Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






5 страница. Следует иметь в виду и продуманное расположение партнеров по переговорам за столом, и планировку помещения при проведении собраний




Следует иметь в виду и продуманное расположение партнеров по переговорам за столом, и планировку помещения при проведении собраний, а также организацию пространства в кабинетах сотрудников. По ним можно даже сделать вывод о «закрытости» или «открытости» самой организации.

Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

 

Для всех систем невербальной коммуникации встаёт один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определённый код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причём так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнёр по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные выше системы не дадут.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную роль в коммуникационном процессе. Невербальные коммуникации помогают выявить намерения партнеров.

 

6.3. Технологии вербальных средств общения.

 

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную, форму.

Технологии вербальной коммуникации – это технологии выступлений, ведения деловых бесед и переговоров. Это умение слушать.

При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. При этом следует помнить, на каждом этапе процесса словесного оформления мыслей происходят потери информации, ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями, устремлениями, и совпадениями или несовпадениями словарного запаса, и многим другим.

И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение это не просто передача информации, а обмен информацией, предполагающей обратную связь. К тому же обмен сообщениями происходит не «просто так», а ради достижения целей общения, поэтому нужно учитывать личностный смысл, вкладываемый в сообщение.

Чтобы информация дошла до получателя без искажений, очень важно уметь говорить. Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно сформулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника. Конечно, разговор по канонам античной риторики сейчас будет выглядеть экстравагантно, но, тем не менее, для успешного общения жизненно необходимо овладеть основами культуры речи.

Культура речевого общения включает в себя, прежде всего свободное владение языком. Любой естественный язык имеет сложную структуру, составными частями которой являются: - литературный язык, в котором выражена языковая норма; - просторечье; - профессиональная лексика; - ненормативная лексика.

Наиболее эффективная форма общения – диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы, и умение слушать собеседника. Диалог предполагает взаимную заинтересованность участников коммуникационного процесса, их готовность воспринимать, уточнять, дополнять, усваивать информацию, чтобы быть взаимно понятым и услышанным. Кроме того, диалоговое общение способствует воздействию партнеров друг на друга и изменению поведения.

Могут существовать две разные ориентации партнеров по общению: личностно – речевая и социально – речевая; эти ориентации отражают, прежде всего, тематику общения.

Успешность общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Представление о том, что «слушать» и «слышать» - это не одно и то же, зафиксировано в русском языке самим фактом наличия разных слов для обозначения эффективного и неэффективного слушания.

Слушание неэффективно в тех случаях, когда оно не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника. Создаёт у говорящего ощущение, что его не слышат, подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника. Считают его переживания смешными, незначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения партнёров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к её решению или правильной постановке, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению.

Неумение слушать – основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. При кажущейся простоте слушание – сложный процесс, требующий значительных психологических «энергозатрат», определенных навыков и коммуникативной культуры.

Типичные ошибки слушания:

Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.

Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения.

Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается с обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое.

Непрошеные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь. Прежде всего, нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь.

 

Эффективное слушание, обеспечивающее правильное протекание названных выше процессов, – это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Различают два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации, когда цель разговора со стороны говорящего - "излияние души", эмоциональная разрядка). Внимательное молчание - это слушание с активным использованием невербальных средств - кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз, внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего ("Зеркало"), междометий ("Угу-поддакивания").

Рефлексивное слушание – это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз типа: «Я не понял», «Что вы имеете в виду?» и т.п. Перефразирование – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Ключевые фразы: «Как я понял вас…», «Вы думаете, что…» и т.д. При отражении чувств акцент делается на отражение слушающим эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…» и т.д. При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего, для чего используются фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются …», и т.п. Резюмирование уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

 

Зарубежные психологи классифицируют слушание по различным основаниям:

Слушание для удовлетворения собственного интереса и потребностей (это может быть бытовой разговор, кино, театр, теле-, радиопередачи).

Слушание как процесс учения.

Слушание как процесс, в результате которого одновременно происходит анализ и оценка услышанного.

Слушание – это тяжелая работа, поглощающая столько же энергии, сколько и речь.

Слушание – это активный мыслительный процесс, при котором «включение» и «выключение» – непременная черта нашего сознания.

 

Наша жизнь такова, что большую ее часть мы слушаем, чем говорим. Если сопоставить время, которое нами отводится различным аспектам общения (коммуникации), то мы видим следующее соотношение: на письмо идет 9%, на чтение – 16%, на говорение – 35%, на слушание – 40%.

 

Умение слушать состоит из ряда составных элементов:

Восприятия информации от говорящего или говорящих.

Создания ситуации «подталкивания» говорящего, на этом основывается возможность дальнейшего контакта.

Воздействие на говорящего, благодаря чему его мысль развивается «на один шаг вперед».

 

Процесс слушания делится на три условных уровня, между которыми нет жесткой границы.

Первый уровень слушания – это слушание-сопереживание. Для этого уровня характерны:

Уважение к говорящему и ощущение непосредственного контакта с ним.

Концентрация внимания на личности говорящего, его манерах, языке тела.

Сопереживание чувствам и мыслям собеседника.

Игнорирование своих собственных мыслей и чувств.

Это искреннее слушание, когда подключается не только разум, но и сердце.

Второй уровень слушания – это слушанье без слушанья. Для него характерно:

Поверхностное общение, непонимание глубины проблемы.

Слушание опирается на логику, сосредотачиваясь на содержании.

Эмоциональное отчуждение от акта общения.

Третий уровень слушания – это слушание с временным отключением, слушание краем уха.

 

Эффективности общения способствует умение задавать вопросы и отвечать на них.

Вопрос – удобная форма побуждения. С помощью вопроса привлекается внимание собеседника. Вопросы несут определенную информацию. С помощью вопроса можно наводить собеседников на нужный ответ. Сразу после восприятия вопроса видна обратная связь. Вопросы позволяют провоцировать собеседника на высказывание своей точки зрения. Правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении. Вопросы создают основу для эффективного взаимодействия.

Для того, чтобы вопрос был понят собеседником, необходимо: делать вопросы короткими; удостовериться, что они корректны и задаются с потенциальной возможностью участников ответить на них; исключить отгадывание, избегать вопросов, требующих публичных откровений; не отвечать самому на свои же вопросы.

Самыми распространенными вопросами в коммуникации являются открытые, информационные, закрытые, наводящие.

Наиболее эффективны для ведения диалога открытые вопросы типа: Почему? Как? Каким образом? и т.п. Они необходимы для уяснения проблемы, на них невозможно ответить "да" или "нет", а требуется развернутый ответ с изложением необходимых деталей. Если возникает необходимость конкретизировать беседу и сузить тему обсуждения, то задают вопросы закрытого типа: должен ли? был ли? имеется ли? будет ли? Они рекомендуются не для получения информации, а для получения подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией. Такие вопросы предполагают односложный ответ.

Информационные вопросы относятся к вопросам открытого типа, и их следует строить так, чтобы они вызвали к жизни информацию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Непрерывность открытого диалога обеспечивается использованием зеркальных вопросов. Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений, создавать в беседе моменты, придающие диалогу новый смысл. Эстафетные (наводящие) вопросы призваны придать динамичность диалогу, они позволяют опережать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстафетный вопрос требует способности слушать и схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.

С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, просить разъяснить информацию и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам.

 

Существуют общие правила, которых целесообразно придерживаться при ведении бесед в деловой и неформальной обстановке. Среди них можно выделить следующие наиболее важные:

При слушании необходимо помнить о следующих принципах:

Забыть личные предубеждения против собеседника.

Не спешить с ответом и заключением.

Разграничивать факты и мнения (факт – это установленное твердое основание, на котором базируется теория).

Быть беспристрастным в оценке того, что Вы услышите от собеседника.

Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекайтесь на посторонние мысли.

Надо быть снисходительнее и уважать манеру разговора собеседника.

Нельзя самоуверенно вести себя: не считайте, что, вступая в беседу, Вы будете высказывать истину в последней инстанции.

Говорить нужно так, чтобы каждый участник беседы имел возможность легко вступить в разговор и высказать свое мнение. Недопустимо нападать с горячностью и нетерпением на чужую точку зрения.

Высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно.

Изящество в разговоре достигается через ясность, точность и сжатость высказываемых доводов и соображений. Во время беседы необходимо сохранять самообладание, хорошее расположение духа и благожелательность.

Серьезная полемика, даже при уверенности в своей правоте, негативно сказывается на взаимополезных контактах и деловых отношениях. Необходимо помнить, что за спором идет ссора, за ссорой вражда, за враждой - проигрыш обеих противостоящих сторон.

Следует помнить, что противовес барьерам, затрудняющим процесс слушания, существуют способы, совершенствующие навыки слушания: Попытка нахождения в услышанном что-то интересное для себя. Переход инициативы от говорящего к слушающему. Активность и энергичность в процессе слушания. Концентрация внимания на основных мыслях и идеях. Конспектирование. Резюмирование сказанного. Оценка сказанного, а не собеседника и др.

Ни при каких обстоятельствах нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях можно сделать замечание со всевозможными формами вежливости.

Воспитанный человек, прервав беседу, когда в комнату вошел новый посетитель, не продолжит разговор, прежде чем не ознакомит вкратце пришедшего с тем, что было сказано до его прихода.

Недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих.

Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления.

Упоминая в беседе третьих лиц, необходимо называть их по имени-отчеству, а не по фамилии. Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии. Необходимо строго следить за тем, чтобы не допускать бестактных высказываний (критика религиозных воззрений, национальных особенностей и т.п.).

Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное под тем предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей. -Если другой человек заговорит одновременно с вами, предоставьте право сначала высказаться ему и т.д.

Таким образом, эти правила можно перечислять и дальше. Однако надо помнить главное – чтобы достигнуть понимания со стороны партнера, надо овладеть технологиями речевого общения. Речь является самым универсальным средством общения, так как именно вербально менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

 

Контрольные вопросы и задания

Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговоре с людьми. Что это? условные знаки? способы выражения чувств? регуляции чувств или снятия напряжения? помогают ли они эффективно передать сообщение? отвлекают ли вас эти привычки от смысла самого сообщения.

Какие вам известны виды слушания?

Назовите и дайте анализ уровням слушания.

Что такое фильтры, влияющие на процесс слушания?

Назовите основные способы совершенствования навыков слушания

Какие группы вопросов Вам известны при моделировании собеседника?

Охарактеризуйте известные Вам типы собеседников.

 

 

ТЕМА 7. Интерактивные технологии общения.

 

7. 1. Структура межличностного взаимодействия.

7. 2. Стратегии взаимодействия:

7. 3. Методы воздействия

 

Основные понятия темы: интеракция, действие, взаимодействие, Психологическая совместимость, мобильность, ригидность, доминантность, ассертивное поведение, Методы воздействия: заражение, внушение, подражание Стратегии поведения личности – компромисс, сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление

 

Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность. Технологии психологического воздействия (влияния) включают стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.

 

7.1. Структура межличностного взаимодействия.

Интерактивная функция общения обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности.

Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга. Существенным компонентом в процессе взаимодействия, скажем, деловых партнеров является факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния.

Исторические корни человеческого общения – в необходимости понять друг друга и, благодаря такому взаимопониманию, успешно взаимодействовать, решать общие практические задачи. Термин «взаимодействие» чрезвычайно многозначен. Мы будем понимать под взаимодействием взаимозависимый обмен действиями, поведенческими реакциями, который осуществляется партнерами по общению с целью организации их совместной деятельности. В обозначении сторон общения этот аспект получил название интерактивная сторона общения.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать ее.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Интерактивный аспект общения подчеркивает, что развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в процессе совместной деятельности. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

Существует несколько основных интерактивных действий, которые организуют акт общения:

Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

Оценка субъекта коммуникативной ситуации со стороны ее положительных и негативных характеристик.

Ориентация в коммуникативной ситуации.

Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

Постановка коммуникативной задачи, на основе изученной ситуации общения.

Подход к субъекту общения.

Адаптация к партнеру по общению.

Привлечение инициатором общения внимания партнера.

Оценка социально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности вступать во взаимоотношение.

Настройка инициатора на социально-психологическое состояние партнера.

Формирование общего эмоционально-психологического фона общения.

Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на партнера.

Оценка инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.

Активизация «ответного хода» субъекта-партнера.

«Ответный ход» партнера по коммуникативному общению

Для рассмотрения сущности и структуры взаимодействия важно рассмотреть понятие совместной деятельности.

Выделяются определенные признаки совместной деятельности. Деятельность можно определить как совместную, если для всех участников существует единая цель, общность мотивов, побуждающих к действию, общее стремление действовать сообща. Объединение или совмещение индивидуальной деятельности позволяет координировать совместную деятельность. Такая деятельность предполагает существование единого пространства и одновременного выполнения действий разными людьми. Кроме того, необходимо знание каждым участником норм, правил и процедур общения.

Соответственно можно определить структуру совместной деятельности: общая цель, общность мотивов, побуждающих к действию, конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает субъектов к достижению общей цели. Объединение или совмещение индивидуальной деятельности позволяет координировать совместную деятельность. Такая деятельность предполагает существование единого пространства и одновременного выполнения действий разными людьми. Кроме того, необходимо знание каждым участником норм, правил и процедур общения.

 

Эффективность и продуктивность взаимодействия во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия. Процесс совместимости может быть рассмотрен на разных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, социальном и т.д. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно.

В одних и тех же условиях деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в полном одиночестве, и другие люди им только мешают, отвлекая от выполнения конкретной задачи. Другим необходимы непосредственные сотрудники: В случае психологической совместимости психологическое напряжение либо отсутствует, либо легко снимается при постоянном общении.

Этот феномен во многом зависит от индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Так, наиболее совместимыми являются люди с высокой коммуникативной потребностью; люди с различным практическим интеллектом. Эмоциональные люди предпочитают иметь дело с себе подобными; люди с сильной нервной системой предпочитают иметь дело с более слабыми в этом отношении. В исследованиях были выделены социальные качества человека, которые наиболее ярко влияют на психологическую совместимость: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность.

Мобильность и ригидность – качества, определяемые типологическими свойствами человека, его темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны, Они относятся к изменениям как к положительной стороне жизни. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. Они основательны, заторможены, воспринимают изменения негативно. Эти типы практически не совместимы ни по отношению к жизни, ни по способам действий, и их общение редко бывает удачным и эффективным.

Доминантность часто обозначают как гиперактивность, напористость и агрессивность. Подобное качество может развиться у человека, обладающего завышенной самооценкой. Недоминантный человек, напротив, проявляет покорность, безволие, уступчивость и отсутствие инициативы при взаимодействии. Такие собеседники обычно приспосабливаются к партнеру по общению. Однако в такой паре может возникнуть проблема манипулирования.

Для повышения эффективности общения необходимо включение механизма фасцинации (очарование), с помощью которого снимается психологическое напряжение в начале контакта.

Фасцинация – это специально организованное вербальное воздействие на поведение участников групповой работы, с целью формирования доверия, которое необходимо для успешного общения.

Таким образом, для овладения интерактивной компетентностью (умения осуществлять эффективное взаимодействие) необходим учет широкого спектра факторов, знание и применение в различных технологиях стратегий взаимодействия.

 

7.2. Стратегии взаимодействия

 

Стратегия - это способ действии субъекта по достижению главной цели воздействия на реципиента. Два основных типа стратегии психологического воздействия можно обозначить как монологический и диалогический, или по другой классификации как: кооперация и конкуренция (согласно выделенным двум показателям для определения характера поведения человека во взаимодействии: внимание человека к интересам других людей и внимание к собственным интересам).

Выделение двух полярных типов взаимодействия позволило более подробно рассмотреть более «мелкие» типы взаимодействий по этим областям. В социальной психологии наиболее часто используется схема социальных воздействий Р. Бейлса. Он описывает чаще всего встречающиеся виды взаимодействий в отнесении к четырем областям человеческих отношений.

 

  1. Область позитивных эмоций   2. Область решения проблем   3. Область постановки проблем   4. Область негативных эмоций Солидарность Снятие напряжений Предложение, указание   Предложение, указание Мнение Ориентация других   Просьба об информации Просьба высказать мнение Просьба об указании   Несогласие Создание напряженности Демонстрация антагонизма  

 

Такое выделение в изучении интерактивной стороны общения используется довольно широко.

 

Существуют несколько видов социальных мотивов взаимодействия, т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми. Это мотивы максимизации:

1) общего выигрыша (мотив кооперации);

2) собственного выигрыша (индивидуализм);

3) относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);

и мотивы минимизация:

5) выигрыша другого (агрессия);

6) различий в выигрышах (равенство).

 

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии. По соотношению направленности поведения на себя и на партнера К. Томас выделил пять основных стратегий взаимодействия.

Соперничество – стремление человека добиться удовлетворения своих интересов любым путем, даже в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой разновидности соперничества. Соперничающие субъекты заинтересованы в том, чтобы именно интересы их конкурентов не были удовлетворены. Часто такая позиция нарушает само взаимодействие и приводит к отрицательному результату.

Компромисс – стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов другой стороны. При данной стратегии ни одни интересы не могут быть реализованы полностью, поэтому компромисс требует выделения основных и второстепенных потребностей партнеров. Компромисс возможен на уровне второстепенных потребностей.

Сотрудничество – стратегия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Встречается относительно редко, так предполагает наличие множества благоприятных условий.

Приспособление – жертвование собственными интересами ради интересов партнера. Характерно для людей с заниженной самооценкой, либо в тех случаях, когда главный интерес представляет само взаимодействие. Приспособляющийся постепенно в психологическую зависимость от партнера.

Избегание – стремление избежать взаимодействия, так отсутствует уверенность либо в своих силах, либо в необходимости самого взаимодействия. Постоянное использование стратегии избегания приводит человека к социальной замкнутости и нарушению социальных связей и взаимодействий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных