Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. «Перечень, заключающий в себе главнейшие заблуждения нашего времени», по мнению папы римского Пия IX, касающихся церкви и ее прав и ее отношения с гражданским обществом.




Мы уже ознакомили читателя с главным документом нашего исследования в обзоре источника. В этой же главе мы постараемся сделать это более подробней, и одновременно изучим основные заблуждения, касающиеся прав церкви, в которых Пий IX упрекал современное ему общество и увидим, насколько у современного папе общества изменились взгляды на права церкви к середине XIX века и особенно после революций 1848 года.

Итак, обратим внимание на § 5 «Cиллабуса» под названием «Заблуждения, касающиеся церкви и ее прав»[159]. Здесь, в первую очередь, папа возражает против того, что современное общество перестало считать церковь самостоятельной организацией[160] и, что она не должна пользоваться «своими собственными и неизменными правами, дарованными ей Божественным ее основателем»[161]. Более того, современное общество еще и стало считать, что «светской власти подлежит определять, каковыми являются права Церкви, а также границы в которых эти права могут осуществляться»[162], а также имелось мнение, что церковная власть «не должна осуществлять свои полномочия без разрешения и одобрения светского правительства»[163], т. е. осуждались всякие попытки подчинить церковь государству и ограничить ее священные права.

Смотрим дальше: в современном папе обществе также высказываются такие идеи, как лишение церкви власти догматически определять, «что вера католической Церкви является единственной истинной религией»[164]. Римские Первосвященники и Вселенские Соборы «превысили пределы своей власти, узурпировали права государей»[165] и, более того, они «заблуждались в определении вещей, относящихся к вере и нравственности» [166], и «разделению Церкви на Восточную и Западную способствовали непомерные претензии Римских Первосвященников» [167] и «учение, сравнивающее Римского Первосвященника с независимым государем и властителем во всемирной Церкви, является учением, преобладавшим в средние века» - на наш взгляд такие высказывания можно приравнять выстрелу в папу в упор [168].

Также в Европе уже считалось, что «Церковь не имеет власти применять силу и не имеет никакой мирской власти, прямой или косвенной»[169] и что мирская власть может, когда ей покажется нужным, отнять у любого епископа власть[170]. Также подвергались критике права Церкви иметь «прирожденного и законного права приобретения и владения»[171]. Считается, что такие церковные священнослужители и сам, Римский Первосвященник, «являются полностью отстраненными от попечения и господства над всеми мирскими вещами»[172].

Также папу очень не устраивало, что в некоторых государствах епископам без разрешения не позволялось обнародовать Апостольские Послания[173]. Потом милости, полученные от Римского папы теперь признавались «недействительными, если они не были получены через посредство правительства»[174], т. е. это ограничивало возможность союза церкви и какой-либо организацией в любом государстве, что, также ослабляло авторитет и власть церкви. Отменялась полностью церковная судебная юрисдикция для процессов клириков по мирским делам, «даже без совета с Апостольским престолом и учета его возражений»[175]. Ещё очень интересно, что мог быть уничтожен личный иммунитет, которым клирики освобождались от набора на военную службу и, соответственно, ее несения, «без всякого нарушения естественного права и справедливости»[176]. Руководство обучением богословским предметам больше не принадлежало единственно к «присущему и прирожденному праву»[177] власти церковной юрисдикции[178]. И ещё одно очень важное заявление: «Могут быть учреждаемы национальные Церкви, изъятые из-под власти Римского Первосвященника и полностью отделенные от него».[179]

Все выше перечисленные нами положения, вызывали неизмеримый гнев в папы и приводили его в ярость, соответственно, именно поэтому они были прокляты в «Перечне, заключающим в себе главнейшие заблуждения нашего времени».

Также большой интерес представляет собой § 6 «Заблуждения о гражданском обществе, рассматриваемом либо само по себе, либо в отношениях с Церковью»[180]. Во-первых, церковь выступает против того, что государство с некоторых времен вдруг стало провозглашаться «началом и источником всякого права» и пользоваться правом, «которое не ограничено никакими пределами»[181]. Во-вторых, папа не мог понять давно ли учение Католической церкви «является противостоящим благу и пользе человеческого общества»[182]. В-третьих, ход истории неумолимо привел к тому, что «в случае конфликта законом между двумя властями светское право имеет преимущество» [183], а также «светская власть имеет право разрывать и объявлять недействительными торжественные соглашения (обычно называемые конкордатами), заключённые Апостольским Престолом касательно пользования правами, относящимися к церковному иммунитету, без его согласия и несмотря на его протесты» [184]. Ну тогда уже не стоит удивляться, что светская власть «может вмешиваться в вещи, относящиеся к религии, нравственности и духовному руководству <…> и даже она может принимать решение о преподании Божественных Таинств и о расположениях, необходимых для их принятия»[185].

Также в этом параграфе затрагивается очень важная проблема светского и церковного образования, к которой мы ещё обратимся в другой главе. Папа проклинает заявление о том, что все управление общественных школ, которых обучалась молодежь любого христианского государства «может и должно быть представлено светской власти и при этом так, что никакой иной какой-либо власти не признается право вмешиваться в дисциплину школ, в руководство занятиями, в присвоение степеней, в выбор либо утверждение преподавателей»[186], этот пункт не относит к этому высказыванию епископские семинарии, но, тем не менее, в следующем говориться:, что «даже в самих духовных семинариях метод, употребляемый в научных занятиях, подчиняется светской власти»[187]. Также гражданское общество предполагает, что народные школы, которые открыты для всех детей из каждого класса населения, а также в целом учреждения, которые предназначены для преподавания наук и серьезных дисциплин, «для заботы об образовании молодёжи освобождались от всякой власти Церкви, от ее сдерживающего влияния и вмешательства и полностью подчинились воле светских и политических властей, согласно предписаниям правящих и общему мнению эпохи» [188], и что католики «могут принять систему образования их молодежи, которая была бы отделена от католической веры и власти Церкви, и которая имела бы исключительной или, по крайней мере, основной целью только изучение чисто естественных вещей и общественной жизни на земле»[189].

Но самое тяжелое для восприятия папы содержалось далее. Светская власть приписала себе следующие права, которые, соответственно, вместе с остальными были осуждены и прокляты: право светской власти препятствовать «свободному и взаимному общению священных Предстоятелей и верующего народа с Римским Первосвященником»[190], право самостоятельно представлять[191] и устранять[192] епископов от должности, не дожидаясь получения канонического назначения из Рима, право изменять возраст, предписанный церковью для принесения монашеских обетов[193], желание упразднить законы, покровительствующие существованию монашеских общин и проч[194].

И самые главные заблуждения из этого параграфа заключаются в том, что «цари и князья являются не только изъятыми из юрисдикции Церкви, но даже стоящими выше Церкви, когда речь идет о разрешении вопросов юрисдикции» [195] и «Церковь должна быть отделена от Государства, а Государство от церкви» [196].

Проанализировав два параграфа из Силлабуса, касающихся церкви и ее прав, а также взаимоотношений церкви и гражданского общества, мы сделали вывод, что тенденции, развивающиеся, в первую очередь, в европейских странах, были направлены на скорейшее упразднение светской католической власти, путем ограничения ее полномочий и прав. Все это, в конечно итоге, мыслилось привести к полному отделению церкви от государства, а также к упразднению светского суверенитета, которым пользовался Апостольский Престол, что, как говорится в § 9 Силлабуса под названием «Заблуждения, касающиеся светской власти Римского Первосвященника»[197], «будет еще больше служить свободе и благу Церкви»[198].

 

* * *

 

Также, в Силлабусе есть отдельный параграф, посвященный заблуждениям, касающимся христианского брака, но мы не будем подробно на этом останавливаться, т. к. не является нашей темой. Скажем лишь, только, что папа осуждал такие тезисы, как невозможность установить «никаким доводом, что Христос возвел брак в достоинство таинства»[199], что «само таинство состоит в одном только свадебном благословлении», «узы брака не являются нерасторжимыми»[200], «дело о браке и обручении <…> принадлежат гражданской юрисдикции»[201] и проч.


Глава 3. «Перечень, заключающий в себе главнейшие заблуждения нашего времени», по мнению папы римского Пия IX, касающихся естественной и христианской нравственности и «пагубных» теорий натурализма, рационализма, коммунизма и социализма.

Теперь мы ознакомимся с теми параграфами «Силлабуса», в которых папа осуждает современные ему теории, которые перечислены в названии главы, постараемся понять, что вызвало такое осуждение и почему эти теории также были занесены «Перечень заблуждений». Ведь, как мы видели, в революционных событиях Рима они не играли значительной роли.

Для начала мы остановимся на теории рационализма. В «Силлабусе» содержится немало пунктов этой теории, которые подлежали осуждению. Например, такие, как: «Должно отрицать всякое действие Бога в отношении людей и мира»[202], «Человеческий разум, совершенно независимо от Бога, является единственным судьей истины и лжи, добра и зла, он является законом для самого себя, и его естественных сил достаточно для попечения о благе людей и народов»[203] и др. Также здесь приводятся тезисы, которые заставляют сомневаться истинности и совершенности Божественного откровения, а, следовательно, и пророчеств, изложенных в них: «Божественное Откровение является несовершенным и, следовательно, подлежащим постоянному и неопределенному развитию, которое соответствует развитию человеческого разума»[204], а также и в истинности самой религии: «Пророчества и чудеса, показанные и рассказанные в Священных Писаниях, являются поэтическими вымыслами, а тайны христианской веры - суммой философских изысканий; и в книгах обоих Заветов содержатся мифические измышления; и Сам Иисус Христос является мифической выдумкой» [205]. Cама религия считается тормозом любого рода развитию человека, а следовательно и прогресса: «Вера Христова находится в противодействии с человеческим разумом, и Божественное Откровение не только не приносит никакой пользы, но даже препятствует совершенству человека»[206].

В энциклике «Singulari Quidem»[207] папа Пий IX более подробно останавливается на этом вопросе. Он называет эту теорию «another disease just as dangerous is spreading»[208]. Он объясняет почему эта теория была так названа: «to which the name of rationalism has been given because of a pride and a certain vanity of reason associated with it»[209]. Здесь Пий уверяет, что Церковь не осуждает человеческие старания познать истину, но и замечает, что «we must believe what we have believed»[210], более того, «we must also believe, in addition, that there is nothing else to believe and to seek once we have found and believes what was taught by Christ»[211], следовательно, все что выходит за эти рамки, подлежит осуждению. В продолжение этой мысли, папа пишет: «The Church has always condemned and continues to condemn the conduct of those who abuse their reason; those who do not fear to foolishly and criminally prefer reason to the authority of what God Himself says; those who boldly exalt themselves, they deny that we must believe in God for Himself and accept what he taught us about Himself”[212]. В аллокуции «Singulari Quadam»[213] папа называет приверженцев этой теории «worshipers of human reason»[214]. Таким образом, нам теперь стало понятно, почему это учение подверглось осуждению.

Еще в «Силлабусе» выделяется отдельный параграф для «Умеренного рационализма»[215], и он осуждается за то, что приравнивает человеческий разум к самой религии[216]; за то, что считает «все без исключения догматы христианской религии предметом естественного знания и философии»[217]; за мысль о том, что философия «не должна подчиняться какому-либо авторитету»[218]. Если обратиться к вопросу об отношении Церкви к философии, то можно увидеть следующее: рационалисты считают, что «Церковь не должна когда-либо» порицать философию, но даже должна терпеть заблуждения философии и предоставить ей самой себя исправить»[219], и, что «декреты Апостольского Престола и Римских Конгрегаций препятствуют свободному развитию науки»[220].

Наглядный пример умеренного рационализма мы можем увидеть в послании Архиепископу Фрейзингскому «Gravissimas inter»[221], где осуждаются учения немецкого философа Якова Фрошаммера. Пий выражает свое глубокое расстройство по причине того, что «en varias regiones de Alemania se hallan hombres, aun entre los católicos, que, al enseñar la sagrada teología y la filosofía, no dudan en modo alguno en introducir una libertad de enseñar y escribir inaudita hasta ahora en la Iglesia ni en profesar pública y abiertamente opiniones nuevas y de todo punto reprobables, que diseminan entre el vulgo»[222] [223]. Из послания становится ясно, что среди таких мужчин проповедует и Яков Фрошаммер, он был одновременно пресвитером («presbitero»[224]) и преподавателем философии в университете Мюнхена[225]. Он обвинялся в том, что “defiende en sus obras publicadas perniciosísimos errors»[226] [227]. В Мюнхен тотчас же был послан материал папской Конгрегации, ответственной за книжную цензуру, с целью тщательного изучения работ философа («Введение в философию», «Свобода наук», «Атеней»)[228]. После расследования Конгрегация заявила, что «que el autor no siente rectamente en muchos puntos y que su doctrina se aparta de la verdad católica»[229] [230]. Конгрегация пришла к такому выводу, потому что: «primero porque el autor atribuye a la razón humana tales fuerzas, que en manera alguna competen a la misma razón; y segundo, porque concede a la misma razón tal libertad de opinar de todo y de atreverse siempre a todo, que totalmente quedan suprimidos los derechos, el deber y la autoridad de la Iglesia misma»[231] [232].

Само его учение подробно разбирается в послании, а затем осуждается: «Porque este autor enseña en primer lugar que la filosofía, si se tiene su verdadera noción, no sólo puede percibir y entender aquellos dogmas cristianos que la razón natural tiene comunes con la fe (es decir, como objeto común de percepción); sino aquellos también que de modo más particular y propio constituyen la religión y fe cristianas; es decir, que el mismo fin sobrenatural del hombre y todo lo que a este fin se refiere, y el sacratísimo misterio de la Encarnación del Señor pertenecen al dominio de la razón y de la filosofía, y que la razón, dado este objeto, puede llegar a ellos científicamente por sus propios principios»[233] [234]. Главное обвинение заключается в том, что «Por lo cual, de la sentencia del mismo autor pudiera y debiera absolutamente concluirse que la razón, aun propuesto el objeto de la revelación, puede por sí misma, no ya por el principio de la divina autoridad, sino por sus mismos principios y fuerzas naturales, llegar a la ciencia o certeza incluso en los más ocultos misterios de la divina sabiduría y bondad, más aún, hasta en los de su libre voluntad»[235] [236]. И делается простой вывод: «Cuán falsa y errónea sea esta doctrina del autor, nadie hay que no lo vea inmediatamente y llanamente lo sienta, por muy ligeramente instruido que esté en los rudimentos de la doctrina cristiana»[237][238]. И здесь снова папа говорит о том, что у такого философского направления, как рационализм, должны быть строго ограниченные рамки, выходя из которых, он становится недозволенным и вредным: «Mas lo que en este asunto, a la verdad gravísimo, jamás podemos tolerar es que todo se mezcle temerariamente y que la razón ocupe y perturbe aun aquellas cosas que pertenecen a la fe, siendo así que son certísimos y a todos bien conocidos los límites, más allá de los cuales jamás pasó la razón por propio derecho, ni es posible que pase»[239] [240].

Обратившись к примеру Якова Фрошшамера, мы поняли его учение не так сильно осуждалось, как абсолютный рационализм, тем не менее он был уличен в проповедовании ложных и ошибочных доктрин по причине того, что он возвел разум выше, чем этого хотелось церкви.

Но вернемся к «Силлабусу». Нам бы также хотелось бы рассмотреть проблемы индифферентизма, которые осуждают в 3 параграфе документа[241]. Здесь осуждаются такие заблуждения, как право каждого человека на свободу выбора и исповедования той религии, которую он «при помощи света разума полагает истинной» [242]; возможность найти в «культе какой бы то ни было религии» путь вечного спасения[243]; надежда на спасение вне Католической церкви[244], а также мысль о том, что Протестантизм «является ни чем иным, как другой формой той же истинной христианской религии, в которой, так же, как и в католической Церкви, можно угодить Богу»[245].

Распространителей индифферентизма папа называет «the sons darkness, who are more artful than the sons of light, they try energetically to wage bitter war against the authority of the Catholic Church and its doctrines»[246] и их цели, по его мнению, заключаются в том, чтобы «spread everywhere the deadly virus of indifferentism and unbelief»[247], «to mix together all human and divine rights»[248], «to promote dissension, discord, and movements of impious rebellion»[249], «to commit vicious deeds and cruel crimes»[250] etc.

А про тех, кто считает, что спасение возможно не только посредством католической формы христианства, папа пишет: «Therefore, they are wont to ask very often what will be the lot and condition after the death of those who have not submitted in any way to the Catholic faith, by bringing forward most vain reasons, they make a response favorable to their false opinion”[251].

 

* * *

 

Четвертый параграф «Силлабуса» папа Пий IX посвящает заблуждениям, касающимся социализма, коммунизма, тайных, библейских и клерикально-либеральных обществ. Он называет их «язвами» и указывает Энциклики («Qui pluribus»[252], «Nostis et Nobiscum»[253], «Quanto conficiamur moerore»[254]) и Аллокуции («Quibus quantisque»[255], «Singulari quadam»[256]), в которых они «часто и сурово осуждаются»[257].

Папа Пий IX касается этого вопроса уже в своей первой энциклике «Qui Pluribus»[258] от 9 сентября 1846 года, предназначавшейся всем патриархам, приматам, архиепископам и епископам. После слов, о которых мы уже упоминали выше: «We are well aware of Our weakness…»[259]; «…We reflect on the most serious duties of the supreme apostolate especially in a period of a great instability …»[260] и др., т. е. понимая слабость церкви, как института, на тот момент, папа сразу переходит к обвинениям некоторых людей, состоящих в «lawless alliance»[261]. И обвиняет он их в следующем: «These men do not preserve sound doctrine, but turn their hearing from the truth. They eagerly attempt to produce from their darkness all sorts of prodigious beliefs, and then to magnify them with all their strength, and to publish them and to spread them among ordinary people” [262]. Далее папа заявляет: “We shudder indeed and suffer bitter pain when We reflect on all their outlandish errors and their many harmful methods, plots and contrivances” [263]. Изначально Пий IX не совсем определенно говорит о целях этих людей, а именно: «These men use these means to spread their hatred for truth and light. They are experienced and skillful in deceit, which they use to set in motion their plans to quench peoples’ zeal for piety, justice and virtue, to corrupt morals, to cast all divine and human laws into confusion, and to weaken and even possibly overthrow the Catholic religion and civil society». В этой же энциклике он называет их «bitter enemies of the Christian name» и, тем более, говорит, что они даже не боятся «to deny Christ Himself and God» [264] и «They teach that the most holy mysteries of our religion are fictions of human invention, and that the teaching of the Catholic Church is opposed to the good and the prerogatives of human society» [265].

Как мы видим, папа Пий IX, обвиняет упомянутые “lawless alliances» в отказе от правды, в создании чудовищных верований, в обмане, в стремлении отвратить верующих людей от веры и благочестия и даже в отрицании Самого Бога и Иисуса. Но кто же эти люди, позволившие себе столько вольностей?!

Если мы дальше обратимся к энциклике, то мы увидим, что папа заявляет: «In order to easily mislead the people into making error, deceiving particularly the imprudent and the inexperienced, they pretend that they alone know the ways to prosperity» [266]. Более того, «They claim for themselves without hesitation the name of «philosophers» [267]. Этим философам папа бросает обвинение, которое уличает их в материализме: «They feel as if philosophy, which is wholly concerned with the search for truth in nature, ought to reject those truth which God Himself, the Supreme and Merciful Creator of nature, has deigned to make plain to men as a special gift»[268], т. е. они обвиняются в отрицании тех божественных истин, которые ведут человечество к благословлению и спасению, а также «by the means obviously ridiculous and extremely specious kind of argumentation, these enemies never stop invoking the power and excellence of human reason» [269]. А главное – они противопоставляют веру человеческому разуму: «they bleather with great foolhardiness that this faith is opposed to human reason»[270]. Папа утверждает, что ничего более нечестивого и нелепого не могло быть придумано. Пий IX пытается опровергнуть эти тезисы и утверждает, что: «For although faith is above human reason itself, no real disagreement or opposition can ever be found between them; this is because both of them come from the same greatest source of unchanging and eternal truth, God. They give such reciprocal help to each other that true reason shows, maintains and protects the truth of the faith, while faith frees reason from all errors and wondrously enlightens, strengthens and perfects reason with the knowledge of divine matters»[271].

Далее Пий говорит, что такие «enemies of divine revelation»[272] хотят внести в католическую религию идею человеческого прогресса («human progress»), причем не самыми справедливыми, по словам папы, методами («with reckless and sacrilegious effrontery»[273]). Папа не довольствуется тем, что эти люди очень восхваляют эту теорию, и сравнивает: «as if religion itself were not of God but the work of men or a philosophical discovery which can be perfected by human means [274]». Поэтому все высказывания этих людей папа называет «rave so pitiably» [275]. Далее идет маленькое наставление-проповедь, как все, на самом деле, обстоит, но мы не будем подробно на этом останавливаться, т.к. это не является запланированной целью нашего исследования. Приведем лишь одну цитату из этой проповеди: «Our holy religion was not invented by human reason, but was most mercifully revealed by God; therefore, one can quite easily understand that religion itself acquires all its power from the authority of God who made the revelation, and that it can never be arrived at or perfected by human reason. In order not to be deceived and go astray in a matter of such great importance, human reason should indeed carefully investigate the fact of divine revelation»[276].

Из энциклики становится понятно, что теории коммунизма для папы очень тесно связаны с философией. Он говорит об опасности изучения философских дисциплин: «… wrong method of teaching, especially in philosophical disciplines, a method which deceives and corrupts incautious youth in a wretched manner and gives it as a drink the poison of the serpent in goblet of Babylon»[277]. И далее он говорит: «To this goal also tends the unspeakable doctrine of Communism, as it is called, a doctrine most opposed to the very natural law» [278]. И заключительное обвинение – Папа предупреждает и увещевает к чему может привести: «For if this doctrine were accepted, the complete destruction of everyone’s laws government, property and even human society itself would follow» [279].

Практически те же самые осуждения папа повторяет через три года в Аллокуции, к которой мы уже обращались, «Quibus Quantisque» от 20 апреля 1849 года, произнесенной на закрытой папской консистории. (когда и после чего это было) Здесь он говорит: «…Cela seul, independamment, d’autres preuves innombrables et si graves, demontre evidement que les demandes d’institutions nouvelles et le progress si hautement proclame par les homes de cette espece, tendent uniquement a exciter des troubles perpetuels, a detruire totalement et partout les principes de la justice, de la vertu, de l’honneur et de la religion; a etablir, a propager at a assurer au loin, au grand dommage et a la ruine de toute societe humane, la domination de cet horrible et lamentable systeme, radicalement contraire a la raison et au droit naturel, et qu’on appelle le socialisme ou le communisme» [280] [281]. Также здесь папа называет этих людей «les infatigables fauteurs d’anarchie»[282] [283].

В этом же, 1849 году, папа пишет еще одну энциклику «Nostis et nobsicum»[284] от 8 декабря, в которой снова осуждает теории коммунизма и социализма. Здесь он говорит, что цель людей, склонных к этим теориям, заключается в следующем: «the goal of this most iniquitous plot is to drive people to overthrow the entire order of human affairs and to draw them over to the wicked theories of this Socialism and Communism, by confusing them with perverted teachings»[285]. Он заявляет, что никакой поддержки этим учениям от церкви нет и быть не может, тем более, Пий IX уверен, что сами создатели этих «wicked theories»[286] это прекрасно осознают: «But these enemies realize that they cannot hope for any agreement with the Catholic Church, which allows neither tampering with truths proposed by faith, nor adding any new human fictions for them»[287]. И поскольку они это осознают, по мнению папы, они предпочитают сблизиться с протестантизмом и проповедовать еще и его. Это следует из слов: «This is why they try to draw the Italian people over to Protestantism, which in their deceit they repeatedly declare to be only another form of the same true religion of Christ, thereby just as pleasing God»[288]. Но, даже планируя сотрудничать с протестантами, теоретики коммунизма и социализма, по мнению папы, все равно будут представлять угрозу для религии, а также вносить в нее неверие, замешательство и проч. Об этом можно судить из следующих слов: «Meanwhile they know full well that the chief principle of the Protestants tenets, i. e., that the holy scriptures are to be understood by the personal judgment of the individual, will greatly assist their impious case. They are confident that they can first misuse the holy scriptures by wrong interpretation to spread the errors and claim God’s authority while doing it»[289].

В этой же энциклике Пий IX обвиняет начинавших коммунистов и социалистов в неправильном понятии слов «свобода» и «равенство». Он пишет: «the special goal of their proponents is to introduce to the people the pernicious finctions of Socialism and Communism by misapplying the terms «liberty» and «equality»[290], а «final goal» это уже «to excite by continuous disturbances workers and others, especially those of the lower class…»[291]. Причем призыв и побуждение к низшему классу, исходя из слов папы, осуществляются теоретиками не самыми порядочными методами: «…of the lower class, whom they have deceived by their lies and deluded by the promise of a happier condition»[292]. Однако папа считает, что вся их пропаганда сводится не к подготовке осуществления более благоприятных условий для жизни низшего класса, а к «prepearing them for plundering, stealing»[293], и, тем более: «usurping first the Church’s and then everyone’s property»[294], т. е. провести массовую секуляризацию, а в дальнейшем, как предполагалось, и национализацию; что, конечно же, вызывало большой страх и недовольство папского Рима. Это можно понять из следующих цитат: «They observe too that the frequent seizure, robbery and open sale of temporal goods which belong to the Church shows a decrease in the people’s respect for property consecrated to the use of the religion»[295] или «…they falsely claim that in other similar cases, the property of others can be taken and divided or in some other way turned to the use of everyone»[296].

А после этого, по словам папы «they will profane all laws, human and divine»[297], и потом уже «to destroy divine worship and to subvert the entire ordering of civil societies»[298].

Здесь же, папа указывает и на другие методы, которые используют их «враги» (или «the crafty enemies of the Church and human society») для распространения своих теорий в массы или, как говорится в Энциклике «… attempt to seduce the people in many ways». Главным методом, по мнению Пия IX является «the misuse of the new technique of book-production»; а точнее: «They are wholly absorbed in the ceaseless daily publication and proliferation of impious pamphlets, newspapers and leaflets which are full of lies, calumnies and seduction». В энциклике «Qui Pluribus»[299] содержится похожая информация: «… tends to widespread disgusting infection from books and pamphlets which teach the lessons of sinning»[300].

Сторонники идей социализма и коммунизма также обвиняются в сотрудничестве с так называемыми «Bible Societies», которые также упомянуты в 4 параграфе «Силлабуса». О них подробно мы расскажем немного позже. Но мы не можем не сказать об обвинении «философов», «врагов церкви», согласно энциклике, печатающих и распространяющих верующим людям, под предлогом религии, тексты Библии на национальных языках, и делающих это «under the protection of the Bible Societies»[301], которые неоднократно уже были осуждены.

Нужно сказать, зло, исходящее из теорий коммунизма и социализма, в папском Риме приравнивалось к таким бедам, как, например, Реформации и возникшей после нее Простестанстской религии: «Furthermore, they realize that the evils that afflict us so grievously originate in the losses, which for a long time now, but especially since the rise of Protestantism, have been inflicted on religion and the Catholic Church»[302].

Пий IX понимал, что в современное ему время, церковь утратила свою былую мощь. Выше мы уже приводили некоторые цитаты, указывающие на это: «We are well aware of Our weakness…» и др. Он считал, что именно этой слабостью «враги церкви» и воспользуются для полного ограничения власти церкви, секуляризации ее владений и других целей теоретиков социализма и коммунизма. Например, он пишет: «They see clearly that when the authority of bishops is oppressed and when increasing numbers of men infringe divine and ecclesiastical commandments without penalty, then the respect of the people for civil authority is likewise diminished…»[303].

Причины появления такой критики очень хорошо охарактеризовал Кантеров И. Я., считая, что коммунизм осуждаемый «на ряду с десятком других учений»[304] сохранял надежду папы «отстоять свои феодальные привилегии»[305]. В продолжение такой мысли он отмечает, что «… в этот период клерикалы сосредотачивали свои усилия, главным образом, на дискредитации учения о возможности построения общества на основе свободы и социального равенства, независимо от того, в какой форме выступало это учение – утопии или научно обоснованной теории»[306].

 

По-мимо проблем теорий коммунизма и социализма, Папа Римский касается вопроса всякого рода библейских и клерикально-либеральных обществ, которые он называет сектами («secret sects»). К сожалению, источник не располагает подробными данными о деятельности этих обществ, их численности и проч. Но, тем не менее, мы можем сказать, ссылаясь на слова папы из энциклики “Qui Pluribus”, что они неоднократно подвергались анафеме («These have been condemned with repeated anathema in the Apostolic letters of the Roman Pontiffs who preceded Us»[307].) Пий подтверждает эту анафему: «We now confirm these with the fullness of our Apostolic power»[308], и, более того: «… and command that they be most carefully observed»[309]. Эти секты обвиняются, во-первых, в зловещих заблуждениях и лжи («portentous errors and deciets»[310]), во-вторых, в посягательстве на католическую религию и на власть, дарованную Богом католической церкви и на ее законы, а также обвинение в том, что: «They would even trample underfoot the rights both of sacred and of the civil power»[311]; в-третьих, в том, что они хотят возродить ереси, а именно: «this is the goal too of Bible Societies which renew the old skill heretics»[312]. Также папа недоволен тем, что они издают Библию «in large numbers and at great cost, in vernacular translations, which infringe the holy rules of the Church»[313], а также приписывают свои комментарии, которые не являются верными: «The commentaries which are included often contain perverse explanations». Таким образом, они «having rejected divine tradition, the doctrine of the Fathers and the authority of the Catholic Church, they all interpret the words of the Lord by their own private judgment, thereby preventing their meaning» [314].

Осуждаются папой в этом пункте также тайные общества. Они тоже обвиняются в ведении войны против Католической церкви[315], а также и в следующих грехах: «Indeed each of you knows well the nature, zeal, and intention of sects, whether called Masonic or some other name <….> From these the synagogue of Satan is formed which draws up its’ forces, advances its’ standards, and joins battle against the Church of Christ»[316].

Перед тем, как перейти к анализу реакции на осуждения и обвинения папы Пия IX подведем небольшие итоги.

Блаженный Пий IX сразу же по вступлении в должность Верховного понтифика в 1846 в своей первой же энциклике начинает борьбу с приверженцами теорий рационализма, коммунизма, социализма. Папа обличает недостойные, по его мнению, цели людей, разрабатывающих эти теории. Пий IX настаивает на том, что одна из главных целей этих людей, которых он называет «философами» есть отвратить верующих и целомудренных людей от Бога и церкви, поселить в их сердцах неверие и заставить их перестать признавать власть Римского папы. Он сильно осуждает идею равенства. Как мы помним, его сильно не устраивает идея ликвидации частной собственности, соответственно еще больше Верховный понтифик переживал за ликвидацию церковной собственности. Пий IX был уверен, что такая социалистическая идея будет сопровождаться самыми непристойными средствами, такими как грабеж, обман, нажива и проч. Создатели этих теорий называются не самыми достойными именами, например, «враги церкви» и др. Такой философский вопрос совсем не испытывал недостатка внимания со стороны папы, так как в большинстве энциклик и аллокуций, которые относятся ко времени его правления, Пий IX очень часто обращается к этой проблеме.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных