Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 3 страница




Художники той или иной эпохи создают произведения искусства, которые обладают сходными признаками, свойствами как в содержании художественных образов, так и в художественной форме и гармонии произведений искусства. Совокупность художественных произведений, созданных в определенный исторический период развития общества в соответствии с определенным методом художественного творчества, составляет эпоху или направление в искусстве, где в свою очередь выделяются различные стили, школы и жанры. Например, в искусстве барокко различают парадное, драматическое и реалистическое барокко; в искусстве рококо — галантное, рококо и сентиментализм; в классицизме — ампир и салонный классицизм и т. д.

История искусства свидетельствует о многообразии эпох и направлений в его развитии. Каждая эпоха, направление в развитии искусства качественно отличаются от других рядом признаков, специфическим проявлением общих свойств. При этом каждому новому направлению в искусстве соответствует свой метод художественного творчества. Такими основными эпохами и направлениями в историческом развитии искусства являются: первобытное, античное и средневековое искусство, искусство Возрождения (с его направлениями — кватроченто, чинквеченто и маньеризмом), барокко, рококо, классицизм, романтизм, критический реализм. В конце XIX — начале ХХ в. сложился период в развитии искусства, получивший название «стиль модерн» (т. е. современный), к которому относят ряд направлений: символизм, импрессионизм и декоративизм.

Эпохи и направления в историческом развитии искусства отличаются друг от друга теми чувствами, эстетическими представлениями и идеалами, которые выражены в художественных произведениях. Анализ истории искусства; например, живописи, скульптуры и литературы свидетельствует об этом качественном отличии эпох и направлений, в его развитии.

Историческое развитие искусства предстает как естественноисторический процесс возникновения, развития и смены различных эпох и направлений в искусстве. Этот процесс подчиняется действию объективных законов развития искусства, в связи с чем искусство в любой стране более или менее последователь но, рано или поздно проходит отмеченные основные этапы в своем развитии.

С изменением общественного бытия более или менее быстро изменяются и общественное сознание, идеология и общественная психология, в том числе сознание художников. А с изменением сознания художников складывается, формируется, новый метод художественного творчества — новые принципы творчества, новые эстетические идеалы. На этой основе возникает, формируется и развивается новое направление в искусстве. Развитие искусства носит объективный характер, не зависит от субъективных пожеланий людей, в том числе художников. Люди способны или затормозить закономерное развитие искусства, или содействовать его прогрессивному развитию.

Возникновение новых направлений в искусстве начинается с изменения содержания художественных образов, идейной направленности искусства, что, необходимо приводит и к новой художественной форме. Это изменение художественной формы в соответствии с изменением содержания художественных образов произведений искусства также проявление закономерного развития искусства. Но конечной причиной возникновения его новых видов и направлений выступают общественное бытие, материальные условия жизни и деятельности людей. К условиям творчества художников, влияющих на развитие искусства, относятся создаваемые в ходе научно-технического прогресса новые технические средства художественного выражения.

Таким образом, изменение общественного бытия, прежде всего экономического базиса общества, в конечном счете определяет развитие и искусства. Следует учесть, что историческое развитие искусства отнюдь не означает полного исчезновения созданного в прошлом искусства (исчезают малохудожественные произведения и произведения, выражающие интересы реакционных групп и классов общества). Искусство, созданное в прошлом, как и современное искусство, существует и воздействует на людей. Конечно, не все художественные произведения, созданные в прошлом, доживают до наших дней, многие произведения искусства гибнут, разрушаются, уничтожаются (особенно в периоды войн).

В своем историческом развитии искусство постоянно пополняется новыми художественными произведениями, видами и направлениями. Это одновременное существование различных видов, направлений (эпох) искусства обусловлено общественной потребностью — все прогрессивное искусство необходимо для развития общества, ибо оно является одним из важных средств его саморазвития. Каждое новое поколение людей обновляет и пополняет свой духовный мир — чувства, интересы, представлениями о мире и т. п. При этом, конечно, наиболее близким является для людей современное им искусство.

Для формирования всесторонне развитого человека важны все виды и направления в искусстве, которые выражают и формируют различные стороны его духовного мира.

Следует учесть, что искусство, сохранясь в обществе, становится составной частью его культуры, которая в свою очередь может обратно воздействовать на самые различные стороны жизни общества. Для понимания относительной самостоятельности в развитии искусства важно учесть, что художники составляют часть публики. Воздействие искусства на художников порождает преемственность в развитии искусства. Эта преемственность проявляется в сохранении традиций, которые постоянно сочетаются с новаторством, возникновением новых принципов, средств, способов создания произведений искусства, необходимых для выражения новых чувств, нового духовного мира людей. Это выражение в искусстве нового, более сложного духовного мира людей, достигаемого отражением новых сторон действительности, порождает постоянный прогресс искусства, его восходящее развитие, которое не отрицает художественной ценности произведений искусства, созданных в прошлом.

Этот прогресс проявляется разнообразно: в возникновении новых видов, направлений, стилей, школ, жанров искусства, в новых темах, «героях», в выражении более сложного духовного мира людей, порожденного новыми производственными отношениями, а тем самым в изменении содержания и формы художественных образов, в развитии «языка» искусства и т. д. Прогресс в искусстве связан не только с выражением прогрессивных общественных идей, взглядов на общество, но и с художественным отражением реакционных периодов в его развитии, с осуждением присущих ему интересов, взглядов, поступков.

Процесс развития искусства не является прямолинейным, в нем имеются и периоды упадка, которые, как правило, относительны и временны и которые необходимо сменяются прогрессивным развитием. При этом, возникновение новых направлений искусства не механически следует за изменением общественного бытия.

Неравномерность развития искусства проявляется в неодновременности возникновения его аналогичных видов и направлений в различных странах и в том, что в период одного общественного строя могут возникать и существовать различные его направления. В силу объективных обстоятельств те или иные страны в тот или иной исторический период находятся на различном уровне общественного развития, что обусловливает неравномерное формирование и общественного сознания, а тем самым и искусства. Важную роль играет преемственность в развитии общественного сознания и, искусства. К тому же на различных этапах развития общественно-экономических формаций общественное сознание не одинаково, оно изменяется. И наконец, распространение художественных произведений приводит к тому, что новое направление искусства, возникшее в одной стране, воздействует на художников других стран.

И хотя развитие искусства, его расцвет или упадок не всегда соответствуют степени экономического развития общества, оно всегда обусловлено обществом, которое его породило.

Сущность и природа художественного творчества (Тема 12)

Исследованием художественного творчества занимаются различные науки: искусствоведение, социология, психология, физиология, кибернетика и другие. Опираясь на них, эстетика создает общую теорию художественного творчества, в которую входит учение о художнике как творце искусства, о субъективных и объективных предпосылках художественного творчества, о мировоззрении и мироощущении художника, о методе художественного творчества, о месте художника в обществе и т.д.

Важнейшей частью теории художественного творчества является описание процесса создания произведения искусства. Процесс художественного творчества осуществляет художник (живописец, скульптор, писатель, музыкант, актер и т.п.), т.е. человек, профессионально занимающийся созданием произведений искусства и обладающий необходимыми для этого субъективными качествами. К ним относятся: способность к творческому воображению, к мысленному преобразованию накопленного жизненного материала – восприятий и представлений о действительности – в новые образы, в художественные представления; острая наблюдательность и память, сохраняющая в сознании художника результаты его наблюдений; глубокое понимание внутренней жизни человека и знание особенностей ее внешнего проявления. Способность к творчеству предполагает также всестороннее обдумывание и отбор художником жизненного материала, осознание того, что он хочет изобразить и выразить в произведении искусства.

Важнейшей чертой художника является также способность к эстетической оценке произведений искусства, или художественный вкус, который дисциплинирует творческое воображение и является необходимым субъективным условием создания высокохудожественного произведения.

Художественное творчество предполагает наличие таланта, т. е. совокупность особых, профессионально направленных способностей художника к практическому воплощению продуктов его творческого воображения – художественных представлений — в соответствующем материале, например в красках, словах, звуках и т. п.

Художественный талант основан на специфических задатках, или природном даровании, к определенному виду творчества (например, талант живописца, скульптора, писателя и т. п.), но для своей реализации он требует знания жизни, научного мировоззрения, высокого мастерства, художественных навыков и умений, которые совершенствуются в процессе профессионального обучения и художественной практики.

И наконец, условием продуктивной деятельности творческого воображения и практического воплощения его результатов является способность художника к вдохновению, т. е. к особому напряжению всех его духовных и физических сил, к полной поглощенности творчеством, к творческому подъему.

Но художник, обладающий гением, талантом, мастерством, не изолирован от общества, в котором он живет. Он включен в определенную социальную среду, является членом той или иной социальной группы. А общество, его страты с их социальными интересами оказывают всестороннее влияние на художника, на его духовный мир, чувства и мысли, мировоззрение и мироощущение.

Мировоззрение художника представляет собой совокупность философских, политических, правовых, нравственных, эстетических и художественных взглядов, представлений и идеалов, которые определяют цели творческой деятельности. Особую роль в творчестве художника играют его эстетические взгляды, принципы и идеалы, в целом эстетическое сознание. Так, принцип подражания природе, принцип типизации, идеализации и другие служат раскрытию отношения художника к действительности как к объекту художественного изображения, пониманию путей, способов создания выразительного изображения.

Существенное влияние на весь процесс творчества оказывает и мироощущение художника, обусловленное как индивидуальными обстоятельствами его жизни, особенностями характера, так и общественной психологией и идеологией социальных групп, выразителем интересов которых он является. Это мироощущение может быть жизнерадостным, бодрым, оптимистичным, но оно может быть подавленным, пессимистичным.

Субъективные качества художника проявляются в процессе творчества, в конкретном акте создания произведения искусства, который включает в себя духовную и практическую его деятельность. Духовная деятельность художника включает в себя, прежде всего, познание действительности. Предметом этого познания выступает все то в действительности, что вызывает у художника эстетическое отношение. В связи с определенной профессиональной принадлежностью художник «специализируется» преимущественно на познании, изучении таких явлений природы и общества, которые лучше всего могут быть отображены именно этими, а не иными материальными средствами.

Живописец, например, изучает, прежде всего, то, что может быть воссоздано посредством цвета красок. Поэтому важнейшей чертой таланта живописца является развитое чувство цвета, способность воспринимать тонкие оттенки цветовых тонов и воспроизводить их.

Предметом изучения писателя выступает, например, все то в жизни, что может быть воссоздано посредством слова.

Духовная деятельность художника в процессе творчества немыслима без художественного воображения, «материалом» которого являются чувственные образы — восприятия и представления, накопленные художником в процессе познания жизни и сохраненные памятью. В процессе творческого воображения художник мысленно преобразует этот «материал» и создает художественное произведение.

Одновременно с духовной деятельностью процесс творчества предполагает практическую деятельность художника, направленную на воплощение результатов творческого воображения в определенном материале. Эта деятельность представляет разновидность физического труда, который, как и всякий труд, неосуществим без особых материалов и средств.

Материалом практической деятельности художника может быть вещество природы (краска, камень, металл, дерево и т. п.), имеющиеся в обществе средства коммуникации (слова языка с их значениями), а в тех случаях, когда художником является исполнитель (актер, танцор и т. п.), его материалом оказываются собственные природные данные.

Понимание основных сторон и средств художественного творчества позволяет перейти к характеристике самого процесса создания произведения искусства. Этот процесс включает в себя ряд стадий, или этапов: формирование первоначального замысла и схемы будущего произведения искусства; формирование художественного замысла произведения; воплощение или реализация художественного замысла в материале.

Под влиянием разнообразных объективных и субъективных факторов в сознании художника в тот или иной период его жизни господствуют, выступают на первый план какие-то определенные стороны мировоззрения и мироощущения, например философские или политические, нравственные или религиозные взгляды. Эти доминирующие стороны определяют собой интерес художника к тем или иным явлениям жизни, влияют на характер их оценки и на его чувства, переживания, эмоциональное отношение.

В конкретный момент жизни художник сталкивается с таким явлением, которое особенно привлекает его внимание в соответствии с господствующими в его сознании мыслями и настроениями, вызывает глубокое переживание. Источником такого переживания могут оказаться явление природы, люди, значительное событие общественной жизни, в котором проявляются судьбы людей, их интересы, страсти, стремления, коллизии; рассказ о таком событии, о судьбе человека и т. п.; заказ на создание произведения искусства, полученный художником от частного лица или общественной организации; произведение искусства или науки; внутренние проявления духовного мира самого художника, например воспоминание о прошлом, о пережитом и т. д.

Порожденные восприятием и оценкой такого явления переживания художника вызывают у него стремление, желание выразить их, передать другим людям посредством произведения искусства. Зачастую идейно-тематический замысел выражается в высказываниях самого художника.

Под влиянием возникшего идейно-тематического замысла в сознании художника начинают концентрироваться ранее накопленные и сохраненные в памяти образы и мысли. Однако эти образы разнородны, отрывочны, не связаны друг с другом. В этот период в сознании художника нет еще цельных образов, есть только впечатления от наиболее поразивших его лиц, характеров людей, событий, картин природы и т. д. Чтобы синтезировать эти образы, художнику необходим прообраз, который бы «подсказал» ему структуру или способ связи, соединения накопленных ранее впечатлений. Таким прообразом схемы будущего произведения искусства, который называется структурным образом, могут послужить, отмечают сами художники, различные явления. Зачастую в качестве структурных образов используются композиционные схемы или фигуры, созданные другими художниками.

Найдя соответствующий идее структурный образ, художник мысленно заменяет его «элементы» другими образами, которые сохранились в его памяти и «ожили» в сознании под влиянием идеи. При этом указанная процедура не сводится к механической замене «элементов» структурного образа новыми, а представляет собой их синтез, в процессе которого эти новые образы и структурный образ под влиянием идейного замысла так или иначе видоизменяют друг друга.

Создав в процессе творческого воображения представления об отдельных элементах содержания будущего произведения, художник приступает к синтезу этих представлений в некоторый целостный образ — художественное представление. Исходя из идейно-тематического замысла произведения искусства, художник мысленно комбинирует свои представления об его отдельных элементах, группирует их в соответствии с разработанной ранее композиционной структурой: осуществляется мысленный синтез содержания и формы будущего про- изведения, складывается его целостная модель, художественный замысел. Этот замысел, или представление, художника о задуманном произведении достаточно сложен, и представить его можно лишь теоретически на основе анализа уже созданного произведения искусства.

Любое произведение искусства предстает одновременно и как художественный образ, и как материал, посредством которого существует этот образ. Отсюда следует, что художественный замысел как идеальная модель будущего произведения искусства включает в себя представление художника о том, каким должен быть художественный образ этого произведения, и одновременно представление о материале, который будет носителем этого образа в произведении искусства.

Так, художник, будучи творцом рисующейся в его воображении картины, например сцены из исторического прошлого, представляет себе эту сцену так, как ее мог бы видеть некий наблюдатель или участник, занимающий в ней определенное пространственное положение. Точно так же писатель, задумавший некоторое повествование, мысленно «слышит» его как речь свидетеля и участника события, о котором идет речь, одновременно представляет их внешний облик, обстановку их жизни и т. п.

Художественный замысел есть такой продукт творческого воображения художника, который предполагает мысленное перевоплощение или вживание художника в образы других людей — наблюдателя (повествователя) и участников задуманной картины, сцены, эпизода и т. п. Зачастую это внутреннее перевоплощение оказывается настолько глубоким, что оно может сопровождаться у художника теми же, например, физиологическими эффектами, переживаниями, которые предполагаются у представляемых им персонажей. Однако художественный замысел не сводится только к модели художественного образа будущего произведения. Художник представляет себе этот образ как воплощенный в определенном материале. При этом он мысленно «видит» будущее произведение как гармоничное целое, в котором материал подчинен художественному образу. Тем самым художественный замысел оказывается целостной моделью будущего произведения. У художников, принадлежащих к различным профессиям, художественный замысел проявляется по-разному. Так, у живописца и скульпторам он выступает в форме преимущественно зрительного представления, у писателя — как внутренняя речь, как представление о речи повествователя и персонажей будущего произведения. Следующая, третья стадия процесса творчества связана с воплощением художественного замысла в определенном материале. Это воплощение предстает как преобразование художником материала в соответствии с замыслом и на основе художественных принципов, как процесс придания ему новой формы или организации. В процессе этого преобразования материальные элементы (пятна цвета и т.п.) превращаются в совокупность художественных элементов — изображений предметов, людей, явлений природы и др. Так, художник-живописец, перенеся на заранее подготовленный холст композиционную схему или эскиз будущего произведения, создает (посредством мазков) изображение отдельных персонажей возникающей картины, деталей обстановки, природного пейзажа и т. п., соответствующее отдельным «элементам» художественного замысла. Изображения отдельных фигур, предметов и т. п. художник группирует на основе эскиза, осуществляет синтез содержания и формы возникающего художественного произведения искусства. При этом художник подвергает эскизные изображения некоторым изменениям, чтобы привести их в гармонию друг с другом. Исходя из принципа художественной гармонии, художник оценивает соответствие каждой части образа, которую он создает, другим частям и замыслу в целом, добивается органического соответствия целого и частей. Стадия реализации или воплощения художественного замысла представляет собой зачастую длительный процесс, в котором вдохновение чередуется с трезвой оценкой и пересмотром уже сделанного.

В результате процесса художественного творчества возникает произведение искусства, которое оказывается особой эстетической ценностью для людей.

Художественное произведение (Тема 13)

Признание того, что искусство — это совокупность художественных произведений, приводит к выводу, что простейшей «клеточкой» искусства выступает отдельное художественное произведение. Раскрытие общих свойств (атрибутов) искусства предполагает, следовательно, исследование свойств, присущих любому художественному произведению. А предпосылка этого исследования — выяснение способа существования художественных произведений как особых продуктов художественной деятельности людей, отражающих действительность, жизнь общества и т.д.

В понимании искусства нужно исходить из материалистического решения основного вопроса философии, раскрытия отношения сознания человека к художественному произведению. Любое произведение искусства предстает перед нами как материальный продукт художественного творчества, как вещь или процесс. В тех же случаях, когда произведение искусства неотделимо от процесса творчества, как это имеет место у художников исполнителей и актеров, оно оказывается объективным процессом и предстает как танец, музыка, театральный спектакль и т. д. И именно потому, что произведение искусства есть материальный продукт художественного творчества, его можно воспринимать чувствами — видеть или слышать.

Произведение искусства создано из определенного материала. Однако материал в произведении искусства теряет свое самостоятельное значение. Краски, нанесенные на холст, обработанный скульптором камень, становятся, например, портретом человека, его художественным образом. Звуки в музыке становятся музыкальной мелодией; слова в литературном произведении становятся речью повествователя о воспринятой им жизни, т. е. художественным образом. Тем самым посредством различных материалов существуют художественные образы различных явлений действительности, природы и общества. Произведение искусства по своему строению оказывается неразрывным единством художественного образа и материала.

Но главным в произведении искусства является художественный образ как отражение действительности. В отношении к действительности художественный образ произведения искусства выступает как ее отражение. Например, портрет человека в живописи или скульптуре в отношении к самому человеку выступает как его отражение. Но художественный образ качественно отличается от других форм отражения действительности своими свойствами, содержанием и формой. Для понимания искусства нужно рассмотреть свойства, признаки, природу художественного образа, его качественное отличие от других образов, отражающих действительность, например от зеркального отражения (в воде или зеркале), от механического подражания, воспроизведения явлений действительности.

Художественный образ любого произведения искусства предстает перед нами как изображение действительности. При этом каждый вид искусства изображает не все, а только отдельные стороны действительности, а поэтому ограничен в своих возможностях. Так, живописен красками может изобразить только цвет и форму предметов и явлений, а не присущий им объем, расположение в пространстве и другие свойства. Тем не менее искусство способно отразить самые разнообразные явления природы и общества: в живописной картине (более или менее условно) посредством изображения цвета предметов отражаются сами явления природы и общества, разнообразные предметы с их пространственным расположением, объемами и т. п. То же относится и к другим видам искусства. Таким образом, искусство воспроизводит, или изображает, самые разнообразные внешние проявления жизни людей и явления природы.

Изобразительность есть необходимый, неотъемлемый, но не единственный признак искусства. В художественных произведениях изображаются те стороны действительности, которые позволяют выразить чувства, переживания, представления, в целом духовный мир людей.

Чувства, переживания людей могут быть выражены не только через показ их проявления во внешнем облике персонажей, но и путем изображения, например, природы, какой ее воспринимает человек, находящийся в различном душевном состоянии. Поэтому, например, пейзаж в картине может предстать «мрачным» или «радостным».

Художественный образ произведения искусства есть выразительное изображение действительности. При этом выразительность искусства достигается не копированием действительности, а условным изображением. Одновременно искусство выражает и взгляды, мысли людей о жизни. Но в произведениях искусства мысли людей передаются в основном опосредствованно — через выражение их чувств, их отношения к различным теориям, взглядам. Однако опосредствованное выражение в искусстве мыслей, знаний о мире нисколько не умаляет роли искусства в формировании мировоззрения людей.

Благодаря выразительности искусства мы можем знать о духовном мире людей не только из личного опыта, но и через восприятие художественных произведений. К тому же о чувствах, переживаниях людей различных исторических эпох мы узнаем благодаря общению с искусством прошлого. Конечно, внешнее проявление чувств и воли может быть зафиксировано также в документальных фотоснимках и кинофильмах. Художественные образы произведения искусства качественно отличаются от подобного отражения действительности. Ведь изображение человека, например, на документальном фотоснимке выражает зачастую случайные чувства, настроения и т. д.

Искусство выражает типичные чувства, настроения людей, сходные у представителей различных групп и классов. общества. При этом в них выделяется характерное — такие чувства и черты воли, которые являются устойчивыми, составляющими характер человека. В реалистическом искусстве важно выражение индивидуальных характеров и психологии данных типов в индивидуальных обстоятельствах.

В произведении искусства художник выражает не только общественную психологию, но и свои чувства, идеалы, передает свое «видение» мира. Это выражение отношения художника к действительности также является одним из свойств искусства.

Важную роль в произведении искусства играет выражение эстетического сознания художника, его эстетических представлений и идеалов. Эстетический идеал художника — это представление о том, каким должен быть прекрасный и возвышенный человек, какими чувствами, чертами характера и внешним обликом должен обладать представитель определенной социальной группы, класса, профессии и т. д.

В соответствии со своими эстетическими идеалами художники наделяют персонажей произведения искусства идеальными или типичными чертами характеров (как положительными, так и отрицательными). В художественных произведениях положительные персонажи выступают как «герои». Наличие положительных персонажей («героев») есть один из признаков прогрессивного искусства. Для периодов упадка в искусстве, например маньеризма или модернизма, характерна дегероизация, отход от изображения человека как прекрасного и возвышенного.

Исторические направления в искусстве различаются по выраженным эстетическим представлениям художников о действительности, в том числе по различным идеалам прекрасного и возвышенного человека, а также идеализацией или типизацией. Так, идеализация человека и природы проявляется в средневековом искусстве, искусстве Возрождения, барокко, рококо, классицизма и романтизма, а типизация — в критическом реализме.

Таким образом, историческое развитие социальных чувств, различных сторон общественной психологии и идеологии классов, а также изменение отношения художника к действительности — все это нашло свое выражение в искусстве.

В одном произведении художник не в состоянии отразить все разнообразие жизни и выразить все стороны духовного мира людей. Поэтому каждое произведение искусства имеет определенную тему. По выраженным чувствам можно выделить темы, передающие, например, патриотизм, любовь, страдание и т. д. По выраженному эстетическому отношению художника к действительности произведения искусства можно разделить и на большие жанры, например трагедия и комедия.

Отношение художника к действительности выражается в искусстве опосредствованно, через так называемую точку зрения. «Точка зрения» в искусстве — это показ жизни не от лица самого художника, а через какого-то, обычно безымянного, повествователя (в литературе), наблюдателя (в кино) и т. д. «Точка зрения» в искусстве проявляется разнообразно: во-первых, в пространственном положении повествователя или наблюдателя по отношению к изображенному в произведении искусства. Повествователь, например, в литературном произведении всегда находится в каком- то определенном месте описываемого им действия или события, является как бы их очевидцем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных