Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Буддизм. Синто-буддийский синкретизм




Учение Будды зародилось в Древней Индии, оно проделало долгий путь, преодолев хребты Гималаев, великие равнины Китая, горы и долины Кореи. Целое тысячелетие потребовалось буддизму, чтобы прийти на Японские острова. На длительном пути к ним он впитывал в себя верования народов, по землям которых шел, включал в свой пантеон их богов и святых, обогащался изысканиями индийских и китайских мудрецов. Все это безбрежное богатство мысли нашло отражение в сотнях и тысячах сутр, трактатов, комментариев. Вот такую сокровищницу веры и знаний получили японцы.

Считается, что буддизм пришел в Японию в VI веке. Фактически он проник туда гораздо раньше, японские хроники отмечают, что он появился вместе с китайскими и корейскими переселенцами еще в IV и начале V века. Однако новое учение тогда успехом не пользовалось, и народ оставался при своих прежних синтоистских верованиях (культ божеств природы и предков). В VI веке учение Будды утвердилось в Асука.

В Японии во второй половине VI века происходила борьба двух могущественных родов - Сога и Минонобэ. Сога - ревностные приверженцы буддизма, а Минонобэ - защитники своих прежних богов. Причина борьбы крылась в соперничестве за власть в нарождавшемся государстве, и окончилась она победой Сога. Как видим, буддизм на этом этапе своей истории принадлежал больше политике, чем религии. И понадобилось время и подвижники, чтобы это вероучение пустило глубокие корни, адаптировалось к местным условиям и процветало в течение столетий.

Японцы поначалу восприняли Будду как "ками" - синтоистское божество, но только чужеземное. По утверждениям почитающих его, оно обладало безграничным могуществом и, следовательно, было пригодно на роль всеобщего покровителя и заступника. Однако должно было пройти немало времени, должна была сложиться буддийская храмовая организация, должен был образоваться слой ученых монахов, которые бы начали систематически изучать привезенные из-за моря сутры (правила) и разрабатывать на этой основе собственные концепции спасения. Но должен был подняться и культурный уровень образованного слоя японского общества, чтобы буддизм раскрылся во всем своем богатстве и разнообразии.

Буддийские проповедники не стремились ниспровергать местных богов, которые по-прежнему считались охранителями местности. И сооружение буддийского храма никогда не начинали до тех пор, пока на это не получат соизволение местных богов. Даже такой ревностный приверженец буддийского учения, как Сётоку-Тайси, говорил в 607 году: "Разве может кто-нибудь перестать уважать и возносить молитвы небесным и земным богам? Поэтому пусть все мои приближенные всем сердцем почитают богов Неба и Земли".

Буддийские xpaмы возводили по китайским образцам, из Китая же привозили и утварь для богослужения, лишь со временем ее стали изготовлять в Японии. Нужны были священные изображения - появилась живопись и скульптура, развивалось искусство художественного литья. VII-VIII века в Японии - время расцвета искусства, которое так или иначе было связано с буддизмом. А буддийские молитвы нашли широкое отражение и в художественной литературе того времени.

Как повествуют японские хроники, в 552 году (по другим сведениям, в 538-м) ко двору царей Ямато прибыло посольство из корейского государства Пэкче. Послы привезли сутры, изображения будд и послание от царя Пэкче. Так учение Будды пришло на Японские острова. Ревностным его почитателем, покровителем и активным распространителем стал принц Умаядо, более известный под посмертным именем Сётоку-Тайси - принц «Святые Добродетели» (574-622). Неслучайно его считают основателем японского буддизма.

До конца ХII века буддизм оставался религией высшей аристократии. Приблизительно в это время доминирующая секта Тэндай дробится на новые секты: Дзёдо, Дзёдо синею, Нитирэн и дзэн-буддизм. Каждая из них апеллировала к определенным социальным группам. Первые две завоевали особую популярность среди простого населения весьма простыми формами отправления ритуалов. Секта Нитирэн требовала более серьезного подхода, тогда как практика медитации секты Дзэн, направленная на внутреннее совершенствование, больше подходила самурайскому сословию и оказала огромное влияние на японские традиционные искусства, в том числе и боевые. Почти все современные японские буддисты вышли из этих сект, которые продолжают сохранять свое влияние и сегодня. Однако с XV века синтоизм начинает возвращать утраченные позиции. Различные синтоистские школы восстанавливают приоритет ками над Буддой, пытаясь доказать, что ками – всего лишь японский вариант Будды. Этот процесс достиг верхней точки после Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда синтоизм официально становится государственной религией. Большинство буддийских предметов было изъято из синтоистских храмов и уничтожено, и буддизм был в опале до конца Второй мировой войны, когда в Японию вернулась свобода вероисповедания. В наши дни буддизм и синтоизм снова мирно сосуществуют, их придерживается подавляющее большинство населения Японии.

 

Конфуцианство

Конфуцианство базируется на идеях Конфуция (551—479 гг. до н.э.) - известной исторической личности. Конфуций был китайским мудрецом и учителем, пропагандировавшим свои представления о природе человеческих добродетелей и об идеальных взаимоотношениях между людьми в гармоничном обществе. Хотя ему и не удалось убедить правителей многочисленных мелких китайских княжеств следовать своим воззрениям на практике, после того как Китай был объединен под властью династии Хань (202 г. до н.э.—220 г. н.э.), разработанные и систематизированные взгляды Конфуция легли в основу государственной идеологии и общественных отношений в стране. Конфуцианством стали называть философско-этическую систему, впервые выдвинутую Конфуцием, а в дальнейшем систематизированную усилиями его последователей и государственных чиновников. В основе его учения лежит призыв вернуться к утраченным человеческим добродетелям и всеобщей социальной гармонии, опирающейся на «правильные» взаимоотношения между людьми, определяемые с точки зрения их социальных функций. Два вида связей особенно важны в его иерархии человеческих отношений: между отцом и сыном и между правителем и подданным. Отец и правитель должны быть справедливы и великодушны, сын и подданный должны выказывать почтительность и покорность. В Японии конфуцианская философия была призвана узаконить существование общества как единого целого (подчеркивая необходимость преданности всех подданных наследственной власти императорского дома), а также существование важнейших социальных единиц, в первую очередь семьи.

История конфуцианства в Японии восходит к раннему этапу развития японской цивилизации и государственности. Первое знакомство японцев с конфуцианством состоялось в 285 году, когда прибыл из Кореи учёный-конфуцианец Ван И, который привёз в качестве подарка японскому императору конфуцианское произведение "Лунь-юй" и учебное пособие для изучения китайского языка "Цянь-цзы-вэнь" (Тысяча иероглифов). Знакомство японцев с конфуцианством в 6 веке подтверждается фактом направления в 609 году японской миссии в Китай для обучения, в составе которой находился потомок императора Одзин Минабутино Сёан и Такамуку Куромаро, ставшие впоследствии видными проповедниками конфуцианства. Первые конфуцианские тексты и изложенные в них нормы конфуцианской морали и образа жизни стали известны в Японии очень давно, практически одновременно с буддизмом. Мигранты с материка, китайцы и корейцы, привозили с собой не только конфуцианские тексты, но и соответствующие им нормы конфуцианской морали и образа жизни, оказавшего воздействие на формирование синтоизма. Многие видные японские учёные утверждают, что конфуцианство в Японии достигло несравненно бoльшего развития, нежели в Китае, и что только в Японии это учение по-настоящему раскрыто и в сочетании с учениями ямато-дамасии (дух Японии) и бусидо (самурайский дух) составили основу идеальной национальной культуры. Конфуцианцы были первыми составителями японских династийных летописей и играли важную роль в создании чиновничьего аппарата при японских императорах. Они ведали строительством храмов, государственных складов, вели учёт, выполняли обязанности советников и писцов, причём бoльшую, наиболее подготовленную часть их составляли китайцы и корейцы.

При императоре Тэндзи (662 - 670 гг.) было создано первое государственное учебное заведение, возглавляемое учёным-конфуцианцем, выходцем из Кореи, а при императоре Тэмму (673 - 686 гг.) это училище было преобразовано в «императорскую школу», ставшую основным центром распространения конфуцианства и китайской культуры. Конфуцианство как господствующая идеология японской аристократии открывало широкую дорогу для распространения всей системы китайской культуры. Особенностью японского конфуцианства явилось то, что оно было достоянием лишь высших аристократических кругов японского общества, оставаясь недоступным для широких народных масс.

Господствовавший в Японии буддизм отнесся к конфуцианству достаточно настороженно, и конфуцианство не получило широкого распространения. Только в период Токугава отдельные положения конфуцианского учения играли главенствующую роль в общественной жизни Японии. В эту эпоху сёгуны из клана Токугава сумели пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь объединить страну под своей властью, когда руководимая ими буддийская церковь превратилась в низовую административную базу для удержания населения в повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения конфуцианства в Японию. Конфуцианские идеалы преданности власть имущему, почитания старших и неизменного сохранения статус-кво оказались подходящими, для этого. Наряду с древним классическим конфуцианством в Японии стало распространяться неоконфуцианство, которое стало официально государственной идеологией при династии Токугава. Усилиями ряда проповедников чжусианское неоконфуцианство стало быстро распространяться в Японии. Главными представителями неоконфуцианства в Японии были Фудзивара Сэйка (1561—1619) и Хаяси Радзан (1583—1657). В основу своих учений они положили философию китайского неоконфуцианца Чжу Си, стремясь примирить конфуцианство с буддизмом. Они разработали систему объективного идеализма, согласно которой идеальное начало ри первично и господствует над всем сущим, а материальное начало ки вторично и подчинено ри.

Официальной идеологией в период Токутава стало неоконфуцианство, то есть конфуцианство в интерпретации китайского мыслителя XII века Чжу Си. Моральные принципы конфуцианства регулировали общественные отношения. Провозглашалось, что основным для человека должно стать благо группы, а не личное. Чжусианство проповедовало нерушимость существующих порядков, строгую иерархию и подчинение в иерархии, то есть вертикаль власти. Крупнейшим чжусианским философом и основателем Академии Сёхэйко стал Хаяси Радзан (1583–1657), который пользовался расположением Токугава Иэясу (1542–1616), первого сёгуна новой эпохи. На гравюре слева художник Хиросигэ изобразил реку Кандагава, берущую свое начало в местности Мусаси и впадающую в реку Сумида-гава. Крутые склоны, между которыми протекала река, были искусственными, их соорудили для того, чтобы река не выходила из берегов. Справа видна верхняя ограда моста Сёхэибаси. На склоне Сёхэйдзака, за оградой располагалась территория Сэйдо, связанная с Конфуцием - основателем самой древней в истории государственной идеологии. В свою очередь, конфуцианство являлось официальной государственной идеологией, принятой военным правительством бакуфу. Слово "Сёхэй" - это японское произношение названия китайской местности, где родился Конфуций. На правом берегу Кандагава, за оградой находилась Академия Сёхэйко - крупное просветительское учреждение, где изучались разные направления конфуцианского учения.

С конца XVIII века в Японии все заметней усиливался культ императора. В противовес поддерживавшемуся сёгунами буддизму, многие феодалы проводили реформы, способствовавшие уничтожению влияния буддийских храмов и упрочении норм синтоизма, проимператорские тенденции которого были теперь сильно укреплены идеями и концепциями неокоифуцианства. До сегодняшнего дня идеи Конфуция продолжают оказывать влияние на представления японцев, касающиеся общества и семьи. В эпоху Эдо происходит слияние синтоизма с конфуцианством и создание школы Суйка Синто.

Согласно учению Конфуция, иероглиф «жэнь» состоит из двух смысловых элементов: «человек» и «два». Конфуций считал, что человек обладает врожденным чувством человечности, которое проявляется в общении с другим человеком. В широком смысле жэнь означает совокупность принципов взаимоотношений: милосердие, сдержанность, скромность, доброта, сострадание, любовь к людям, альтруизм. Долг, по Конфуцию, означает высший закон жэнь, он объединяет сумму моральных обязательств, которые человек принимает на себя добровольно. В нормах поведения (этикет, обряды, благопристойность) реализуется чувство долга. Чтобы все это проявлялось во взаимоотношениях людей без напряжения, люди должны обладать основами морально-эстетических знаний. Такие знания приобретаются, по Конфуцию, только посредством усвоения узаконенных установлений, изречений и подражания. В связи с этим верность в смысле покорности и безоговорочного следования авторитету должна быть незыблемой. Особый принцип, пронизывающий, по Конфуцию, все общество, это сяо — сыновняя почтительность, любовь сына к родителям, и, прежде всего, к отцу.

Как и в традиционном конфуцианстве, японские последователи Конфуция считают, что, согласно сяо, дети должны не только исполнять волю родителей и верно служить им, но и всем сердцем любить их. Если человек не любит родителей, а тем более не признает своих сыновних обязанностей, он существо никчемное. Конфуций учил, что лучше умереть, чем отказаться почитать родителей. Это положение было воспринято в Японии как нельзя лучше. Кроме того, идеи конфуцианства были изложены в Японии в особых трактатах, которые усиленно внедрялись в умы людей. Государство заботилось о распространении идей сяо среди подданных. Это объяснялось тем, что сам принцип включал в свою орбиту не только взаимоотношения между отцом и сыном, но и обществом в целом: отношения между императором и министрами, между местными властями и населением. Сыновняя почтительность (безоговорочное подчинение отцу) распространялась на всю государственную иерархию, означая подчинение существующему порядку.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных