Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткое изложение основ менеджмента




Правильное понимание сущности операционного менеджмента с позиций системного подхода связано с необходимостью определения места операционного менеджмента в хозяйственном механизме предприятия.

Предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства осуществляют изготовление продукции и оказание различного рода услуг. Эти предприятия и организации представляют собой сложные производственные социально-экономические системы. Предприятия, как сложные производственные системы, осуществляют соединение в производственном процессе первичных вещественных элементов производства - трудовых ресурсов, средств и предметов труда с целью получения продуктов труда – различного рода товаров и услуг (см. рис.1.).

Соединение вещественных элементов производства (прошлого, овеществленного в средствах производства, и живого труда) осуществляется при помощи технологии производства, организации производства и управления предприятием. Технология производства представляет собой средство преобразования исходных материалов в конечный продукт или услугу. Организация производства представляет собой средство разделения производственного процесса на его составляющие, закрепления полученных стадий за подразделениями предприятий и синхронизации производственных процессов во времени и в пространстве.

 

 
 


Продукт труда

 

 
 

 


Технология Организация

 

 

Управление предприятием

 
 

 


Орудия труда Предметы труда Трудовые ресурсы

 

Прошлый овеществленный труд Живой труд

 

 

Рис. 1. Предприятие, как производственная система

 

 

Управление предприятием служит координации взаимодействий структурных подразделений предприятия в процессе производства продукции.

Выделение управления в отдельную функцию деятельности определяется горизонтальным и вертикальным разделением труда на предприятии, как организации людей. Под организацией в данном случае понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Горизонтальное разделение труда на предприятии представляет собой разложение всей работы по производству продуктов или оказанию услуг на составляющие компоненты и закрепление частей (стадий и операций) работы за группами работников, путем создания производственных подразделений, отделов и служб. Образование подразделений предприятия приводит к необходимости сознательно координировать их деятельность для достижения целей предприятия. По мере разрастания организации, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна была четко отделена от неуправленческой работы. Это особо важно для крупных организаций, где управление занимает так много времени, что его невозможно выполнять мимоходом. Отделение управленческой работы от выполнения подготовительных, технологических и других производственных операций называется вертикальным разделением труда на предприятии. Однако при этом и сам управленческий труд может быть разделен горизонтально: путем расстановки руководителей во главе подразделений и вертикально: по уровням управления.

Таким образом, управление предприятием, являясь важной функцией деятельности, служит интегрирующим звеном производственной системы (место управления в производственной системе) и обеспечивает создание условий для успешного взаимодействия всех подсистем производственной системы путем координации их деятельности (роль управления в производственной системе).

Координация деятельности подразделений предприятия осуществляется путем целенаправленного воздействия органа управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему). Под органом управления понимается управляющий персонал (управленческий персонал), среди которого выделяют руководителей, специалистов и технический персонал. Основная задача органа управления - сформировать и осуществить воздействие на объект управления в зависимости от сложившейся ситуации для достижения поставленной перед предприятием цели. Объектом управления служит производственный персонал, закрепленный за отдельными подразделениями для выполнения отдельных стадий и операций производственного процесса.

Формирование и проведение в жизнь воздействий на работников предприятия осуществляется в условиях действия на предприятие внешней среды. В качестве внешней среды, влияющей на деятельность предприятия, выступают поставщики сырья и материалов, орудий труда (рабочих машин и механизмов, силовых машин, прочего оборудования и т.п.); потенциальные потребители производственных товаров и выполняемых услуг; государственные органы и т.д. Поэтому формирование воздействия при управлении предприятием осуществляется с учетом внешних ограничений в деятельности предприятия, которые отражают условий его функционирования.

Таким образом, под управлением предприятия мы будем понимать целенаправленное воздействие органа управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) при существующих ограничениях для достижения основной миссии предприятия.

В прошлом веке американские экономисты ввели в практику понятие «менеджмент», которое ныне завоевало весь мир. Менеджмент в переводе с английского языка буквально означает «руководство людьми». Ввод понятия менеджмент подчеркивает социальную составляющую управления предприятием, как вида деятельности работников на производстве. В отличие от того, например, как современные компьютерные системы могут управлять различного рода промышленными роботами на производстве, что по своей сути тоже является процессом управления предприятием.

Учитывая рассмотренное выше содержание управления как интегрирующего способа соединения элементов производства в производственной системе, под менеджментом предприятий мы будим пониматьцеленаправленное воздействие управляющего персонала (органа управления) на управляемый персонал (объект управления) при существующих ограничениях для достижения основной миссии предприятия.

В Оксфордском словаре английского языка менеджмент характеризуется как: манера общения с людьми; власть, наука и искусство управления; особого рода умение и административные навыки; орган управления или административная единица.

Менеджмент как наука представляет собой систему знаний о природе управленческой деятельности, формулирует объективные законы и выявляет специфические закономерности управленческого труда, изучает факторы и условия эффективного управления предприятием.

Менеджмент как искусство предполагает высокую степень умения и мастерства в ходе управленческой деятельности, основанную на глубоких знаниях экономики, технологии и организации производства, принципов и методов управления, врожденной интуиции и таланте основной категории управленческого персонала – руководителей (или менеджеров).

Менеджмент как процесс рассматривается как система выполняемых взаимосвязанных функций управления, а именно: планирования, организации взаимодействий, мотивации, контроля (учета и анализа) и координации (принятия решений и формирование воздействий).

Менеджмент как специфический вид деятельности, выполняемый определенной категорией работников – менеджерами, которые, используя особого рода умение и административные навыки, осуществляют функцию координации взаимодействий всех составляющих производственной системы.

Менеджмент как орган управления – это система работников, орудий и предметов труда, которая по определенной процедуре и в рамках существующей организационной структуры, осуществляет координацию взаимодействий в процессе производства продукции путем реализации управляющих воздействий на объект управления.

Следует отметить, что менеджмент предприятий должен быть направлен на их успех. Мы знаем, что организации создаются и существуют для реализации определенных целей. Если организация достигла своей цели, то она считается успешной.

Основными составляющими успеха организации являются:

-выживание;

-результативность и эффективность;

-производительность;

-практическая реализация решений.

Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения намеченных целей. Однако возможность существовать как можно дольше, т.е. выживание, является первейшей задачей большинства организаций. Для того чтобы существовать как можно дольше, организации приходится менять свои цели, адаптируя их под изменяющиеся потребности внешней среды.

Чтобы достичь своих целей, чтобы выжить и быть успешной, организация должна быть эффективной и результативной.Результативность предполагает необходимость организовать работу так, чтобы производимая продукция и выполняемые работы организацией имели своего потребителя. Эффективность предусматривает превышение результатов производства над затратами на производство продукции. Высоко прибыльные предприятия, накапливая финансовые ресурсы, имеют больше возможности по внедрению нововведений и новейших научно-технических достижений, что позволяет им положительно решать вопрос выживания.

Основной составляющей результативности и эффективности производства есть его производительность. Производительность организации можно характеризовать отношением количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Чем выше производительность организации, тем выше ее результативность и эффективность.

Одним из важных моментов в управлении есть практическая реализация решений. Управленческие решения, как бы они не были хороши, представляют собой лишь идеи и мысли. А цель менеджмента – это выполнение реальной работы. Успешным является такое решение, которое реализуется практически, превращаясь в действие, результативно и эффективно.

Успех организацией может быть достигнут путем применения нескольких подходов в менеджменте. Среди них наиболее важными являются:

- обобщение,

- процессный подход,

- системный подход,

- ситуационный подход,

- интеграционный подход.

Обобщение позволяет увидеть работу руководителя в целом и осознать взаимодействие компонентов этой работы. Установление общих, присущих всем, характеристик помогает сократить и уменьшить трудности чрезвычайно сложной задачи управления большой организацией, сведя ее до масштаба, который постижим восприятием. Поскольку все организации имеют много общих характеристик, постольку мы можем разработать модели факторов, влияющих на успех организации.

Процессный подход предусматривает изучение менеджмента как процесса, который может быть разбит на ряд последовательных непрерывных и взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе представляет процесс, называются функциями управления.

Системный подход, предполагает рассмотрение менеджмента как сложной производственной социально-экономической системы. Следовательно, при системном подходе, менеджмент необходимо рассматривать как целенаправленную совокупность взаимосвязанных компонентов, которые имеют определенную связь с окружающей средой.

При ситуационном подходе учитываются различия в организациях, изменения внутри них и в окружающей среде. Поэтому при ситуационном подходе применение различных методов менеджмента зависит от сложившейся конкретной ситуации, т.е. должно быть максимально адаптировано к ней.

Рассмотренные выше подходы к менеджменту, направленному на успех, позволяют сформулировать основные исходные положения управления как науки, правила формирования системы управления в целом и нормы поведения, которыми должны руководствоваться органы управления, или основные принципы менеджмента, а именно:

1. Научность во взаимосвязи с искусством.

2. Целенаправленность управления.

3. Последовательность и непрерывность процесса управления.

4. Оптимальное объединение централизации и саморегулирования.

5. Соответствие прав, обязанностей, полномочий и ответственности.

6. Учет личных качеств и общественной психологии.

7. Обеспечение совместной заинтересованности в достижении цели.

8. Обеспечение состязательности между участниками процесса управления.

Учитывая, что сущность менеджмента это целенаправленное воздействие органа управления на объект управления, необходимо остановиться на способах непосредственного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему (органа управления на объект управления), т.е. на методах менеджмента.

Среди них различают:

1. Организационные распорядительные методы.

2. Административно-правовые методы.

3. Экономические методы.

4. Социально-психологические методы.

Организационно-распорядительные методы отражают прямое директивное воздействие на управляемую подсистему. Они основаны на обязательном выполнении положений, инструкций, приказов и распоряжений органа управления.

Различают следующие виды и формы этих методов воздействия:

- организационное регламентирование,

- организационное инструктирование,

- оперативное воздействие.

Организационное регламентирование, определяет границы управления, фиксирует функции, права, обязанности и ответственность подразделений и остальных лиц. Это Уставы предприятий, положения о филиалах, стандарты предприятия, организационная структура предприятия и т.п.

Организационное инструктирование определяет порядок выполнения функций управления, выступает в виде должностных инструкций, методических указаний, предписаний и т.д.

Оперативное воздействие используется для оперативной корректировки деятельности организации. Оно осуществляется в виде приказа, указания и устного распоряжения и т.п.

Административно-правовые методы или юридические методы основаны на применении правовых воздействий. Правовые воздействия основываются на законодательных актах, постановлениях и других документах, исходящих от государства, а также положениях и инструкциях, издаваемых предприятием и характеризующих внутрихозяйственные отношения.

Экономические методы основаны на использовании экономических законов, учете интересов подразделений и работников и предназначены для создания экономической заинтересованности и мотивации объекта управления для достижения поставленной цели. К экономическим методам относятся: системы экономических норм и нормативов, системы организации оплаты труда, системы материального поощрения, применение товарно-денежных отношений между подразделениями, цены, тарифы, кредит и т.п.

Социально-психологические методы представляют собой методы, использующие моральное стимулирование и мотивирование человеческого поведения. Они направлены на использование внутренней заинтересованности работников предприятий в эффективной трудовой деятельности за счет создания благоприятных условий труда; формирования положительного морально-психологического климата в организации; выявления и развития индивидуальных способностей каждого работника.

Таким образом, чтобы организация была успешной, необходимо уяснить научные подходы к менеджменту, построить рациональную систему менеджмента в соответствии с основными принципами ее построения и разумно сочетать различные методы менеджмента.

После краткого рассмотрения сущности менеджмента и его роли в производственной системе, принципов и методов менеджмента, мы узнали, что менеджмента с позиций системного подхода представляет собой сложную систему, которую концептуально можно представить как процесс (систему) определенных действий. Управление (менеджмент) как процесс - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных между собой законченных действий. Эти действия называют управленческими функциями.

Функции управления представляют систему взаимосвязанных действий в процессе управления, каждое из которых само по себе есть законченный процесс. Эти функции, общие для любой системы управления, можно назвать основными функциями управления. Основные функции управления отражают сущность отдельных действий в процессе управления.

В современной литературе авторы выделяют широкий спектр классификации основных функции управления. Среди них: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, учет, анализ, коммуникация, исследование, оценка, принятие решения, подбор персонала, представительство и ведение переговоров (заключение сделок). Однако мы, приняли подход, согласно которому процесс управления объединяет небольшое число существенных составляющих характеризирующих сущность управленческой деятельности.

С этих позиций менеджмент (см. рис.2) состоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль (учет и анализ деятельности) и координация (принятие решения и формирование воздействий).

Центральным звеном менеджмента служит планирование деятельности. Планирование является основной функцией управления и представляет собой систему законченных действий по: определению цели (целей) деятельности предприятия; разработке мероприятий (путей) для достижения установленных целей; распределению различного рода ресурсов.

Определение целей заключается в уяснении и установлении миссии предприятия, а также основных задач по результативности, эффективности и производительности деятельности предприятия и его подразделений. Разработка мероприятий (путей) для достижения установленных целей представляет собой детальный комплексный план деятельности как предприятия в целом, так и его организационных частей. Распределение ресурсов (материально-технических, денежных, трудовых и т.д.) между конкретными целями, задачами, направлениями деятельности и подразделениями служит обеспечению выполнения установленных перед предприятием общих целей.

 

Рис.2. Основные функции менеджмента и их упрощенная взаимосвязь.

 

 

Следующей основной функцией менеджмента является организация взаимодействий. Организация взаимодействий, как функция менеджмента, - это процесс создания соответствующей целям организации структуры предприятия, разработки взаимодействия по уровням управления и подразделениям, а также установление взаимоотношений прав, обязанностей и полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.

При планировании деятельности и организации взаимодействий определяется, что конкретно должна выполнить данная организация и ее подразделения, когда, как и кто должен это сделать. Однако чтобы двигаться навстречу цели организации, необходимо не только поставить цель и установить взаимодействия в процессе деятельности, но и заставлять людей выполнять свою работу эффективно. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации представляет собой мотивацию деятельности. Мотивация в менеджменте предприятием - это процесс создания заинтересованности кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Рассматривая управление как своего рода бесконечный процесс необходимо учесть следующее. Планы не всегда выполняются так, как были задуманы. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Мотивация деятельности не всегда эффективна. Меняются условия окружающей среды. Как же можно определить достигло ли предприятие поставленных целей или нет? Ответ прост. Это определяется с помощью контроля. Контроль - это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке. Функция контроля - это такая составляющая менеджмента, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность предприятия до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Процесс контроля состоит из измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от стандартов, установленных в процессе планирования и нормирования деятельности.

Измерению состояния организации и выявлению отклонений от желаемого состояния служат системы учета и анализа деятельности. Учет деятельности представляет собой процесс (систему) сбора, обработки и передачи информации о процессе деятельности и достигнутых результатах. Система учета на предприятии, отражая обратную связь в управлении, включает в себя оперативно- технический, бухгалтерский и статистический учет. Полученная при помощи системы учета информация отражает фактическое состояние объекта управления – производства продукции.

В процессе контроля деятельности происходит сравнение фактического состояния производства с желаемым, установленным при планировании деятельности, т.е. производится анализ деятельности. Анализ деятельности - это система действий по изучению и переработке информации с целью оценки деятельности, определения резервов деятельности и выявления проблем, требующих решения.

Проведение корректировок в случае отклонений фактического состояния производства от желаемого осуществляется путем воздействия на объект управления на основе решений органа управления по устранению выявленных проблем. Принятие решения представляет собой процесс отбора из множества возможных решений проблемы одного, наиболее оптимального для данной производственной ситуации. Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Этапы рационального принятия решений можно кратко сформулировать следующим образом: изучение проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решений, выявление и оценка альтернатив, окончательный выбор единственного варианта решения. На основе принятого решения по устранению возникших проблем формируется воздействие на объект управления. Механизм формирования воздействия вырабатывается путем разработки и применения различных методов воздействия на объект управления и создания системы заинтересованности в его реализации.

Выделение основных функций управления и проведенное нами выше их рассмотрение позволяют сделать вывод, что функции менеджмента могут быть рассмотрены как основные подсистемы системы менеджмента в целом, т.е. система менеджмента может быть представлена как совокупность взаимосвязанных подсистем, выполняющих основные функции управления, со своими свойствами и определенной их взаимосвязью.

К основным подсистемам менеджмента (см. рис.3.) относятся следующие функциональные подсистемы:

- подсистема планирования, определяющая общие цели и возможности их достижения при рациональном распределении ресурсов;

- подсистема организации взаимодействий, позволяющая установить организационно–управленческую структуру предприятия, взаимосвязи и разграничения полномочий;

- подсистема мотивации, создающая заинтересованность в достижении целей организации;

- подсистема учета деятельности, реализующая принцип обратной связи;

- подсистема анализа, позволяющая выявить проблемы, требующие решения;

- подсистема принятия решений и формирования воздействий.

Согласно схеме, приведенной на рис.3., можно проследить следующую взаимосвязь основных подсистем менеджмента. Процесс управления начинается с функционирования подсистемы планирования, которая предоставляет возможные варианты целей, путей их достижения и распределения ресурсов. Плановая информация поступает в подсистемы анализа и учета деятельности.

Подсистема учета деятельности осуществляет накопление плановой информации. В подсистеме анализа производится оценка возможных вариантов деятельности предприятия, а также формулируются проблемы при их реализации.

Полученная информация поступает в подсистему принятия решений, которая принимает окончательный вариант деятельности и устанавливает для предприятия цели, пути их достижения и распределяет ресурсы.

В противном случае при недостатке информации подсистема принятия решений формирует воздействие на другие подсистемы с целью получения дополнительной информации.

Подсистема принятия решений также воздействует на подсистемы организации взаимодействий и мотивации деятельности. В первом случае, приводится в соответствии с поставленными целями управленческая структура, производится расстановка кадров управления, распределяются между ними полномочия, а также устанавливается их ответственность. Во втором случае, устанавливается система заинтересованности подразделений и работников в достижении принятых целей производства.

 
 


Окружающая среда

           
   
     
 

 

 


ВОЗДЕЙСТВИЕ Подсистема методов управления
Ресурсы Цель

               
     
     
 
 
 

 


Рис.2. Взаимосвязь основных подсистем управления

 

При этом возможные предложения, как подсистемы организации взаимодействий, так и подсистемы мотивации анализируются подсистемой анализа деятельности с задачей выбора наиболее оптимальных вариантов решения проблем. Информация от системы анализа вновь поступает в подсистему принятия решений для окончательного отбора наиболее оптимальных предложений.

В ходе производственной деятельности на основании принципа обратной связи фактическая информация о ходе деятельности фиксируется подсистемой учета деятельности и поступает в подсистему анализа деятельности.

Подсистема анализа деятельности перерабатывает отчетную, за прошедшие периоды и плановую информацию с задачей оценки деятельности, выявления причин отклонений от запланированного хода производства, формулировки возникших проблем и оценки возможных резервов производства.

Полученная информация служит базой для подсистемы принятия решений, которая принимает окончательное решений по степени выполнения поставленных ранее целей, стимулированию работников, возможному изменению миссии предприятия, его целей, совершенствованию структур управления предприятием и т.п.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных