Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Каннибализм и любовь к поэзии




 

До сих пор идут споры, ели ли ацтеки себе подобных. Противники этой теории говорят о том, что в империи было весьма развито сельское хозяйство, а белок из выращиваемых маиса и бобов вполне заменял мясо. Например, на озере Тескоко ацтеки создали искусственные острова, или чинампы, на которых выращивали зерновые и садовые культуры – там собирали до семи урожаев в год. На мелководье располагались связанные друг с другом корзины с илом и водорослями, которые по краям обсаживали ивами. Каналы между искусственными островами служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Подобные устройства были на многих озерах на территории ацтеков.

Однако чинампы и земли долины Мехико не могли прокормить быстро растущее городское население. В 1519 году в Теночтитлане проживало около 200 тысяч человек! Население современного крупного промышленного центра! В городе Тескоко население достигло 30 тысяч, а в других городах проживало от 10 до 25 тысяч человек. Следует отметить, что в городах была велика доля аристократии, а также значительную часть составляли те, кто также потреблял, но не производил продукты питания: жрецы и военачальники, ремесленники и торговцы, писцы и учителя.

Продукты доставляли в города в качестве дани (дань платилась раз в три месяца или в полгода), а также окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки работали ежедневно, а в небольших – раз в пять или двадцать дней. Крупнейший рынок государства ацтеков находился в городе-спутнике Теночтитлана – Тлателолько. Здесь, по оценкам конкистадоров, ежедневно собиралось от 20 до 25 тысяч человек, и купить можно было все что угодно – от маисовых лепешек или перьев до драгоценных камней и рабов. Тут же предоставляли свои услуги цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью сделок.

Недостатка в продуктах питания не было. Кроме дани и товаров местных земледельцев, ацтеки добывали продукты, ловя креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирая водоросль спирулину и разных насекомых: сверчков, червей, муравьев и личинок. Разводили ацтеки и домашних животных: в основном индеек и ицкуинтли (порода мясных собак), хотя это мясо предназначалось обычно для особых случаев – выражения благодарности или уважения. Не упускали и случай поохотиться, дичью считались лани, кабаны, утки…

Но все-таки жертвоприношения были неотъемлемой частью жизни ацтеков: людей приносили в жертву в каждый из 18 праздников годового календаря, то есть чаще, чем раз в месяц.

Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для Шилонен (богини молодого маиса); больных мальчиков жертвовали Тлалоку (богу дождя); а говорящих на науатле пленников предпочитал Уицилопочтли (верховное божество, бог войны). Стать жертвой считалось почетным, и Тескатлипоке (бог ночи и холода, бог воздаяния) принимал ацтеков-добровольцев. Кроме этого каждый год выбирался здоровый красивый юноша, с идеальным телом, который на год становился воплощением Тескатлипоки на земле. С ним обращались как с божеством, предвосхищая и исполняя все его желания, а по прошествии года приносили в жертву богу, воплощением которого его считали.

Главный храм Теночтитлана имел в высоту 46 метров и выглядел как ступенчатая пирамида, увенчанная двумя башнями-святилищами, посвященными Уицилопочтли и Тлалоку. Главный храм громадой возвышался над своеобразной площадью, сформированной из храмов меньшего размера, храмовых школ и жилищ воинов.

Не все жертвоприношения делались у Главного храма, еще часть происходила на островке в озере Тескоко. Согласно разным источникам, в год приносилось в жертву от 300 до 12 000 человек. Но все эти цифры весьма приблизительны, так как установить хотя бы их относительную подлинность пока не представляется возможным.

Помимо людей в жертву приносились специально выращенные ламы, бабочки и колибри. Жертвовали в дар богам и любимые или ценные вещи: их разламывали в честь того или иного бога.

Нормой считалось и самоистязание, когда люди во время специальных церемоний наносили себе раны, выпуская кровь. Кровь в культурах Месоамерики всегда занимала весьма важное место: существует множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству.

Но все-таки все эти жертвы – животные, вещи, собственная кровь – были лишь вступлением к жертве главной, человеческой. Кожу и волосы избранной жертвы красили синим мелом. Потом человека приводили на верхнюю площадку пирамиды, укладывали его на каменную плиту, после чего живот трепещущей жертвы жрец вспарывал ритуальным ножом, вынимал трепещущее сердце и поднимал его вверх, к Солнцу. Грудную клетку обсидиановым ножом, которые тогда использовались в империи, раскрыть сложно, и именно потому жертве взрезали живот. После демонстрации сердца его клали в особый каменный сосуд, а тело сталкивали со ступеней пирамиды. Далее тело поступало в распоряжение жрецов. Череп полировали и выставляли напоказ, внутренности скармливали животным, а остальное либо сжигалось, либо, разрезанное на мелкие кусочки, раздавалось в виде сувениров важным людям, либо, и в самом деле, съедалось. Определенно этого мы сказать не можем.

Существует лишь несколько сообщений о каннибализме во времена конкисты (периода испанского завоевания Америки), но ни одно из них не говорит о широком ритуальном людоедстве. Летопись Рамиреса намекает на то, что каннибализм связан с ритуальными жертвоприношениями: по окончании жертвоприношения мясо с ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему ее. Но тут же следует оговорка, что мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли мясом индейки.

Кодекс Мальябекиано (собрание ацтекских кодексов, созданное во время конкисты) содержит два рисунка, на которых рядом с другой едой лежит человеческая рука. А в комментарии на испанском языке сказано, что индейцы весьма полюбили завезенную испанцами свинину, так как та напоминала им по вкусу человеческое мясо. Кортес в одном из писем сообщает, что солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца себе на завтрак. Гомарра пишет, что во время осады Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у тех, по сведениям конкистадоров, не осталось еды. Ацтеки же ответили, что сдаваться противоречит их мужеству, но они ждут новой атаки с нетерпением, благодаря ей новые испанцы окажутся в плену и пополнят продовольственные запасы города.

Ацтекские хроники сообщают, что за четыре дня у Главного храма было принесено в жертву около 84 000 пленников. Элементарный подсчет показывает, что для того, чтобы убить столько человек за такой короткий срок, необходимо было убивать по 17 человек в минуту. Многие исследователи поэтому сомневаются в названной цифре, относя ее к военной пропаганде, и дают число жертв в районе около трех тысяч человек. Также они упирают на то, что вряд ли город с населением в 120 000 мог поймать, содержать такое количество пленных, а потом избавиться от такого количества трупов.

Но, с другой стороны, когда энтузиасты-любители начинают подсчитывать, сколько блоков египтяне должны были укладывать в минуту, чтобы за 20 лет построить Великую пирамиду, и получают не менее фантастические по скорости результаты, то их обвиняют в антинаучности. Так что оставим эти разборки без комментариев. Лишь вспомним испанского солдата Берналя Диаса дель Кастильо, утверждавшего в мемуарах, что видел в цомпантли («Стена Черепов» – место, где выставлялись черепа жертв, которые насаживали на шесты) около 100 000 черепов, а в цомпантли города Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было, по его же словам, 60 000 черепов. Однако многие ставят под сомнение и его слова, утверждая, что такое количество черепов не могло поместиться в постройке цомпантли физически.

Другие же сведения на этот счет весьма скупы, так как Кортес, придя в Америку, тут же запретил человеческие жертвоприношения, и испанцы их так и не видели. Также не совсем понятно, были ли человеческие жертвоприношения собственной выдумкой ацтеков, или они позаимствовали их со всей остальной культурой у своих соседей.

Когда же жертвоприношений и «цветочных войн» не было, то занятием, достойным воина, у ацтеков считалась поэзия. Во времена конкисты был проведен сбор поэтического наследия ацтеков, и именно потому небольшая часть стихов дошла и до нас. Одна из наиболее распространенных тем (среди сохранившихся текстов) подобных стихотворений «Что такое жизнь – реальность или сон?», а также возможность встречи с Создателем.

Исследователи ацтекской поэзии утверждают, что в империи существовала свобода слова, и стихи весьма часто противоречили официальной точке зрения на многие внешние и внутренние проблемы.

В подвальном этаже Главного храма находился «Дом орлов», где и собирались ацтекские военачальники, чтобы выпить пенящегося шоколада, покурить табак и посоревноваться в поэзии. Чтение стихов сопровождалось игрой на ударных инструментах.

Во время поэтических сборищ происходили и представления, но нам было бы сложно назвать это действо театром. Это, скорее, было похоже на акробатические этюды под музыку с одновременным прославлением богов – своего рода древняя пропаганда.

Стоит упомянуть и об архитектурных достижениях ацтеков. Через озеро Тескоко в середине пятнадцатого века ацтеки построили мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Учитывая то, что вьючные животные, колесо и металлические инструменты были ацтекам не знакомы, стоит признать их исключительно эффективную организацию труда.

Собственно, во времена существования империи ацтеков цивилизация майя уже пришла в полнейший упадок, но, тем не менее, рассказ о соседях интересующего нас народа весьма полезен, так как дает четкое представление о нравах и обычаях тех времен. Но сейчас все-таки давайте перейдем непосредственно к цивилизации майя.

 

 

ГЛАВА 2

ПОЯВЛЕНИЕ МАЙЯ

 

Четвертая раса

 

 

В повествовании майя «Пополь-Вух» (название переводится как «Книга Совета» или «Книга Народа»), которое имеет весьма древнюю историю, но было записано лишь в период конкисты уже латинскими буквами, говорится, что боги-праотцы Тепеу и Гукумац сначала подняли из водяной пучины землю и населили ее животными и растениями.

Затем, возжаждав почитания и преклонения, они вылепили из земли (глины) существ, похожих на людей, но те оказались недолговечными и спустя какоето время вновь обратились в грязь. Боги создали следующую расу, из дерева, но та была настолько плоха, что они быстро уничтожили ее сами. Подумав, они решили создать людей из мяса, но и эта раса не смогла соответствовать ожиданиям богов, люди этой расы погрязли во зле, и они уничтожили ее, наслав на землю ужасный ливень. И только следующие люди, созданные из кукурузного теста, стали предками современной цивилизации, вернее – предками майя.

Интересно, что многие эпосы разных народов повествуют о нескольких цивилизациях, которые существовали на земле ранее нашей. Древние греки, например, считали, что человечество началось с Золотого века и людской род был создан Кроном счастливым. Люди не знали ни забот, ни печали, ни необходимости трудиться в поте лица. Не было у людей ни болезней, ни старости. И даже сама смерть не заключала в себе ничего ужасного, а была похожа всего лишь на крепкий сон. Сады и поля в изобилии давали им пищу, а на лугах паслись громадные стада. Даже боги приходили к людям за советами. Но Золотой век, как и все хорошее, кончился, и все люди первого поколения умерли, превратившись в духов, покровителей людей новых поколений. Такая награда была дарована им Зевсом: окутанные туманом, они летают по всей земле, защищая правду и карая зло.

Второй людской род, живший в Серебряном веке, был уже не таким счастливым: ни силой, ни разумом эти люди не могли сравниться с предыдущим поколением. Целых сто лет они росли неразумными в домах своих матерей и, только возмужав, покидали они их, успевая прожить в зрелом возрасте совсем немного. Поскольку большую часть жизни они были неразумны, то видели много горя и несчастий. Они не слушали богов и отказывались приносить им жертвы, и Зевс уничтожил их род, поселив их в подземном царстве, где нет ни радости, ни печали.

После этого Зевс создал третий род и третий век – Медный. Люди этого века были созданы из древка копья и были страшны и могучи. Помимо громадного роста они обладали несокрушимой силой и бесстрашным сердцем. Больше всего они полюбили войну и сражения. Они ничего не сеяли, не ели плодов, что в изобилии приносили сады, а лишь воевали. И их оружие, и их дома были выкованы из меди, работали они также медными орудиями. (Как тут не вспомнить официальную науку и ее медный век.) Греческие рассказчики также замечают, что железо узнали лишь последующие поколения. Вскоре люди Медного века истребили друг друга, и Зевс создал четвертый век и новый род людской. Эти люди были благородны, справедливы и практически равны богам. Но все они погибли в различных войнах и сражениях: кто у семивратных Фив, кто под Троей, куда явились они за Еленой, и т. п. После смерти Зевс поселил этих людей на краю земли, на островах в океане, вдали от живых, чтобы те могли насладиться счастливой и беспечальной жизнью. Земля там плодоносит трижды в год, и ее плоды сладки как мед.

После этого громовержцем был создан последний, пятый век и род людской – Железный, который живет и по сию пору.

Подобные же предания про несколько ранних цивилизаций на нашей планете существовали и в Древнем Вавилоне. И даже Библия, вроде бы отрицающая эту теорию, нечаянно проговаривается. Из апокрифов известно, что у Адама была первая жена: Лилит. Например, в Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы по-русски). Лилит не хотела подчиняться своему мужу, считая себя таким же совершенным творением Бога, как и он. И, произнеся тайное имя Бога, она поднялась в воздух и улетела от Адама. Адам пожаловался Богу, и тот послал ей вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Ангелы застигли Лилит у Красного моря, но она отказалась вернуться к мужу, и тогда у нее отняли тело, оставив лишь дух.

Вторая его жена, Ева, родила двух сыновей, Каина и Авеля. Но Каин позавидовал Авелю и убил его, после чего был изгнан. «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха». Откуда там взялись еще люди – не совсем понятно. Возможно, Библия описывает параллельную нам цивилизацию, проживавшую на земле. А чуть позже в той же книге Бытия упоминаются гигантские люди: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». И вряд ли это можно посчитать ошибкой писца или переводчика, так как много позже, и по тексту, и по времени, уже в книге Чисел, разведчики, вернувшись из Палестины, докладывают Моисею: «…там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их».

Это происходит уже после Потопа, что означает, что цивилизация исполинов сумела выжить во время него. Недаром они насмехались над Ноем, строящим ковчег, и говорили, что спасутся благодаря своему росту!

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных