ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКАКаргопольская игрушка отличается от дымковской не только внешними признаками, но и содержанием: в ней образно передается народный быт русского Севера (рис. 60). В древнем городе Каргополе Архангельской области работает цех предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры», организованный на основе местного традиционного производства. Здесь игрушки лепят из красной глины: сначала выполняют верхнюю часть туловища и крупную плосколицую голову на толстой шее, затем торс соединяют с юбкой женской фигурки (в мужской — с ногами), а потом уже прилепляют руки, головные уборы и разные предметы, сопровождающие игрушку. Обжиг игрушек производят в русской печи, затем их расписывают. Что касается красок, то мастера употребляют те, которые имеются в наличии: масляные краски, темперу и др., но глазурование здесь не применяется. Мастера Каргопольской игрушки. Каргопольские игрушки 1930-х гг., имеющиеся в собрании ряда крупных музеев, знакомят нас с самобытным, оригинальным Искусством талантливого народного мастера И. В. Дружинина, потомственного гончара. Его игрушки — своего рода каргопольская классика, так монументальны они по лепке, с таким вкусом расписаны, столь лаконичными средствами достигается образность героев. Если окинуть мысленным взором дружининских персонажей, то получится рассказ о повседневных занятиях и отдыхе трудового люда Карго- пол ья.
Лепка фигурок довольно грубовата, у них толстый, сличающийся с плечами затылок, йони коротконоги, коренасты, Мастер очеловечивает животных, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Они часто выполняют функции свистулек, тогда как изображения людей не имеют дополнения в виде свистка. У Дружинина есть еще и странные фантастические существа, создавая которые он вдруг отходит от столь близких, постоянно наблюдаемых сцен окружающей жизни и погружается в мир таинственной, иногда жутковатой древней сказки, где бродят птицы на толстых, как столбы, ногах, пресмыкаются веретенообразные создания с человечьей (даже в шляпе!) головой, впрягаются в сани собаки с округлыми крыльями. Совершенно особая гамма расцветок дружининской росписи содержит как будто даже неожиданные для игрушки тона, или, точнее, сочетания тонов: изысканные, сдержанные, иногда строгие. Здесь розовые, желтые тона сочетаются с зеленым, серым, коричневым, бирюзовый — с сиреневым, малиновым. Много черного, темно-красного в орнаменте и сплошной окраске деталей, иногда добавляются золотая, серебряная краски. При этом лица и. руки игрушек, а иногда часть фона для орнаментальной росписи белые. Красный цвет глины скрыт. Орнаментальная роспись игрушек геометрична, в ней сочетаются острые овалы, косые и прямые кресты, штрихи, небольшие пятна. ( Перед нами стоящий на задних лапах медведь-курильщик. Вся фигурка окрашена в черный цвет, на этом фоне — желто-серебряный узор в виде коротких поперечных штрихов на голове, груди и ногах и концентрических кругов, обрамляющих серебряный крест на животе. Другой медведь, играющий на гармошке, одет в розовую рубаху и серые штаны. У человечков белые без румянца лица с черными штришками на месте глаз и рта. Барыня с ребенком одета в узкий черный жакет и желтую юбку с узором из красных, серебряных, зеленых и черных концентрических овалов. Эффектна одежда женщины с ведрами на коромысле: на ней бирюзовая шапочка, сиреневая кофта украшена спереди перекрестьем золотых, красных и черных полос, черным контуром обозначен передник, а по нему в черных клетках — золотые косые крестики и красные крапинки. К сожалению, нельзя судить из-за отсутствия других работ, является ли Дружинин талантливым одиночкой, превзошедшим в своем мастерстве других игрушечников, или в его творчестве отразилось когда-то широко развитое, самобытное, но позже угасшее искусство северных гончаров. В работах У. И. Бабкиной лепка значительно грубее, формы примитивнее, но игрушки по-своему выразительны, юмористичны, темы очень разнообразны. Мастерица пишет маслом, имея какой-то ограниченный набор, красок, она не стремится искать наиболее гармоничные их сочетания: небрежно и грубо кладет пятна голубой, кирпично-красной, зеленой краски на ярко-белый фон. Наиболее интересна в ее работах сюжетика игрушек. Обилие тем, часто связанных с современностью, говорит о богатой фантазии мастерицы. Здесь и пресловутые очеловеченные медведи, и катание на олене, и сидящие на диванчике молодые. Некоторые сценки, наивные и непосредственные, сложны по композиции, например изображение лисы, подстерегающей сидящего на дереве петуха. Персонажи Бабкиной иногда одеты по-городскому, а иногда носят каргопольскую народную одежду и головные уборы. Наиболее последовательно продолжал традиции Дружинина в 60—70-е гг. его однофамилец С. Е. Дружинин. По его словам, он учился у старого Дружинина, но тайком от него. С. Е. Дружинин очень уверенно расписывал игрушки, красиво и четко строя орнамент из овалов, клеток, крестов. Но гамма его росписи потеряла прелесть северной суровой гаммы старшего Дружинина. Правда, сочетания.тонов острые и оригинальные: желтое и зеленое, черное и белое, красное и желтое с чефным и белым. Что касается сюжетов, то здесь встречаются темы традиционных хозяйственных работ, поездок на санях, современные сценки и даже политическая сатира. Вторжение современных сюжетов в игрушку как поиски новых форм естественны, однако неизбежная потеря непосредственности восприятия окружающего мира, стремление подражать чуждым образцам ведет к потере ценных традиционных черт, Это особенно заметно в творчестве каргопольских жителей К, II. и А. П. Шевелевых, делавших игрушку в раннем детстве и вернувшихся к ее производству в конце 60-х гг., когда промысел стал восстанавливаться. В их работах ощущается большая культура восприятия пластики и цвета. Однако приходится пожалеть, что по интенсивным расцветкам росписи и некоторым элементам орнамента они невольно ассоциируются с дымковской игрушкой. Все же сюжеты у К. П. Шевелевой, как правило, сугубо местные, пластика архаична. Изображая каргопольских женщин и мужиков, она как бы расшифровывает то, что у Дружинина дано в самых условных формах. Так, на ее персонажах вполне конкретный народный каргопольский костюм с четко прорисованным узором вышивки, более старательно про- лепленными и раскрашенными деталями. Мастерица, отдавая дань времени, выдумывает свои сюжеты и творит образы персонажей в самом процессе лепки с той непосредственностью и наивной увлеченностью, которая так свойственна народным художникам традиционных промыслов. Чтобы понять это, стоит послушать, как она приговаривает за работой, сочиняя своих человечков и зверей, как бы сама удивляясь тому, что получается. Вот она лепит деда, плетущего лапти: «Скамейка дедку. Лепишь, лепишь, а как раскрасишь, дак и красиво делается... В шапке будет. Зимой. Да хоть осенью, хотя зимой, когда лапти-те плетут. Ну, дед, вот который работаешь, дак работай, наклонись!..» — «Это ты не мне ли говоришь?» — шутит ее муж. «Нет, это дедку: свой дедка есть у меня». О фигурке женщины в народной одежде: «Молодуха с полотенцем. Утром (на второй день свадьбы) к гостям выходит да всем кланяется. Вот в кокошник ее нарядят, дак ходит, дак кланяется. Раньше-то всех сажей перемажут, они в баню сходят, а она им кланяется, чтоб утирались...» А вот она работает над современной темой: «Свинарки. Наверно, уж в Москву собрались, нарядные дак. Задумала этих-то слепить, да залепилась долго!» Комок глины принимает форму фигурки человечка или животного и постепенно оживает в пальцах мастерицы, приобретая индивидуальные черты. Творчество А. П. Шевелева — брата К. П. Шевелевой — может служить примером переходного этапа в перерождении игрушки в декоративную скульптуру. Не пренебрегая традиционными сюжетами и приемами лепки, мастер наряду с привычными персонажами создает и нечто новое. Он является автором сцен и многофигурных групп, размещаемых на специально вылепленной подставке. Здесь встречаются известные работы: рубка дров, поездка в лес, пахота и парадные тройки, хороводы и т. п. При этом мастер стремится оживить фигурки жестами поднятых и распахнутых рук, поворотами головы, разлетом девичьих расклешенных юбок. Он может наряду с крупными, обычными игрушками делать и миниатюрные. Роспись у него тоже бывает иногда мелкая, дробная, складывающаяся из нетрадиционных, придуманных элементов, разбросанных по однотонному светлому, почти белому фону. Так рождается новый жанр — не игрушка в прямом своем значении, скорее сувенир, память об искусстве края, о том, Как здесь одевались, чем занимались в прошлом. Не случайно А. П. Шевелев является автором вещей, им самим предназначенных специально для музеев или выставок, но отнюдь не для игры. ТУЛЬСКАЯ ИГРУШКА Меньше всего изменений претерпела за долгие годы своего существования игрушка из деревни Филимоново, живописного уголка Тульской области (Одоевский район). В деревне Татево благодаря отличным по качеству белым глинам издавна существовал гончарный промысел, рассчитанный в основном на местный рынок. При этом мужчины выполняли только посуду, а женщины — расписные игрушки. Производство игрушек, как и в ряде других центров, очевидно, сильно сократилось в начале XX в., но все-таки теплилось, благодаря тому что местные мастерицы не бросали полностью своего ремесла. Этот своеобразный промысел был восстановлен в 1960-е гг., и ныне партии филимоновских игрушек расходятся по-всей нашей стране, украшают зарубежные выставки (цв. вкл. 35). Интересно, что природные свойства местной глины, на редкость пластичной и жирной, отразились на облике игрушек, сообщив им своеобразие: поскольку филимоновская глина при просушке быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Пластичность глины позволяет сохранять в лепке удлиненные пропорции. Изображения людей монолитны, не детализированы, близки по лепке древним примитивам. Рассматривая такую игрушку, ощущаешь, как мастерица тянула вверх глиняный цилиндрик: неширокая юбка-колокол переходит в суженую талию, узкие покатые плечи, округлые руки-отростки, конусообразную голову, составляющую одно целое с шеей и вырастающим прямо из головы раструбом, края которого, сложенные или скрученные умелыми пальцами, образуют кокетливую шляпку с непременным козырьком надо лбом. Иногда шляпу увенчивает султан из куриного пера. С таким же изяществом выполняются уши или рога замысловатых филимоновских животных-свистулек. Собственно, наличие или отсутствие рогов и их форма (например, у ба Своеобразен прием лепки свистка: после того как выполнено туловище животного, задняя его часть превращается в широкий раструб, края которого мастерица постепенно сближает, образуя полый шарик с оттянутым концом. Филимо- новские барыни часто несут под мышкой птицу-свистульку. Главное, что поражает при первом взгляде на филимонов- ские игрушки, их цветовое великолепие, звучная, смелая до дерзости роспись. Здесь применяются разведенные на яйце анилиновые краски, которые наносят на фигурку куриным пером, используя белый цвет черепка как фон. Гамма росписи почти не меняется: белое сочетается с малиновым, зеленым (реже — синим), лимонно-жел- тым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазываются белком. Животные или птицы всегда раскрашиваются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы и только голова окрашивается одним, чаще зеленым, цветом (рис. 61).
В раскраске человеческих фигурок — барынь или толстоногих кавалеров — меньше всего внимания уделяется лицам: зеленые, черные или синие небрежные мазки и точки изображают брови и глаза, малиновый штрих — рот. Главное — наряд: ярчайшая малиновая кофта, зеленая шляпка, две-три цветные каемки на тулье шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами юбка. В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: желтые, красные, зеленые штрихи, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросанные по фону, разнове Возможно, манера изображения одежды филимоновских фигурок возникла в прошлом под впечатлением, с одной стороны, городского барского костюма (отсюда — манерные шляпки), а с другой — крестьянских вышитых рубах и передников, пестротканых юбок и поясов. Во всяком случае, на некоторых фигурках орнаментом явно выделен передник. В творчестве современных филимоновских мастериц А. Ф. и П. Г. Масленниковых, А. И. Карповой, А. И. Князевой, Е. Г. Евдокимовой, А. И. Дербеневой сохраняются более чем в других промыслах традиционные приемы лепки и росписи, но разнообразнее стали сюжеты, варьируются размеры фигурок, роспись становится еще более нарядной. Очень популярно искусство талантливой мастерицы А. Дербеневой, выполняющей с большой фантазией целые группы, композиции фигурок, особенно обаятельна сценка «Любота», изображающая во множестве различных вариантов свидание влюбленных. Другой центр производства керамической игрушки находился в конце XIX в. в пригороде Тулы — Гончарах. Там делали истинно городскую по сюжетам игрушку, но по манере лепки она мало чем отличалась от сельских фигурок. Сами мастера называли своих игрушечных персонажей «князьками». Трудно сказать, чего тут было больше — иронии, относящейся к барской напыщенности, или любования красотой дамских нарядов. Мастера изображали барынь и помещиков, офицеров, духовенство. Дамы танцевали с кавалерами, прогуливались под зонтиками, катались на коне, сидя амазонкой, нарядные няньки прогуливали барчат. Изображая эту праздную и элегантную жизнь, гончары с поразительной наблюдательностью передавали внешний облик «князьков», их манеру держаться, туалеты. При всей условности лепки и росписи можно с полным правом говорить о верной, острой передаче мод конца XIX в. Вытянутые плоские фигуры с небольшой головой на непомерно длинной и толстой шее, дугообразные, высоко, как бы в удивлении приподнятые брови над круглыми глазами, рот- точка под чуть выступающим длинным носом, тонкие длинные ручки — таков характерный облик тульских «князьков». В туалетах же, особенно дамских, с забавной тщательностью выполнены глиняными налепами гладкие и пышные, гнездом, прически, серьги в-ушах и манерные шляпки, оборки воротников, платья, даже нижних юбок, пелерины, зонты, банты, пуговицы — всему найдено место, все, несмотря на неизбежное нарушение пропорций, сделано в соответствии с модой 70-х гг. XIX в., что и позволяет датировать игрушки этими годами.' Не исключено, что тульские фигурки не предназначались для игры, а служили скорее настольными украшениями и мастера пытались сообщить им некую изысканность, подражая фарфору. Эта изысканность заметна и в росписи фигурок, где отсутствуют яркие тона, броский орнамент: лица «князьков» белые, в одежде тоже частично сохраняется белый фон под мелким узором, характерно сплошное покрытие серыми, сиреневыми, синими, розоватыми тонами. Крупные размеры фигурок (свыше 20 см) также делают их не слишком удобными для игры. Вот типичная танцующая пара: усатый кудрявый офицер, повернувшись лицом к даме, бережно поддерживает ее жеманно протянутую руку. Черный мундир с золотым поясом, орденами и эполетами оттеняет розовое с золотыми лентами платье дамы. Орнамент применяется в росписи только на деталях: отделке платья, оборках юбки и рукавов, он мелкий, неяркий, строится из тонких штрихов, пятнышек: косых клеток, условных веточек. Только рисунок этих веточек, связанный, вероятно, с местной традицией, да в какой-то мере удлиненные пропорции фигурок несколько сближают «князьков» с филимоновской игрушкой, однако они совершенно различны по содержанию и декору. БАЛХАРСКАЯ ИГРУШКА Говоря о современной глиняной игрушке РСФСР, необходимо остановиться на работах мастериц Дагестана. Дагестанская игрушка нетрадиционна по своему происхождению, но традиционна по манере исполнения и облику. По существу этот промысел возник на основе традиционного посудного гончарства в наши дни, не ранее 60-х гг. В ауле Балхар с древнейших времен (VIII — X вв.) существовало гончарное производство. В современных работах бал- харского керамического цеха сохраняются традиции промысла, сложившиеся в XVIII — XIX вв. Посудные изделия бал- харских мастериц (посуду здесь издавна делают только женщины) сохраняют классическую простоту, строгость и гармоничность древних классических образцов. Матовая красноватая поверхность сосудов покрыта крупным орнаментом, который наносится свободной кистевой росписью разжиженной белой глиной. Игрушечного промысла здесь не было, лишь иногда между делом мастерицы лепили несложные свистульки и фигурки, обжигая их вместе с посудой. Эти вещицы делали для развлечения местных ребятишек. При том внимании, которым окружен промысел, лепные
изделия балхарских мастериц не могли остаться незамеченными и производство игрушек получило дальнейшее развитие. Балхарские игрушки стали появляться на крупнейших советских и зарубежных выставках, быстро завоевав всеобщее признание. В них привлекала необычность: выполненные из красной, иногда задымленной в обжиге глины, они были сплошь расписаны тем же архаичным, загадочным белым узором, что и посуда. Строгость расцветки, лаконичность лепки, некоторая суровость роднят их с природой Кавказа, они похожи на таинственные фантастические существа, которые могут обитать в расщелинах скал, в руинах древней крепости. Мастерицы могут изображать удивительных зверей — крылатую рыбу или зверя, напоминающего крокодила. Лепят они и самых обыкновенных животных — коня, ишака, корову, но все они одинаково архаичны, монументальны и украшены белой росписью спиралями, овалами, клетками. Талантливая мастерица 3. Умалаева настолько увлеклась новым видом искусства, что стала создавать небольшие сценки, а потом и многофигурные композиции на темы быта Дагестана (рис. 62). Здесь и мастерская гончара, и козы, сражающиеся на крутом мостике, и поездки на базар. Это уже не игрушки, а скульптуры, но в них сохраняется то, что найдено в игрушке: органическое сочетание орнамента с пластикой, выразительность при крайнем лаконизме изобразительных средств. Некоторые сценки юмористичны, в других переплетаются повседневность и сказка. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что традиции народного искусства не исчезают полностью, но нередко возрождаются на традиционной основе в новых формах. В современных бытовых условиях керамическая игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям: дети постарше предпочитают тематику более близкую событиям окружающей жизни, а игрушка для малышей выполняется из более легких и менее хрупких материалов. Глиняная игрушка остается с нами как одно из привлекательнейших явлений народного искусства, как общепризнанный национальный сувенир, как украшение в доме. Изучение пластики и росписи народной игрушки обогащает творчество художников, и не только скульпторов: по ее мотивам создаются рисунки для тканей, театральных костюмов, керамических и других декоративных изделий. В деле художественного воспитания народная игрушка —1 незаменимый образец для лепки и росписи; несложность и точность пластических приемов, ясность и чистота расцветок, мудрая простота узоров и гармоничное их слияние в одно целое — все это близко и доступно восприятию юного художника, как близка «му непосредственность мышления народного мастера, его чувство юмора, его любовь к фантастике, выраженные в условных и прекрасных формах. К древнейшим памятникам художественного металла, открытым на территории нашей страны, относятся изделия из скифских курганов Северного Причерноморья, низовий Днепра (V—III вв. до н. э.). Произведения эти свидетельствуют о высочайшем мастерстве ювелирной обработки золота и серебра, чеканного рельефа. На стенках сосудов и в украшениях воспроизводились сцены из жизни скифов: охота, уход за лошадьми, военные столкновения; животные — олени, пантеры, львы, фантастические птицы. В этих предметах нашла продолжение Традиция античной культуры ювелирной обработки металла. Высочайшее развитие городские и деревенские художественные ремесла получили в Киевской Руси X — XII вв. Перегородчатая по золоту эмаль, чернь с гравировкой, филигранные работы с зернью русских мастеров были широко известны далеко за пределами Древней Руси. Изделия с тончайшими перегородчатыми эмалями и множеством мелких зернинок до сих пор остаются непревзойденными шедеврами ювелирного искусства. Изделия из черни с серебром и золотом поражают искусством сочетания миниатюры рисунка и блестящей техники гравировки. Монголо-татарское нашествие задержало развитие культуры Древней Руси, но уже в XIV — XV вв. вместе с другими искусствами стала возрождаться художественная обработка металла. В Чернигове, Смоленске, Галиче и Новгороде восстановилось искусство ковки, литья мелких украшений, чеканки и тиснения. Вновь получили распространение сканное мастерство, наводка золота на медь и сталь, черневое дело. Однако наиболее высокий расцвет декоративного искусства приходится на время последующего объединения земель русского государства в XVI — XVII вв.
Московские ремесленники-серебряники чеканили чарки, братины, оклады икон. Многие предметы богато украшались филигранью, камнями-самоцветами, росписью и перегородчатой эмалью. В Великом Устюге, Сольвычегодске, Казани, Ярославле и Костроме широко применялись просечка по железу, ковка и тиснение серебра, расписные эмали. В середине XVIII в. крупнейшим центром по производству эмалевых и черневых изделий становится Великий Устюг. Во второй половине XIX в. кустари красносельского промысла изготовляли из серебра большое количество недорогих сережек, колец, крестов, риз для икон в технике чеканки, литья и штамповки. К этому времени складывается производство финифтяных миниатюрных иконок в Ростове Ярославском, каслинское чугунное литье мелкой скульптуры, вологодское искусство просечного железа и ковки. На основе этих производств возник ряд и современных предприятий, продолжающих развивать традиционные виды народного декоративного искусства, совершенствовать и изыскивать новые способы художественной обработки металлов. В наши дни существует множество способов художественной обработки "металлов. Часть их явилась следствием открытий науки и техники последнего времени, позволяющих производить массовую художественную продукцию самым экономичным путём. Ряд других способов возник очень давно и, несмотря на трудоемкость, широко применяется до сих пор. Благодаря именно этим приемам удается придать изделию пластичность, мягкость очертаний, индивидуальность, особую характерность. Прежде чем воплотить свой творческий замысел в материале, современный художник должен учесть все его возможности, ибо особенности материала во многом предопределяют декоративный эффект вещи. Одни материалы (серебро) хорошо поддаются самым различным способам обработки: литью, ковке, чеканке, резанию, штамповке. К бронзе, чугуну применимо только литье, к меди — ковка и чеканка, к алюминию — штамповка и литье, к малоуглеродистой стали —г ковка и т. д. Знание материалов и их свойств позволяет также квалифицированно реставрировать тот или иной исторический памятник. 1 ifir, АЛЛОВ ЛИТЬЕ Литье — древнейший вид обработки металлов. На Руси художественное литье получило развитие уже в VI — VIII вв. Изделия отливали из бронзы, серебра и золота. Литыми вещами славилась Киевская Русь. Прекрасные образцы литейного искусства имелись и в XVII в. в северных русских городах: Новгороде, Владимире, Суздале. В технике литья изготовляли браслеты, пряжки, поясные накладки и ожерелья. Отливали и более крупные предметы: подсвечники, паникадила, кувшины-водолеи, колокола. Необычайно искусно отлито бронзовое паникадило XII в., найденное близ Брянска. Отец и сын Иван и Михаил Моторины в 1735 г. отлили из бронзы колокол весом 200 т. В 1586 г. Андрей Чохов отлил царь-пушку весом 40 т., богато украшенную узором. В Екатерининскую эпоху были отлиты такие прекрасные скульптуры Карло Бартоломео Растрелли, как Петр I, императрица Анна с арапчонком. Много работал в литейном деле в конце XVIII в. Э. Фальконе, автор известного «Медного всадника». Образцы высокого искусства бронзового литья — памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, кони скульптора П. Клодта. Своеобразно каслинское художественное литье. Завод уже более 170 лет выпускает тончайшие ажурные изделия, миниатюрную скульптуру из чугуна. Каслинские мастера получили известность благодаря умению сочетать обобщенное решение всей скульптуры с внимательной проработкой отдельных частей ее: мускулов, уздечек, шерсти, складок и мельчайших деталей одежды. Обладая прекрасным чувством материала, каслинские мастера строят свою работу на контрастах полированной глади и фактурной поверхности, монолита и ажура. Черный тон, которым покрываются произведения, облагораживает чугун и предохраняет поверхность скульптуры от разрушения. В наше время существует много видов отливки вещей самых различных размеров. Наиболее распространенные виды отливки: в земляные формы, по выплавляемым моделям, в оболочковые формы, в металлические формы, под давлением. Литье в земляные формы Хотя этот способ древнейший, им продолжают широко пользоваться и в наши дни. Суть его заключается в том, что по модели изготовляют из формовочной смеси литейную форму, заполняемую металлом. Форма при извлечении скульптуры каждый раз разрушается. Модели могут быть изготовлены из гипса, дерева, пластмассы или металла. Модели. Хотя гипсовые модели для увеличения прочности пропитывают лаком, они служат недолго. Деревянные модели прочнее, но и они разрушаются и деформируются от действия влажной земли. Практичны модели из пластмассы, но наиболее долговечны — из бронзы' или алюминия. Из-за литейной усадки модель делают обычно несколько большей величины. Надо учитывать также механическую обработку отливки и давать на нее припуск. . По способу изготовления модели делятся на простые и разъемные. Простые не имеют поднутрений, не дающих снять форму. Разъемные модели состоят из двух частей, соединяющихся между собой шипами. До формовки модель собирается, а после отливки вынимается по частям. При пустотелой скульптуре на моделях делают специальные выступы, на которые опираются песчаные стержни, что и позволяет образовать полость. Формовочные смеси. И формы и стёржни изготовляют из формовочной земли (песок и глина). При формовке крупной скульптуры количество глины увеличивают до 20%, при мелком литье — 12 —15%. От свойств формовочной смеси, ее пластичности, прочности, газопроницаемости, огнеупорности зависит и качество отливки. Формовочные смеси бывают наполнительные и облицовочные. Облицовочная смесь прилегает непосредственно к скульптуре, наполнительная занимает весь остальной объем. Иногда формовочные смеси встречаются в природном виде, как, например, земли близ села Касли на Урале или близ села Коломенское под Москвой. Земляные формы приготовляют в специальных ящиках — опоках, которые придают форме нужную прочность при переноске и отливках. Формовку обычно проделывают в двух опоках, соединяемых штырями. Опоки (рамы) варятся из стали или отливаются из чугуна либо алюминия и имеют внутри ребра для удержания формовочной смеси. При изготовлении форм применяются разнообразные инструменты: лопаты, совки, сита, трамбовки, счищалки, душники, деревянные молотки, кисти, щетки, гладилки, ланцеты и иглы. Чтобы форма хорошо отделилась от модели, ее припудривают ликоподием, толченым углем или графитом. Изготовление земляной формы. Формовка происходит следующим образом: в опоку, установленную на подмодельную доску, кладут модель и пудрят ее ликоподием или угольным порошком. Во избежание пригорания земли опоку смазывают графитом. Облицовочную смесь насыпают сквозь мелкое сито, так, чтобы модель оказалась закрытой слоем 25—30 мм. Затем опоку засыпают наполнительной смесью, утрамбовывая ее слой за слоем. Поверхность выравнивают заподлицо с краями опоки и душником накалывают отверстия для выхода газов. Затем опоку перевертывают и на нее устанавливают вторую, в которую укладывают два бруска — модели литника и выпора для образования отверстий, куда заливают металл и через которые происходит выход газов. Потом все припы- ливают, засыпают смесью и утрамбовывают. Теперь можно снять верхнюю опоку и вынуть модель, прорезать отверстие из полости формы к литнику. При сложных моделях вместо подмодельной доски используют фальшивую опоку, не применяющуюся в процессе литья.. Кусковая форма. Самая трудоемкая работа — изготовление кусковой формы скульптурного литья. При кусковой формовке модель обкладывают кусками уплотненной земли, образующей форму, и все это как бы заключают в две полусферы верхней и нижней опок. Это дает возможность изъять модель из формы, не разрушив ее, поскольку каждый кусок формы, имеющий вид усеченной пирамиды, снимается отдельно. Весь этот процесс требует осторожности и навыка, поскольку куски могут быть легко повреждены. При изготовлении отдельных уникальных вещей способом кусковой формовки стержень для образования полости внутри скульптуры может быть сделан сразу же в форме. Для этого опоку с готовой кусковой формой обрабатывают ликоподием и засыпают формовочной землей. Эту землю осторожно уплотняют руками. Изготовленный из проволоки каркас обмазывают глиной и укладывают так, чтобы концы его касались борта формы. Затем горкой насыпают смесь в виде выемки второй опоки. Припыливают ликоподием полость второй опоки, перевертывают ее и накладывают на первую. Вновь немного насыпают земли и снова опокой уплотняют ее. Затем ланцетом снимают слой, равный толщине стенки будущей скульптуры. Срез будет равномерным, если предварительно вся поверхность наколота иглой на одинаковую глубину. Стержень просушивают и фиксируют внутри формы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|