через плотину, рыбопропускное устройство.
В результате взаимодействия водных масс водохранилища с его берегами происходит заиление и переформирование берегов. Заиление водохранилища - это процесс занесения его чаши наносами, а переформирование его берегов - изменение первоначальной формы береговых склонов из-за разрушения надводной части склонов волнами и образования береговых отмелей.
Акваторию, примыкающую к плотине сверху и снизу, называют бьефом; выше плотины - верхним, ниже - нижним.
Уровень воды, образующийся в водохранилище в результате подпора, т.е. подъема уровня воды с помощью плотины, называют подпорным уровнем воды. Нормальный подпорный уровень (НПУ) - это наивысший подпорный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации водохранилища. НПУ принимается за основу при составлении навигационных карт водохранилищ.
Уровнем навигационной сработки (УНС) называют предельно допустимый уровень сработки (опорожнения) водохранилища во время навигации. Наиболее часто он наблюдается в начале и в конце навигации. Гарантированные габариты судового хода выдерживаются вплоть до уровня навигационной сработки.
В CCCР все уровни воды измеряли относительно единой уровненной поверхности воды - поверхности Балтийского моря, точнее нулевой отметки Кронштадского водомерного поста.
Для укрытия судов от шторма на водохранилищах служат естественные или искусственно построенные порты-убежища. Сведения о них приведены в специальной лоции. Участок берега рядом с плотиной вместе с прилегающей к нему акваторией, которые искусственно защищены от ветра и волнения, принято называть аванпортом. Он предназначен для стоянки и проведения грузовых операций перед шлюзованием, а во время шторма служит портом-убежищем.
В лоции водохранилищ иногда пользуются понятием судоходной трассы. Так называют акваторию, ширина и глубина которой значительно превышает гарантированные глубину и ширину судового хода.

ВОДНЫЙ РЕЖИМ ВОДОХРАНИЛИЩ.
Водовыпуск плотины водохранилища позволяет осуществлять многолетнее, сезонное, недельное и суточное регулирование стока. Многолетнее регулирование - это дополнительный попуск воды из водохранилища в маловодные годы. Сезонное регулирование вызывается, в первую очередь, потребностями судоходства, недельное и суточное - графиком производства электроэнергии.
Суточное и недельное регулирование ниже плотины создает зону резкого колебания уровня воды в течение суток и на протяжении недели. При суточном регулировании в 5-10 км от плотины наиболее низкие уровни воды наблюдаются в ранние утренние часы, наиболее высокие - в вечерние часы. С удалением от плотины суточные колебания уровня воды уменьшаются, а сроки наступления подъема и спада воды сдвигаются на величину времени добегания сброшенных масс воды. При недельном регулировании минимальные уровни воды приходятся на субботы и воскресенья. На расстояниях в 30-40 км сроки наступления минимальных уровней могут наблюдаться в воскресенья и понедельники. В межень колебания уровня ощущаются на расстоянии до нескольких десятков километров, в половодье и во время паводка - на расстоянии, намного меньшем.
Колебания уровня воды в самом водохранилище определяются его водным балансом, т. е. соотношением прихода и расхода воды, степенью регулирования стока с помощью плотины, а также действием ветра на массу воды в водохранилище.
Изменения уровня воды в связи с водным балансом и сезонным регулированием доходят до нескольких метров в год. Обычно уровень воды повышается весной, когда водохранилище заполняется талыми водами. В течение лета уровень понижается. Недельное регулирование вызывает более заметное изменение уровня в нижней части водохранилища, чем суточное.
Длительный и сильный ветер может вызвать перекос зеркала воды в водохранилище: в одной его части наблюдается нагон воды, в противоположной - сгон. На мелководных водохранилищах это явление выражено сильнее. Наибольший подъем уровня бывает в начале нагона. В это время колебания уровня воды могут доходить до 1 м.

ТЕЧЕНИЯ НА ВОДОХРАНИЛИЩАХ.
Возникают под действием ветра и стока воды. Ветровые течения наблюдаются вдали от берегов, их скорости сравнительно невелики. Стоковые течения зависят от участка водохранилища и периода навигации. В нижней части водохранилища течение может быть достаточно быстрым во время весеннего паводка и сброса воды через плотину. В половодье скорость течения в узких местах водохранилища может быть сравнима со скоростью течения рек.

ЗОНЫ ВОДОХРАНИЛИЩА.
С точки зрения судоходства у водохранилищ различают три зоны: озерную, озерно-речную и речную с высотой волн соответственно более 2,0; 2,0-1,2 и менее 1,2 м.
Озерная зона характеризуется большими глубинами, интенсивным размывом берегов и небольшой скоростью течения. Исключением является небольшой участок стока непосредственно перед плотиной - здесь сильное течение опасно для всех судов. Движение транспортных судов в озерной зоне осуществляется над затопленной поймой по специальным трассам или вне их.
Озерно-речная зона при высоких уровнях воды мало отличается от озерной. Если уровень воды низкий, глубины над бывшей поймой сравнительно небольшие, и судоходство осуществляется только по трассам.
В начале лета в речной зоне водохранилища условия плавания близки к условиям озерно-речной зоны. По мере снижения уровня воды условия плавания приближаются к речным, и судоходство идет только по руслу.
Речная
зона примыкает к зоне заклинивания кривой подпора - так называют зону, где водохранилище переходит в русло образовавшей его реки. Как правило, новые водохранилища сооружают в зонах заклинивания кривой подпора нижележащих водохранилищ.

ШЛЮЗЫ.
Это гидротехнические сооружения в плотинах водохранилищ для перемещения судов с одного бьефа на другой. Шлюз состоит из камеры - бассейна с изменяющимся уровнем воды, в котором швартуются суда во время процесса шлюзования, и подходных каналов к этой камере. В последних имеются причалы-пирсы для стоянки судов, ожидающих шлюзования.
Массивные передняя и задняя части камеры шлюза называются головами шлюза. В них размещены ворота шлюза и системы наполнения и опорожнения камеры. Для швартовки в камере шлюза имеются специальные причальные устройства. У шлюзов с небольшим подпорным уровнем - это причальные тумбы и ряд вертикально расположенных неподвижных рымов (крюков). При большой величине подпорного уровня применяют плавучие рымы, которые перемещаются в вертикальной стенке камеры за счет изменения уровня воды в камере.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных