Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и развитие спортивной психологии 1 страница




От возникновения у практиков спорта первичных представлений, сходных с представлениями спортивной психологии, до оформления спортивной психологии как самостоятельного научного направления прошло более полувека.

Еще в 1897 году велосипедист и социолог Норман Триплет заметил, что велосипедисты быстрее проходят дистанцию в гонке с соперником, чем в гонке на время. Встретив возражения, он провел эксперимент в гонке на 25 миль, полностью подтвердивший его точку зрения (разница составляла около 5 сек.). За этим феноменом он закрепил название «динамогенный фактор в лидировании на гонках».

Одна из первых книг по спортивной психологии была написана основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном также в конце прошлого века.

Предпосылки становления отечественной спортивной психологии как специальной области знания были заложены в начале XX века П.Ф.Лесгафтом, выделившим в качестве основания учения о физическом воспитании: единство человеческой личности, интегративную роль движения, гармоничность развития, сознательное освоение движений.

Первые статьи и книги П.А. Рудика, Т.Р. Никитина, А.П. Нечаева, З.И. Чучмарева, А.Ц. Пуни, Н.Ф. Кострова в русле будущей научной дисциплины – спортивной психологии – были опубликованы в 1925–30 гг. В 1950 году А.Ц. Пуни защитил первую в нашей стране докторскую диссертацию на тему «Проблемы спортивной психологии».

К сожалению, на признании приоритетов мировой спортивной психологии сказалась крайне малая информированность и практически полное отсутствие личных контактов спортивных психологов Запада, Востока и Нового света в первой половине века. Следует отметить также, что и сами зарубежные специалисты далеко не едины в определении научных приоритетов спортивной психологии.

За рубежом среди основателей спортивной психологии чаще всего называют имена Коулмана Гриффита и Джона Лоутера. Первый работал в 20-30-х.годах психологом в Иллинойском университете; в 1922 году он написал книгу «Психология спортсменов». Некоторые зарубежные ученые называют его отцом современной спортивной психологии. Второй из них – Джон Лоутер – также является автором одной из известных книг по данной научной дисциплине, увидевшей свет в 1951 году.

Как за рубежом, так и в нашей стране интенсивное развитие спортивной психологии началось в 60–70-е годы XX века. Отечественная спортивная психология довольно быстро завоевала ведущие позиции внутри страны и на международной арене, что неоднократно отмечалось многими отечественными и зарубежными авторами. В то же время заокеанские и западноевропейские психологи спорта долгое время проводили экспериментально-описательные исследования, не опиравшиеся на четкие и основательные теоретические позиции. Тем не менее психологам спорта Англии, Италии, Германии, Японии, Соединенных Штатов Америки, России, Болгарии, Венгрии, Чехии, Украины, Эстонии, Белоруссии удалось накопить обширный исследовательский материал, который позволял установить общие психологи

ческие закономерности динамики предстартовых состояний, уровня активации, тревожности, психомоторных функций, мотивации, а также особенности личности спортсмена, структуры и динамики спортивных групп.

Успехи отечественной спортивной психологии связаны с исследованиями А.В. Алексеева, Н.К. Волкова, Б.А. Вяткина, Г.М. Гагаевой, Л.Д. Гиссена, А.Д. Ганюшкина, Г.Д. Горбунова, О.В. Дашкевича, Т.Т. Джамгарова, П.А. Жорова, Е.А. Калинина, Ю.Я. Киселева, Ю.А. Коломейцева, А.А. Лалаяна, В.В. Медведева, И.М. Палея, В.В. Плахтиенко, А.Ц. Пуни, А.В. Родионова, П.А. Рудика, О.А. Сиротина, Ю.А. Ханина, Н.А. Худадова, О.А. Черниковой, Б.И. Якубчика.

Специалистам в нашей стране хорошо известны работы зарубежных психологов спорта: М. Ванека, Э. Василевски, Ф. Гено-ва, Е. Геновой, В. Гошака, П. Куната, Б.Д. Кретти, Р. Мартенса, И. Мацака, 3. Мюллера, Б. Навроцкой, Л. Надори, Р. Найдиф-фера, Б. Първанова, Г. Ридера, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Син-гера, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи.

В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.

Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиций достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта: московская и санкт-петербургская (ленинградская), возглавляемые соответственно П.А. Ру-диком и А.Ц. Пуни.

Психические явления – психические свойства, психические процессы и психические состояния в связи с возможностью их познания: наблюдения, экспериментального исследования, моделирования, измерения. Психологическая наука располагает весьма обширным арсеналом методов изучения психических явлений. Методы спортивной психологии будут рассмотрены ниже.

Этап становления спортивной психологии может быть охарактеризован стремлением ее деятелей к обеспечению практики

спортивной деятельности. Разрабатывался широкий круг вопросов, направленных на встраивание психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, где наряду с общефизической, специальной, технической, тактической была бы особо выделена психологическая подготовка. В русле этой идеи были определены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения тренированности, спортивной формы, готовности к соревнованию, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Было продолжено изучение психологических особенностей различных видов спорта и развития познавательных процессов. Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного освоения спортивной деятельности.

Навык – упрочившийся способ действия, сформированный в результате обучения и многократного повторения. Характеризуется высокой степенью готовности и автоматизма, не требует поэлементного контроля сознания за его протеканием. Различают три основных вида навыков: перцептивные, интеллектуальные и двигательные. Первые связаны с восприятием хорошо знакомых предметов, вторые – с приемами мышления, третьи – с освоением движений.

Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления, психологического мониторинга – регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений, приоритетов и организованности.

Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность изучается многими науками. В психологии она чаще всего рассматривается как системное социальное качество индивида, приобретаемое им в предметной деятельности и общении. Процессы деятельности и общения сопровождаются переживаниями (эмоций, чувств), что создает субъективные начала психического отражения социальных факторов, личностный смысл событий. Становление личности связано с целым рядом факторов: индивидными особенностями психики, активностью, направленностью (системой мотивов), степенью осознанности отношений с миром, развитием самосознания, самооценкой, способностью влиять на других людей, устойчивостью психических качеств, широтой связей с миром, самореализации человека, t

В настоящее время психология спорта («спортивная психология» по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) – вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта – член Международной ассоциации спортивной психологии.

Есть ли среди имеющихся у вас книг публикации названных авторов или другие издания по спортивной психологии? Как часто вы пользуетесь такого рода литературой? Есть ли у вас возможность личного общения с психологом-профессионалом? Используете ли вы эту возможность?

3. Спортивная психология в системе наук

Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология учителя).

Место спортивной психологии в системе наук определяется двумя характеристиками: ее местом как отрасли психологической науки и местом в системе наук о спорте.

Как отрасль психологии спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных, философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные научные направления. В естественно-научном направлении происходят взаимные обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией, психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском аспекте – как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный подход), так и со специально-научными (деятель-ностный, личностный, комплексный) подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера), социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта, социология спорта, психология физической культуры).

Как одна из наук о спорте спортивная психология более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена cnopfa),

спортивной медициной, биомеханикой спорта, кинезиологней, спортивной метрологией и т.д.

Не следует забывать и о том, что в спортивной психологии используется значительный арсенал вспомогательных методов, реализующих достижения математики, статистики, кибернетики, электроники, моделирования. Вместе с тем достижения спортивной психологии находят применение в создании различной гоночной техники, в приборном и демонстрационном обеспечении судейства соревнований, входят органичной составной частью в многочисленные информационные формы (телевидение, радио, печать).

Используете ли вы в своих занятиях спортом достижения спортивной психологии?

4. Задачи спортивной психологии

Можно выделить шесть основных задач спортивной психологии.

1. Изучение социально-психологических условий спортивной деятельности. Значимость данной задачи подчеркивается возникновением и превращением в специальную отрасль социальной спортивной психологии со своей теоретической базой, феноменологией и методами.

В самом общем виде, это изучение поведения спортсмена в связи с его социальным окружением:

• изучение культурно-исторических предпосылок проявления и развития психики в спорте, процессов социализации спортсмена и команды;

• изучение национальных особенностей и традиций развития спорта и его отдельных видов;

• изучение мотивации совместной деятельности в спорте;

• изучение специфики межличностных отношений спортсменов, тренеров, судей, менеджеров спорта, зрителей;

• изучение истоков и механизмов становления благоприятного психологического климата в команде;

• изучение специфики профессионализма в спортивной деятельности;

• изучение социально-психологических феноменов спорта: социальной фасилитации, социального подкрепления, лидерства, соперничества, агрессии, катарсиса и т.д.

2. Изучение особенностей формирования и развития личности спортсмена, тренера, спортивного арбитра. С психологией личности в спорте сопряжено изучение неповторимости, индивидуального своеобразия поведения человека и, с другой стороны, различий психических предпосылок, лежащих в основе подчас весьма внешне сходного поведения:

• изучение смысловой и мотивационной основы личности спортсмена, динамики и устойчивости мотивов в спорте;

• изучение особенностей личности в межгрупповом сравнении спортсменов;

• изучение специфики личностных измерений в спорте;

• изучение динамики личности в процессе повышения спортивного мастерства и прекращения спортивной деятельности;

• изучение истоков и механизма развития двигательных способностей, темперамента и характера в спорте;

• изучение личностных предпосылок прогнозирования успеха выступления на соревнованиях.

3. Изучение психологических основ совершенствования двигательных навыков и качеств. Основой успеха в спорте чаще всего выступают постоянно совершенствуемые специальные движения и двигательные качества. Формирование навыков, их необходимая автоматизация, а также проявление физических кондиций с самого начала были в центре внимания психологов спорта. Сюда входит:

• изучение психологически значимых требований тренировочной деятельности спортсменов;

• изучение психологической специфики различных видов тренировки (физической, технической, тактической и т.п.);

• изучение специализированных восприятий в спорте; •

• изучение эффективности методов управления психическими состояниями (психорегулирующая, психомышечная, идеомо-торная тренировки) при освоении движений;

• изучение проявления двигательных навыков и качеств в различных условиях.

4. Изучение факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности. Спортивные соревнования – кульмина

ция и решающий фактор спортивной деятельности; они предъявляют высочайшие требования к психике спортсменов. Отсюда и выделение в специальную группу задач, связанных с проявлениями и развитием психики в условиях соревнований:

• изучение требований соревновательной деятельности к психике спортсмена;

• изучение факторов психической устойчивости спортсменов;

• изучение психических состояний – предтренировочных, предсоревновательных, предстартовых, постсоревновательных;

• изучение психической надежности соревновательной деятельности спортсменов;

• изучение динамики психических процессов в соревновательной деятельности;

• изучение эффективных методов прогнозирования успешности соревновательной деятельности.

5. Изучение основ психологического обеспечения спортивной деятельности. Как уже отмечалось, большинство исследований отечественной и зарубежной психологии было сопряжено с решением прикладных задач, то есть доводилось до уровня разработок, которые могли бы быть применены тренерами или психологами, ранее не работавшими в сфере спорта. Характеризуя основные задачи этих исследований, можно назвать следующие:

• разработка психоспортограммы видов спорта;

• изучение психологических условий тренировочной деятельности, обеспечивающих целенаправленный характер подготовки спортсмена;

• изучение методов управления психическими состояниями в соревновательной деятельности;

• изучение психогигиенических факторов и условий спорта;

• изучение психологической типологии деятельности в спорте;

• изучение психологических основ отбора в спорте;

• изучение эффективности различных методов психодиагностики в спорте;

• изучение основ психокоррекции в спортивной деятельности; разработка структуры и отдельных видов психологической подготовки.

6. Изучение путей интеграции спортивной психологии в системе наук и встраивание ее достижений в практику спортивной дея

тельности. Данной задаче отвечает широкий спектр современных научных исследований, пока еще не представленный большим числом работ, но, несомненно, отражающий перспективу развития спортивной психологии. А именно:

• разработка современной теоретической концепции спортивной психологии и психологического образования тренеров и спортсменов;

• разработка психологической классификации видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа;

• изучение психологических предпосылок педагогической деятельности в спорте;

• изучение дальнейших перспектив реализации интеллекта спортсменов;

• разработка содержания и логики спортивной психологии как учебного предмета для физкультурных вузов и техникумов, школ олимпийского резерва и высшего спортивного мастерства;

• психологические условия реализации современных достижений биохимии, неврологии, психофизиологии, биомеханики и других наук в процессе подготовки спортсменов;

• использование компьютерных технологий для раннего прогноза спортивных способностей;

• исследование возрастных сензитивных предпосылок для начала занятий спортом;

• разработка технических средств для решения психологических задач, названных выше;

• использование вспомогательных методов смежных отраслей науки для повышения достоверности выводов, построения моделей психических действий и управления состояниями спортсменов.

Какие задачи стоят перед вами в спорте на данном этапе подготовки? Хотели бы вы уделять больше внимания психологической подготовке? Что вам в таком случае мешает?

5. Методы спортивной психологии

Характеризуя методы спортивной психологии в самом общем виде, надо отметить следующее:

• в спортивной психологии могут быть использованы и используются методы общей, социальной, возрастной, педагогичес

кой психологии (наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, моделирование и др.) при условии обеспечения связи исследовательской процедуры со спортивной деятельностью. Чаще всего эта связь достигается включением результатов психологического тестирования в критерии отбора, предварительной беседой психолога или тренера о задачах психодиагностики, а также улучшением спортивных достижений, изменением отношений в команде в результате психологической подготовки;

• в исследованиях по спортивной психологии, в свою очередь, создано немало интересных методик, которые с успехом могут быть использованы (и используются) в аналогичных исследованиях по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии;

• многие из числа методик спортивной психологии не только служат целям психодиагностики, но и позволяют вести тренинг тех психических функций, которые диагностируются с их помощью;

• в технических видах спорта разработано немало тренажеров, достаточно полно имитирующих условия соревновательных действий, это моделирование создает дополнительные предпосылки аналитического исследования психики спортсменов, поскольку тренажер может быть дополнен приборами для измерения различных параметров психики;

• как правило, при качественной характеристике результатов психологических измерений для спортсменов требуются специальные оценочные шкалы, которые часто существенно отличаются от шкал неспортсменов;

• почти всегда в исследованиях по спортивной психологии применяется несколько методик, некий комплекс, который позволяет создать своеобразный психологический профиль спортсмена или команды и выявить характер взаимодействия психических показателей;

• очень многие психологи спорта стремились и стремятся выявить зависимость спортивного результата от тех или иных психических показателей; при этом наметился определенный круг «популярных», эмпирически валидных методик.

Принято различать следующие группы методик психологических измерений в спорте:

• методы исследования психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения);

2–1209

• методы исследования особенностей личности (мотивации, уровня притязаний, личностной тревожности, темперамента, характера, способностей); среди них можно назвать личностные опросники, проективные методики, метод конструктов и др.;

• методы исследования психических состояний (монотонии, ситуационной тревожности, самочувствия, настроения, утомления, переживания, фрустрации, пред соревновательных, предстартовых, постсоревновательных состояний);

• психофизиологические методы исследования функциональных состояний (кожно-гальванической реакции, критической частоты слияний стимулов, омега-потенциала, электроэнце-фалографические, электромиографические, плетизмографи-ческие, динамографические, тонометрические, спирометрические, терморегуляции, электрокардиографические);

• методы изучения межличностных отношений и групповой деятельности (социометрические, гомеостатические, взаимных оценок, отношений тренер-спортсмен и тренер-команда, парного сравнения, эффекта общения);

• методы оценки и измерения надежности и устойчивости соревновательной деятельности (экспертная оценка, рейтинг, самооценка, мотивирующие опросники сензитивности и ре-зистентности, отношение к предстоящим соревнованиям, оценка волевых качеств, изменений психомоторики, эмоциональной устойчивости).

Знание особенностей психики и методик их измерения как спортсменом, так и тренером способствует решению ряда важнейших проблем спортивной деятельности: находить наиболее эффективные пути педагогического воздействия, реализовать имеющиеся резервы возможностей психики, прогнозировать успешность соревновательной деятельности, создавать оптимальный психологический климат в команде, проводить психопрофилактику, использовать психологические показатели при комплексном отборе и комплектовании сборных команд, разрабатывать пси-хоспортограммы. В результате многолетней исследовательской и практической деятельности психологов спорта можно с полным основанием говорить о возникновении особого научного направления: психологического обеспечения спортивной деятельности.

Доводилось ли вам принимать участие в психологическом обследовании? Припомните, какие результаты были получены. Хотели бы вы сами стать экспериментатором в такого рода обследованиях?

Объемные требования Теория

Предмет спортивной психологии. Спортивная психология как научное направление. Психологическая специфика спортивной деятельности.

Возникновение и развитие спортивной психологии. Этапы ее развития (зарождение, становление, современное развитие).

Спортивная психология в системе наук. Ее междисциплинарные связи.

Задачи спортивной психологии.

Методы спортивной психологии. Специфика методик психологического исследования в спорте.

Практика

Освоить одну из психодиагностических методик, используемых в спорте. Уметь интерпретировать полученные результаты.

Литература

1. Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1978.

2. Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984.

3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию. – М.: Просвещение, 1985.

4. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. // Словарь-справочник/ Сост. Е.Н. Сурков.– СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 1996.

5. Психология. /Под ред. В.М. Мельникова. – М.: ФиС, 1987.

6. Пу н и А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.

7. Р у д и к П.А. Психология. – М.: ФиС, 1976.

2*

Глава//

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТЕ

Используемые понятия общей психологии:

субъективизация, социальный статус, личностный смысл, межличностные отношения, совместимость, индивидуальность, специализированное восприятие, самореализация личности, эргономика, монотония, гипноз, моделирование.

1. Основные понятия психологической подготовки

Термин психологическая подготовка чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях. При этом подразумевается, что психологическая подготовка способствует эффективному проведению других видов подготовки (общефизической, специальной физической, теоретической, тактической, технической), а также служит условием успешного выступления на соревнованиях. Реже этот термин применяется для характеристики педагогической деятельности тренеров, решающих задачи повышения психической готовности спортсменов.

Под психической готовностью спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка – один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом связана с повышением психологической культуры спорта, с междисциплинарным взаимодействием наук о спорте.

Наконец, весьма существенным понятийным компонентом психологической подготовки в спорте является взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной, технической, тактической, теоретической). Чаще всего психоло-гическ%я подготовка рассматривается как один из видов подготовки. В этом случае ей, наряду с другими видами, отводится определенная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, назначаются соответствующие цели, формы и методы. Такой подход упрощает решение организационных задач и структурирование подготовки, однако является проблематичным для решения задач системного взаимодействия различных ее видов.

Например, спортсмен выполнил большой объем силовых нагрузок, но не занимался психотренингом. В логике рассмотрения психологической подготовки как одного из видов подготовки он повысил свою физическую подготовленность, но не продвинулся в психологической. Однако выполнение силовой нагрузки потребовало от него значительных волевых усилий, сосредоточения внимания, вестибулярной устойчивости и проявления других психических качеств. В результате произошли изменения и в его психологической готовности, но они не были учтены. Та же самая силовая нагрузка вполне могла быть использована для развития волевых качеств или сосредоточения внимания. Тогда (в той же логике разделения видов подготовки) не были бы учтены изменения физических кондиций, что тоже неверно.

Представляется, что во-первых, должно быть учтено суммарное воздействие нагрузки, а во-вторых, определено соотношение целей физической и психической подготовки, при этом, несомненно, это соотношение в конечном счете определяет динамику мотивов спортсмена. Одно дело, когда спортсмен нацелен только на совершенствование силовой подготовки, а психические изменения им не осознаются (или когда он расценивает эту подготовку как только психологическую), и совсем другое дело, когда он учитывает взаимодействие этих видов подготовки, проставляет соответствующие акценты.

В связи с этим психологическая подготовка может быть рассмотрена не только как особый вид подготовки, наряду с физической, специальной, тактической, теоретической, технической, но и как особая функция каждого из этих видов подготовки – функция формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной работы (в том числе и вне тренировки) для успеха в спортивной деятельности. Только в этом случае достигается более высокий системный уровень подготов

ки, когда все действия спортсмена организуются в соответствии с логикой высоких спортивных достижений, имеют четкую мо-тивационную структуру. И именно эта субъективизация способствует включению целенаправленных действий спортсмена в состав деятельности. *

Субъекгивиэация – условие и процесс возникновения и развития активности человека, в котором его психика обогащается знаниями и средствами преобразования действительности, заключенными в осваиваемой деятельности. Последующее использование этого обогащенного психического образа самим субъектом при решении практических задач создает предпосылки для оценки соответствия этого образа реальной действительности. Практическая проверка реального значения психического образа для данного субъекта делает его сторонником, приверженцем или, напротив, противником осваиваемой деятельности.

Итак, психологическая подготовка – это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов и команд.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных