Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Компаративистский анализ эстетики мировых религий




27) Эстетика модернизма и постмодернизма: динамика развития, основные концепции

Модернизм (modern – современный) – художественное направление ХХ века, предпринявшее попытку отказаться от традиционных методов художественного изображения и поставившее задачу создания «нового искусства». Авангард – художественное направление, нигилистически отрицавшее традицию в искусстве. К авангарду относятся столь разнородные явления как кубизм Пабло Пикассо, супрематизм Казимира Малевича, футуризм Владимира Маяковского, такие течения как дадаизм и экспрессионизм. Все они провозглашали отказ от жизнеподобия, от предметного изображения действительности. Авангард в искусстве стал признаком кризиса самой реальности и призыв к социальному обновлению. Авангардисты относились к революции как к социальному театру, к виду художественного творчества. В области драматического искусства авангардизм стал истоком таких новых приемов как массовые театральные действа («хепенинги»), уличные представления художников («перформансы») и др.В искусстве ХХ века нашли выражение идеи психоанализа, выдвинутые З.Фрейдом и К.Г.Юнгом, согласно которым в основе культурных процессов лежат бессознательные инстинкты. Социум и культура подавляют их, а искусство, напротив, является способом их удовлетворения. Подобные представления положены в основу развития массового искусства, которое апеллирует к самым сильным животным инстинктам человека: страху, агрессивности и сексу. В результате триллер, боевик и порно оказались самыми востребованными жанрами массового кино. Еще одной реализацией психоаналитической программы в искусстве стал сюрреализм.

Сюрреализм («сверхреализм») видел главную цель искусства в изображении сферы бессознательного. Произведение искусства представлялось «грезой» или «сном», творчество должно отражать галлюцинации, бред, мистические видения, а не обыденную реальность, в этом и состоит «сверхреализм» изображения. Жизнь и творчество Сальвадора Дали стало манифестом сюрреализма. Живописным приемом Дали стало соединение на полотне несоединимых, но фотографически достоверных объектов («Горящие жирафы»).

Постмодернизм

Постмодернизм стал следствием разочарования в современности, прогрессе, творчестве и стал новым, радикальным пересмотром всех установок художественного творчества и восприятия. Постмодернизм не отвергает наследия культуры, но обращается к нему как к предмету игры, а не серьезной священной традиции. Иронизирование над художественными программами прошлого стало обязательной установкой эстетического сознания. Постмодернизм отличает стилевой плюрализм, эклектичность, «анархизм стилей», возводимый в принцип. Произведения постмодернистов отличает «цитатность»: фрагменты чужих творений вставляются в авторский текст, более того, любой текст содержит отсылки к наследию прошлого. Поэтому художник переориентируется с творчества на компиляцию и создание коллажей (предполагается, что «все уже создано», «все слова уже сказаны», любая фраза – это цитата). Главным эстетическим отношением становится не отношение «художник – произведение», а отношение «произведение – зритель», таким образом, смысл художественного произведения рождается не в момент создания, а в момент восприятия. Соответственно, у каждого зрителя он свой. Более того, постмодернистские произведения заведомо содержат «двойное кодирование»: одно и то же произведение может быть прочтено и как элитарное, и как массовое. Обывателя интересует сюжет, а профессиональная среда любуется своеобразием художественных приемов и утонченностью «цитат».

28) Формирование художественного вкуса и коммерциализация искусства: проблемы и пути их решения

"Эстетический вкус - способность человека с чувством определить эстетическую ценность предметов и явлений действительности и искусства. Относительно оценки произведений искусства эстетический вкус называют художественным вкусом.

Произведения искусства нередко используются с целями пропаганды, чтобы незаметно изменить вкусы и настроения публики. Аналогично нарочитая реклама создается с целью продвижения коммерческого продукта путем создания положительного к нему отношения у потребителя. В обоих случаях целью создателя является манипуляция эмоциональным или психологическим настроем в отношении к некоторому объекту или идее.[44]

Описанные выше функции искусства не являются взаимоисключающими и могут перекрываться. Например, искусство для развлечения может сочетаться со скрытой рекламой продукции, фильма или видеоигры. Одна из характерных черт искусства эпохи постмодерна (после 1970х) — рост утилитарности, функциональности, нацеленности на коммерциализацию, в то время как немотивированное искусство или его использование в символических и ритуальных целях становится все более редким.

29) Эстетика массовой культуры и элитарного искусства: основные противоречия

Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества - элита (от фр. Elite - лучшее отборное, избранное), либо по ее заказу профессиональными творцами. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры - это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка. Формулой элитарной культуры является "искусство для искусства" и практика "чистого искусства".

Массовая культура (от лат massa - ком, кусок и cultural - возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. У нее самая широкая аудитория и она является авторской. Эстрадная музыка понятна и доступна всем возрастам всем слоям населения независимо от уровня образования, т к массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей.

Массовая культура породила феномен потребительского общества, в котором отсутствуют духовные ценности. Происходит нивелирование человека, он схож со всеми другими, как по своим желаниям, так и по образу жизни. С развитием информационного поля в планетарном масштабе происходит массовое производство и репродуцирование произведений искусства, появляется стандарт в духовной сфере. Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Законы массового искусства одни: повторяемость, погоня за внешними эффектами, примитив с точки зрения содержания. Положительные моменты массовой культуры: развлекает, доставляет чувственное удовольствие, отдых; однако (!) массовая культура сиюминутна, имитирует приемы подлинного искусства, рассчитана на внешний эффект (шоу-бизнес, стриптиз).

30) Процессы глобализации в современной эстетике: проблемы и пути их решения.
Глобализация охватила область культуры примерно три десятилетия назад. Новый уровень культурной интеграции стал возможен благодаря высоким технологиям, информатизации и пока касается только достаточно развитых и богатых стран. В процессе глобализации ведущая роль принадлежит Западу, который изобрел пригодную для повседневного потребления форму культуры – массовую культуру.

Процесс глобализации способствует смене самоидентичности, но без универсальных параметров, вклада в глобальную культуру культура теряет значимость для других. Н. Стер указывает типичные недостатки некритического восприятия глобализации. По его мнению, культурная, социальная и экономическая глобализация унифицирует локальные, региональные и национальные формы. Но существует возможность локального воздействия на глобальные трансформации. Происходит не только сопротивление чужим культурам, но и ассимиляция инородных культурных практик. Для культурной гомогенизации всего мира существуют определенные ограничения, ибо каждая культура усвоила свои символы современности в своих собственных традициях, и каждый индивид преобразует эти символы в часть своей жизни (Федотова 2000: 60).

Центральным процессом глобализации является не только гомогенизация, но и фрагментация культуры. К недостаткам глобализации культуры относят потерю связи с прошлым, памяти о традиции. Это процесс американизации массовой культуры, распространившаяся повсюду поп-культура, визуальная культура средств массовой информации, интернет и компьютерная связь в целом.

Эстетика искусства нашего времени ориентирована как на воспроизводство ценностей традиционно народной культуры прошлого, так и на заимствования и реминисценции классического наследия.

«Хаос всегда есть вызов для культуры, ученых, литераторов, – говорил Г. Померанц (1995: 393), – при этом развитие всегда кризисно, неотделимо от него (хаоса)»; думается, что современное состояние эстетической теории, разработка новых направлений, полный и достоверный анализ эстетических оснований традиции и новации помогут различить в этом хаосе порядок.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных