Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и развитие спортивной психологии 3 страница




Контроль и самоконтроль осуществляются в форме дневников, отчетов по памяти о тренировочных и соревновательных ситуациях, выставления оценок тренером и спортсменом по промежуточным и итоговым параметрам тренировки, приборного контроля и видеозаписи, наблюдений за эмоциональными проявлениями (смеха, гнева), а также за настроением, самочувствием – желанием работать, тревожностью, бессонницей.

Физиотерапевтические, аппаратные и психофармакологические средства. Эти средства чаще всего используются для коррекции психических состояний и в специальную группу выделяются лишь в связи с необходимостью для их применения особого оборудования, приборов и препаратов. Достаточно широко используются эти средства в спорте высших достижений и в меньшей мере – в работе с юными спортсменами. Ими весьма эффективно достигаются цели снятия психического напряжения, снижения болезненных ощущений в опорно-двигательном аппарате, улучшения настроения, повышения адаптационных возможностей организма по отношению к нагрузкам и реша

ются некоторые более специфические проблемы психологической подготовки. Назначение и дозировка этих средств обычно зависит от индивидуальных особенностей спортсменов и обязательно согласуются со специалистами спортивной медицины и психологами.

К числу указанных средств относятся: сауна, массаж, гидромассаж и электромассаж, бассейн, функциональная музыка, аппараты электроанальгезии и электронаркоза, психотропные фармакологические средства (транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы и адаптогены). Подробно об этих средствах читайте в главе «Психогигиена спорта».

Припомните случаи удачного применения тех или иных средств психологической подготовки вами или другими спортсменами? Какими средствами психологической подготовки вы предпочитаете пользоваться и почему? Используя 10 – 15 слов, опишите свое состояние перед началом соревнований.

Объемные требования Теория

Основные понятия психологической подготовки. Психологическая культура спортсмена. Взаимодействие видов подготовки.

Основные направления психологической подготовки. Социализация личности в спорте. Обеспечение динамики командной деятельности. Развитие личности и психических процессов.

Виды психологической подготовки. Общая и специальная психологическая подготовка, их состав и характеристика.

Средства и формы психологической подготовки. Формирование мировоззрения, внушение и самовнушение, подготовка участием в деятельности, контроль и самоконтроль, физиотерапевтические, аппаратные и психофармакологические средства.

Практика

, Составить план специальной подготовки к предстоящему соревнованию. Использовать методику ОПС (отношение к предстоящим соревнованиям). 3*

Г л а в a III

Литература

1 Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. – М.: ФиС, 1979.

2. Некрасов В.П., X у д а д о в Н.А. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: ФиС, 1985.

3. О з е р о в В.П. Психомоторное развитие спортсменов. – Кишинев: Шти-инца, 1983.

4. П и л о я н Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1984.

5. Психология. /Под ред. В.М. Мельникова – М.: ФиС, 1987.

6. Психология и современный спорт. /Сб. научных работ психологов спорта.–М.: ФиС, 1973.

7. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. – М.: ТОО «Дар», 1995.

ПСИХОЛОГИЯ

СПОРТИВНОГО СОРЕВНОВАНИЯ

Используемые понятия общей психологии:

установка, экстремальная ситуация, социализация, воля, эмоции, компетентность, аффект, эмоциоген-ность, тремор, депрессия.

1. Психологические особенности спортивного соревнования

Термин спортивное соревнование достаточно понятен большинству людей, как обозначающий явление с характерными признаками. Тем не менее с научных психологических позиций он рассматривается далеко не однозначно.

Спортивное соревнование служит предметом спортивной психологии как психическое явление, обладающее характерными свойствами, многогранными процессами и специфическими состояниями. Иногда соревнование рассматривается как специальный тип поведения, поведенческая установка (отношение) или ситуация.

Установка – изначальная предрасположенность, готовность к определенным действиям по отношению к конкретной ситуации или объекту, возникающая при возможности предвосхищения этой ситуации или появления объекта.

Чаще всего в спортивной психологии в качестве синонима спортивного соревнования употребляется термин соперничество как борьба за первенство, достижение определенного результата, сравнение своего уровня подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине, соревновательном упражнении.

Спортивные соревнования являются одной из главных сторон спортивной деятельности. Развитие физических качеств, освое

ние техники и тактики избранного вида спорта, материально-техническое обеспечение и многие другие факторы подготовки спортсмена, в конечном счете, находят свое выражение в соревновательном результате. При этом соревнования не только подводят итог предшествовавшей подготовки, но и сами служат весьма действенным средством психического развития спортсмена.

Спортивные соревнования существеннейшим образом влияют на развитие мотивации спортсмена. Призы, спортивные звания, реализация тренировочных усилий, самоутверждение и другие стимулы влияют на формирование и динамику личности. Объективные соревновательные ситуации выступают при этом как способ достижения цели, благодаря чему мотивация приобретает более конкретизированное, целевое состязательное значение. Формирование состязательности как целой группы мотивов, побуждающих человека участвовать (или не участвовать) в соревнованиях, стремиться к победе, составляет важную сторону подготовки спортсмена,

В спортивных соревнованиях нередко возникают весьма ответственные, порой опасные для жизни и здоровья экстремальные ситуации, заставляя спортсменов действовать на пределе собственных возможностей.

Экстремальная ситуация – необычные, непривычные обстоятельства жизнедеятельности, требующие специальной адаптации органов чувств, связанные с серьезными социально-психологическими и информационными ограничениями, с возрастанием фактора риска.

Выработка правильной реакции на успехи и неудачи – одна из главных задач формирования личности, решаемых в соревновательной деятельности.

Социальная значимость как самих соревнований, так и спортивного результата, показанного спортсменом, порой очень велика и глубоко сказывается на судьбах участников соревнований, на статусе спорта и его видов, на оценках достижений той или иной страны. Соревнования осуждают и восхваляют, реже к ним остаются равнодушными. Спортивные соревнования являются одной из общепринятых в мире форм социализации детей, мощным фактором подготовки человека к успеху в современном обществе.

Социализация – процесс и результат освоения и использования индивидом социального опыта в процессе общения и деятельности. Теснейшим образом связана с активностью участия субъекта в социальных отношениях.

Спортивные состязания являются итогом определенного периода подготовки, выбранной методики и стратегии, проверкой различного вида новшеств, включая психологические. Одновременно они позволяют наметить перспективы и целесообразность дальнейшей работы.

Следует выделить и особый волевой фактор психологии спортивного соревнования. Проявленная воля к победе, позволяющая добиваться желаемого результата (победы над определенным соперником, завоевания чемпионского титула, превышение личного достижения), порой служит главным итогом, влияющим на оценку и самооценку спортсмена. Недаром на многих соревнованиях учреждаются специальные призы «За волю к победе», и эти призы не всегда достаются победителям.

Наконец, несмотря на постоянное совершенствование правил и других условий соревнований в них весьма велика доля непредсказуемости, неопределенности – как в определении имен победителей, так и в способах достижения победы. Именно непредсказуемость чаще всего и ценится спортивными болельщиками, составляя для них особый привлекательный фон соревнований. Зрелищность тех или иных соревнований во многом определяется этим обстоятельством. Мало найдется желающих смотреть соревнования, исход которых не вызывает сомнений.

Припомните свои наиболее удачное и наименее успешное выступления на соревнованиях в течение последнего года. К чему вы стремились в том и другом случае? Что послужило главной причиной неудачи или успеха? Как к вашей удаче или провалу отнеслись основные соперники?

2. Спортивное соревнование как процесс

Спортивное соревнование представляет собой весьма сложное психическое явление не только как совокупность только что рассмотренных особенностей, но и как процесс. Описание спортивного соревнования с процессуальных позиций дано в исследовании Р. Мартенса (рис. 1).

Основными структурными категориями (стадиями) процесса соревнования представлены: объективная соревновательная ситуация, субъективная соревновательная ситуация, результат соревновательного действия и возможные последствия этого ре

зультата. Все эти категории опосредуются на личностном уровне. Личность оказывает влияние на различные стадии процесса соревнования через отношения (1), мотивы (3), способности (4), прошлый опыт и индивидуальные особенности восприятия ситуации, личностные склонности и т.п. (2).

Рис. 1. Соревнование как процесс

Процесс спортивного соревнования немыслим без наличия объективной соревновательной ситуации. Существует целый ряд важнейших условий, без которых соревнование было бы невозможно или приобрело иной характер. Эти условия практически мало зависят от конкретного спортсмена или команды. К ним можно отнести условия награждения победителей, правила соревнований, уровень подготовленности соперников, рейтинго-вые системы, погодные условия, традиции освещения соревнований в прессе, проведение телевизионной трансляции, компетентность болельщиков и многое другое.

Однако одних этих объективных факторов, этой объективной ситуации еще недостаточно для того, чтобы соревнование было в полном смысле слова соревнованием. Важно, чтобы соревнование не только внешне походило на соревнование, но и имело субъективный, личностный смысл хотя бы для нескольких его участников.

Например, если по жребию начинающий теннисист должен встретиться с высококлассным игроком, то совершенно ясно, что первый из них не будет ставить цели добиться победы – он будет доволен своей игрой, если выиграет один-два гейма в сете. Тем не менее, к ним обоим будут применены согласно правилам соревнования объективные социально значимые критерии, хотя очевидно, что подлинной борьбы за победу в этой встрече не было.

В некой восточной притче два всадника участвовали в странном соревновании: приз достанется тому, чья лошадь придет в город последней. Никто, естественно, не торопился к указанной цели. Прохожий, глядя на эту картину, произнес всего два слова, после чего всадники, нахлестывая лошадей, стремительно понеслись вперед. Что сказал им прохожий? Он сказал: «Поменяйтесь лошадьми».

С позиций подлинного соревнования было бы гораздо лучше, если бы всадники догадались о смене лошадей сами (это и было, вероятно, задумано мудрецом, поставившим столь нелепое, на первый взгляд, условие).

В аналогичном отношении находятся объективная и субъективная соревновательные ситуации. Спортсмен может стать участником соревнований по собственной воле или случайно. Так или иначе он будет вынужден оценить ситуацию, использовав прошлый опыт, свои склонности и возможности выбора, а также свои возможности в сравнении с другими участниками. В значительной мере оценка ситуации будет зависеть от того, искал ли спортсмен объективную соревновательную ситуацию (борьбы за победу) или нет.

Субъективно оценив соревновательную ситуацию, спортсмен решает: принять ли для себя объективную соревновательную ситуацию, продолжить ли участие в соревнованиях, бороться ли за победу или избегать соревновательной борьбы. Если он решил бороться за победу, за почетное для себя место (за результат), то в дальнейших своих действиях он должен реагировать адекватно: проявить свои способности, учитывать меняющиеся погодные условия, состояние трассы, намерения соперников, поддержку или недоброжелательность болельщиков, характер судейства состязаний и т. п.

После того, как определенный результат (показатель мастерства в единицах времени, массы, длины, очках, баллах, голах или занятом месте) достигнут, процесс соревнования переходит в стадию реализации последствий результата, где происходят сопоставления с определенными социальными стандартами, дается положительная, отрицательная или нейтральная оценка достигнутого.

В нашем примере с игроком в теннис проигранный матч тем не менее может быть воспринят положительно, если тренер, команда считают показанную им игру достойной, если возникает надежда на будущие успехи или желание настойчиво повышать свое мастерство.

При этом наиболее существенным компонентом заключительной стадии процесса соревнования является мотивация личности. Мотивация, как правило, приобретает характер либо совершенствования соревновательного поведения, либо соперничества. Соперничество направлено на другого человека, а соревновательное поведение – на достижение поставленной цели, которая благоприятно оценивается другими людьми. Следовательно, спортивное соревнование – социально-психологическое явление, одна из форм социальной оценки.

Способны ли вы, проиграв соревнование, первым поздравить победителя? Считаете ли вы обязательным получение предварительных сведений об основных соперниках в предстоящем соревновании? Что вы для этого делаете?

3. Эмоциональные факторы соревновательной деятельности

Эмоциональные переживания во время соревнований отличаются значительной насыщенностью, быстротой смены состояний, интенсивностью протекания процессов.

Наиболее важными предпосылками динамики эмоций во время соревнований можно считать следующие:

• масштаб соревнования. Крупные международные соревнования, олимпийские игры, чемпионаты стран и континентов характеризуются большим накалом страстей, командной и личной ответственности спортсменов за исход борьбы. Как правило, с участием в крупных по масштабу соревнованиях связаны высокие звания и титулы, порой разыгрывается весьма значительный призовой фонд, устанавливаются нормативы допуска к соревнованиям и т.п. Разумеется, масштаб соревнований играет роль не только сам по себе, объективно, но и в соотношении с уровнем подготовленности спортсмена;

• личностная значимость. Почти всегда исход соревнования (особенно крупного масштаба) сильно затрагивает личные

интересы спортсмена, имеет личностный смысл, влияет на ход спортивной карьеры, иногда порождает глубокие межличностные конфликты отдельных участников соревнований, служит предпосылкой становления многолетнего соперничества. Удачи и неудачи выступлений вызывают бурные эмоции, которые у слабо подготовленных спортсменов нередко приводят к дезорганизации соревновательной деятельности, а у сильных спортсменов вызывают подъем настроения, уверенность в своих силах;

состав участников. Разные уровни компетентности участников соревнований (спортсменов, судей, тренеров) служат условием возникновения и динамики многочисленных эмоциональных переживаний.

Компетентность – подготовленность, осведомленность, совокупность знаний и опыта субъекта в чем-то. В психологам компетентность рассматривается как предпосылка успеха в общении и совместной деятельности.

Примерное равенство спортсменов и команд по уровню мастерства создает оптимальные предпосылки для интересной, захватывающей спортивной борьбы. Явное превосходство одного или нескольких спортсменов вызывает отрицательные эмоции у менее компетентных соперников. А низкий уровень подготовленности всех участников чаще всего приводит к непредсказуемым результатам и аналогичным эмоциональным процессам;

• наличие опыта. Опыт участия в соревнованиях данного ранга, в данном составе, на данном стадионе или в сходных условиях порождает ббльшую уверенность в своих силах, способствует более эффективному контролю за протеканием эмоциональных процессов;

• уровень тренированности. Хорошо тренированным спортсменам свойственны стенические (сильные, действенные) эмоции, создающие предпосылки для мобилизации сил в борьбе за победу, для использования резервов организма, в том числе и психики. Слабо тренированный спортсмен (даже имевший ранее высокие результаты) склонен к астеническим (слабым, пассивным) эмоциям, к «сберегательным технологиям» спортивной борьбы, к уходу от соперничества;

• индивидуальные особенности. В процессе занятий спортом и всей предшествовавшей жизни спортсмен вырабатывает свой особый почерк взаимоотношений с соперниками, ведения

борьбы, находит свои неповторимые способы обеспечения мотивации деятельности, реализует присущим ему путем особенности своего темперамента, характера и способностей. Все это создает условия для богатых, содержательно насыщенных переживаний. Напротив, бедность индивидуальной эмоциональной жизни ведет к однообразию, стереотипности соревновательного поведения, что облегчает победу соперникам спортсмена. Чаще всего проблема традиционно трудного соперника лежит именно в плоскости индивидуализации.

Говоря о роли эмоциональных состояний в соревновательной деятельности, уместно напомнить о законах Йеркса – Додсона. Согласно первому из этих законов существует оптимум мотивации для качественного выполнения конкретного действия. Более низкий или более высокий уровень мотивации ухудшают результат. Согласно второму закону, чем выше сложность действия для данного субъекта, тем более низкий уровень мотивации является для него оптимальным. Повышение мотивации приводит к ошибкам даже в тех действиях, которые были ранее успешно освоены при обычных стимулах, в привычных условиях.

В практике спорта за рубежом гораздо чаще используется реализация законов Йеркса-Додсона в так называемой U-образной перевернутой (инвертированной) кривой (рис. 2), имеющей в итоге форму купола.

Улучшение деятельности

Рис. 2. U-образная инвертированная кривая Условные обозначения:

I – тонко координированные навыки, требующие участия небольшого числа мышц, а также предельно быстрые, высокоавтоматизированные навыки;

II – навыки, требующие участия умеренного числа мышечных групп;

III – навыки, требующие участия большого числа мышечных групп.

Спортивные соревнования как одна из основных составляющих спортивной деятельности отличаются не только высоким накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Чаще всего психологи спорта выделяют следующие эмоциональные переживания спортсменов:

• соревновательное возбуждение – характеризуется высокой общей активностью спортсмена и стеническими (действенными) эмоциями. Как правило, успешное выступление в соревнованиях сопряжено с оптимальным для данного спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;

• боевой настрой – сопровождается уверенностью в победе, готовностью к энерготратам, высоким уровнем самоконтроля спортсмена за своими эмоциями;

• спортивная увлеченность – сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе; в большей мере характерна для игровых видов спорта;

• спортивный азарт – отрицательное эмоциональное состояние, когда увлеченность спортивной борьбой приобретает аффективные оттенки, частично нарушается самоконтроль действий;

Аффект – сильное и относительно кратковременное переживание субъектом весьма важных для него жизненных ситуаций. Чаще всего возникает при неожиданном изменении обстоятельств как реакция на критические моменты, расцениваемые субъектом как крах надежд и желаний.

спортивная злость – чаще всего возникает как фрустрация – кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника;

состязательность – представляется наиболее эффективным эмоциональным состоянием для борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на человека заставляет использовать оценку и самооценку множества различных факторов спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и его мастерству; агрессивность – отрицательная эмоция, также направленная на соперника, однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта; агрессивность часто искус

ственно подогревается болельщиками и менеджерами профессионального спорта, особенно в единоборствах; характер происхождения агрессивности (социальный или биологический) наукой до конца не установлен;

• спортивная честь – рассматривается как сложное нравственное чувство, порождаемое глубоким личностным участием спортсмена в решении принципиальных вопросов спортивной деятельности, культурных традиций спорта, знанием не только буквы, но и духа спортивных правил; сопровождается стремлением к объективности оценки соревновательных действий, высокой требовательностью к себе;

• чувство личного превосходства – проявляется в самолюбовании, зазнайстве, «звездной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников своими прошлыми заслугами, требует повышенного внимания к своей персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;

• чувство долга и ответственности перед командой, коллективом, фирмой, страной, интересы которой спортсмен представляет на соревнованиях, – субъективно это чувство связано с благодарностью, признательностью за помощь в подготовке, за предоставленную возможность померяться силами с другими спортсменами; выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению трудностей, оправданному риску;

• чувство спортивной гордости – возникает в результате заслуженной победы в трудном спортивном поединке; характеризуется ощущением причастности к достижениям команды, коллектива, личного вклада в победу на соревнованиях, совпадением интересов команды и самого спортсмена. Все названные выше типы эмоциональных переживаний спортсменов редко могут быть проявлены изолированно, в «чистом виде». Как правило, они без заметных граней переходят из одного в другое, образуя органичное единство, усиливая или подавляя друг друга. Несомненным является факт их сильного, глубокого воздействия на личность спортсмена.

Выделите среди названных выше типов эмоциональных переживаний наиболее свойственные вам в процессе соревнования. Мешают или способствуют эти переживания вашим успехам в соревнованиях? Какие навыки (см. рис. 2) преобладают в соревнованиях по избранному вами виду спорта?

4. Эмоциональное возбуждение и тревожность

Соревнования по многим видам спорта связаны со значительным риском и опасностью. Однако многократное выполнение этих действий на тренировке и притупляет чувство опасности, и вырабатывает привычку к риску. В связи с этим следует сказать, что не сами по себе объективно существующая опасность или непредвиденное стечение обстоятельств вызывают сильные эмоции в условиях соревнований. Дело в том, что физические параметры соревновательных действий гораздо легче контролировать, чем невидимые психические изменения. Разумеется, существуют определенные признаки динамики эмоций, однако мы можем судить о них лишь по результатам действий спортсмена, как о своеобразных «вложениях» в продукты деятельности.

Отсюда следует, что, во-первых, по мере роста спортивного мастерства доля непредсказуемости в соревновательной деятельности остается гораздо большей для психических проявлений и меньшей для физических параметров движения; во-вторых, в случае потери контроля над психическими процессами спортсмен может столкнуться с весьма существенным разрастанием нежелательных эмоций. Простое чувство разумной осторожности приковывает к себе внимание спортсмена, не позволяет ему сосредоточиться на других важных факторах соревнований, заставляет ошибаться даже в стандартных ситуациях. В результате спортсмен теряет уверенность в своих силах, начинает следить за каждым своим движением, теряет автоматизм, а вместе с ним и высокую скорость реакций и движений.

Еще одна важная причина возникновения тревожности в соревновательной деятельности – неадекватная оценка собственных действий и действий соперника. Несколько удачных попыток соперника – и новичок заранее отдает ему победу. Опытный игрок сумеет взвесить и оценить вероятность таких действий соперника в дальнейшем ходе поединка и сумеет преодолеть собственную неуверенность и тревожность.

Если же спортивные способности спортсмена оказываются явно выше способностей соперников, то у него может формироваться завышенная самооценка, которая также доставит немало хлопот самому спортсмену и его тренеру. Завышенная самооценка позволяет значительно снизить тревожность и неуверенность, однако она сопряжена с низкой критичностью, не позволяющей успешно решать так называемую проблему неудачного старта. Случайное или неслучайное преимущество соперника в самом начале соревнования для человека с высокой критичностью служит предметом анализа,

в то время как спортсмен с завышенной самооценкой не станет искать причины, и тем самым усугубит свою неудачу.

Как правило, мотивация самокритично настроенных спортсменов испытывает гораздо меньше колебаний, особенно в сторону снижения притязаний. В то же время спортсмен, соревнующийся под впечатлением своего недавнего звездного выступления и имеющий высокие требованиями к самому себе, может существенно завысить себе задание. Необходимо понимать, что даже самые талантливые спортсмены после пика достижений нуждаются в некрторой стабилизации или даже снижении результата в соревнованиях.

В современном спорте высоких достижений постоянно наращиваются объем и интенсивность вмешательства различных общественных, информационных государственных структур в течение тренировочного и соревновательного процессов, а, следовательно, вносится дополнительная непредсказуемость и эмоцио-генность в соревновательную ситуацию.

Эмоциогенность – характеристика жизненной ситуации, отличающейся высокой вероятностью возникновения эмоций.

Естественным выводом из сказанного выше является необходимость повышения психологической культуры соревновательной деятельности, освоения методов психологической подготовки (психорегуляции, психотренинга), приобретения опыта психологического анализа спортивной деятельности по ходу соревнований, обеспечения спортсменам благоприятного информационного климата.

Как сильно выражена у вас тревожность перед ответственными соревнованиями? Знакомы ли вам признаки повышенной эмоциональной возбудимости у других спортсменов? Используете ли вы средства психической саморегуляции в процессе соревнований?

5. Предстартовые и

постсоревновательные психические состояния

Управление подготовкой спортсменов требует учета не только соревновательных переживаний и состояний, но и тех, которые предшествуют соревнованиям и следуют за успехами или неудачами в спортивной борьбе. Практика психологической подготовки спортсменов убедительно показывает, что многие успехи и поражения могут быть объяснены с позиций необходимых воздействий тренеров и самих спортсменов на эмоциональные состояния перед стартом. Вряд ли можно сбрасывать со счетов и особенности психических состояний спортсменов и команд после соревнований, ибо на психику спортсмена глубоко воздействуют оценки проделанной работы. Различают следующие типы предстартовых состояний:

• стартовая лихорадка, характеризующаяся сильным волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью внимания, несобранностью, ошибками, обусловленными ослаблением процессов памяти (запоминания, узнавания, сохранения, воспроизведения, забывания). Чаще всего такое состояние наблюдается у лиц с преобладанием в нервной системе возбудительных процессов над тормозными. Как'правило, стартовая лихорадка сопровождается снижением контролирующих функций коры головного мозга над подкоркой. Наблюдается учащение сердцебиения и дыхания, поверхностность дыхания, излишняя потливость, снижение температуры конечностей, повышенный тремор, повышенная частота мочеиспускания. Все это приводит к тому, что спортсмен не в состоянии использовать наработанные возможности, допускает ошибки даже в хорошо освоенных действиях, ведет себя импульсивно, непоследовательно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных