Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






6 страница. Естественно, нельзя сказать, что на протяжении всей своей жизни человек использует только одну стратегию поведения




Естественно, нельзя сказать, что на протяжении всей своей жизни человек использует только одну стратегию поведения. В одних условиях наиболее целесообразной является одна стратегия, в других – иная. Однако наиболее приемлемую для себя стратегию он обнаруживает чаще других.

Особое место в проблемах социального поведения занимает ассертивное поведение. Ассертивность – качество такого поведения, которое ориентировано на компромисс и сотрудничество как основные стратегии. Ее психологический смысл заключается в способности человека отстаивать и защищать свои интересы, добиваясь своих целей и не причиняя вреда окружающим. Данная форма поведения является наиболее сложной, но именно она обеспечивает нормальное полноценное взаимодействие с партнерами. Ассертивность предполагает очень внимательное отношение человека к себе и к партнеру по взаимодействию. Человек должен нести ответственность за себя, свои поступки и те ситуации, в которые он попадает. Однако данная ответственность связана не столько с социальным контролем, сколько с самоконтролем самой личности. Человек сам решает, в какой мере он отвечает за поступки других людей и отвечает ли. Он не боится менять свои взгляды, имеет право совершать ошибки и быть ответственен за них. Весьма важным является то, что ассертивное поведение не ставит окружающих при взаимодействии в зависимое положение.

Таким образом, каждому человеку для эффективной работы с другими людьми необходимо знать свои ведущие стратегии взаимодействия и применять их в различных ситуациях общения, используя разнообразные методы.

 

7. 3. Методы воздействия

 

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).

Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях. Принуждение как метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат о себе негативные санкции для объекта. И только в том случае, когда основания, с помощью которых реципиенту доказывается целесообразность принятия предложений, субъективно представляются ему как имеющие возможность разрушить существующую у него иерархию ценностей, объект принимает решение, которое ему предлагают.

Убеждение - в психологической и педагогической литературе используется в трех значениях, во-первых, как знания, являющиеся частью мировоззрения; во-вторых, как основной метод психологического воздействия на сознание личности, в-третьих, как процесс воздействия.

Данный метод может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта значимость их различна. Информационная функция зависит от степени информированности реципиента по предмету (проблеме, вопросу) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов ценностных ориентации объекта. Особенно важна роль данной функции в спорах, дискуссиях и пр., т. е. в процессе переубеждения реципиента. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок.

Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок. Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение - ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.

Под внушением (суггестией) понимается целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Активно используется внушение в педагогической и врачебной практике, в военном деле, в средствах массовой информации и пр. Действенность внушения зависит от особенностей субъекта и объекта и особенно от складывающихся между ними взаимоотношений. Наличие позитивной установки у объекта по отношению к субъекту способствует оптимизации воздействия. Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

Эффективность внушающего воздействия можно осуществить за счет повышения престижности субъекта (например, выступает не представитель партии, а ее лидер), повторения воздействия в различных модификациях и подкрепления содержания логически продуманными и убедительными (с точки зрения реципиента) доказательствами. Это объясняется тем, что существующая настороженность у объекта к внушаемой информации будет разрушаться вескими аргументами.

Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы. Вторая - связана со снятием психической напряженности. Экспрессивная функция заражения ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Влияние метода заражения можно наблюдать и при удачной шутке говорящего (выступающего). Заражение имеет разную эффективность в зависимости отличных и деловых качеств объекта (таких, например, как сдержанность, высокий уровень самоконтроля и пр.). Заражение всегда с успехом использовалось руководителями различных религиозных течений и конфессий. Определенного рода эмоциональное состояние легко распространяется в массе пришедших на религиозное собрание людей. Это делает их более внушаемыми и управляемыми.

Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.

На основе методов подражания, заражения и внушения в нейролингвистическом программировании разработаны техники «зеркалирования» и «синхронии».

Процедура «зеркалирования» (отзеркаливания) заключается в заимствовании и копировании в процессе тренинговых упражнений у партнера по общению телодвижений, поз, жестов, мимики, тона голоса, произношения слов и предложений (данное упражнение активно используется во многих тренинговых программах). Эффект «синхронии» проявляется в трудно наблюдаемой связи между телесными ритмами слушающего и говорящего. Синхрония максимальна, когда общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой. Она минимальна при споре и конфликте между ними.

 

Таким образом, использование названных выше игровых и других техник, технологий способствует развитию у личности способности оказывать влияние и устанавливать взаимосвязь с другими людьми.

 

Контрольные вопросы и задания

Выделите особенности интерактивной стороны общения.

Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

Выделите ключевые слова в определении «межличностные отношения»

На каком уровне взаимодействия предпочитаете общаться вы.

Каковы принципы совместимости и срабатываемости деловых партнеров

 

 

Тема 8. Перцептивные технологии общения

 

8.1. Понятие социальной перцепции, ее функции.

8.2. Механизмы социального восприятия в процессе общения

8.3. Эффекты восприятия.

8.4. Схемы формирования первого впечатления о человеке.

8.5. Механизмы взаимопонимания в общении

 

Основные понятия темы: перцепция, социальная перцепция, стереотипизация, предрассудки, предубеждение, каузальная атрибуция, эмпатия, рефлексия, аттракция, аффиляция.

 

8.1. Понятие социальной перцепции.

 

Восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков составляют социальную перцепцию. Термин был впервые введен американским психологом Дж.Брунером, который показал, что восприятие других людей зависит не только от личностных, но и социокультурных факторов. Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого, которое зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я («Я – концепция»). При оценке самого себя и других людей учитывается социальный статус, роль и влияние в обществе, причем замечено, что чем выше социальный статус, тем благоприятнее образ человека.

 

Выделяют основные функции социальной перцепции:

познание себя;

умение представить себя, самопрезентация;

познание партнера по общению;

организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

установление эмоциональных отношений;

определение ситуативного контекста общения в целом

 

Феномен социальной перцепции в своей основе имеет взаимопонимание людей. О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить во многих и различных смыслах, имея в виду совпадение или сходство у различных людей взглядов на мир и ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание и угадывание мотивов поведения; взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей и т.д. Можно сказать, что взаимопонимание – это такой случай понимания одного человека другим, когда оно носит взаимный, обоюдный характер.

Выделяется несколько уровней взаимопонимания:.

Во-первых, когда совпадает система социальных и индивидуальных значений у общающихся, но нет совпадения в уровне взаимооценки личностных качеств. Примером служит профессиональное общение, когда «говорят на одном языке».

Во-вторых, когда совпадает не только система значений, но и уровень взаимной оценки личностных качеств. Это тот случай, когда наблюдается взаимная удовлетворенность людей их эмоциональным отношением друг к другу, когда они «уважают друг друга».

В-третьих, когда имеет место высокая степень взаимного доверия и открытости общающихся. Это предполагает отсутствие каких-либо тайн друг от друга, которые существенно затрагивали бы интересы партнера (интимное или дружеское общение).

 

Восприятие может быть адекватным и искаженным в силу индивидуальных особенностей партнера и отсутствия навыков общения, неумения «читать» партнера, что связано с той или иной степенью успешности овладения технологиями общения, в частности, применение механизмов перцепции.

 

8. 2. Механизмы социального восприятия в процессе общения

 

Социальная практика выработала специфический механизм общения на деловом и межличностном уровне, включающий в свою структуру:

А) на уровне межгрупповом, в деловом общении - стереотипизацию на основе превосходства, привлекательности,

Б) в межличностном общении – идентификацию, эмпатию, рефлексию, аттракцию, каузальную атрибуцию

 

Восприятие людьми друг друга часто сопровождается процессом стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает на основе принадлежности человека к какой-либо социальной группе: профессиональной, имущественной, возрастной и т.д. Наиболее известны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.

Стереотипизация в отношениях между людьми может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к упрощенному восприятию другого человека, и это экономит усилия при единичных или недолговременных контактах («адвокат должен быть таким-то и вести себя так-то»). Стереотипы помогают нам принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации. С другой стороны, стереотипизация приводит к появлению предубеждений. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое общение с представителем этой социальной группы будет окрашено негативными эмоциями, вызовет социальные предрассудков и предубеждения.

Предрассудок – неоправданно негативная установка по отношению к группе или отдельным ее представителям; это заведомое осуждение, которое внушает нам предубеждение против человека только на основании его принадлежности к определенной социальной группе. Человеку, находящемуся под влиянием предрассудка, не нравятся те, кто не похожи на него самого; он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей. Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из стереотипов. Предрассудки могут порождать неравенство социальных статусов.

В основе предрассудков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Они распространены и устойчивы. В их основе лежит тревожность и угроза чувству безопасности.

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. В повседневной жизни, когда человек не имеет точной информации, многие строят свои собственные предположения относительно причин и поступков других людей путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему партнер по общению ведет себя определенным образом. Чаще всего феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке.

Приписывание осуществляется либо на сходстве поведения данного человека с каким-либо известным образцом, либо на основе анализа собственных мотивов поведения в аналогичной ситуации. Мера и степень приписывания зависят от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной желательности или нежелательности:

1 – типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами; оно легче поддается однозначной интерпретации;

2 – уникальное поведение допускает множество различных интерпретаций и дает простор приписыванию его причин и характеристик;

3 – под «социально желаемым» понимается поведение, сравнительно

однозначно объясняемое, соответствующее культурным традициям и нормам;

4 – при нарушении норм диапазон возможных объяснений расширяется.

Мы лучше знаем, что испытываем сами в определенных ситуациях, и проще думать и действовать так, как если бы и другой человек подобен нам. Тогда мы как бы застрахованы от неожиданностей. Когда другому человеку приписываются по аналогии с собой собственные качества и эмоциональные состояния, то говорят об эффекте проецирования.

В литературе описаны несколько типов атрибуции, которые зависят от того, является ли субъект общения участником какого-либо события или его наблюдателем. Выделяется: личностная атрибуция - в данном случае причина поведения приписывается лично совершающему поступок; объективная атрибуция - причина поведения приписывается тому объекту, на которое направлено действие; обстоятельственная атрибуция (причина поведения приписывается обстоятельствам). Характер атрибуции зависит от меры участия человека в обсуждаемом событии. Если субъект приписывает партнеру негативные черты, то себя самого он, скорее всего, будет представлять как носителя черт положительных. Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен приписывать причины поведения обстоятельствам. Причину успеха люди чаще приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам.

 

8. 3. Эффекты восприятия

 

Существует ряд психологических феноменов - эффектов, влияющих на ход общения: эффект ореола, эффект края, эффект бумеранга, эффект новизны и др.

Сущность эффекта «ореола» заключается в формировании специфической установки на партнера через направленное приписывание ему определенных качеств. Когда-то мы узнали какую-либо информацию о человеке, которого видим в первый раз. Эта информация может быть как положительная, так и негативная. Встречаясь с ним непосредственно, мы пытаемся сориентироваться в ситуации: как себя вести по отношению к нему, что говорить, как произвести впечатление и т.д. – и в своих суждениях опираемся на уже известную нам информацию. Этот образ, который сформировался в нашем сознании, часто мешает нам объективно воспринимать человека, так как информация может быть необъективной, человек может измениться. Чаще всего эффект ореола проявляется при недостатке информации о человеке.

Тесно связан с этим эффектом эффект края. В информации первое и последнее запоминаются лучше, чем средина. Необходимо акцентировать внимание на выводе. Эффект края касается значимости определенного порядка узнавания информации о человеке для составления представления о нем. Мы склонны доверять первому впечатлению о человеке. Восприятие человека человеком строится на основе фиксирования чисто внешних характеристик воспринимаемого (внешнего вида, одежды, манеры себя вести, и т.д.), однако оно выходит за рамки только внешнего оценивания.

Эффект бумеранга. Так называют возникающее в процессе общения внутреннее сопротивление субъекта сильному влиянию извне. Суть этого сопротивления в том, что мы воспринимаем чрезмерно давящее влияние извне как покушение на свободу нашей личности. Информация, которая нам приятна или неприятна, как и передающий ее человек могут не только переубедить нас, но и закрепить наше заблуждение. Данный механизм активно работает при восприятии одной и той же навязчивой рекламы.

Источником эффекта бумеранга может стать внешний вид другого человека. В первую очередь, цвет. Самая сильная негативная реакция вызывается гаммой люминесцентных цветов. Это яркие, неестественно интенсивные оттенки красного, розового, желтого и зеленого. Они не существуют в природе и поэтому всегда чреваты внутренним сопротивлением нашего организма. Во-вторых, использование неприемлемых с точки зрения наблюдателя видов, фасонов, моделей одежды. Такое сопротивление могут вызывать необычные предложения моды. Авангардная мода практически всегда приводит к такой реакции на модель, которая распространяется на ее хозяина. Человек, одетый оппозиционно к нашей манере одеваться, нами непроизвольно отторгается. Таковой будет наша реакция без какого-либо объяснения.

Эффект новизны. Другой социально-психологический механизм работает в общении с людьми, которых мы уже хорошо знаем. Когда коллега, которую мы видели в образе «серой мышки», резко меняет имидж и появляется в модной одежде - реакция следует мгновенно. Ее окружение обсуждает причину перемен, по крайней мере, несколько дней! Любая новизна во внешнем облике, а особенно резкая смена цветовой палитры, манеры одеваться, качества и количества нарядов (например, ежедневное переодевание) - вызывает к нам повышенный интерес окружающих. Не важно в какую сторону идут перемены, важно, чтобы возник эффект новизны и неожиданности. Однако повышенное внимание может тоже оказаться некоторой психологической проблемой. Не все люди готовы к пристальному интересу окружающих к своей персоне, так как у каждого из нас есть свой уровень потребности во внимании.

Знание эффектов восприятия чрезвычайно важно при первом контакте с партнером по общению.

 

8.4.Схемы формирования первого впечатления о человеке.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Выделяются три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический и социальный. Биологический – восприятие пола, возраста и состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический – анализ характера, воли, интеллекта, эмоциональности и т.д. Социальный – включает в себя слухи, сплетни, какую-либо информацию, которая стала известна из социальных источников

Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке: схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров; схема, связанная с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне; схема восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю.

Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее. когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту. материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

В ситуации, когда мы не имеем достаточной информации, то часто формируем мнение о другом человеке вследствие данной нам со стороны установки - внутренняя предрасположенность, готовность человека поступать определенным образом. В общении такая готовность возникает, в первую очередь, на основе сказанных слов, на основе внешнего вида. Кто-то говорит о другом человеке, что он - прекрасный специалист, и мы с готовностью слушаем его советы, доверяясь полученной установке. Таких установок в нашей жизни масса, и чем авторитетнее для нас человек, дающий установку, тем быстрее мы ее принимаем, приходя к неосознанной готовности поступать и разговаривать определенным образом, что проявляется в нескольких психологических эффектах.

Среди факторов выделяют также эффект первичности. Многие психологи обращают внимание на важность самых первых мгновений общения с человеком. Некоторые специалисты считают, что мнение о нас формируется уже в первые 10 – 20 секунд общения. Считается, что именно первое впечатление о человеке определяет к нему отношение, которое сохраняется на протяжении примерно трех последующих встреч. Иногда перебить первое впечатление не так уж и просто, на это уходят силы, время. Как известно, исправлять что-либо всегда труднее, чем создавать заново.

Народная поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму» прекрасно отражает тот факт, что одежда незнакомца в формировании первого впечатления играет не последнюю роль. Существует точка зрения, что при формировании первого впечатления одежда как бы содержит информацию о возрасте, социально-экономическом положении, групповой и профессиональной принадлежности, роде занятий, навыках и роли в межличностных взаимоотношениях, системе ценностей. Данный вывод был получен в ряде экспериментов, построенных по одной общей схеме. Испытуемому меняли одежду, прическу и просили наблюдателей описать впечатление. Оказалось, что характеристика менялась вместе с костюмом! Человек был тем же, то же лицо, та же фигура, те же жесты и манера говорить, но мнение о нем создавалось разное!

Таким образом, момет первой встречи устройство на работу

 

8. 5. Механизмы взаимопонимания в общении

Перцептивные умения и навыки проявляются в умении диагностировать настроение и эмоциональное состояние партнера по общению. Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются: эмпатия, аттракция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Это эмоциональное включение в чувствование другого человека или сопереживание другому человеку. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. Естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу выражена более ярко, чем у случайных знакомых. Принадлежность к разным культурам также ослабляет эмпатию. В то же время существуют люди, которые обладают ярко выраженной способностью к эмпатии, с чувствительной нервной организацией.

Эмпатию рассматривается как процесс (механизм) и включает когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. В иерархической структурно-динамической модели эмпатия выделяют три уровня:

Первый уровень - когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического реагирования. Данная форма включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).

Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости

Одной из основных форм проявления эмпатии является симпатия Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Если принцип подобия не проявляется, то это говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это влечет дисгармонию (дисбаланс) и приводит к появлению антипатии.

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

Идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на попытке поставить себя на место партнера по общению, войти в положение и роль другого, испытать его внутреннее состояние, посмотреть его глазами на самого себя. Происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим человеком познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных