Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие Эстетических идей у Гомера и Пифагора.




Элементы эстетической рефлексии обнаруживаются в культурах Древнего Египта, Вавилона, Шумера и других народов Древнего Востока. Систематическое развитие эстетическая мысль получает только у древних греков.

Первые образцы эстетической доктрины создали пифагорейцы (6 в. до н.э.). Их эстетические взгляды развивались в традиции космологической философии, основанной на тесной взаимосвязи человеческой личности и вселенной. Пифагор вводит понятия космоса как упорядоченного единства. Основное его свойство – гармония. От пифагорейцев идет представление о гармонии как о единстве многообразного, согласии противоположностей.

Пифагор и его последователи создали так называемое учение «о гармонии сфер», т.е. музыке, создаваемой звездами и планетами. Они также разрабатывали учение о душе, представляющей собой гармонию, точнее созвучие, основанное на цифровом соотношении.

Гомер использовал слово гармония и в бытово-практическом значении. 1) мир, согласие, согласие. 2) гармония понимается также несомненный скрипа, гвоздь. Одисей, строя корабль, скрепляет его гвоздями и гармониями. То же происходит и с понятием мера, который тесно связано у греков с понят гармонии. У Гомера это речь чаще как означает единицу измерения. В Гесиода мнение меры используется в качестве норма, который определяет степень социальной жизни. “Меры во всем придерживайся и дела приманка предварительно делай”, - пишет он в труде “Робота и дне”. С ним перекликается Феогнид: “Слишком ни в чем не спеши, ведь согласно любому делу лучший правитель человеку – мера”. Эти рассуждения имеют не столько эстетичный, который морально нормативный характер. И неусыпно же мнение меры указывает для лучше для человека, который уже само согласно себе имеет и эстетичное содержание. Греч давности достигают высказывания: “ничего слишком”, “мера – лучше” всего, “используй меру”, “человек – мера всего”.

И, наконец, самым характерным для пифагорейского учения является то, который гармония в них имеет числовое выражение, который она органически связана с сущностью числа. Пифагорейцы создали дрессировка о производительной сущности числа. Они считали мате6матични основы началом как существующего и уподобляли неусыпно багаж числам. Числовая гармония лежит в основе заганоантичного учения о космосе с симметрично расположенными и настроенными для известный музыкальный числовой гвалт сферами. Пифагорейцы ввели числовой момент в саму космологию. Они признавали, который выкройка Вселенной должна быть гармоничной, и предоставляли ей виду симметричных геометрических фигур: Земли – форму куба, огневые – форму пирамид, воздуху – форму октаэдра, воде – форму икосаедра, сфере Вселенной – форму додекаэдра. Именно с этим связанное известно пифагорске дрессировка о гармонии сфер. Пифагор и его последователи считали, который путешествие светил близ центрального мирового огня создает гармоничную музыку. Поэтому неподвижность появляется гармонично построенным и музыкально оформленным телом.

Пифагорске учения заметно повлияло для последующее развитие учений о природе и сущности гармонии. Идеи, кот легли у сонови учений о гармонии сфер, о единстве микро- и макрокосмосу, о гармоничных пропорциях, были основаны именно пифагорейцами.

Гармония присуща в 1 очередь объективному мировые вещей, самому космосу. Она свойственна и природе ис-ва, иллюстрацией чего есть лира, для которой по-разному натянутые струны создают замечательное созвучие. Гармония бывает скрытой и очевидной. Первая более содержательная, а следовательно, имеет превосходство над второй. Космосу несомненный высшему совершенству присущая прозвана гармония. Это как для запевало взгляд неподвижность представляется хаосом, кучей мусора, рассыпанного наугад. В действительности же идти игрой стихий и вроде желание случайностей скрывается чрезвычайная гармония.

 

24. Эстетические идеи софистов. Учение софистов, способствовавшее зарождению эстетики, возникло в 5 в. до н.э. Окончательно сформулированное Сократом и изложенное его учениками, оно носило антропологический характер.

Исходя из убеждения, что знание добродетельно, он понимает красоту как красоту смысла, сознания, разума. Важнейшими предпосылками красоты предметов являются их целесообразность и функциональная оправданность.

Ему принадлежит мысль о том, что прекрасное само по себе отличается от отдельных прекрасных предметов. Сократ впервые отличает прекрасное как идеальное всеобщее от реально-жизненного его проявления. Он впервые затронул проблему научной гносеологии в эстетике и сформулировал вопрос: что означает само по себе понятие «прекрасное».

В качестве принципа художественного творчества Сократ выдвигает подражание (мимесис), которое мыслится как подражание человеческой жизни.

Антропологическая эстетика поставила перед философией вопросы, ответы на которые мы находим у Платона и Аристотеля. Развернутое эстетическое учение Платона представлено в таких его произведениях, как Пир, Федр, Ион, Гиппий Больший, Государство и пр. Важным моментом платоновской эстетики является постижение прекрасного. Красота в его понимании – это особого вида духовная сущность, идея. Абсолютная, надчувственная идея прекрасного находится вне времени, пространства, вне изменений. Поскольку прекрасное – идея (эйдос), то оно не может быть постигнуто чувством. Прекрасное постигается посредством ума, интеллектуальной интуиции. В Пире Платон говорит о своеобразной лестнице красоты. С помощью энергии эроса человек восходит от телесной красоты к духовной, от духовной – к красоте нравов и законов, затем к красоте учения и наук. Красота, открывающаяся в конце этого путешествия – это абсолютная красота, которая не может быть выражена обычными словами. Она находится за пределами бытия и познания. Разворачивая таким образом иерархию красоты, Платон приходит к выводу, что прекрасное – это проявление в человеке божественного начала. Особенность прекрасного у Платона состоит и в том, что оно вынесено за пределы искусства. Искусство, с его точки зрения, есть подражание миру чувственных вещей, а не истинному миру идей. Поскольку реальные вещи сами являются копиями идей, то искусство, подражая чувственному миру, представляет собой копию копий, тень теней. Платон доказывал слабость и несовершенство искусства на пути к прекрасному.

 

25. Эстетика Аристо́теля (384 — 322 до н. э.) — древнегреческий философ и учёный. Аристотель, несмотря на преемственность эстетических взглядов, создал собственную, отличную от платонизма эстетическую теорию. В его трактатах О поэтическом искусстве (Поэтика), Риторика, Политика, Метафизика представлены тексты, которые определенным образом связаны с эстетикой. В них он дает определение красоты, универсальными признаками которой являются величина и порядок. Но прекрасное у Аристотеля не сводится только к этим признакам. Они прекрасны не сами по себе, но только по отношению к человеческому восприятию, когда соразмерны человеческому глазу и слуху. Подразделяя человеческую деятельность на изучение, действие и созидание, относит искусство к созиданию, основанному на правилах. По сравнению с Платоном, он значительно расширил учение о подражании (мимесисе), которое понимает как изображение общего.

Катарсис (греч. kátharsis – очищение). Восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнем. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела, от страстей, от наслаждений. Аристотель развивает учение о катарсисе как основе эстетического переживания. Художественное творчество, по Аристотелю, с помощью подражания достигает своего назначения в прекрасных формах, которое оно создает. Форма, созданная творцом, становится предметом удовольствия для восприимчивого зрителя. Энергия, вложенная в произведение, которое удовлетворяет всем требованиям подлинного мастерства и прекрасной формы, порождает новую энергию – эмоциональную активность восприимчивой души. Проблема удовольствия – важная часть эстетики Аристотеля. Удовольствие в искусстве соответствует разумной идее и имеет разумные основания. Удовольствие и эмоциональное очищения – это конечная цель искусства, катарсис.

Учение Аристотеля о методах создания образа человека и воздействии посредством этого образа на воспринимающих его людей. В отличие от своего учителя Платона, Аристотель рассматривал самовыражение не столько в аспекте самопознания, сколько в связи с исследованием механизмов воздействия на аудиторию и управления людьми. В своем трактате «Поэтика»11, исследуя структуру и типологию характеров (как театральных образов), он, по сути дела, под характером понимает символический образ человека, специально моделируемый с учетом объективных закономерностей восприятия его аудиторией для достижения определенного психологического эффекта (катарсиса). В своей разработке технологии создания характера Аристотель опирается на такие механизмы, как схематизация, идеализация, индивидуализация

 

26 Августин Блаженный — философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»).

В ср.века все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. В эстетике раннего средневековья наиболее целостную эстетическую теорию представляет Августин Аврелий. Находясь под влиянием неоплатонизма, Августин разделял идею Плотина о красоте мира. Мир прекрасен, потому что сотворен Богом, который и сам есть высочайшая красота, и является источником всякой красоты. Искусство создает не реальные образы этой красоты, а лишь ее вещественные формы. Поэтому, полагает Августин, должно нравиться не само произведение искусства, а заключенная в нем божественная идея. Следуя античности, св. Августин давал определение прекрасного, отталкиваясь от признаков формальной гармонии. В сочинении О граде Божьем он говорит о красоте как о пропорциональности частей в сочетании с приятностью окраски. С понятием красоты у него связаны также понятия соразмерности, формы и порядка.

Новая средневековая интерпретация красоты состояла в том, что гармония, стройность, порядок предметов прекрасны не сами по себе, а как отражение высшего богоподобного единства. Понятие «единство» является одним из центральных в эстетике Августина. Он пишет, что форма всякой красоты – единство. Чем более совершенна вещь, тем больше в ней единства. Прекрасное едино, потому что и само бытие едино. Понятие эстетического единства не может возникнуть из чувственных восприятий. Напротив, оно само обуславливает восприятие красоты. Приступая к эстетической оценке, человек уже имеет в глубине души понятие единства, которое затем ищет в вещах.

Большое влияние на средневековую эстетику оказало учение Августина о контрастах и противоположностях. В трактате О граде Божьем он писал, что мир создан как поэма, украшенная антитезами. Различие и разнообразие придает красоту каждой вещи, а контраст придает особую выразительность гармонии. Чтобы восприятие красоты было полным и совершенным, правильное соотношение должно связывать созерцающего красоту с самим зрелищем. Душа открыта для ощущений, которые согласуются с ней, и отвергает ощущения, неподходящие для нее. Для восприятия красоты необходимо согласие между прекрасными предметами и душой. Нужно, чтобы в человеке была бескорыстная любовь к красоте

 

27. Боэций. Приближенный готского короля Теодориха, консул, впоследствии — управляющий дворцом. Боэций был обвинен в заговоре, имущество его было конфисковано, а его самого заключили в тюрьму. Во время длит заточения он написал сочинение «Об утешении философией», стремясь, углубившись в мудрость, отвлечься от своих невзгод. В конце концов Боэций был казнен в Павии, и, поскольку его осуждение первоначально объясняли религ мотивами, его долгое время считали мучеником; местный культ Боэция в Павии был в 1883 г. подтвержден официально. В то же время современная критика долго подвергала сомнению подлинность традиционно приписываемых ему теологических сочинений, и, поскольку они — единственные из всех его трудов, которые имеют несомненно христианский хар-р.Учение о пропорции Боэций перенял от древних в уже выверенном виде, и его теории, стало быть, вовсе не были абстрактными разглагольствованиями.

Теория музыки, разработанная Б, хорошо известна. Однажды Пифагор заметил, что молотки слесаря, ударяя по наковальне, порождают разные звуки. Он отдает себе отчет, что соотношения между звуками гаммы, полученной таким образом, прямо зависят от веса молотков. Стало быть, число управляет миром звуков в их физической ипостаси и оно же регулирует звуки, как только они становятся фактом искусства. «Гармония, которая управляет модуляцией музыки, не может существовать помимо звука». И благозвучие – это «приведение к согласию отличающихся друг от друга голосов». Эта объективная гармония красивой муз непременно понравится слушателю, поскольку «гармония – это сочет высоких и низких звуков, достигающих слуха единым сладостным звучанием». И действительно, эстетическая реакция на музыку основывается на том же принципе соразмерности: человеку по природе своей свойственно внутренне напрягаться при столкновении звуков, противоречащих друг другу, и расслабляться при звуках приятных. Речь идет об учении о психологическом и воспитательном воздействии музыки: разные звучания по-разному действуют на психологию людей и существуют ритмы жесткие и ритмы умеренные, ритмы, пробуждающие в юношах бойкость, и ритмы мягкие и сладострастные; спартанцы, как напоминает нам Боэций, намеревались властвовать над душами своих соотечественников при помощи музыки, и Пифагор однажды вернул спокойствие и самообладание пьяному молодому человеку, дав ему послушать мелодию пониженного фригийского лада в спондеическом ритме (поскольку чистый фригийский лад действовал на него возбуждающе).

Причину всех этих явлений Б проясняет во вполне подобающих выражениях: душа и тело человека подчиняются тем же самым законам, которые регулируют явления музыкальные. «Знай же, что все части наших души и тела соединены друг с другом по законам, музыкального звучания». Аналогичные пропорциональные соотношения мы находим в гармонии космоса. Т о, микро– и макрокосмы оказ связ 1 и тем же узлом, неким модулем, одноврем и матем, и эстет. Чел скроен на тот же манер, что и окружающий его мир, и получает удовольствие из любого проявления такого сходства: «...подобие дружелюбно, а непохожесть враждебна и отвратительна».
Теория психологической пропорциональности (proportio) получила весьма интересное развитие в русле средневековой эстетической гносеологии. Счастливо сложилась судьба концепции космической соразмерности, предложенной Боэцием. Идея светской муз сохр пифагорейскую теорию гармонии сфер: речь идет о музыкальной гамме, производимой семью планетами, которые, вращаясь вокруг неподвижной Земли, порождают каждая свой собств звук – тем выше, чем дальше эта планета от Земли и чем более стремительным является в связи с этим ее движение по орбите. Все вместе они производят нежнейшую музыку, кот мы не воспринимаем из-за неприспособленности наших чувств точно так же, как мы не ощущаем запахов, которые собаки прекрасно чувствуют, – так выразится несколько позже, пустив в ход не совсем удачное сравнение, Иероним из Моравии. В этом аргументе ощущается ограниченность средневековых теорий: в самом деле, если каждая планета производит один звук гаммы, то все планеты вместе произведут лишь неприятный и диссонирующий набор звуков. Но средневекового теоретика такое противоречие ничуть не смущает. Совершенство численных соответствий ему важнее. С этим багажом унаследованных от античности истин

 

28. Фома Аквинский - монах доминиканского ордена. Он признавал сосущ-е знания и веры и доказывал необх гармонии между ними. Ф А различал истину разума и истину веры — высшие истины, недоступные разуму. Опираясь на Евангелие и Аристотеля, он пытался создать энциклопедическую философско-теологическую систему, отвечающую на все вопросы, выдвигаемые эпохой. В своих эстетических взглядах он отразил тенденцию времени: постепенный отход от аллегорий в стремлении к красоте чувственно воспринимаемого мира, хотя для него высшая красота — это красота Бога, он признает ее наличие в чувственных вещах: «Прекрасным называется то, что, будучи увиденным, нравится». Он рассм ис-во как подражание и видел его основное назначение в познании: прекрасен тот образ, который наиб полно отражает вещь. Однако теологическая исходная точка зрения ФА не позволила ему правильно осмыслить процессы, происходившие в художественной практике его времени.

Ф А фактически подвел итог западной средневековой эстетике. В св поним прекрасного и ис-ва он синтезировал взгляды неоплатоников, Августина, Ареопагитаи представителей ранней схоластики (объединив их в достаточно целостную систему) на основе аристотелевской философской методологии. В отл от византийской эстетики Фома перенес акцент с духовной красоты на чувственно воспринимаемую, природную красоту, оценив ее саму по себе, а не только как символ божественной красоты. По Фоме, вещь является прекрасной лишь тогда, когда в ее внешнем виде предельно выражается ее природа, сущность, или «форма» (в аристотелевском понимании). Красоту (pulchritudo) он определял через совокупность ее объективных и субъективных характеристик. К первым он относил «должную пропорцию, или созвучие», «ясность» и «совершенство». Под пропорцией Фома поним, прежде всего, качеств соотношения дух и мат, внутр и внешнего, идеи и формы, ее выражающей; под ясностью (claritas) имелись в виду как видимое сияние, блеск вещи, так и сияние внутреннее, духовное; совершенство (perfectio) означало отсутствие изъянов. Субъективные аспекты прекрасного

Фома усматривал в соотнесенности его с познавательной способностью, кот реализ в акте созерцания, сопровождающемся духовным наслаждением. «Прекрасным называется то, само восприятие чего доставляет наслаждение» – писал он. Оно отличается от благого (доброго) тем, что является предметом наслаждения, а благое – цель и смысл человеческой жизни. Под ис-вом Фома вслед за античной эстетикой понимал всякую искусную деятельность и ее результат. Искусство, по его мнению, подражает природе в том смысле, что, как и природа, имеет своей целью определенный конечный результат; оно не создает принципиально новых форм, но лишь воспроизводит или преобразует уже имеющиеся «не для чего иного, как для прекрасного». Искусства слова, живописи и ваяния, кот Аквинат называл «воспроизводящими», служат для пользы и удовольствия; театр же, инструментальная музыка, отчасти поэзия – лишь для удовольствия.

В отл от раннехристианских мыслителей Фома признавал право этих искусств на существование, если они органично включаются в общую «гармонию жизни». По-своему перетолковывая мысль Аристотеля об изображении безобразного, Фома акцентировал вним на идеализаторской функции ис-ва: «Образ называется прекрасным, если он представляет совершенной вещь, кот в действительности безобразна»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных