Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи и упражнения. 1. Охарактеризуйте вторжение неосознанных очагов напряженности подсознания.




1. Охарактеризуйте вторжение неосознанных очагов напряженности подсознания.

«Обычно человек не подозревает о содержании очагов напряженности своего подсознания. В качестве примера используем сюжет из фильма Тарковского «Солярис». Здесь важна сцена, где герой – Крис – делает открытие. Он осознает, что участники экспедиций, посылаемых с Земли под лозунгом «изучить другие формы жизни», на самом деле боятся, не хотят обнаружить другую жизнь. Планета Солярис представляла из себя иную форму жизни – планетарный мозг. Изучив людей, он стремится дать людям все, чего они не могли получить на Земле. Это были желания, вытесненные из сознания, которые хранились у них в глубинах подсознания в следствие их несовместимости с социальными табу.

Заглянув туда, мозг их обнаружил и каждому члену экспедиции дал именно то, чего ему не доставало. Но участники страшно испугались. Один покончил жизнь самоубийством, а остальные стали прятать своих «гостей» друг от друга. Крис тоже пережил по этому поводу душевный кризис и несколько раз добивался уничтожения «гостьи», но каждый раз получал от мозга ее снова. Мозгу Соляриса было невдомек, почему, если люди «этого» больше всего хотят и продолжают хотеть после уничтожения, они все-таки прячут или убивают «гостей»? Постепенно мозг догадался, что надо дать не только изолированную «сочную морковку», но «целый огород», где на человека не давили бы старые «табу». Тогда он предложил Крису остров с отчим домом и возможность встречи с давно умершей матерью. Только в таком расширенном исполнении этот подарок стал приемлемым». (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 127).

 

2. О каких механизмах психологической защиты идет речь?

а) «В ряде случаем эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в общении, трансформируется и представляется их виновникам как принципиальность, душевная тонкость, артистичность или как нежелание перекладывать свои беды на плечи друзей и близких, т.е. как своеобразный вид альтруизма. Д. Матс и Т. Сайкс даже разработали теорию нейтрализации, согласно которой преступник не отметает от себя общепринятые нормы морали и в целом разделяет их, но свое преступное поведение оправдывает с помощью проекций обвинения жертвы, обстоятельств, ссылок на окружающих: все так делают, бесконечных претензий в адрес судей: судьи-то кто?

Проекция может иметь национальный характер. Так, многие американцы проецируют: групповую солидарность, хитрость и корыстолюбие на евреев; лень, беспечность, суеверие, невежество и распущенность – на негров и т.д. Подобные проекции поддерживают их уверенность в себе». (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 138)

б) «Этот способ психологической защиты может активизироваться в ситуации непереносимого страдания. В концлагерях были такие заключенные, которые, несмотря на голод, жажду, холод и унижения человеческого достоинства (приводящее большинство заключенных к бессилию, переживанию тотальной угрозы и полному автоматизму), смогли как бы отдалиться от своего страдания и не думать только о еде или тепле. В этом случае часто защитой от лагерного кошмара выступало чувство дереализации. Тем самым они сохраняли внутреннюю свободу – пространство, в котором могли мыслить, мечтать и планировать, т.е. освобождаться от кошмара настоящего.

В воспоминаниях о лагере Заксенхаузен С. Пигонь пишет: «Старинные крепости были двухъярусные. Над «нижним», на высокой монолитной скале высился «высокий замок». Когда первый был захвачен врагом, во втором еще долго можно было держаться. И в концентрационном лагере каждому для противостояния зловещему насилию, снижению чувствительности к страданию, надо было найти в себе такой «высокий замок», затвориться в оплоте из нерушимых идей и надежд, вцепиться в него всеми когтями и ни на минуту не отпускать. Это позволяло не поддаваться приступам сомнения и держаться как камень в грунте. Такая вооруженность не зависела не от возраста, ни от запаса жизненных сил». Известный психолог В. Франкл во время своего пребывания в концлагере, когда большинство его товарищей по несчастью потеряли надежду и впоследствии погибли. Был занят мыслями о лекциях, которые он будет читать после освобождения. Эти лекции должны были помогать людям, попавшим в экстремальные ситуации, концентрируя их усилия на преодолении безнадежности. Такой образ мыслей поддерживал его жизнеспособность». (Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб., 2002. – С. 140-141)

в) Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова хочет освободиться от мучительной мысли об измене своей любви к князю Андрею: «После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила, что она никогда не любила князя Андрея…»

 

3. Чем отличаются друг от друга установка и отношение?

«Установка характеризуется готовностью. Оговорки и дополнения, сделанные по этому поводу Ф.В. Бассиным и другими, не исключают этого основного факта. Что касается отношения, то его как образование характеризует избирательность, тяготение или отталкивание. Несмотря на близость избирательности и готовности, все же между ними ест разница». (Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., Воронеж. 1995. – С. 109)

 

4. Объясните как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. Проанализируйте приведенные примеры.

· «Заседание закрыто… Ах, простите… Заседание открыто», - объявляет председатель.

· Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку, однако, каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию…а не умрет ли она во сне?

 

5. К. Хорни предложила выделять несколько стратегий, приспосабливающих человека к миру и избавляющих его от первичного чувства коренной тревоги. Приведите из литературы примеры таких стратегий:

а) «невротического стремления к любви»

б) «стремления к власти»

в) Невротической изоляции»

г) «невротической покорности»

Поясните, как формируются именно такие индивидуальные стратегии.

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных