Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетика средневековья.




- История: Борьба рабов и рабовладельцев в античном обществе заканчивается гибелью обоих борющихся социальных групп. Возникло новое (феодальное) общество. Рождение феодализма было мучительным, долгим и протекало на фоне упадка экономики, техники, торговли, разрушения древней цивилизации и ее культуры. Однако от погибшего древнего мира остались навыки и традиции, христианство и полуразрушенные города.

- В действиях героя античного реализма свобода (= устремления человека) и необходимость (= воля богов) находились во взаимодействии. В средневековом искусстве персонаж осуществляет необходимость и абсолютно подчинен Богу. Часто в ход развития сюжета вмешиваются чудесные и волшебные силы. Они необходимы средневековому художнику и идеологически (отражение господствующего мировоззрения), и художественно (персонажи, уповая на Бога, часто прекращают борьбу, действие готово остановиться, и тогда его толкает новая пружина — волшебство).

- Позиции средневекового искусства: мученичество, утешение, волшебство, сверхъестественность, занимательность сюжета, сложная событийность, неожиданные повороты действия, сакральный пафос, ведущая категория средневековой эстетики — возвышенное. Эстетика этой эпохи связана с теологией.

- Принципы средневековой поэтики — правдоподобие, иносказание, аллегория, символичность образов, особый акцент на изображении сверхъестественного, чудесного, потустороннего. Средневековое искусство давало моральное наставление и высокое иносказание, поднимающие верующего до божественной премудрости.

- В Средние века церковь оказывает определяющее влияние на искусство. Личность устремлена к горнему, неземному, возвышенному. Этому наиболее полно соответствует соборная архитектура и иконопись. Устремленность к небу обретает зримое, материально-пространственное выражение в формах готического собора. Архитектура обеспечивается материально-техническими средствами, развитие ее стимулируется. Августин подчеркивал превосходство архитектуры над живописью, поскольку последняя «привязывает человека к вещам и отдаляет от Творца». Соборная архитектура вступает в синтез с живописью (иконопись), музыкой (церковное пение, мессы, хоралы).

- Рыцарский романтизм (искусство Замка): герой в сражениях, мученик в любви. Рыцарский романтизм — художественное направление искусства Средних веков, освещающее светскую историю широко понимаемой современности (события эпохи; важнейшая тема — рыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви и короля).

- Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик, уповающий на волю Бога. Сакральный аллегоризм — художественное направление средневековой художественной культуры, отражающее религиозную художественную концепцию и повествующее о священной истории мироздания (господствующая тема — жизнь и мученическая смерть Христа). Средневековое искусство насыщено аллегориями и символами (например, символика цвета в византийской живописи, аллегоричность скульптурных фигур в соборе Парижской богоматери) Сакральный аллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигает сверхъестественное взамен естественного Сверхъестественное и потустороннее устрашало и внушало религиозный трепет.

- Карнавальный натурализм (искусство Города). Карнавальный натурализм как художественное направление искусства Средневековья выражает народную смеховую культуру, содержащую в себе идею вселенского обновления. Комедийно-праздничная, неофициальная жизнь общества —карнавал — несет радостное жизнеутверждение. Карнавальный натурализм имеет глубоко уходящие в прошлое истоки и далеко устремленные в будущее следствия.

- «Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но в то же время, уже будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная. Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало основой его эстетики.

- Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142)

Эстетика барокко.

- Основанием барокко был философский скептицизм французского философа М. Монтеня и моральный релятивизм Шаррона. Монтень усомнился в мышлении. Человек содействует общему благу только ради своего интереса.

- Барокко как кризис ренессансного гуманизма: экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире.

- Сам термин «барокко» происходит от португальского perrola barroca, испанского barrueco, итальянского barocco = жемчужина естественно-неправильной формы, странный, причудливый; или (по другим сведениям) от латинского мнемонического обозначения фигуры силлогизма — barroc; или от средневекового слова baroco = нелепый педантизм; первоначально термин обозначал «дурной вкус», формальную изощренность произведений.

- По мнению других ученых термин введен в конце XIX в. швейцарскими теоретиками Я. Буркхардтом и Г. Вельфлином, видевшими в барокко внеисторический стиль завершающих этапов различных культур, противостоящий вневременному Ренессансу. Ренессанс и барокко рассматривались как чередующиеся стилистические принципы.

- Барокко — художественное направление эпохи Возрождения, отражающее кризисную для этой эпохи концепцию мира и личности, утверждающую экзальтированного, гуманного скептика-гедониста, живущего в неустойчивом, неуютном, несправедливом мире. Герои барокко — это или экзальтированные мученики, изверившиеся в смысле и ценности жизни, или полные скепсиса утонченные ценители ее прелестей. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична и полна скепсиса, сомнений в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.

- Барочная художественная мысль «дуалистична». Барокко возрождает дух позднего Средневековья и противостоит монизму Возрождения и Просвещения. Барокко стимулировало развитие сакрального и светского (придворного) искусства.

- Бароккоотказ от конечного во имя бесконечного и неопределенного, принесение гармонии и меры в жертву динамизму, акцент на парадоксе и неожиданности, на игровом начале и непроясненности. Барокко присущи дуализм,

- В славянских странах барокко — не отрицание, а продолжение Ренессанса и гуманистических традиций. В Словакии барокко развивалось в 1650—1780 г. В России барокко — художественное направление начала XVII — середины XVIII вв. В петровское и ломоносовское время в рамках барокко зарождалось просветительство. Русскому барокко свойственна приверженность агиографии (церковно-житийная литература, напыщенное, неправдоподобное жизнеописание).

- Литература: поэзия Т. Тассо, Л. Ариосто, Д. Марино, трагедии П. Кальдерона. В музыке барокко нашло свое выражение в произведениях Вивальди. В живописи барокко — это Караваджо, Рубенс, фламандская и голландская жанровая живопись XVI—XVIII вв. В архитектуре барокко воплотилось в творчестве Бернини. Архитектуре барокко присущи: выразительный, внутренне сбалансированный, вычурный стиль, неправильные формы, странные сочетания, причудливые композиции, живописность, пышность, пластичность, иррациональность, динамизм, смещение центральной оси в композиции здания, тяготение к асимметричности. Архитектура барокко концептуальна: мир неустойчив, все переменчиво (уже нет ренессансной свободы личности, еще нет классицистской регламентации). Архитектурные произведения барокко монументальны и полны мистических аллегорий.
13. Интуитивистская эстетика.

- Интуитивистская эстетика XX - начала XXI века: А. Бергсон (Основные произведения – “Смех”, “Творческая эволюция»), Б. Кроче, Г. Рид. Эстетика - наука об ин­туитивном, о выразительном художественном познании. Искусство - плод воображения. Свобода искусства от экономических, научных, нравственных наслоений. Формирование эстетической позиции: «искусство для искусства».

- Интуитивистские принципы «сверхреальной связи» художника и мира — программа творца и его творчества, читателя и его восприятия.

- Интуитивизм – идеалистическое направление в эстетике, абсолютизирующее интуицию как момент непосредственного постижения истины в акте эстетического восприятия, эстетической оценки и творческой деятельности. Интуитивизм противопоставляет интуициюрациональному, опосредованному суждениями и умозаключениями знанию.

- Теория познания Бергсона основывается на иррационализме. Интеллект, по его мнению, это такая способность мышления, которая может постигать только все окостенелое и мертвое, но не жизнь. Жизнь вообще не может быть постигнута в понятиях, а лишь в процессе переживания, путем интуиции. Естественно, такая иррационалистическая теория познания базируется на идеалистическом истолковании действительности, которая, по его мнению, является свободной от материи “длительностью”, представляет собой некую сверхразумную и непостижимую в понятиях сущность – “жизненный порыв”. Жизненный порыв – это длительность, подвижность, непрерывное творчество, свобода. Они могут быть поняты лишь путем особой симпатии, слияния с творческим порывом. Особую разновидность интуиции представляет интуиция эстетическая – высшая форма иррационального постижения сокровенной сущности жизни. Гносеология Бергсона, как и его теория эстетического восприятия, носит печать аристократизма: лишь немногие избранные обладают способностью к симпатическому слиянию с иррациональным процессом жизни.

- Кроче – объективный идеалист. Для него существует одна реальность – безличный дух, нечто приближающееся к гегелевской абсолютной идее. Оперируя категориями “прекрасное”, “истинное”, “полезное”, “доброе”, которые выступают у Кроче как вневременные и вечные творцы действительности, философ создает идеалистическую систему, абстрактную, метафизическую. С этих объективно-идеалистических позиций он и рассматривает искусство. По мнению Кроче, искусство – это интуиция, или “воображение”, “фанатизм”, “способ изображения”. Все эти понятия в его концепции практически одно и то же. Философ самым решительным образом отвергает всякие попытки определить эстетические качества самих вещей и явлений. Искусство не является “физическим фактом”, не имеет предметно-физической основы ни в звуках и их взаимоотношении, ни в цветах или соотношении цветов, ни в форме тел. Искусство само есть “высшая реальность” – идеальная метафизическая абстракция.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных