Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чем медитация отличается от Богомыслия и существует ли православная медитация?




— Когда свт. Феофан Затворник переводил с латыни «Добротолюбие» и труды прп. Кассиана Римлянина, то «meditatio» было переведено им как «богомыслие». Словами «размышление, медитация» владыка Иларион (Алфеев) переводит сирийское слово «herga», встречающееся у преп. Исаака Сирина в его новооткрытых текстах «О Божественных Тайнах и о духовной жизни». Поэтому самого слова бояться не нужно.

Но в современном русском языке в большей степени слово «медитация» относят к восточным (индийским, буддийским, эзотерическим) практикам. Именно там описаны целые технологии медитации. И разница между христианским пониманием медитации-богомыслия и буддийско-эзотерической медитацией – прежде всего в предмете созерцания-размышления. Для православного предмет углубленного размышления – Бог, Его Слово, для буддиста или эзотерика – предметы мира сего или умозрительные религиозные истины их верований.

Наша же задача – уметь провести различие, а для этого необходимо, прежде всего, хорошо знать оригинал. Необходимо исследовать у Святых отцов, что такое богомыслие. И в этом смысле отправляю к замечательному автору – преподобному Кассиану Римлянину, к другим авторам «Добротолюбия». Свт. Феофан Затворник учил, что для духовного возрастания христианину необходимо богомыслие, то есть углубленно-умиротворенное размышление о Божественных истинах с выводами-уроками для себя. «Когда размышляете о божественном, тогда можно воображать Господа как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует». «Богомыслие – взять какую-либо Божественную истину, уяснить ее в составе и основании, провести до чувства и вывести уроки для себя…», – пишет святитель Феофан.

Существуют две стороны одной медали под названием «Богообщение»: молитва – это когда ты Богу говоришь, и богомыслие – когда, открывая Божье Слово, входишь в спокойное, открытое, размеренное состояние, освобождаешься от излишних движений, вибраций помыслов и ожидаешь откровения от Бога. Медленно прочитываешь Писание или, может быть, несколько слов молитвы скажешь и ждешь Божьего ответа. Очень хорошо описано о богомыслии у митрополита Антония Сурожского. К нему пришла одна женщина, занимавшаяся более 10-ти лет Иисусовой молитвой, и говорит: «Я Бога не слышу». А он: «Когда Он мог Вам что-то сказать, если Вы не даете Ему и слова вымолвить? Вы только и делаете, что сами говорите и говорите»… И он дал ей совет, как услышать Бога посредством богомыслия, паузы слышания…

Итак, богомыслие – состояние, когда мы настроены услышать Бога. Услышать через Его Слово, через собственное сердце, услышать через обстоятельства. И не абстрактного какого-то Бога, не какой-то отвлеченный «Высший Разум».

Богомыслие – услышать нашего Бога, Который Отец, Сын и Дух Святой, и Который очень хочет выйти на личный контакт, на личные отношения с каждым из нас. Не через посредника, не через книжку, не через Святых отцов или старцев – это только подготовительный этап… Ты не состоялся как христианин, если у тебя еще нет личных отношений с Богом.

Это как две стороны одной медали: молитва – богомыслие. Помолился Богу, возьми тайм-аут и послушай Его. Помолился – послушай, помолился – послушай. Однако есть чрезмерно осторожные люди, которые говорят: «А вдруг что-то такое придет не от Бога, я впаду в прелесть, в ересь и попаду в ад?» На это так сказано: «испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Ин. 4, 1-3).

Ожидай и рассуждай: мысль, которая придет тебе, от Бога или нет. Кто-то из богословов сказал: «Откровение от Бога очень легко отличить от всех других откровений. Оно слишком не похоже на всё, что мы ожидаем от Него услышать». Иногда бывает, что-то давно знакомое, какая-то мысль в Писании открывается в совершенно другом свете, на каком-то ином уровне, то есть тебе открывается суть. Вот ты, например, триста раз читал: «Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» ( Лк. 10, 11-12). Даже папа-алкоголик и тот для сыночка кусок хлеба найдет. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 10, 13).

На этом месте включаем богомыслие, то есть рассуждаем. Трудно ли получить Духа Святого? Если взять весь наш религиозный багаж, всё, что наговорила нам «одна женщина», – невозможно! Только великие старцы (да и то не все) имеют Святой Дух, а все остальные – нет… Выходит, трудно, невыносимо. «Для этого, – скажет вам "одна женщина", – надо двадцать лет почти ничего не есть, не пить, только молиться, поститься, кроме духовника вообще ни с кем не общаться, носить только чёрное, делать скорбное лицо, глазки – долу. Улыбаться – грех, смеяться – смертный грех…» Послушаешь: Боже, откуда она это взяла?! «И при таком подвижничестве – никаких гарантий, что получишь Духа Святого».

Читаем Священное Писание – так же просто, как если у папы попросить хлеба. Откровение? Откровение! Мы же это место Писания пробубукивали раньше, прочитывали, не задумываясь… А ведь преп. Никодим Святогорец увещевает: «Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом. Но с размышлением вникай в каждое слово и когда какие слова заставят тебя углубиться в себя, или вызовут сокрушение, или исполнят сердце твое духовной радостью или любовьюостановись на них. Это Бог приблизился к тебе. Смиренно прими Его открытым сердцем, так как Он Сам хочет, чтобы ты приобщился Его. Если ради этого придется тебе оставить неисполненным то, что положено было для этой духовной цели, не беспокойся об этом. Ибо цель всех духовных занятийсподобиться вкушения Бога…»

И тогда, если вчитаться в эти строки, то захочется отложить все свои дела, все свои книжки, встать перед Богом, покаяться, если строили свою жизнь не по Слову Божьему, и своими словами попросить у Небесного Отца Духа Святого.

Каждый день мы читаем молитву «Царю Небесный…» со словами: «Прииди и вселися в ны…», то есть «приди, Дух Святой и вселись в нас».

Давайте читать ее творчески, как учит нас этому преп. Серафим Саровский. Его беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни показывает необходимость живого, неформального отношения к молитве.


Не удержусь, и приведу отрывок из этой беседы.

 

«Вот, ваше Боголюбие, за великое счастье считать изволите с убогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати Господней. То что речем о Самом Господе, Источнике приснонеоскудевающем всякой благостыни и небесной, и земной! А ведь молитвою мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся. Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: " прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша ", когда уже пришел Он к нам, воеже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его святое во истине, т.е. с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его пришествия.

Я вашему Боголюбию поясню это примером: вот хоть бы вы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы побеседовать с вами. А вы бы все-таки стали меня приглашать: милости, де, просим, пожалуйте, дескать, ко мне! То я поневоле должен был бы сказать: что это он? из ума что ли выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет! — Так-то и до Господа Бога Духа Святого относится. Потому-то и сказано: " упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог, вознесуся во языцех, вознесусь на земли ", т е. явлюся и буду являться всякому верующему в Меня и призывающему Меня и буду беседовать с ним, как некогда беседовал с Адамом в раю, с Авраамом и Иаковом и с другими рабами Моими, с Моисеем, Иовом и им подобным. Многие толкуют, что это упразднение относится только до дел мирских, т.е., что при молитвенной беседе с Богом надобно упраздниться от мирских дел. Но я вам по Бозе скажу, что хотя и от них при молитве необходимо упраздниться, но, когда, при всемогущей силе веры и молитвы, соизволит Господь Бог Дух Святой посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться.

Молвит душа и в молве находится, когда молитву творит; а при нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии, слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, которые Он тогда возвестить соизволит. Надлежит притом быть в полном трезвении и души, и духа и в целомудренной чистоте плоти. Так было при горе Хориве, когда Израильтянам было сказано, чтобы они до явления Божиего на Синае за три дня не прикасались бы и к женам, ябо Бог наш есть " огнь поядаяй все нечистое ", и в общение с Ним не может войти никтоже от скверны плоти и духа».

 

И когда Дух Святой придет, необходимо остановиться, подождать и… упразднившись от молитвы, услышать то, что Он захочет сказать нам.

Старец Силуан Афонский дает дивное описание разницы между теорией о Духе Святом и реальном опыте Его вкушения: «До благодати Святого Духа душа имеет ве­ликую брань с врагами, и не может разобраться она, если враг принесет ей свою сладость. Понять это может только опытом вкусивший благодати Святого Духа. Кто вкусил Святого Духа, тот ПО ВКУСУ распознает благодать.

Молитва дается молящемуся, как сказано в Писа­нии; но молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах, неугодна Господу»; «смирим себя, и Сам Дух Святой будет учить душу… Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя свое и жалеет его, так и Дух Святой жалеет нас, прощает, исцеляет, и вразумляет, и радует, и познается Дух Святой во смиренной молитве…» [26].

По каким же признакам мы можем явно ощутить Его присутствие? Прп. Серафим Саровский в этой же беседе выделяет таковых шесть:

I. Мир и тишина. «Дух Божий напоминает нам слова нашего Господа Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно радуя наши сердца и направляя стопы наши на путь мирен. Дух же бесовский мудрствует противно Христу и его действия в нас мятежны и исполнены «похоти плотской, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин. 2, 16)… «мир», по слову апостольскому, «всякий мир преимущий». Таким его называет Апостол, потому что нельзя выразить никакими словами того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, почему и называется миром Божиим...»

II. Свет. «Благодать Святого Духа есть свет, просвещающий человека. Об этом говорит Священное Писание. Так, Богоотец Давид сказал: «Слово Твоесветильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105)… Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него,так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его… Вспомните Преображение Господне на горе Фаворе. Великий свет объял Его и – «были ризы Его, блестящие как снег и ученики Его от страха пали ниц» (Мк. 9, 3).

III. Сладость. «Эта та сладость, про которую говорится в Священном Писании: «Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напаяешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35, 9). Вот эта-то сладость теперь переполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца, как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может...»

IV. Радость. «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся… Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в своем сердце, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9)».

V. Благоухание. «Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия».

VI. Теплота «…теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: «Теплотою Духа Святого согрей меня». Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мороза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21)… Под Царствием Божиим Господь разумел благодать Святого Духа. Вот это Царство Божие теперь внутри нас и находится, а благодать Духа Святого и со вне озаряет и согревает нас, и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, наполняя сердца наши радостью неизглаголанною».

Необходимость исполнения Святым Духом для жизни христианина потрясающе глубоко и в то же время просто изложена в трудах одного из выдающихся авторов Среднего Византийского периода, преп. Симеона Нового Богослова (949-1022).

Каждый из нас, утверждает преп. Симеон, призван Богом испытать живое присутствие Духа «сознательно и воспринимаемо». Он описывает это как «ощущение сердца». Он говорит, что недостаточно лишь скрыто обладать Духом:

Не говори, что невозможно получить Святого Духа;

Не говори, что возможно спастись без Него.

Не говори, что можно обрести Его, не зная об этом.

Не говори, что Бог не является нам.

Не говори, что люди не видят Божественный свет,

Или что в наши дни это невозможно.

Это не может быть невозможно, друзья мои,

Но вполне возможно для тех, кто пожелает.

 

«Преп. Симеон глубоко убежден, – пишет исследователь его творчества епископ Диоклейский Каллист, – что все Божии дары, доступные христианам в апостольский век, в равной степени доступны христианам и в наше время. Предположить по-другому для Симеона – наихудшая из всех возможных ересей, подразумевающая, что Бог, так или иначе, покинул Церковь. Если Дары Духа не так очевидны в христианской общине нашего времени как в Книге Деяний, у этого может быть только одна причина: слабость нашей веры» [27].

Как мы видим из слов преп. Серафима, благодать Духа Святого была им явно переживаема и ощущаема. Конечно же, мы должны искать не ощущений, а Самого Бога, встречи с Ним, построения с Ним живых отношений. Но реальный духовный опыт, соединение и об о жение человека – это то, что свидетельствуется не только интеллектуальным осознанием присутствия Божия, но и живым непосредственным переживанием. Вот как об этом пишет прав. Иоанн Кронштадтский:

 

«Молитва – дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым: «Духом Святым молящеся» (Иуд. 1, 20). Итак, все церковные молитвы – дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе свет, духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние.

В молитвах и песнопениях церковных, по всему их пространству, движется Дух истины. Молитвы и песнопения – дыхание Духа Святаго.

Мы ощутили в сердце своем во время молитвы или при чтении Слова Божия и других книг священного содержания (а иногда и светских – благонамеренного содержания, где, например, описывается какой-либо случай, представляющий действие Промысла Божия над людьми), или в благочестивых разговорах – глас хлада тонка, так что по телу вашему, как будто пробежит электричество. Это Господь посещает вас. «Веяние тихого ветраи там Господь» (3 Цар. 19, 12).

«Не познал, яко Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 9-10). Не знаешь, разве что во время молитвы Отец, Сын и Дух Святый в тебе и ты в Них?»[28]

 

Радость Богообщения и есть то неизъяснимое счастье, которое призван переживать каждый человек. Страдания, лишения, болезни воспринимаются при этом совершенно иначе.

Воля Божия, чтобы в каждом из нас жил Дух Святой и тогда «Дух Твой благий наставит мя на землю праву», тогда Он, Утешитель, даст нам неизъяснимое небесное утешение, подлинную радость, по слову Господа, «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16, 13). И еще: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14, 15-18).

Когда Христос ходил по этой земле, Он очень много проповедовал Своим ученикам, учил их, умывал им ноги. И однажды, когда они поняли, что Он должен уйти, они сильно расстроились. Каково же было их удивление, когда Иисус сказал, что для них лучше, чтобы Он ушел, потому что если Он не уйдет, Утешитель не придет.

«Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 6-7).

Когда ученики услышали, что Иисус уходит, они расстроились. Наверное, на их месте мы бы тоже расстроились. Но Иисус кое-что знал, чего не знали ученики. Он знал, что когда Он уйдет, придет Другой, Кто будет здесь вместо Него и Кто навсегда останется с ними. И причем этот Кто-то Другой, Которого Он назвал Утешителем, сможет сделать для нас даже больше, чем сделал Иисус, потому что Он сказал: «лучше для вас, чтобы Я пошел».

Когда мы не знаем Божьего Слова, нам кажется: как радоваться, ведь Иисус ушел? Но Он говорит: «Для вас лучше, чего вы печалитесь?» Если бы Он не послал Духа Святого, то лишь немногие из людей имели бы привилегию так близко с Ним общаться. Он говорил: «Для вас лучше, чтобы я ушел, потому что если придет Утешитель, Дух Святой, Дух Истины, то Он сможет быть всегда рядом с каждым из вас». И сегодня мы можем так же близко общаться с Утешителем, как Иоанн общался со Христом. У нас, христиан, есть то, о чем апостолы и вообще люди Ветхого Завета могли только мечтать.

Почему Иисус сказал, что Духа Святого зовут Утешитель? Потому что одна из главных Его задач — это утешение нас. Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь», и «Горе миру от соблазнов». Мы с вами живем в мире, который сошел с ума, это не тот мир, который запланировал Господь. Разве мало сегодня разочарований, боли, обид, в том числе и у нас, христиан. Каждый из нас нуждается в Утешителе.

Пока мы не наладим личные отношения с Богом, мы не сможем пережить настоящего утешения от Него. Но чем больше времени мы станем проводить с Ним наедине, тем лучше мы прочувствуем, что Бог действительно может утешать нас, и утешать не просто теоретически, утешать по-настоящему, Духом Своим Святым, Который пришел к нам как Личность, как Живой Бог.

Живой Бог – это Бог, присутствие Которого мы можем реально переживать в своей жизни. Мы можем чувствовать Божье утешение практически, но только тогда, когда мы приходим к Нему. Как Он нас может утешить, если мы далеко от Него? Поэтому Христос и сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). А если мы не приходим?

Что значит прийти к Нему? Как это выглядит практически? Это значит молиться Ему, говорить с Ним, это значит пребывать в Его Слове.

Иногда мы слишком заняты, чтобы приходить к Богу, но Он хочет утешать нас, и ведь мы тоже нуждаемся в этом утешении. Если мы нуждаемся в том, чтобы даже земные родители утешали нас, то насколько же больше мы нуждаемся в том, чтобы нас утешил Бог!

Если люди могут нас утешить, то не тем ли более Дух Святой. Ведь Он – реальная Личность, ведь Он Тот, Который близко к нам. Христос сказал, что если Утешитель придет, мир уже не увидит Его, а вы увидите, потому что Он с вами будет.

Этот Дух Святой жаждет пребывать с нами, Он близок к нам, и Он утешает нас. Что бы ни случилось, сразу бегите к Нему! У каждого из нас есть раны в этой жизни, которые мир нанес нам, дьявол нанес нам, сами себе нанесли. Дух Святой может их исцелить реально. Человеческое утешение не может исцелить глубокие душевные раны, оно не может утешить полностью. Но если Дух Святой утешит нас, то мы по-настоящему будем утешены.

Самое сильное, что может утешить человека, это когда он видит сопереживание, сострадание. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что однажды он почувствовал такую огромную любовь Бога к себе, такое огромное сопереживание, участие, что его сердце по особенному заколотилось в груди. У него даже проскользнула мысль, хоть бы сердце выдержало, потому что ему было так хорошо, он так чувствовал свою переполненность Богом…

Когда Бог утешает человека, он может почувствовать себя как маленький ребенок, которому хочется симулировать какую-то болезнь. Маленькие дети, для того, чтобы родители их утешали, пожалели, говорят: «болит, болит». Когда Бог близок, и ты можешь сказать Ему: «Плохо мне Господи, плохо мне…»

Апостол Павел сказал, что тем утешением, которым мы сами утешены, мы утешаем вас. Только когда ты сам принял утешение от Духа Святого, ты можешь кого-то утешать. В нашей семье я первый пришел ко Христу когда мои родители еще не знали Бога. Когда я был маленьким ребенком, я не припомню случая, чтобы мои родители давали мне так много нежности и любви, как мне впоследствии дал Бог.

То, что мы недополучили от своих родителей, Бог может восполнить, Он знает наши нужды. Он знает, кто в чем нуждается, и Он все это может дать тебе. Если кто-то из нас не пережил близких отношений с родным отцом, Он станет твоим Отцом. Если у тебя не было утешения и родители давали тебе мало нежности, то Дух Святой даст тебе это утешение. Если твои родители никогда не гладили тебя по голове и никогда не говорили тебе слова любви, то Дух Святой сделает это для тебя, потому что у тебя есть Утешитель.

Мы нуждаемся в личных отношениях с Духом Святым. Мы нуждаемся в том, чтобы каждый день приходить к Нему и искать Его, каждый день слушать Его голос через Божье Слово. В жизни каждого из нас могут возникнуть ситуации, когда все – против тебя. Кто, кроме Утешителя, может по-настоящему утешить тебя, если в твоей жизни возникнут проблемы? А как Он сможет сделать это, если мы каждый день не будем прибегать к Нему, уединяться с Ним?

Когда мы поднимаемся в гору, там всегда светит солнце, а тучи остаются внизу. Если мы с вами в низине и не поднимаемся на гору, не уединяемся для общения с Богом, как Моисей, как Христос поднимался, то тучи закрывают от нас солнечный свет. У каждого свои тучи. Поднимайся на гору, беги быстрее к Утешителю, потому что Он может утешить тебя. Он ждет тебя каждый день, чтобы каждый день говорить с тобой, чтобы каждый день утешать тебя. И чем больше ты будешь приходить к Нему, тем реальнее Он будет утешать.

«Молитва есть дыхание души, как воздух, дыхание естественное тела, – пишет праведный Иоанн Кронштадтский, – Дышим Духом Святым. Ни одного слова молитвы не можешь сказать от всего сердца, без Духа Святого. Молясь, усты ко устам с Господом беседуешь, и, если имеешь открытые верою и любовию сердечные уста, в то же время как бы вдыхаешь из Него просимые духовные блага Духом Святым.

Когда станешь на молитву, обремененный грехами многими и одержимый отчаянием, начни молиться с упованием, духом горящим, вспомни тогда, что Сам Дух Божий способствует нам в немощах наших, ходатайствуя о нас воздыхания неизглаголанными. Когда ты вспомнишь с верою об этом в нас действии Духа Божия, тогда слезы умиления потекут из очей твоих и на сердце будешь ощущать мир, сладость, оправдание и радость о Духе Святе, ты будешь глаголом сердца вопиять: Авва Отче!» [29].

Чем больше и стабильнее ты будешь проводить время с Богом в молитве, тем реальнее Он тебя будет утешать. И ты уже, как говорит старец Силуан, не будешь сомневаться, от Него это утешение или не от Него, ты будешь знать вкус Его утешения, через Него ты научишься чувствовать Божье присутствие. Старец Силуан говорит об этом пути богопознания:

«Ленивый молится с любопытством, испытывает все, что видит на земле и на небе, а какой Господь, о том не знает и не старается узнать, и когда слышит учение о Боге, то говорит:

Ну, как можно знать Бога? И ты откуда знаешь Его?

Скажу тебе: Дух Святой свидетельствует. Он знает, и нас учит.

А разве Дух виден?

Апостолы видели Его сошедшим в огненных языках, а мы чувствуем Его в себе. Он сладкий паче всего земного. Его вкусили Пророки и говорили народу, и народ внимал им. Святые Апостолы приняли Духа Святого и проповедовали людям спасение, ничего не боясь, ибо Дух Божий укреплял их. Апостолы, а затем мученики, а после святые подвижники с радостью шли на мучения и страдания. И все это потому, что Дух Святой, благой и сладкий, влечет душу любить Господа, и от сладости Духа Святого душа не боится страданий» [30].

Если на жертвенник твоего сердца Он не пошлет Свой огонь, твой поиск Бога не увенчается успехом. Все будет просто формой, более или менее правильной формой, но только чем-то похожим на духовную жизнь. Наша задача – построить этот жертвенник.

И вот еще о чем необходимо помнить: «Жертва Богудух сокрушен; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50, 19-21). Настоящее смирение – это не тогда, когда мы унижаем себя. Признать, что все в твоей жизни зависит от Него, что над всей своей жизнью ты признаешь авторитет Бога, – это и есть смирение.

Всякому стучащему отворят. Если ты стучишь, тебе непременно откроют. Если ты в пути, то знай, что Бог выйдет к тебе навстречу. Об этом свидетельствует история с блудным сыном. Бог всегда выходит навстречу своим детям. Если ты идешь к Отцу, ты обязательно встретишься с Ним. Никогда не сдавайся, ищи Бога, иди дальше! Господь сказал, что сердца сокрушенного Он не уничижит.

Каждый день прибегай к Отцу, Который втайне, затвори за собою дверь и ищи Бога. Пребывай в Его Слове, ищи Его в молитве. И тогда Утешитель, Дух Святой, станет для тебя не просто теорией, а практикой в твоей жизни. Чем больше ты будешь с Ним, чем постояннее ты будешь проводить с Ним время, тем сильнее будет Его утешение. Мы не брошенные дети, Бог не оставил нас сиротами. Утешитель с нами, и Он рядом, Он хочет говорить с тобой, и Он хочет прикоснуться к тебе и утешить тебя Своим утешением.

И когда произойдет твоя с Ним встреча, то уже не только разумом, но и всем сердцем ты почувствуешь безусловную любовь Бога к тебе лично, начнешь глубоко понимать, Кто такой – Отец, Кто – Сын, Кто – Дух Святой.

Христос возвестил всем верующим в Него: «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня» (Ин. 16, 27). Желаю, чтобы все мы самой глубиной нашего духа осознали, что Сам Бог хочет наставлять, утешать и вести нас, дать нам уверенность в завтрашнем дне, возможность уже здесь, на земле осознавать и чувствовать себя Его любимыми детьми.

 


Вместо послесловия

Опыт организации при Макариев-Решемском мона­стыре миссионерского, молодежного и реабилитаци­онного служения многим людям, знакомым с ним, показался достаточно интересным и уникальным. Именно поэтому я решился опубликовать статьи, интервью и проповеди последних лет, которые достаточно подробно повествуют о нем. Они и легли в основание этого сборника.

В настоящее время я уже не являюсь настоятелем Макариев-Решемского мужского монастыря. Описывать подробно, почему и как это произошло, я здесь не буду, возможно, это история, достойная отдельной книги, время которой еще не пришло.

16.03.2006 архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий благословил нас на создание отдельного от монастыря Реабилитационного Центра помощи наркозависимым с домовым храмом для совершения Божественной Литургии.

В мае 2006 года я был приглашен архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым), возглавить проект «Православный Альфа Курс» при Миссионерском Отделе Московского Патриархата.

5 июня 2006 года был назначен внештатным сотрудником Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

По милости Божией, то, что было открыто и разработано в Решме, оказалось востребовано на общецерковном уровне.

Буду благодарен каждому читателю за отзыв на эту книгу.

С любовью ко всем читателям,

Игумен Евмений

Содержание

Предисловие пастыря  
Предисловие богослова  
О побеждающем Христианстве  
Откройте свое сердце для Божьей любви  
Живое Слово  
Чего от нас ожидает Бог  
Христианин – человек активной жизненной позиции  
О христианской вере и внешней религиозности  
Когда там конец света?  
Воскресающее поколение  
Господи, если Ты есть…  
Пастырь или психолог?  
Человек в современном Православии  
У Господа нет брошенных детей  
О милующем сердце  
В единомыслии и любви по дороге ко Христу  
Вернуть человеку ответственность за его жизнь  
«Поезд в будущее» – итоги антинаркотической акции  
Когда Любовь находит нас  
Иным знание дается в притчах…  
Деньги – это бумага, а бумага сама по себе не может быть ни добром, ни злом  
О деньгах, христианстве и преодолении нищенской философии  
Воздержание во имя любви  
Как Вы относитесь к «гражданскому браку»?  
Церковь подобна дереву... только растет она не из земли, а с Неба  
Боль предательства и чувство оставленности  
Кто из нас больший?  
Правда Божия и правда человеческая  
Приди, Господи, на наш праздник!  
Мы любим Тебя, Господи!  
О том, чем так хочется поделиться  
Свободный вход в вечное Царство Господа  
Постигая тайны мужского сердца  
Православным о здоровье  
Вместо послесловия  
Содержание  

 

 


 

Bceгo дopoжe для нac в xpиcтиaнcтвe

Сaм Xpиcтoc

Вл. Соловьёв

Сайт Просветительского Центра и

Издательства «Свет Православия»

ÿ http://www.reshma.nov.ru

Книги издательства «Свет Православия»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных