Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование грамматической стороны речи у дошкольников

Части речи Возраст
2-3 3-4 4-5 5-6 6-7
  Лексика
Имена сущест­вительные Морковь, помидор, огурец + свекла, капуста, репка + лук, чеснок, укроп + редис + петрушка, брюква
Глаголы Название действий (повелительное наклонение). Мой, режь, рви. Глаголы неспр. 3 лица ед. ч. повелит. наклонения Сажаю, собираю, режу Рву, срываю, отрываю Копаю, откапываю, прикапываю, закапы­ваю, выкапываю Режу, срезаю, отре­заю, вырезаю, солю, засаливаю
Имена прилага­тельные Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. Раз­мер: большой, корот­кий. Вкус: сладкий, кис­лый. Форма: круглый, квадратный. Тактиль­ные ощущения: колю­чий, гладкий. Вкус: вкусный, не вкусный + белый, черный, фио­летовый, оранжевый м. р. и ж. р. м. р., ж. р. и с. р.: + круглый, круглая, ок­руглое; + овальный, овальная, овальное, квадратный, квадрат­ная, квадратное. М. р. и ж. р. широкий — ши­рокая; узкий — узкая, высокий — высокая, низкий-—низкая, длин­ный— длинная превос­ходная степень; ед. ч. вкуснейший Антонимы большой — малень­кий, высокий — низкий, широкий — узкий. Сравнительная сте­пень вкуснее, больше, меньше Синонимы большой — громадный — огромный — большущий —очень большой; маленький — очень маленький — ма­люсенький — крохотный. Антонимы горький — сладкий; большой — маленький, длинный — короткий
Числительные Один, одна - - - -
Предлоги В, на В, на, под, за С, из После, вместо Около, перед, из-за
Местоимения Я, вот, это, там Притяжательные: мой, твой Мы, ты, вы, он, она, оно, они Мое, мой, моя, наши, мне У нас, у вас, у твоего, у моего
Наречия Хорошо, плохо, мало, много + далеко, близко, вы­соко, низко, мало, много + надо, не надо - -
  Словообразование
Имена существительные Уменьшительно-лас­кательные суффиксы существительных м. р. и ж. р. помидорчик, огурчик, морковочка Ед., мн. ч. сущ. м. р. и ж. р. с окончанием -ы, -и огурцы, помидо­ры, кабачки Мн. ч. сущ. м. р., ж. р. и ср. р. огурцы, кабачки; уменьшитель- но-ласкательный суф­фикс -чик, -ок огурчик, помидорчик, лучок Образование слож­ных слов Уменьшительно-ласка­тельный суффикс -чик-: укропчик, петрушечка; увеличительный суф­фикс -ище-: помидори- ще, морковище; обра­зование сложных слов: овощерезка, картофе­лечистка; родственные слова: овощ, овощевод, овощной
Глаголы - - - Образование глаго­лов ед. ч. при помощи приставок рву — срываю, выры­ваю, отрываю, зары­ваю Образование глаго­лов ед. и мн. ч. при помощи приставок копают — выкапыва­ют — перекапывают, режут — срезают — от­резают — вырезают — перерезают
Имена прилага­тельные - - - М.р., ж. р., ср. р. ед. и мн. ч. Образование имен прилагательных от сущеествительных овощ — овощной, огу­рец — огуречный, лук — луковый
Наречия Много, мало Справа, слева Вверху, внизу - -
  Словоизменение
Имена существительные Изменение по паде­жам: и. п. мн. ч. м. р. и ж. р. огурцы, поми­доры, морковь + В. п. + Р. п. Ед. и мн. ч. существительных в Р. п. редиски, капусты. Обобщающее слово овощи   + Д- П.   + П. п.
Глаголы Мн. ч. настоящего времени: растут, едят, режут, режу — режь; собираю — собирай; кладу — клади, сры­ваю — срывай Изменение глаголов настоящего времени по числам: рвет — рвут; копает — копают; соби­рает — собирают Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам: ко­пал — копала — копали, сажал — сажала — са­жали, собирал — собира­ла—собирали, срывал — срывала — срывали Изменение глаголов по лицам: копает — ко­пают
Имена прилага­тельные Согласование сущест­вительных м. р. и ж. р. с прилагательными Смотри в лексике + Вкус: горький, сладкий. Величина: маленький, средний, большой, большущий. Сравнительные формы прилагательных: длиннее, короче, боль­ше. Цвет + розовый, голубой, серый - -
Наречия, числительные Один, одна + много, ни одного, больше, меньше - -
               

 


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

2—3 года

(1 младшая группа)

Игра «Огурец и помидор»

Чему учится ребенок: узнавать изображенные на картинке овощи; называть их доступ­ным для него способом (звукоподражанием или облегченным словом).

Оснащение: натуральные овощи — помидор, огурец, морковь; предметные картинки, изображающие эти овощи.

Играем: покажите ребенку натуральный помидор. Обследуйте его вместе с ребен­ком — предложите взять помидор в руки. Назовите: «Это помидор». Предложите ребенку покатать его в ладошках. Скажите: «Помидор круглый». Погладьте рукой ребенка бочок помидора, скажите: «Он гладкий».

Обследуйте по аналогии огурец (длинный, шершавый).

Спрячьте помидор и огурец в «Чудесный мешочек». Предложите ребенку найти круг­лый, гладкий помидор. Попросите малыша достать помидор из мешочка. Спросите ребен­ка, что он достал. Поиски огурца проведите аналогично.

Покажите ребенку изображенные на картинке овощи (помидор и огурец). Предложите ему найти и дать вам картинку с изображением помидора. Аналогично найдите картинку, изображающую огурец. Прочтите рифмовки про каждый овощ:

Круглый, красный и большой!

Полюбуйся, вот какой.

В огороде он растет,

Так и просится к нам в рот.

Помидор, помидор,

Помидорчик, помидор!

Вот на веточке зеленой,

Вырос — в руки не возьмешь

Он колючий, словно еж.

Огурец-то, огуречик,

Как зеленый человечек!

Аналогично обследуйте морковь (длинная, твердая). Предложите ребенку показать морковь на картинке. Опишите ее внешний вид.

Игра «Корзина с овощами»

Чему учится ребенок: узнавать объект по части изображения; называть изображенные на картинке овощи, понимать значение слов «один — много» (2 года 6 месяцев); соотносить их с определенным количеством; согласовывать существительные с числительными «один», «одна» (три года).

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 1), игрушечный заяц.

Играем: заранее подготовьтесь к игре. Вырежьте предметные картинки (см. рис. 1) — 4 помидора, 1 огурец. Положите овощи на сюжетную картинку (на помидорный куст — 4 помидора, на огуречную плеть — 1 огурец). Предложите ребенку пойти вместе с вами в огород. Прочтите двустишие:

В огороде мы гуляем,

Что в корзинку собираем?

Предложите ребенку найти на картинке помидоры. Расскажите, что они растут на кусте. Спросите ребенка: «Сколько помидоров выросло на кусте?». Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами: «Много». Предложите ребенку повторить. Попросите ребенка собрать помидоры в большую корзину. После выполнения задания восторженно скажите: «Много помидоров в корзине!».

Предложите ребенку найти на сюжетной картинке огурец. Попросите положить его в корзину. Спросите ребенка: «Сколько огурцов в корзине?» (Один огурец.) Если ребенок затрудняется правильно ответить, приложите его указательный палец к огурцу и скажите: «Один огурец». Поднимите палец вверх, повторив: «Один».

Покажите ребенку любопытного зайчика. Скажите, что заяц очень голодный и любопыт­ный. Прочтите рифмовку:

Зайка прыгал и скакал,

Вдруг корзинку увидал.

Что в корзине?

Ой, ой, ой!

Ты, дружок, ее открой!

Предложите ребенку рассказать зайцу о том, что он увидел в корзинке. Спросите ребенка, сколько овощей на каждой картинке (один, много). Предложите ребенку уго­стить зайца морковкой. Количество овощей можно менять.

Игра «Угощаем зайцев»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов -ок-, -ек-, -ик-; понимать значение глаголов настоящего и прошедшего времени (угощаю--угостил); про­износить трехсловную фразу.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 2).

Играем: к игре приготовьтесь заранее. Рассмотрите вместе с ребенком большие и ма­ленькие овощи (рис. 2). Прочтите рифмовку:

Зайки в гости к нам пришли, Дорогие пришли.

Будем зайцев угощать,

Овощи им предлагать.

Покажите на картинке большого и маленького зайцев. Представьте их ребенку: «Это большой заяц. А это маленький зайчик». Прочтите тоненьким голоском рифмовку от име­ни маленького зайчика:

— Мы из леса к вам скакали,

Очень, очень мы устали.

Мы бы сели на пенек

И поели бы, дружок!

Скажите, что большой заяц любит большие овощи, а маленький зайчик — маленькие овощи. Предложите ребенку угостить каждого зайца — назвать угощение, выбрать его и положить на пенек — провести фломастером линию от угощения до пенька.

Угощая зайцев, скажите: «На, заяц, морковку. На, зайчик, морковочку. На, заяц, огу­рец. На, зайчик, огурчик. На, заяц, помидор. На, зайчик, помидорчик».

Игра «Что спряталось на грядке!»

Чему учится ребенок: объединять усвоенные слова в двухсловные предложения (во­просительное слово «где» + существительное в именительном падеже; указательные сло­ва (вот, это, там) + существительное в именительном падеже).

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 3).

Играем: для проведения игры вырежьте лопухи (см. рис. 3). Приклейте их на сюжетную картинку. Предложите ребенку поиграть.

Прочтите рифмовку:

Мы сидим с тобой на грядке.

Овощи играют в прятки.

Предложите ребенку отогнуть каждый лопух и увидеть спрятавшиеся овощи. Спросите у ребенка: «Где морковка?». Предложите малышу ее поискать. Покажите, как надо отги­бать приклеенный лопух. С восторгом произнесите: «Вот морковка!». Предложите ребен­ку продолжить игру самостоятельно.

После выполнения каждого задания просите его произносить фразу: «Вот помидор!», «Это помидор» или «Там помидор». Попросите ребенка найти остальные овощи (огурец, морковь).

Если ребенок не может произнести фразу, произнесите ее сами. Предложите ребенку помочь вам произнести слова «вот», «там», «это».

Игра «Повар»

Чему учится ребенок: узнавать объект и действия, им совершаемые; употреблять глаголы единственного числа повелительного наклонения.

Оснащение: предметные картинки; корзиночка.

Играем: подготовьтесь к игре заранее — подберите и вырежьте картинки с изображе­нием овощей. Положите их на стол перед ребенком. Попросите ребенка назвать овощи, изображенные на каждой картинке. Предложите малышу сходить в гости к повару на кухню.

Расскажите ребенку, что повар готовит очень вкусную еду. Сегодня он решил побало­вать своих гостей овощным салатом. Но этот повар был не простой, он был волшебником. Повар мог приказывать овощам, а овощи могли выполнять его команды.

Сложите все вырезанные овощи в корзину. Предложите ребенку стать поваром и отдавать команды овощам. Скажите ребенку, что вы станете овощами (огурцом, морковью, помидором) — и будете выполнять те команды, которые будет отдавать повар-ребенок.

Ребенок говорит огурцу: «Вылезай из корзины!» (Достаньте огурец из корзины.) Ма­лыш приказывает морковке: «Мойся в воде!» (Сложите овощи в мойку.) «Залезай в салат­ницу!» (Сложите овощи в салатницу.)

Можно провести игру еще раз, поменявшись с ребенком ролями.

 

Игра «Трудолюбивая бабушка»

Чему учится ребенок: употреблять глаголы «собирать», «складывать», «резать», «есть» в повелительном наклонении.

Оснащение: сюжетные картинки.

Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете бабушкой,— наденьте красивую косынку. Попросите ребенка взять любую игрушку по его желанию. Выполняйте действия и называйте их. Предложите ребенку говорить игрушке, что ей надо делать, в форме команды.

Вы говорите: «Я режу огурец». Ребенок командует игрушке: «Режь огурец!» Скажите: «Я ем помидор».— «Ешь помидор!» После ваших слов: «Я собираю морковь» ребенок должен попросить игрушку: «Собирай морковь!»

Затем скажите: «Я положу овощи в корзину». Ребенок говорит: «Положи овощи в кор­зину!»

Игра «Сортируем овощи»

Чему учится ребенок: различать и называть два цвета (красный и зеленый); различать предметы по форме (круглый — овальный).

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).

Играем: расскажите ребенку небольшую сказку: «Жили-были две подружки — зеленая лягушка и красная гусеница. (Предложите ребенку показать на сюжетной картинке зеле­ную лягушку, красную гусеницу.) Любили подружки ходить в гости к бабушке на огород. Лягушка прыгает: „Прыг-скок", а гусеница ползет: „Оп-оп-оп". (Покажите ребенку, как прыгает лягушка — поднимайте и опускайте на стол ладонь. Сопровождайте действия про­изнесением звукоподражаний. Покажите, как ползет гусеница — продвигайте ладонь впе­ред, поворачивайте ее вправо, влево.)»

Продолжите рассказ: «Вот и огород. Хочется подружкам попробовать все овощи. Они такие спелые, сочные, вкусные. Договорились лягушка с гусеницей, что они будут собирать овощи разного цвета. Гусеница будет собирать красные овощи, а лягушка — зеленые».

Дайте ребенку задание: «Помоги гусенице и лягушке собрать овощи»,— провести фломастером линию от предметных картинок с изображением овощей до корзин, стоя­щих около гусеницы и лягушки.

Попросите ребенка называть цвет корзины и овощей, лежащих в ней. Следите за тем, чтобы ребенок согласовывал имя существительное с прилагательным в роде: красная кор­зина, красный помидор, красная редиска, зеленый огурец, зеленый кабачок, зеленая кор­зинка.

Когда ребенок выполнит задание, назовите все собранные овощи и поблагодарите его от имени гусеницы или лягушки за помощь.

Игра «Готовим припасы на зиму»

Чему учится ребенок: употреблять имена существительные в единственном и множест­венном числе; определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит дейст­вие — одному лицу или нескольким лицам.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 5).

Играем: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте предметные картинки (рис. 5) — огурец и огурцы, помидор и помидоры. Положите их перед ребенком.

Попросите ребенка показать, где на картинке изображен помидор, а где помидоры; где огурец, а где огурцы.

Предложите ребенку один огурец порезать кружочками, а другой положить на таре­лочку и угостить домашних. Спросите: «Что лежит на тарелке?» (На тарелке лежит огу­рец.) Расскажите, что вы будете готовить запасы на зиму: солить огурцы в большой банке.

Попросите малыша найти картинку с изображением огурцов, положить огурцы в банку. Спросите ребенка: «Что лежит в банке?» (В банке лежат огурцы.)

Игру можно продолжить, предложив разложить остальные овощи на тарелку и в банки: помидор — помидоры; кабачок — кабачки.


3—4 года

(2 младшая группа)

Игра «Сериация»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов; правильно согласо­вывать имя существительное с прилагательным в мужском и женском роде единственного и множественного числа.

Оснащение: предметные картинки (можно использовать изображения овощей к дру­гим играм).

Играем: вырежьте картинки с изображением овощей. Положите перед ребенком три морковки разной величины (маленькую, среднюю, большую). Назовите их: маленькая морковочка, средняя морковка, большая морковь. Предложите ребенку найти для каждой морковки свой дом (вложить вырезанный овощ в силуэтное изображение). Попросите его называть величину каждого овоща. Проведите игру с другими овощами по аналогии.

Лексический материал: репа — репочка — репища; свекла — свеклочка — свеклища.

Игра «Разложи овощи по банкам»

Чему учится ребенок: различать цвета и называть их; согласовывать имена существи­тельные мужского и женского рода с прилагательными «круглый», «красный»; «оваль­ный», «зеленый».

Оснащение: рисунки (см. вклейку, рис. 6).

Играем: покажите ребенку на картинке курочку-хохлатку. Прочтите рифмовку:

Курочка-хохлатка у бабушки жила. Курочка-хохлатка хозяйственной была. Собирала овощи, в банки их сложила,

А потом консервами деток угостила.

Рассмотрите вместе с ребенком овощи (рис. 6). Попросите его помочь курочке разло­жить овощи в банки: красные овощи — в банки с красной крышкой; зеленые овощи — в банки с зеленой крышкой; желтые овощи — в банки с желтой крышкой. Предложите ребенку про­вести фломастером линию от каждого овоща до банки. После выполнения задания спросите у ребенка, какие овощи и какого цвета лежат в каждой банке. Дайте образец ответа: «В банке с красной крышкой лежат красные помидоры и красный перец. В банке с зеленой крышкой лежат зеленые огурцы и зеленый перец. В банке с желтой крышкой лежит желтый перец». Предложите ребенку (от имени курочки) угостить цыплят консервированными овощами: большого цыпленка — большим красным помидором; среднего цыпленка — зеленым огур­цом; маленького цыпленочка — маленьким желтым перчиком.

Игра «Собери овощи»

Чему учится ребенок: использовать существительные с предлогами «под», «за»; выде­лять интонационно предлоги в речи; соотносить слова «один», «много» с соответствующим количеством предметов.

Оснащение: муляжи овощей или предметные картинки.

Играем: вырежьте из бумаги зеленого цвета листья и накройте ими муляжи или выре­занные изображения овощей. Прочтите ребенку рифмовку:

Шла старушка по дорожке,

А навстречу мчится кошка;

Раз — и выпало лукошко,

Убежала быстро кошка...

По дорожке овощи покатились,

За кусточки да под листочки закатились!

Помоги старушке все овощи собрать.

Их сложить в лукошко и бабушке сказать:

— Убежала кошка,

Овощи в лукошке!

Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки: «Где шла старушка?» (По дорож­ке.) «Кто бежал по дорожке?» (Кошка.) «Где катились овощи?» (По дорожке.) «Где спрята­лись овощи?» (Под листочками.)

Предложите ребенку поискать укатившиеся овощи под кусточками да под листочка­ми — поднять листья. Попросите ребенка сказать, где и какой овощ спрятался: «Помидор под лопухом; огурец за кустом».

Игру продолжайте до тех пор, пока ребенок не найдет все овощи, выпавшие из лукошка.

Игра «Складываем овощи»

Чему учится ребенок: ориентироваться в пространстве, понимать слова, подкреплен­ные жестами, интонацией,— «справа», «слева», «вверху», «внизу».

Оснащение: предметные картинки из других игр.

Играем: нарисуйте или сложите из бумаги полочки для овощей. Предложите ребенку прослушать рифмовку:

Мамочке поможем,

Все на место сложим.

Попросите ребенка сложить овощи на полку: «На верхнюю полку положи морковку. На нижнюю полочку сложи все кабачки. Справа от морковки положи капусту. Слева от ка­бачка положи свеклу». Попросите его сказать, где и какой овощ лежит. Попросите ребен­ка: «Расскажи маме, какие овощи и куда ты положил(-а)?» Предложите ребенку вспом­нить, куда нужно положить овощи,— разложить их по местам.

Игра «Волшебники»

Чему учится ребенок: способам словообразования при помощи уменьшительно-ласка­тельных и увеличительных суффиксов.

Оснащение: ободок-шапочка с липучкой; предметные картинки с изображением овощей.

Играем: покажите ребенку заранее вырезанных гномов (большого и маленького). Рас­скажите о том, что эти гномы не простые, они волшебники. Свое волшебство они соверша­ют при помощи волшебной палочки. Если маленький гномик дотронется маленькой вол­шебной палочкой до любого предмета, то он сразу становится маленьким. А если большой гном дотронется большой волшебной палочкой до этого же предмета, он станет боль­шущим.

Предложите ребенку тоже стать волшебником — большим или маленьким гномом. Спросите, какую волшебную палочку он хочет — большую или маленькую?

Предложите ему дотронуться волшебной палочкой до овощей на картинке. Расскажите, что если дотронуться палочкой большого гнома, то овощи станут большими. Назовите овощ: «Капуста — капустища».

Предложите ребенку дотронуться маленькой волшебной палочкой до овоща, тогда он станет маленьким. Попросите его назвать овощ: «Капуста — капусточка». Можно поиграть еще раз, поменявшись с ребенком ролями.

Игра «На рынке»

Чему учится ребенок: соотносить слова «один», «два», «много» с соответствующим количеством предметов; использовать глаголы совершенного вида и несовершенного вида.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 7).

Играем: спросите у ребенка о том, где можно купить овощи. Выслушайте его ответ. Предложите ребенку послушать рифмовку, в которой говорится о том, как старушка покупает овощи на рынке:

Старушка на рынок с корзинкой пошла,

В корзинку старушка на рынке взяла:

Две морковки, свеклы две,

Пять огурчиков колючих,

Репок тоже нужно пять...

Помоги мне сосчитать.

Сколько свеклы,

Сколько лука,

Сколько тыквы, кабачков

Поместились в той корзинке?

Все от разных продавцов.

Предложите ребенку открыть корзинку старушки (поднять заранее вырезанную - под­клеенную к корзинке крышку). Попросите ребенка:

— сосчитать овощи;

— назвать их количество;

— найти цифру, обозначающее это количество;

— сказать, сколько свеклы в корзинке? (Две свеклы.);

— сколько моркови? (Одна морковь.);

— сколько кабачков? (Пять кабачков.)

Игра «Готовим винегрет»

Чему учится ребенок: отвечать на вопросы дательного падежа (кому?); употреблять слово «нужно».

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 8); фломастер. Играем: предложите ребенку вспомнить, что такое винегрет. Спросите, какие овощи мама в него кладет? Поинтересуйтесь, любит ли ребенок винегрет? Прочтите рифмовку:

Как мы любим винегрет!

Но секрета в этом нет,

Очень хлопотно одной

Маме резать овощи.

И спросила мама громко:

— Кто нарежет мне морковку?

Свеклу кто? А кто лучок?

Кто капусточку порубит?

Кто картошечку покрошит?

А кто маслице нальет?

Кто огурчики нарежет

И отправит прямо в рот?

Посолили, помешали...

Ай да вкусный винегрет!

Лучше просто в мире нет!

Попросите ребенка распределить обязанности между членами семьи (провести флома­стером линию от определенного овоща к тарелке с этим же, но уже нарезанным овощем). Спросите: «Кому предложим рубить капусту?» (Папе.) «Кому предложим покрошить кар­тошку?» (Бабушке.)

Попросите ребенка угостить каждого члена семьи винегретом. Спросите: «Это кому?» Ребенок: «Это маме».— «Это кому?» — «Это папе». Игру можно повторить, называя каж­дого члена семьи по имени. «Это кому?» — «Это Маше».

Игра «Вредная принцесса»

Чему учится ребенок: подбирать антонимы, называть их.

Оснащение: картинка с изображением принцессы.

Играем: предложите ребенку послушать сказку: «Жила-была принцесса. Была она не кра­савица, но и не уродина. Так себе, серединка на половинку. Но была у нее одна очень неприятная черта в характере — вредность. Что ей ни скажут, а она все говорит и делает наоборот. Рада она была этому или не очень, сказать сложно...»

Предложите ребенку на некоторое время стать вредной принцессой. Наденьте ему на голову корону. Напомните еще раз условия игры: «Я буду называть слово, а ты, вредная принцесса, называй его наоборот». Скажите: «Этот помидор сладкий». «Принцесса»: «Нет, он горький».

«Этот огурец хрустящий».— «Нет, он мягкий».

«Эта капуста большая».— «Нет, она маленькая».

«Этот кабачок тяжелый».— «Нет, он легкий».

«Эта морковь чистая».— «Нет, она грязная».

Вы можете продолжить игру, придумав новые антонимы. Спросите ребенка: «Понрави­лось ли тебе быть вредной принцессой?» Выслушайте ответ. Предложите ребенку научить принцессу быть послушной...

Игра «Жил да был огурчик»

Чему учится ребенок: употреблять возвратную форму глаголов 3 лица единственного числа.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).

Играем: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте по контуру картинки-фотографии: куст, лист, лейку, ведро, бабочку. Приклейте их к овощам на сюжетной картинке. Прикле­енные картинки должны подниматься и опускаться, под ними спрятаны овощи. Предложите ребенку познакомиться с овощами.

Прочтите рифмовку:

Жил да был огуречик,

Был он словно человечек...

Прыгал, бегал и скакал...

От меня он убежал!

Расскажите: «Огурчик пригласил нас в гости, а сам спрятался. Посмотри, он что-то оставил на столе. Это фотографии. Давай их рассмотрим!»

Предложите ребенку выкладывать картинки-фотографии по одной перед собой на стол и называть действия, совершаемые огурчиком: умывается; вытирается; одевается; приче­сывается; сердится; веселится; прячется.

Предложите ребенку поискать огурчик на грядке (под кустиком земляники, под бабоч­кой, под лейкой, под ведром, под огуречным листом).

Ребенок должен приподнимать приклеенную картинку и говорить, видел ли он под ней огурчик. Спросите ребенка: «Где ты искал огурчик?» (Под лейкой.) «А где нашел?» (Под листом.)


Пет

(средняя группа)

Игра «Он, она, они»

Чему учится ребенок: изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам. Оснащение: сюжетные картинки.

Играем: предложите ребенку поиграть. Положите на столе перед ним сюжетные кар­тинки. Скажите, что вы будете говорить, а он должен угадать, про кого вы говорите. Попросите его найти и взять эту картинку и сказать, кто и что делал.

Например: «Сорвал огурец. Сорвала огурец. Сорвали огурцы. Выдернул морковь. Выдернула морковь. Выдернули морковь».

Игру можно продолжить, используя другой лексический материал.

Игра «Овощи»

Чему учится ребенок: понимать и использовать в активной речи обобщающее сущест­вительное «овощи»; образовывать имя прилагательное от существительного. Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10). Играем: покажите ребенку картинки с изображением овощей (кабачок, помидор, ка­пуста, огурец). Предложите послушать рифмовку:

На грядке, как свинка,

Лежит кабачок,

На солнышко выставив

Толстый бочок.

Зарылся огурчик,

В зеленой ботве,

Не хочет идти ни к тебе,

Ни ко мне!

Висят помидоры

На веточках рядом,

Меня поражают

Красным нарядом.

Капуста упругими

Сжалась кочнами.

Не хочет делиться

Своими листами.

Попросите ребенка найти на картинке изображение каждого овоща. Когда ребенок покажет все овощи, прочтите двустишие:

Ты на картинки скорей посмотри

И словом одним их все назови!

(Овощи)

 

Спросите: «Где выросли овощи?» (На грядке.) Предложите ребенку приготовить салат из перечисленных овощей. Спросите ребенка, что нужно добавить в салат, чтобы он был более ароматным? (Лук, укроп, чеснок, петрушку.) Спросите: «Как мама готовит салат? Как можно назвать салат, приготовленный из овощей?» (Овощной салат.)

Предложите ребенку придумать рецепт своего овощного салата. Попросите его на­звать овощи, которые он положит в овощной салат.

Игра «Помогаем бабушке искать овощи»

Чему учится ребенок: правильно использовать предлоги «под», «над», «около»; пони­мать и использовать в активной речи обобщающее слово «овощи».

Оснащение: муляжи или предметные картинки с изображением огурцов, помидоров.

Играем: предложите ребенку поиграть — отправиться в огород собирать урожай. Ска­жите, что овощи любят шалить и играть в прятки.

Предложите ребенку найти спрятавшиеся овощи. Скажите: «Волшебный помидорчик может тебе помочь. Приставь его к своему ушку, и он тебе подскажет, куда спрятались овощи». Произносите от имени помидорчика: «Листик лежит над огурцом. Помидор лежит под листочком. Огурец спрятался около помидора. Маленький помидорчик — за огурчи­ком».

Игру можно продолжить, размещая вырезанные овощи там, где подскажет ваша фан­тазия. Помните, что в этой игре мы закрепляем предлоги «над», «под», «около».

Игра «Солим овощи»

Чему учится ребенок: способам словообразования при помощи увеличительных и умень­шительных суффиксов (-чик, -ищ, -еньк); употреблять предлоги «около», «между».

Оснащение: муляжи овощей или предметные картинки.

Играем: предложите ребенку поиграть — помочь вам сложить овощи в банку для за­солки. Попросите ребенка складывать в банку овощи рядами:

1 ряд — большие овощи — помидорище; морковища;

2 ряд — маленькие овощи — помидорчик, огурчик, морковочка.

Попросите ребенка разложить зелень между овощами или около определенного ово­ща. Предложите ребенку сказать, куда он положил петрушку.

Игру можно продолжить, предложив выложить в банке третий ряд овощей, чередуя их по размеру — большой, маленький...

Называя размер овощей, ребенок должен пользоваться уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами. Предложите ребенку назвать ласково цвет овощей: красный — красненький; зеленый — зелененький.

Игра «Круглый, овальный, квадратный»

Чему учится ребенок: согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Оснащение: муляжи овощей или предметные картинки с изображением овощей.

Играем: предложите ребенку поиграть. Расскажите правила игры: «Я дам тебе одну карточку, а вторую возьму себе. Назови фигуру, изображенную на твоей карточке». Назовите фигуру, изображенную на вашей карточке. Скажите: «Маленькие карточки по­ложу на стол вниз изображением. Я буду брать по одной картинке и показывать тебе нарисованный овощ. Если этот овощ круглый, картинку забираешь ты. А если он овальный, то картинку заберу я».

Когда все картинки будут разложены, предложите ребенку назвать их форму и величи­ну: «Круглый помидор, овальный огурец, круглый лук, круглая редиска, круглая свекла, овальный кабачок, овальный огурец, овальная редька».

Отчетливо выговаривайте окончания прилагательных. Предложите ребенку пересчитать картинки. Попросите назвать их количество. Пересчитайте свои картинки. Назовите количе­ство. Спросите: «У кого картинок больше?»

 

Игра «Радуга на огороде»

Чему учится ребенок: согласовывать в роде имя существительное, обозначающее овощ, с прилагательным, обозначающим его цвет; использовать прилагательное «разно­цветная» (радуга).

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 11).

Играем: предложите ребенку рассмотреть радугу и назвать ее цвета. Положите перед ребенком коробку с цветными карандашами. Попросите его достать карандаши и поло­жить их на стол. Предложите ребенку выбрать карандаши такого же цвета, как цвета радуги. Назвать цвет каждого карандаша, согласуя существительное с прилагательным в роде (красный карандаш).

Попросите ребенка назвать овощ и его цвет, используя цвета, которые есть в спектре радуги: красный помидор, оранжевый перец, желтый кабачок, зеленый огурец, фиолето­вый баклажан.

Предложите ребенку угостить радугу овощами — положить на цвет радуги овощи тако­го же цвета. Спросите, знает ли ребенок овощи синего и голубого цвета.

Игра «Назови вкус»

Чему учится ребенок: называть вкус овощей, согласовывать в роде существительные, обозначающие овощи, с прилагательными, обозначающими их вкус.

Оснащение: флажок.

Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть овощи и пе­редавать ему флажок, а он должен назвать вкус овощей и вернуть флажок обратно.

Лексический материал: капуста — сладкая, лук — горький, помидор — сладкий, чес­нок — горький, горох — сладкий.

Игра «Закончи предложение»

Чему учится ребенок: образовывать множественное число имен существительных муж­ского и женского рода; правильно употреблять их в предложении.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).

Играем: предложите ребенку прослушать предложение (с опорой на картинки), а за­тем правильно его закончить: «Вот один помидор, а на тарелке — помидоры. Вот один огурец, а в банке — огурцы. Вот один кабачок, а на стуле лежат кабачки. Вот одна тыква, а на полу лежат тыквы».

Игра «Скажи правильно»

Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы в прошедшем и настоящем времени.

Оснащение: карандаш, бумага, парные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Играем: объясните ребенку значение глаголов настоящего и прошедшего времени. Заранее приготовьте карандаши и лист бумаги.

Предложите ребенку нарисовать любой понравившийся ему овощ. Вовремя выполнения задания спросите ребенка: «Что ты делаешь?» (Рисую). По окончании работы спросите: «Что ты сделал?» (Нарисовал.)

Предложите ему назвать нарисованное. Объясните ребенку значение глаголов настоя­щего и прошедшего времени. «Все, что мы делаем, это действие, которое мы выполняем сейчас. А то, что ты сделал, это уже было или было давно».

Предложите ребенку прослушать рифмовки и угадать, когда было это действие — дав­но или сейчас. Игру можно видоизменить: предложите ребенку договаривать в рифмовках глаголы прошедшего времени.

Огурцы я с плети рвал,

Все сорвал и не устал!

Я капусту рублю,

Нарубил и посолил.

В банку помидор кладу,

Положил и засолил.

Я картошку копаю,

Выкопал и не устал.

Лук я с грядки тяну.

Вытянул и в соль макнул.

Ох и вкусный лучок,

У меня в руке пучок!

За ботву тяну морковку,

И тяну я очень ловко!

Рукавичкой пот смахнул,

Вытянул и отдохнул...

Рассмотрите вместе с ребенком парные картинки на рис. 13. Попросите его показать, на каких картинках действие выполнено.

Игра «Чем на друга не похож!»

Чему учится ребенок: способам словообразования при помощи приставок вы-, пере-, с-, от-, за-.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку прослушать предложенные вами слова. Попросите его рассказать, чем одно слово отличается от другого. Произносите предложенные слова и выделяйте голосом приставки.

Лексический материал: рвут — срывают, отрывают, вырывают; копают — перекапы­вают, выкапывают, закапывают; кладут — складывают — перекладывают — закладывают — откладывают.

5—6 лет

(старшая группа)

Игра «Сортируем овощи»

Чему учится ребенок: с помощью суффикса -чик- образовывать новые слова, исполь­зовать их в речи; понимать значение обобщающего слова «овощи», использовать его в активной речи.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 14).

Играем: предложите ребенку помочь маме разобрать овощи: при помощи фломасте­ра большие овощи сложить в большую корзину, а маленькие — в маленькую корзиночку. Покажите ребенку картинки с изображенными на них овощами.

Попросите его разложить овощи в корзины. Предложите образец фразы: «Капусту положу в корзину, а капусточку — в корзиночку.

Лексический материал: помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — мор­ковочка, укроп — укропчик, лук — лучок, репа — репочка, редька — редечка.

Игра «Слова наоборот»

Чему учится ребенок: подбирать слова с противоположным значением; правильно согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.

Оснащение: предметные картинки с изображением овощей.

Играем: рассмотрите вместе с ребенком картинки. Предложите ему поиграть. Попро­сите найти картинку с противоположным значением.

Лексический материал: длинный огурец — короткий огурчик; толстый кабачок — то­ненький кабачок; большой помидор — маленький помидорчик; грязная морковь — чистая морковь.

Предложите поиграть в «игру наоборот» — подбирать антонимы.

Лексический материал: свекла сладкая, а перец (горький); помидор сладкий, а лук (горький); кабачок сладкий, а чеснок (горький).

Игру можно провести еще раз, поменяв слова местами: «Перец горький, а свекла (сладкая)».

Нарисуйте радостную девочку со сладкими овощами и грустную девочку с горькими овощами. Попросите ребенка рассмотреть выражение их лиц. Спросите, какое выра­жение лица у девочки справа? А слева? (Радостное, огорченное.) Спросите, почему девочка такая радостная? (Она ела овощи — помидор, огурец.) Какие они были на вкус? (Сладкие.) Попросите ребенка рассмотреть выражение лица второй девочки. Предложи­те ребенку рассмотреть овощи на ее тарелке, назвать их и вспомнить их вкус. (Лук, чеснок, перец.)

Игра «Фея»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные с помощью ласкательных суффиксов.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 15).

Играем: расскажите, что одна очень добрая фея любит радовать детей — дотронется до любого предмета волшебной палочкой, и он становится сразу желанным и любимым. Скажите: «Фея предлагает тебе на некоторое время стать волшебником. Она может дать тебе на время волшебную палочку. Дотронься волшебной палочкой до любого овоща и назови его ласково».

Ребенок должен дотронуться волшебной палочкой до любого овоща на странице и наз­вать спрятавшийся овощ ласково: помидор круглый, а помидорчик (кругленький); огурец длинный, а огурчик (длинненький); морковка сладкая, а морковочка (сладенькая); капуста хрустящая, а капусточка (хрустященькая); репа сладкая, а репочка (сладенькая).

Игра «Делаю—сделал»

Чему учится ребенок: образовывать настоящее и прошедшее время глаголов.

Оснащение: сюжетные картинки.

Играем: поговорите с ребенком о том, что все овощи убирают по-разному. Предло­жите вспомнить, как убирают тот или иной овощ (снимают, выдергивают, выкапывают, срезают).

Подберите картинки, на которых овощи срывают. Попросите ребенка назвать сорван­ные овощи, сложить картинки в две стопки: «Выполняют работу — овощи срывают; выпол­нили работу — овощи сорвали».

Задания с остальными картинками выполните аналогично.

Лексический материал:

выдергивают — редис, репу, свеклу, морковь;

выкапывают — картофель;

снимают — огурцы, фасоль, горох, помидоры;

срезают — капусту, кабачок, тыкву.

Игра «Пятачок считает овощи»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать имена числительные «два» и «пять» с существительными в косвенных падежах.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 16).

Играем: покажите ребенку рисунок. Предложите ему внимательно его рассмотреть и рассказать, что нарисовано. Прочтите рифмовку:

Поросенок Пятачок

В гости собирается.

Он идет на огород,

Овощи в корзинку рвет:

— Я сорву один кочан,

Две красивых тыквы,

Помидоров ровно пять,

И три репки надо взять.

Вырежьте предметные картинки (рис. 16) и наложите их на контурные изображения на сюжетной картинке. Попросите ребенка помочь поросенку Пятачку собрать овощи — собрать вырезанные предметные картинки.

Предложите ребенку рассказать Пятачку о том, сколько и каких овощей он собрал: «Две тыквы, пять помидоров, три репы, один кочан капусты».

Чему учится ребенок: дифференцировать мужской и женский род имен существитель­ных (с флексией -а, -я и с нулевой флексией).

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 17).

Играем: расскажите ребенку сказку: «Жили-были девочка и мальчик. Были они друж­ными и трудолюбивыми. Однажды они решили помочь маме собирать овощи на огороде. Девочка взяла кастрюлю, а мальчик — миску. Пошли они в огород.

Вдруг налетел сильный ветер, и с детьми что-то приключилось! Стали они жадинами. Девочка собирает овощи да приговаривает: „Моя, моя". Мальчик собирает овощи на дру­гой грядке и тоже приговаривает: „Мой, мой"».

Предложите ребенку рассмотреть собранные девочкой овощи и назвать их: моя мор­ковь, моя свекла, моя капуста.

Предложите ребенку подумать и сказать, как говорил мальчик, когда жадничал. (Мой огурец, мой редис, мой салат.)

Продолжите: «Пришла мама, удивилась. Что-то с детьми неладно. Что же делать? Не зна­ет. Решила спросить у мудрой вороны. Ворона рассказала, что стоит на огороде Пугало. Оно все видит, все слышит, всем помогает. Стала мама просить помощи у огородного Пугала. Посоветовало Пугало маме предложить детям приготовить овощной салат. В нем все овощи важны, да все овощи нужны.

Сложили овощи в одну миску, помыли, нарезали в одну салатницу. Стали вместе есть салат, жадность куда-то и подевалась. Стали дети опять дружными и не жадными. Мама спрашивает: „Чьи овощи?" А дети дружно отвечают: „Наши!"»

Игра «Зайчонок-поваренок»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: картинка с изображением зайчонка-повара.

Играем: покажите ребенку картинку. Предложите ему вспомнить и рассказать, чем занимается повар (готовит еду).

Расскажите, какие блюда можно приготовить из овощей. Предложите ребенку угостить посетителей лесного кафе овощными блюдами.

Скажите, что названия овощных блюд образованы от названий овощей, из которых они приготовлены.

Лексический материал: морковь — морковная котлета; свекла — свекольный сок; кар­тофель — картофельное пюре; кабачок — кабачковая икра; капуста — капустный салат.

Игра «Незнайка на кухне»

Чему учится ребенок: знакомится с названием бытовой техники; образовывать новые слова путем сложения.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 18).

Играем: расскажите ребенку сказку: «Жил да был Незнайка. Он был очень забывчи­вым. Однажды пришел он домой и решил приготовить на ужин жареный картофель. Сидит и вспоминает, что для этого ему нужно. Думал, думал и вспомнил — картофель, расти­тельное масло и сковорода. Нашел в корзине картофель. Покрутил его, повертел. Думает: „Что-то не так..."

Вспомнил, что картофель нужно чистить. Ножом — долго, а есть уж больно хочется. Решил поискать на кухне то, чем можно быстро чистить овощи».

Предложите ребенку подсказать Незнайке, что он должен искать то, чем чистят карто­фель,— картофелечистку.

Продолжайте рассказывать: «Нашел Незнайка картофелечистку. Почистил ею карто­фель. Стала картошка беленькой, ровненькой. Теперь картофель нужно порезать. Можно резать ножом, но это слишком долго. Есть приспособление для резки овощей. Но как оно называется, Незнайка забыл».

Предложите ребенку подсказать Незнайке, как называется приспособление, которым режут овощи,— овощерезка.

Закончите сказку: «Взял Незнайка сковороду. Поджарил на ней картофель. Картофель получился вкусный, с хрустящей корочкой».

Попросите ребенка рассмотреть сюжетную картинку и назвать изображенную на ней бытовую технику. Спросите: «Что делает мама? Что делает бабушка?» Предложите ребен­ку вспомнить, какая бытовая техника есть у него на кухне; назвать ее и рассказать, для чего она нужна.

Игра «Угадай мою профессию»

Чему учится ребенок: понимать значение сложных слов; образовывать сложные слова.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку внимательно слушать предложение и закончить его, по­добрав необходимое по смыслу слово.

Землю копает (землекоп). Овощи выращивает (овощевод). Ухаживает за садом (са­довод).

Игра «Готовим овощные соки»

Чему учится ребенок: образовывать имя прилагательное от существительного.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку подумать и сказать, какой сок можно приготовить из раз­ных овощей.

Предложите ребенку стать поваром, готовящим в кафе овощные соки. Скажите, что сначала нужно спросить у посетителя, какой сок он желает, а потом приготовить его. Попросите ребенка выбрать овощ, из которого он будет выжимать сок, назвать его и пока­зать на картинке.

Затем попросите ребенка назвать сок, выжатый из этого овоща.

Лексический материал: из моркови — морковный; из свеклы — свекольный; из капус­ты — капустный.

Игра «Где овощи?»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные в предложном падеже; составлять с этими словами предложения.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 19).

Играем: предложите ребенку поиграть. Разложите на столе вырезанные предметные картинки. Попросите ребенка найти картинки с ответами на ваши вопросы: «В чем лежат огурцы?» (Огурцы лежат в маленькой банке.) «В чем солят капусту?» (Капусту солят в боч­ке.) «Во что собирают морковь?» (Морковь собирают в ведро.) «Где томатный сок?» (То­матный сок в пакете.) «В чем лежат соленые помидоры?» (Соленые помидоры находятся в большой банке.)

Игра «Привередница»

Чему учится ребенок: дифференцировать предлоги, обозначающие направление дви­жения: «в»,«из».

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку поиграть. Попросите его взять на себя роль Привередни­цы. Спросите: «Чем Привередница отличается от других детей?» (Она все хочет сделать наоборот.)

Начните предложение, а ребенка попросите сказать его наоборот: «Я положу помидор в корзину.— А я вытащу из корзины. Бабушка положила помидор в банку.— А я вытащу помидор из банки. Дедушка сложил картофель в мешок.— А я вытащу его из мешка. Мама сложила редиску в миску.— А я вытащу редиску из миски».


6—7 пет

(подготовительная группа)

Игра «Чего нет!»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; составлять с этими словами предложения.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 20).

Играем: заранее подготовьтесь к игре: вырежьте овощи, положите их на грядку. Начни­те игру с пяти овощей, постепенно увеличивая их количество. Предложите ребенку рас­смотреть картинку.

Прочтите стихотворение:

В лесу недолго до беды, Но заяц — не простак. Умей запутывать следы — Вот так! Вот так! Вот так!

Предложите ребенку рассмотреть заячьи следы и сказать, куда они привели. (На ого­род.) Спросите у ребенка: «Почему зайцы любят бегать в огород?» (Они любят овощи.)

Предложите ребенку поиграть в игру «Чего нет на грядке?» Для этого рассмотрите вместе овощи на грядке и назовите их. Попросите ребенка закрыть глаза, и в это время уберите один из овощей.

Предложите ребенку внимательно посмотреть на грядку, вспомнить и сказать, чего на ней не стало? Например: «На грядке нет капусты».

Игра «Про что загадка!»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные в винительном падеже единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется.

Играем: игру можно проводить с опорой на картинки или без них. Предложите ребенку отгадать загадку и сказать, про что она.

Образец ответа: «Эта загадка про помидор».

Круглый бок,

Красный бок,

Но совсем я не клубок...

Я люблю тепло и солнце,

А парник — мой дом родной.

Поливай меня водой!

(Помидор)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Я колючий, но не еж,

Зелен я, но не лягушка.

Я в кадушке солюсь

И зимой пригожусь.

(Огурец)

Круглолица, желтобока!

В огороде росла —

Всем по вкусу была.

Дед тянул,— не вытянул.

Бабка помогала —

Всю семью скликала...

Угадай, кто же я?

Желтая, желанная.

(Репка)

Я похож на колобок,

У меня желтый бок,

Но характер не простой...

Довожу до слез того,

Кто раздеться помогает

И на части разрезает.

(Лук)

Игра «Какая начинка!»

Чему учится ребенок: образовывать слова способом сложения.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 21).

Играем: прочтите рифмовку:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря компот варили

Пироги пекли...

С морковкой, с картошкой,

С капустой и репкой...

Спросите ребенка: «Как называется человек, выращивающий овощи?» (Овощевод.) Рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Скажите, что овощевод пришел в гости не с пустыми руками. Он принес пироги. Предложите ребенку угадать, какая начинка в каждом пироге. Подсказка — на тарелке нарисованы те овощи, из которых приготовлена начинка для лежащих на ней пирогов.

Игра «Горький — сладкий»

Чему учится ребенок: давать качественную оценку вкусовым качествам овощей: горь­кий— сладкий; подбирать антонимы.

Оснащение: предметные картинки.

Играем: попросите ребенка вспомнить вкус лука (горький) и вкус репки (сладкая). Предложите ему поиграть. Скажите, что вы будете называть сладкие овощи, а он должен назвать горькие овощи. Игру можно провести как с картинками, так и в устной форме.

Лексический материал: морковь сладкая, а лук (горький); репа сладкая, а чеснок (горь­кий); помидор сладкий, а редька (горькая).

Игру можно усложнить: называйте овощи парно — сладкие и горькие. Предложите ребенку называть их вкус.

Игра «Подбери родственное слово»

Чему учится ребенок: подбирать родственные слова.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 22).

Играем: предложите ребенку рассматривать предложенные вами картинки и отвечать на ваши вопросы: «Что нарисовано на картинке?» (Овощи.) «Как можно назвать человека, который выращивает овощи?» (Овощевод.) «Как называется салат из овощей?» (Овощной.) «Как называется сок из овощей?» (Овощной.)

Игра «Разложи и расскажи»

Чему учится ребенок: располагать синонимы по мере возрастания.

Оснащение: картинки (см. вклейку, рис. 23).

Играем: предложите ребенку рассмотреть ящики; назвать их величину по возрастаю­щей и по убывающей. Попросите ребенка разложить урожай по ящикам (огурцы, свеклу). Затем попросите его назвать величину овощей по мере возрастания. Предложите для подбора прилагательные: большой, громадный, огромный, большущий; маленький, очень маленький, малюсенький, крохотный.

Игра «Продолжи предложение»

Чему учится ребенок: распространять предложения, добавляя к предметам опреде­ления.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете произносить предло­жение, а он должен его продолжить, подобрав правильное определение.

Лексический материал:

Огурцы лежат в ящике. Какой ящик? Какие огурцы? Где лежат огурцы? — Зеленые шершавые огурцы лежат в деревянном ящике.

Помидоры лежат в ведре. Какие помидоры? Какое ведро? Где лежат помидоры? — Красные большие помидоры лежат в железном (пластмассовом) ведре.

Репа лежит в миске. Какая репа? Какая миска? Где лежит репа? — Желтая круглая репа лежит в красной пластмассовой миске.

Игра «Как сказать иначе?»

Чему учится ребенок: образовывать причастия и употреблять их в речи.

Оснащение: предметные картинки.

Играем: предложите ребенку составить предложения. Объясните ему, что при помощи вопроса можно образовать новое слово. Дайте образец фразы: «Папа копает.— Какой папа? — Папа, копающий землю. Мама поливает.— Какая мама? Мама, поливающая ого­род. Бабушка пропалывает грядку.— Какая бабушка? — Бабушка, пропалывающая грядку. Огурец висит. Какой огурец? — Огурец, висящий на плети. Кабачок лежит. Какой каба­чок? — Кабачок, лежащий на грядке».

Предложите ребенку составить предложения с другими словосочетаниями.

Игра «Назови лишнее слово»

Чему учится ребенок: находить и называть родственные слова.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы произнесете три слова. Пред­ложите ему назвать два однокоренных с ним слова. Попросите ребенка рассказать, поче­му он выбрал именно эти два слова.

Лексический материал: грядка — гряда — огородный.

Игра «Изменялки, прибавлялки»

Чему учится ребенок: образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-.

Оснащение: не требуется.

Играем: предложите ребенку поиграть — придумывать новые слова. Скажите слово и предложите ребенку прибавить к нему в начале один или несколько звуков. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Лексический материал:

копает — перекапывает, закапывает, выкапывает, откапывает, накопает;

льет — переливает, заливает, поливает, выливает, отливает, наливает;

сажает — высаживает, пересаживает, отсаживает.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2 - 3 года (1-я младшая группа)

Игра «Огурец и помидор»

Игра «Корзина с овощами»

Игра «Угощаем зайцев»

Игра «Что спряталось на грядке?»

Игра «Повар»

Игра «Трудолюбивая бабушка»

Игра «Сортируем овощи»

Игра «Готовим припасы на зиму»

3 - 4 года (2-я младшая группа)

Игра «Сериация»

Игра «Разложи овощи по банкам»

Игра «Собери овощи»

Игра «Складываем овощи»

Игра «Волшебники»

Игра «На рынке»

Игра «Готовим винегрет»

Игра «Вредная принцесса»

Игра «Жил да был огурчик»

4 - 5 лет (средняя группа)

Игра «Он, она, они»

Игра «Овощи»

Игра «Помогаем бабушке искать овощи»

Игра «Солим овощи»

Игра «Круглый, овальный, квадратный»

Игра «Радуга на огороде»

Игра «Назови вкус»

Игра «Закончи предложение»

Игра «Скажи правильно»

Игра «Чем на друга не похож?»

5 - 6 лет (старшая группа)

Игра «Сортируем овощи»

Игра «Слова наоборот»

Игра «Фея»

Игра «Делаю—сделал»

Игра «Пятачок считает овощи»

Игра «Мой, моя»

Игра «Зайчонок-поваренок»

Игра «Незнайка на кухне»

Игра «Угадай мою профессию»

Игра «Готовим овощные соки»

Игра «Где овощи?»

Игра «Привередница»

6—7 лет (подготовительная группа)

Игра «Чего нет?»

Игра «Про что загадка?»

Игра «Какая начинка?»

Игра «Горький — сладкий»

Игра «Подбери родственное слово»

Игра «Разложи и расскажи»

Игра «Продолжи предложение»

Игра «Как сказать иначе?»

Игра «Назови лишнее слово»

Игра «Изменялки, прибавлялки»

 
 

 





 





Рис. 6. К игре «Разложи овощи по банкам» (см. с. 12)

 

 





 

 



 



 

 



 

 



 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какой? какая? какие? | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных