Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные разновидности рабочей идеи




Рефлексия

Журналист ставит факты текущей действительности в контекст таких образов – и в тексте возникает слой оценочной информации (психологи чаще называют ее рефлексивной – от слова «рефлексия» в его буквальном значении: в переводе с позднелатинского оно обозначает «обращение назад»).

Образы

образный ряд ЭВС в журналистике («образы») складывается из прецедентов истории и деяний исторических лиц, из фрагментов художественных произведений и характеров их героев, из фольклорных сюжетов и притч, образных откровений науки, из перлов языковой сокровищницы. Существует много вариантов их применения, мы будем говорить о них далее как о методах предъявления ЭВС в тексте. Но любой из них требует, чтобы журналист, формируя в произведении образный ряд, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы должны быть близки и понятны ей, а с другой – достаточно свежи, не «заезжены» до банальности.

Роль образов в журналистском тексте трудно переоценить. Но есть у этого ряда «кирпичиков» особенность, которая делает их как «строительный материал» уязвимыми. Дело в том, что разные представители аудитории могут по-разному воспринимать один и тот же образ в зависимости от собственного жизненного контекста.

Нормативы.

В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых запечатлен социальный опыт. Однако они иного свойства: в отличие от образов, вызывающих у адресата информации конкретно-чувственные представления, нормативы представляют собой суждения, в которых воплощены те или иные установления общества и которые воспринимаются как некая формула.

нормативы могут быть этические, технологические..Правовые

И так же, как в случае с образами, они могут быть предъявлены в тексте разными методами.

Фактологический ряд ЭВС – образный ряд – нормативный ряд...

описательная информация может быть выражена не только фактами, но и «эмпирическими обобщениями» – так психологи называют смысловые единицы, в которых факты сознания воплощаются методом типизации, – они суммируют определенные черты многих фактов действительности, постигнутые на основании повседневного опыта

9. В журналистике тоже ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста. И хотя «железной стены» между ними нет (своей внутренней, субъективной стороной они частично накладываются одна на другую), внешне их относительная самостоятельность очевидна. + 1 ответ

10,11,12. (10)все тексты, есть результат переработки информации – сведений, получаемых их создателями от действительности. Соответственно они и отражают в знаках действительность: тот или иной ее аспект, с той или иной мерой точности, полноты, глубины. Поэтому можно сказать, что они состоят с действительностью в СЕМАНТИЧЕСКИХ отношениях – как обозначающее с обозначаемым. Фокусируются эти отношения в хорошо известном понятии «тема». Тема – это предмет описания, изображения, исследования – круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях.

(11)Все тексты, будучи предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей общества, имеют определенное социальное и культурное значение, то есть представляют собой в некотором роде ценность. В силу этого любой из них оказывается включен в ПРАГМАТИЧЕСКИЕ отношения с действительностью, которые реализуют себя через использование произведения потребителем. Фокусом таких отношений является идея произведения, понимаемая обычно как главная мысль, вытекающая из его целостного восприятия. Проявляя коммуникативные намерения автора, она-то и определяет в решающей степени нужность, полезность текста для адресата.

тема – то, о чем произведение, а идея – то, что автор по этому поводу говорит. Идея – откровение автора, его открытие, которое он через свое произведение делает достоянием людей...

(12)Третий тип связи информационных продуктов с действительностью проявляется в том, что любой из них обладает достаточно сложным строением – объединяет в себе организованное с помощью определенных правил так или иначе упорядоченное множество элементов разных уровней. В силу этого он становится носителем СИНТАКСИЧЕСКИХ отношений, возникающих между ним как единым целым и отдельными его элементами. Синтактические отношения фокусируются в представлениях о диалектике содержания и формы произведения, о его структуре и организации. синтактика произведения всегда ориентирована на восприятие аудитории, которой оно предназначено, то есть на действительность!

13. Три типа отношений с действительностью любого текста. Смотрите: все тексты, есть результат переработки информации – сведений, получаемых их создателями от действительности. Соответственно они и отражают в знаках действительность: тот или иной ее аспект, с той или иной мерой точности, полноты, глубины. Поэтому можно сказать, что они состоят с действительностью в семантических отношениях – как обозначающее с обозначаемым. Фокусируются эти отношения в хорошо известном понятии «тема». Тема - предмет описания, изображения, исследования – круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях.

Теперь вторая сторона дела. Все тексты, будучи предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей общества, имеют определенное социальное и культурное значение, то есть представляют собой в некотором роде ценность. В силу этого любой из них оказывается включен в прагматические отношения с действительностью, которые реализуют себя через использование произведения потребителем. Фокусом таких отношений является идея произведения, понимаемая обычно как главная мысль, вытекающая из его целостного восприятия. Проявляя коммуникативные намерения автора, она-то и определяет в решающей степени нужность, полезность текста для адресата.тема – то, о чем произведение, а идея – то, что автор по этому поводу говорит. Между намерениями и воплощением их бывают несовпадения. Идея – откровение автора, его открытие, которое он через свое произведение делает достоянием людей...

Третий тип связи информационных продуктов с действительностью проявляется в том, что любой из них обладает достаточно сложным строением – объединяет в себе организованное с помощью определенных правил так или иначе упорядоченное множество элементов разных уровней. В силу этого он становится носителем синтактических отношений, возникающих между ним как единым целым и отдельными его элементами. Синтактические отношения фокусируются в представлениях о диалектике содержания и формы произведения, о его структуре и организации.

14. Факт от лат. «совершившееся», «истина». Факт – это знание, достоверность которого доказана. факт - составляет основу любой публикации. С помощью факта обозначается состояние действительности. Его способность воспроизводить реальное положение дел позволяет журналисту добиваться документальной точности произведения.

Но важно не только найти факты, но ещё и осмыслить их, обработать. из каждого факта необходимо извлечь его смысл и подать «на блюде» читателю.

Факт – понятие двузначное: с его помощью обозначается целостное состояние действительности наше суждение, фиксирующее это состояние. Такое единство знания и оценки пронизывает содержательную структуру любого журналистского произведения.

В журналистском материале, в зависимости от его значения, используют факты разных видов:

1. Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием».

2. Обыденные факты, или факты «здравого смысла» - результат отражения внешних, поддающихся непосредственному наблюдению сторон действительности.

Факты должны служить толчком к изучению причин и обстоятельств события, но важно помнить, что все они нуждаются в проверке. Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

 

15. взаимоотношения факта и ситуации. Виды ситуаций

Слово factum в латинском языке означает «сделанное, совершившееся». От него и происходит первоначальное значение понятия «факт» - действительное, вполне реальное событие, явление.

журналист соприкасается с фактом реальности, этот факт сразу превращается в факт сознания – сначала его собственного, потом общественного. Необходимо стремиться к максимальному соответствию нашего представления о реальности с ней самой. Факт реальности нельзя рассматривать сам по себе. Для рассказа об одном факте необходимо изучить ситуацию и проанализировать с другими фактами.

ситуация «(от позднелат. situatio – положение) - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение». Эта обстановка, положение как раз и проявляется через факты. Ситуация - это совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеризующих в том или ином отношении положение на объекте.

ситуации неизбежно различаются по величине – это связано с тем, что различаются по величине и характеризуемые ими объекты. Они системны. Одна ситуация может быть частью другой: ситуация в городе есть часть ситуации в области, ситуация в области – составляющая ситуации в стране и т. д., и т. п.

Различаются ситуации и по времени: одно дело – положение на объекте сегодняшнее (ситуация текущей реальной действительности), другое – его вчерашний день (ситуация вчерашнего дня).

Наконец, есть еще один критерий для различения ситуаций – глубинный, невооруженным глазом его и не разглядишь. Три типа глубинных ситуаций:

Первый тип – позитивные ситуации, те, что соответствуют первой ступени в развертывании ведущего противоречия (рождаются материалы положительные)

Второй тип – проблемные ситуации; они характеризуют состояние объекта на второй ступени развертывания его ведущего противоречия (ложатся в основу проблемных аналитических материалов)

Третий тип – конфликтные ситуации, складывающиеся на объекте в случае, если противоречие перешло на стадию антагонизма противоположностей (вызывают острокритические выступления, в том числе в сатирической форме)

По времени – это, прежде всего ситуации текущей реальной действительности (то есть сегодняшние, новые, дающие аудитории представление о переменах в мире – очевидных, если они принимают форму событий, или неочевидных, если касаются сущности, непосредственному наблюдению не поддаются и постигаются работой мысли).

Важно подчеркнуть: к какому бы времени такие ситуации ни относились, они всегда – из реальности, не вымышленные, не созданные фантазией, а рожденные жизнью.

Если принять во внимание размер, масштаб отражаемых в журналистике событий, окажется, что есть самые разные ситуации: от локальных (допустим, ситуация в жизни отдельного человека, семьи, коллектива) до глобальных (к примеру, ситуация экологического кризиса, переживаемого планетой).

Между реальной конкретной ситуацией и более широкой, масштабной проблемой, из которых складывается тема журналистского произведения, существуют разные отношения.

Во-первых, реальная конкретная ситуация может нести в себе данную проблему, быть ее проявлением – и тогда она становится источником нового знания об этой проблеме, о породивших ее причинах, о неожиданных ее воздействиях и о поиске путей ее решения.

Во-вторых, реальная конкретная ситуация может содержать в себе опыт разрешения масштабной проблемы, демонстрировать пути преодоления трудностей, переживаемых многими, а также использованные для этого средства – в таком случае она дает основания для сообщения о полученном опыте.

В-третьих, реальная конкретная ситуация может проявить конфликтный характер последствий своевременно не разрешенной проблемы – и тогда она становится поводом для урока, для анализа этих последствий, для оценки поведения людей в непростых обстоятельствах жизни.

16. Как соотносятся тема и проблема в журналистском произведении?

Задумывая некую публикацию, журналист, прежде всего, должен определить тему.

С греческого «тема» - это «то, что положено в основу». Как считает В. М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативна, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности». По мнению А. И. Сокова, выбор темы всегда диктуется потребностями аудитории или событиями, которые требуют вмешательства журналистов и содержат информационный повод, т. е. потребность в обнародовании. Сообщения о таких событиях должны вызвать изменения в знаниях, опыте и даже взглядах и поведении аудитории. На выбор темы также оказывает влияние концепция издания, редакционный план работы. Персональные наблюдения. Вкусы и предпочтения самого журналиста. Более коротко характеризует по сравнению с предшествующими авторами, данный термин Е.В. Черникова, говоря, что тема – это круг проблем, относящихся к определённой сфере бытия (отвечает на вопрос «о чём?»).

Давайте теперь обратимся к процессу журналистского творчества. Разработанному Г.В. Лазутиной. У неё начальный этап звучит как «выработка заявки на тему» и предполагает решение трёх задач:

· Выбор объекта (о котором журналист будет писать);

· Определение масштабных проблем, в контексте которых может быть значима данная ситуация;

· Планирование и организация хода работы.

Если же обратиться к Г.В. Лазутиной, то у неё мы увидим не только отличающуюся формулировку «замысла», но и то, что эту стадию она как бы делит на два этапа. Первым из них является «окончательное формирование замысла». Этот процесс, в ходе которого рождается мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свёрнутом виде и тему его, и идею, и принцип организации («ход»). Второй этап – «конкретизация замысла» - это процесс, который может проходить как составление плана; предварительных заметок по тексту, своего рода «опережающий конспект»; либо составление кратких тезисов «выписка» отдельных частей материала.

Таким образом, замысел, предваряя всю последующую работу над будущим произведением, уже на начальных этапах творчества представляет микромодель этого произведения. Данная стадия связана с поиском оригинальных идей, мыслей, образов, деталей, жизненных фактов. Именно из этих разнородных составляющих замысла и возникает будущее произведение. Замысел насыщается жизненным материалом, чтобы из них могло вырасти конкретное произведение.

17. Идея – ведущая мысль произведения. Она является главенствующей в ряду элементов содержания. Конечно, помимо главной, у журналиста могут быть ещё мысли. Идея должна быть значительной или, по-другому, общественно значимой. И в то же время популярной, доступной для понимания. Идея выражает позицию автора в доступной для массовой аудитории форме. Она в итоге обеспечивает взаимосвязь всех элементов содержания, которые призваны работать на идею. Это то, в чём Необходимо убедить читателя, ради чего и задумывался материал. Ведущая идея выстраивается из частных идей. Гармония между ними обеспечивает целостность произведения.

Основа журналистского произведения – факт. Это понятие используется в двух значениях.

1. фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности.

2. под фактом подразумевают знание обладающее достоверностью.

В первом случае подразумевают непосредственно фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать. Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения (обозначение с помощью причинно-следственных связей), гипотезы (предположение, версия).

Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

Факт в журналистике – достоверное отражение фрагмента действительности.

Для журналистов важно:

- из каких источников они получены

- какие цели преследовали люди, сообщив о них

- четко различать факты науки и обыденные факты.

Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний.

Статистические данные – традиционный способ предъявления фактов.

В основе обыденного факта лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения

Достоверный факт – это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт – это суждение о событии, которое верифицировать невозможно.

 

основные разновидности рабочей идеи

Чтобы произведение получило идейное звучание, журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции, в своих взглядах на ту или иную проблему, в своем видении жизненной ситуации, с которой он столкнулся, наконец, в выражении собственного отношения к описываемым фактам. В этом случае читателю становится понятно, ради какой цели писалось произведение, какие идеи автор пытался донести до общественности, какими мыслями хотел поделиться, в чем пытался убедить аудиторию и т.п. Если журналисту удастся отразить в произведении все эти моменты, то он может рассчитывать на ответную реакцию аудитории.

Функция рабочей идеи состоит в том, что она во многом определяет идеологическую направленность будущей публикации не только на стадии ее подготовки, но и в процессе написания произведения. В практическом преломлении рабочая идея может приобрести вид основного тезиса или главной мысли произведения, которую нужно развить и доказать или подтвердить системой аргументации.

Варианты подсказывающего характера рабочей идеи:

1. прими к сведению и действуй по усмотрению/и делай выводы

2. делай как они, если подходят условия

3. не допускай повторения такого

4. есть варианты решения проблемы - выбери и действуй

5. решение проблемы неизвестно - подключайся к поискам






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных