Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОГУ ЛИ Я БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗЕН?




Энтони де Мелло

Осознание

 

 

Книги всемирно известного индийского священника-иезуита Энтони де Мелло популярны и любимы во многих странах. Гармоничное сочетание элементов христианской духовной культуры, буддистских притч, индуистских дыхательных упражнений и ярких философских прозрений превращает его блестящие проповеди в настоящее открове­ние. «Осознание» — это призыв пробудиться от кошмара, который мы называем действительностью, и заново открыть для себя счастье подлин­ной жизни. Увлекательная, темпераментная и парадоксальная книга де Мелло — эффективное лекарство от скуки и разочарования.

 

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРОБУЖДЕНИЕ

МОГУ ЛИ Я БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗЕН?

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ

СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

ОТРЕЧЕНИЕ —ЭТО НЕ ВЫХОД

СЛУШАЙТЕ И ЗАБЫВАЙТЕ

МАСКАРАД МИЛОСЕРДИЯ

ЧТО ЗАНИМАЕТ ВАШЕ ВНИМАНИЕ

ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ ИЛИ УДАЧЛИВЫЙ?

НАШИ ИЛЛЮЗИИ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

БЕСПРИСТРАСТНОЕ ОСОЗНАНИЕ

ИЛЛЮЗИЯ УСПЕХА

НАЙТИ СЕБЯ

ВОЗВРАЩАЯСЬ К "Я"

НЕПРИЯЗНЬ К ОКРУЖАЮЩИМ

ЗАВИСИМОСТЬ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЧАСТЬЯ

СТРАХ —НАИБОЛЬШЕЕ ЗЛО НА ПЛАНЕТЕ

ОСОЗНАНИЕ И СОПРИКОСНОВЕНИЕ

С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

ХОРОШАЯ РЕЛИГИЯ — ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ НЕОСОЗНАННОЙ ЖИЗНИ

ПРИВЫЧКА НАВЕШИВАТЬ ЯРЛЫКИ

ЧТО МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

ЧЕТЫРЕ ШАГА К МУДРОСТИ

С МИЮМ ВСЕ В ПОРЯДКЕ

СПЯЩИЕ

ЖАЖДА ПЕРЕМЕН

КОГДА ЧЕЛОВЕК МЕНЯЕТСЯ

ТОЧКА ПРИБЫТИЯ—ТИШИНА

РАЗМЫКАЯ ПОРОЧНЫЙ КРУГ

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

ЖЕЛАНИЕ, НО НЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ

ПРИВЫЧКА К ИЛЛЮЗИИ

ПРИВЯЗАННОСТЬ К ВОСПОМИНАНИЯМ

ОТАБСТРАКТНОГОККОНКРЕТНОМУ

БЕЗ СЛОВ

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПРОФИЛЬТРОВАННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

ПРИВЫЧНАЯ ЛЮБОВЬ

БОЛЬШЕ СЛОВ

ЧИТАЯ МЕЖДУ СТРОК

ПОКОРНОСТЬ

ПРОГУЛКА ПО МИННОМУ ПОЛЮ

Я УМРУ

ОЗАРЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ

НЕ НАДО ПОДТАЛКИВАТЬ

СТАТЬ НАСТОЯЩИМ

СИМВОЛЫ

НИСЛОВАОЛЮБВИ

ОСВОБОЖДАЯСЬ ОТ КОНТРОЛЯ

ВНИМАТЬ ЖИЗНИ

ПОКОНЧИТЬ С АНАЛИЗОМ

ТОЧНО ВПЕРЕД

ЗЕМЛЯ ЛЮБВИ

ОБАВТОРЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Однажды Тони де Мелло попросили дать корот­кое определение своим занятиям. Он встал и рассказал историю, которую потом не раз упоминал на семинарах. К моему немалому удивлению эту историю, изложенную им в книге «Зачем поет птица?» («The Song of the Bird»), Тони посвятил мне.

«Как-то раз крестьянин нашел орлиное яйцо и подло­жил его курице-наседке. Орленок вылупился из яйца в одно время с цыплятами и вырос среди них. Он был уверен, что ничем не отличается от домашних куриц, и вел себя, как они. В поисках червяков и букашек он рылся в земле, квохтал и кудахтал. Он хлопал крыльями и метр-другой мог пролететь по воздуху.

Прошло много лет; орел состарился. Однажды высоко в небе он увидел великолепную птицу. Почти не двигая мощными золотистыми крыльями, она величаво парила среди всесильных ветров. Старый орел замер в благоговении: «Кто это?» — спросил он. «Это орел, царь птиц, — ответили ему. — Его дом — небо. А мы курицы; наш дом — земля». Этот орел так и умер цыпленком, поскольку считал себя таковым».

Вы удивлены? Поначалу я страшно обиделся. Он пуб­лично назвал меня цыпленком? И да, и нет. Хотел ли он меня оскорбить? Ни в коем случае. Тони никогда никого не оскорблял. Но он дал понять, что все мы представляемся ему «золотыми орлами», не осознающи­ми, каких высот мы можем достичь. История орленка открыла мне глаза на подлинный масштаб этого чело­века, на его неподдельную любовь и уважение к лю­дям — он всегда говорил правду. Это и было его работой — будить людей и помогать им осознать вели­чие человека. Именно в этом была сила Тони де Мелло — он нес людям «осознание»; он видел свет — мы ведь светим и себе, и тем, кто нас окружает; он понимал, что на самом деле каждый из нас лучше, чем он сам о себе думает.

Эта книга написана в полете — в живом диалоге с аудиторией. Тони говорит о том, что способно вселить жизнь в сердца его слушателей.

Смерть Тони поставила передо мной задачу сохранить дух его живых слов и донести до чуткой аудитории его непосредственное отношение к жизни. Благодаря неоценимой помощи Джорджа Маккоули, Джоан Брейди, Джона Калкина и многих других людей — всех перечислить просто невозможно — увлекательные, завора­живающие, провокационные речи Тони удалось зафик­сировать на бумаге.

Наслаждайтесь этой книгой. Раскройте свою душу и слушайте ее сердцем, как сказал бы Тони. Слушайте, что он вам расскажет, и скоро вы сможете поведать людям свою собственную историю. Позвольте оставить вас наедине с духовным наставником Тони; он станет вам другом на всю жизнь.

 

Дж. Френсис Страуд, иезуит

Духовный центр де Мелло

Фордхемский Университет

Бронкс, Нью-Йорк

ПРОБУЖДЕНИЕ

 

Духовность предполагает бодрствование. На протя­жении всей своей жизни большинство из нас беспро­будно спит. Люди рождаются, живут, женятся, плодят детей, умирают — и все это во сне. Им, так ни разу и не проснувшимся, никогда не постичь красоты и пре­лести человеческой жизни. Не секрет, что все посвя­щенные — будь то христиане-католики или привержен­цы каких-то иных религий — единодушны в одном: все в мире хорошо, все в порядке. Везде царит хаос, но все Б порядке. Довольно странный парадокс. К несчастью, большинство людей не понимает, что «все в порядке» только потому, что все мы спим. И видим кошмар.

Год назад в какой-то передаче по испанскому телеви­дению я услышал интересную историю. Отец стучится в комнату сына: «Джейм, просыпайся!» «Не хочу, папа!» — отвечает тот. «Тебе пора в школу, вста­вай!» — кричит отец. «Да не хочу я в школу», —— отвечает Джеймс. «Почему?» «По трем причинам, — говорит сын. — Во-первых, там очень скучно, во-вто­рых, там меня дразнят, а в-третьих, я эту школу просто ненавижу». «Тогда я назову три причины, почему ты должен идти в школу. Во-первых, это твоя обязанность. Во-вторых, тебе уже сорок пять лет. А в-третьих, ты директор школы». Вставайте, просыпайтесь! Вы уже выросли. Вы уже достаточно взрослые, чтобы не спать. Проснитесь! Оставьте игрушки детям.

Не верьте тому, кто говорит, что он якобы не прочь повзрослеть. Не верьте! Единственное, что людям нуж­но, — это чтобы починили их любимые игрушки. «Вер­ните мне жену. Возвратите работу и потраченные день­ги. Верните мне мое доброе имя и прошлые успехи». Вот что им нужно — снова завладеть своими игрушка­ми. И больше ничего. Это подтвердит любой психолог: на самом деле люди не желают полного исцеления. Они желают лишь утешения; лечение же доставляет немало мучений.

Вы сами знаете, как не хочется просыпаться по утрам. Под одеялом так тепло и уютно. Кто-то вас будит — и кроме раздражения вы ничего не испытываете. Вот почему мудрый учитель никогда не будит спящих. Же­лая приблизиться к мудрости, я не стану даже пытаться пробудить вас ото сна. Это не входит в мои планы, хоть иногда я и восклицаю: «Пробудитесь!» Моя задача — делать свое дело, вести свою музыкальную партию. Если вы сумеете воспользоваться моим трудом — отлично, не сумеете — примите мои соболезнования! Как гласит арабская пословица, «садовые розы и болотные колючки питает один и тот же дождь».

МОГУ ЛИ Я БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗЕН?

 

Вам показалось, что я хочу кому-то помочь? Вовсе нет! Нет, нет и еще раз нет! Помогать я никому не собира­юсь. Не собираюсь и вредить. Если что-то пошло вам на пользу или во вред, значит, помогли или повредили себе вы сами — вы и только вы! Думаете, люди помо­гают вам? Ничуть не бывало. Поддерживают вас? Тоже нет.

Участницей одного из моих психотерапевтических семи­наров была монахиня. Однажды она пожаловалась:

— Я совсем не чувствую поддержки со стороны насто­ятельницы.

— Что вы имеете в виду? — спросил я.

— Я занимаюсь обучением послушниц, и она никогда к нам не приходит. Я ни разу не слышала от нее доброго слова.

Ответил я так:

— Давайте разыграем небольшую сценку. Допустим, я лично знаю вашу настоятельницу. И знаю, как она к вам относится. И вот от лица вашей настоятельницы я вам говорю: «Знаете, Мэри, почему я к вам не приез­жаю? Потому что за вашу работу я совершенно спокой­на — не в пример другим, со своими обязанностями вы справляетесь отлично. Здесь всем заправляете вы — значит, мне не о чем беспокоиться». Как вам такое нравится?

— Очень нравится, — ответила монахиня.

— Вот и хорошо, — продолжал я. — А теперь не могли бы вы на минутку выйти? Это тоже одно из правил игры.

Когда она вышла, я рассказал оставшимся свой план:

— Я все еще настоятельница, ладно? А только что вышедшая Мэри — самая худшая за всю историю нашей епархии наставница новообращенных. И к ее послушницам я не езжу потому, что смотреть на ее работу выше моих сил. Это просто ужас. Поговорить же с ней откровенно я тоже не могу — послушницам от этого будет только хуже. Мы готовим нового чело­века на ее место — он сможет приступить к работе через год или два. Сейчас я выскажу все это Мэри, чтобы как-то ее поддержать. Что вы на это скажете?

— Это действительно самое лучшее, что можно сде­лать в данной ситуации, — ответили участники се­минара.

Я пригласил Мэри в комнату и еще раз поинтересовал­ся ее настроением.

— Настроение превосходное, — ответила она.

Бедняжка Мэри! Она была уверена, что мы ей сочув­ствуем. А ведь все дело в том, что многие наши мысли и ощущения — не более чем игра нашего же вообра­жения. Это касается и убеждения о помощи извне.

Вы полагаете, что ваша помощь людям объясняется вашей любовью к ним? Тогда у меня для вас есть новость. Человек никогда не станет предметом вашей любви. Любить вы можете лишь субъективный и обна­деживающий образ того или иного человека. Только вдумайтесь: вы любите не человека, а выдуманный вами образ. Вспомните, как уходит любовь. Образ меняется, не так ли? «Я так тебе верил, а ты меня бросила. Как ты могла?» — говорите вы ей. Верили ли вы кому-ни­будь по-настоящему? Никому и никогда. Полноте! Все это часть общественной программы по промывке моз­гов. Вы никому не верите и полагаетесь лишь на собс­твенные суждения. Так на что же вы жалуетесь? Вам просто не хватает духа сказать себе: «Все мои оценки — пустое». Не очень-то это лестно, правда? И вы выбираете вариант: «Как ты мог так поступить?»

Вот и получается, что на самом деле люди не хотят расти, не хотят по-настоящему меняться, не хотят быть подлинно счастливыми. Однажды- мне дали мудрый совет: «Если только вы не ищете неприятностей, не пытайтесь сделать их счастливыми. Не учите свинью пению — только зря потратите время. И разозлите свинью». Я — как тот джентльмен, что зашел в бар, устроился поудобнее и вдруг в ухе соседа по столику увидел банан — банан в ухе! Джентльмен думает: «Надо сказать парню о банане. Да нет, это же не мое дело». Однако мысль о банане не дает ему покоя. И вот, пропустив рюмку-другую, он обращается к мо­лодому человеку: «Простите, но у вас в ухе — поду­мать только! — банан». «Что?» — переспрашивает юноша. «У вас банан в ухе». «Что вы сказали?» — опять спрашивает сосед. «Банан в ухе!» — кричит джентльмен. «Говорите громче, — просит парень, —у меня банан в ухе!»

Итак, все усилия тщетны. «Все, довольно, достаточ­но», — твержу я себе. Говори, что хочешь сказать, и убирайся. Сумеют воспользоваться — хорошо, не су­меют — мои соболезнования!

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ

 

Если вы действительно хотите проснуться, то первое, о чем я вас попрошу, — это осознать свое нежелание просыпаться. Первый шаг к бодрствованию состоит именно в том, чтобы честно признаться самому себе, что спать приятнее. Вы ведь не стремитесь к счастью. Хотите небольшой тест, всего на минутку? Можете закрыть глаза, а можете держать их открытыми — это несущественно. Представьте близкого и дорогого вам человека, которого вы очень любите. Мысленно скажи­те ему: «Для меня счастье дороже, чем ты». И посмот­рите, что получилось: «Быть счастливым я хочу больше, чем жить с тобой. Если бы я мог выбирать, я бы выбрал счастье». Кто-то ощутил себя эгоистом, когда говорил это? Думаю, очень многие. Теперь видите, насколько зомбирован наш мозг? Видите, насколько сильно в нас предубеждение: «Как я могу быть таким себялюбцем»? Но давайте разберемся, кто из двоих на самом деле эгоист. Представьте, что вам говорят: «Ты выбираешь счастье, а не меня? Да как ты можешь быть столь эгоистичным?» Разве вам не захочется сказать что-то вроде: «Прошу прощения, но как ты можешь быть

столь эгоистичной и требовать, чтобы я предпочел тебя собственному счастью?!»

Когда-то одна женщина рассказала мне о своем кузене, священнике-иезуите из Милуоки. Каждую проповедь он начинал так: «Любовь испытывается самопожертво­ванием, а измеряется самоотречением». Замечательно!

— Вы бы хотели, чтобы я пожертвовал своим счастьем ради любви к вам? — спросил я ее.

— Да, — ответила она.

Ну, разве не очаровательно? Как прекрасно могла бы сложиться наша с ней жизнь! Ради любви она пожерт­вовала бы своим счастьем, я — своим; в итоге на два несчастных существа стало бы больше, но все равно — да здравствует любовь!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных