Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие Эстетических взглядов в Германии ХШ века (Баумгартен).




Основоположником эстетики немецкого просвещения был выдающийся философ-рационалист Александр Баумгартен (1714—1762). В 1750 г. он публикует на латинском языке свое знаменитое сочинение «Эстетика». Название этой работы дало имя той области философского знания, которое до сих пор определялось как «учение о вкусе», «теория изящных искусств» и т. д.

Согласно Баумгартену, теория познания состоит из двух частей: логики, имеющей дело с интеллектуальным познанием, и эстетики, предметом которой является чувственное познание. Две эти области познания равноценны, хотя их предмет различен. «Цель эстетики—совершенство чувственного познания как такового, и это есть красотаПонятие совершенства является сложным. Оно включает в себя три следующих элемента: 1) согласие мыслей, 2) порядок и 3) обозначение.Все эти элементы являются признаками «совершенства» и «красоты», но только в том случае, когда все они находятся в единстве, т. е. «согласуются» друг с другом.

Принцип «согласования» является универсальным принципом эстетики Баумгартена, в котором воплощается его представление о красоте как единстве в многообразии.

Для Баумгартена эстетика —это не только теория. Эстетика одновременно и наука, и искусство. «Эстетик» не должен быть «пансофом», т. е. отвлеченным теоретиком прекрасного. В известной степени он должен быть и виртуозом, знать правила различных видов искусств и владеть их техникой. Поэтому для эстетика необходима практика, без которой самые полезные правила остаются мертвым грузом. Таким образом, «эстетика», как ее понимал Баумгартен, включает в себя единство теории и практики. Одной из важнейших проблем была проблема эстетического восприятия и художественного творчества. Познание красоты не является пассивным восприятием. Точно так же и художественное творчество предполагает состояние вдохновения, экстаза, энтузиазма.

Эстетика Баумгартена органично включает в себя теорию искусства. В частности, Баумгартен касается такой важной темы, как содержание и структура произведения искусства. Он говорит о следующих пяти элементах, составляющих это содержание: «богатство» (ubertas), «величие» (magnitudo), «истинность» (viritas), «ясность» (claritas, lux), «достоверность» (certitudo). «Богатство» произведения искусства зависит от богатства и разнообразия перцепций. «Величие» бывает двух типов: природное и моральное. К первому типу относится величие тех предметов, которые лишены свободы. Оно проявляется в «прелести» (venustas). Ко второму типу относится величие вещей, наделенных свободой. Этот тип величия проявляется в том, что Баумгартен называет «эстетическим достоинством» (dignitas). Поскольку эстетическое (чувственное) познание является «аналогом разума», постольку произведение искусства, как и логическое познание, должно обладать истиной. Понятие «эстетическая истинность» Баумгартен понимал широко. Баумгартен утверждает, что истинность в искусстве — это не обязательно соответствие видимому миру, но и миру поэтического вымысла.

Он открывал новые пути для развития эстетической науки. Поэтому не случайно, что эстетика Баумгартена пользовалась популярностью у швейцарцев (Бреймингер, Бодмер).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных