Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и развитие спортивной психологии 5 страница




Опираясь на материал данного раздела, дайте характеристику особенностям ваших психических процессов и функций по отношению к занятиям спортом. Выделите благоприятные и нежелательные проявления психических процессов.

4. Формирование и совершенствование спортивных навыков

Навыком называется целенаправленное действие, формируемое посредством повторения. Навык характеризуется степенью автоматизированности, то есть снижением по мере повторения уровня поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки исходно автоматизированные, формируемые без

осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, то есть формируемые с предварительным осознанием компонентов действия. Осознание впоследствии становится предпосылкой контроля, обеспечивающего более быстрое совершенствование и перестройку навыка.

Чаще всего педагоги и психологи выделяют три стадии динамики навыка.

На стадии первичного освоения структуры движения спортсмен и тренер довольствуются весьма приближенным сходством выполняемого движения с эталонным исполнением. Тем не менее в результате такого исполнения спортсмен получает самое общее представление о цели данного действия, ему предлагается набор исходных понятий о технике выполнения двигательного действия, а в дальнейшем ему необходимо получить сведения об ошибках, лишних движениях, возможности использования его прошлого опыта. Все попытки выполнения движения выглядят неловкими, сам спортсмен плохо разбирается как в своих ощущениях, так и в способах улучшения качества движения. Чаще всего для контроля за собственными движениями спортсмен полагается на зрительные ощущения.

Существуют возрастные особенности первичного освоения структуры движения: дети чаще всего действуют на основе подражания, а взрослые склонны к действиям на уровне интеллектуального постижения.

Интеллект – ум, мыслительная способность человека, предопределяющая успешность постижения, усвоения закономерностей природы и общества, а также прогнозирования на основе имеющихся знаний и опыта.

Стадия овладения навыком характеризуется освоением приемов выполнения навыка, повышающих его эффективность, сходство с эталонным движением, последовательным и постепенным созданием полного представления о движении, развитием восприятия при усилении ведущей функции двигательного анализатора. По мере овладения навыком появляется возможность его автоматизированного выполнения, переключения внимания на другие объекты, распределения внимания между несколькими объектами. Спортсмен освобождается от лишних движений, все более частыми становятся попытки правильного выполнения движения. Появляется возможность включения навыка в состав других действий спортсмена, притом качество выполнения навыка существенно не страдает.

g–1209

Стадия закрепления и совершенствования навыка своего завершения не имеет, поскольку совершенствование продолжается, пока спортсмен тренируется и участвует в соревнованиях. Двигательный навык достигает высокой степени автоматизма при одновременной возможности вариативного применения, обусловленного соревновательной ситуацией, состоянием трассы и т.п. Навык характеризуется высокой эффективностью, экономичностью, быстротой. Спортсмен имеет отчетливое представление обо всех факторах совершенствуемого движения.

Прогресс в формировании навыка на начальных стадиях более очевиден, а на стадии закрепления и совершенствования (особенно у спортсменов, достигших вершин мастерства) этот процесс постепенно приобретает характер пологого плато с некоторыми колебаниями, обусловленными спецификой подготовки, мотивацией, степенью осознанности. Спортсменам это явление хорошо известно: когда не хватает чуть-чуть для попадания мяча в площадку, для того, чтобы планка осталась на стойках, для выигрыша нескольких сантиметров у соперника, для того, чтобы реализовать начатую атаку. В то же самое время сопернику везет буквально во всем: у него получаются все удары, он успевает сделать все необходимое, и даже ветер ему помогает. Случаи, когда одновременно везет обоим соперникам, бывают гораздо реже, но эти моменты служат подлинным украшением поединков.

Выделите в своей технической подготовке навыки, которые в настоящее время находятся на разных стадиях динамики. Дайте приемлемое объяснение причин задержки в их освоении и совершенствовании.

Объемные требования Теория

Психологическая структура двигательных навыков в спорте. Осознанный характер действий. Высокая степень точности движений. Надежность и гибкость навыков.

Психологические особенности технической подготовки. Критерии успешности соревновательных действий. Подсистемы соревновательных действий: стандартные и управляющие действия, ситуативные противодействия.

Особенности протекания психических процессов и функций. Роль и специфика ощущений в спорте. Развитие восприятия в спорте. Специализированные восприятия. Использование и развитие памяти в спорте.

Формирование и совершенствование спортивных навыков. Стадии динамики навыков. Первичное освоение структуры движения, овладение навыком, закрепление и совершенствование навыка.

Практика

Соотнести результаты лабораторного эксперимента по освоению навыков с обычной ситуацией овладения навыком в спорте. Сделать соответствующие выводы, используя материал данной главы.

Литература

1.Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1978.

2. Познавательные процессы у спортсменов. Т. II. Самоконтроль и мастерство в спорте. /Под ред. Б.Б. К о с с о в а. – М.: ФиС, 1976.

3. Психология и современный спорт. /Международный сб. научных работ по психологии спорта. – М.: ФиС, 1982.

4. П у н и А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.

5. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. – М.: ФиС, 1971.

6. С и н_а и с к и и М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий по критериям результатов. // Теория и практика физической культуры, 1996, № 2.

7. Ц з е н Н.В., П а х о м о в Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М.: ФиС, 1985.

Г л а в а V

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Используемые понятия общей психологии:

способности, рецепторы, сенсорная депривация, динамичность нервной системы, концентрированность нервной системы, динамический стереотип.

1. Основные качественные характеристики движений

Из схемы 1 (см. с. 56–57) видно, что основные объективные требования к соревновательным действиям характеризуются небольшим количеством физических параметров: сила, скорость, расстояние, время, точность (попадания в цель, сходства с эталонным движением). Все эти параметры присутствуют в любом движении, однако в различных видах соревновательных упражнений критерии оценки подчеркивают, акцентируют отдельные параметры; в соответствии с этими акцентами и ведется соответствующая специализированная подготовка спортсменов. Если к этому добавить, что на каждое соревновательное упражнение накладываются определенные временные рамки, то в спортивных действиях всегда присутствует еще один параметр: выносливость как способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень соответствующей работы, выдерживать, переносить повторы силовых, скоростных нагрузок.

Двигательные качества входят непременным компонентом в психологическое понимание способностей. Сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость в равной мере могут быть отнесены к врожденным предпосылкам (задаткам) способностей спортсмена, базирующихся на развитии этих предпосылок в процессе тренировки и участия в соревнованиях. Например, предпосылкой проявления выносливости и быстроты может быть соотношение быстрых и медленных волокон в мышцах, но само по себе преобладание тех или иных волокон в мышпах еще не обязательно ведет к высокому уровню спортивных результатов в выносливос

ти или быстроте. Врожденные особенности должны быть развиты в специальной тренировке. При этом метод подготовки должен, как ключ к замку, подходить к задаткам и одаренности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности сопровождаются устойчивой склонностью, интересом к определенной деятельности, формируются в этой деятельности на основе задатков, могут быть общими для успешного выполнения многих видов деятельности (интеллект) и специальными, отражающими один из вариантов успешного выполнения конкретной деятельности.

Другой важной стороной отношения двигательных качеств и двигательных способностей служит то, что сами двигательные качества – лишь одно из слагаемых успеха. Техника вида спорта не только во многом зависит от степени развития двигательных качеств, но и в свою очередь служит успешной реализации двигательных способностей. Все это позволяет в полной мере использовать по отношению к двигательным качествам понятия общей психологии относительно способностей, то есть говорить о соотношении врожденного и приобретенного в способностях, о ведущих и вспомогательных, об общих и специальных способностях. Собственно говоря, решая ту или иную задачу в развитии двигательных качеств, мы отчасти способствуем развитию способностей спортсмена. Иными словами, двигательные качества входят в состав структуры спортивных способностей.

История научных представлений о двигательных качествах не отличается единообразием терминов и их трактовки. В связи с этим считаем необходимым параллельно (в скобках) указывать термины, которые традиционно используются либо как синонимы, либо как взаимодополняющие.

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений.

Скорость (быстрота) – способность к обеспечению целесообразных скоростных характеристик движений: скорости двигательной реакции, скорости самого движения или движения снаряда (модели).

Выносливость – способность противостоять утомлению, готовность к обеспечению рационального расходования энергии в заданное время, к выполнению нужного объема работы за меньшее время.

Точность (ловкость, пластичность) – координационные способности, обеспечивающие красоту движений и их адекват

ность соревновательным критериям и параметрам. Точность, ловкость и пластичность являются взаимодополняющими качествами.

Еще раз напомним, что по отношению к названным двигательным качествам должны и могут быть использованы основные понятия психологической теории способностей человека – о врожденном и приобретенном в способностях (задатки, одаренность), о количественных и качественных характеристиках способностей (измерение способностей, состав способностей), об уровнях их развития (способности, талант, гениальность), о признаках и условиях развития способностей (оригинальность, мотивы, работоспособность).

Какими двигательными качествами отличаются спортсмены в избранном вами виде спорта? Можно ли сказать, что именно эти качества в большей мере определяют спортивные способности в этом виде? Если не так, то почему?

2. Общие принципы развития двигательных качеств

Практикой спортивной деятельности наработаны многочисленные приемы и методы развития двигательных качеств спортсменов. Имеется немало удачных попыток научной систематизации достижений практики. Тем не менее нам представляются более существенными современные теоретические изыскания в данной области.

В основе теоретических моделей соревновательных действий лежит принцип отражения цели. Согласно этому принципу цели не выдумываются, не ставятся (если это цели, а не фантазии), а выдействываются, то есть исходят из совокупности уже осуществленных человеком, знакомых ему действий. Отсюда выполнение различных тренировочных и соревновательных нагрузок закладывает как реальные цели, так и реальные достижения в развитии способностей.

Другим важным условием построения теоретической модели двигательных способностей является адаптационный ресурс организма – наличные ресурсы по обеспечению функционирования, восстановления и наращивания приспособительных резервов в соответствии с усложняющимися условиями деятельности (в частности, спортивной). Если энергии достаточно и нагрузка воспринимается как новая, то происходят значительно большие

\

!•

изменения двигательных качеств, чем в случае снижения энергетических возможностей и привыкания к нагрузке.

Адаптационные ресурсы организма в двигательной сфере следует рассматривать как проявление спортивной одаренности, то есть предпосылку общих способностей или отдельных моментов способностей, обусловливающих широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. В этом случае в состав одаренности в качестве задатков должны быть включены двигательные качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость).

Учет этих теоретических положений позволил В.В. Бойко сформулировать ряд принципов целенаправленного развития двигательных способностей человека. При этом в качестве конкретных объектов развития могут выступать двигательные качества.

Принцип единой цикловой волны. Основным элементом модели тренировочной деятельности является единая цикловая волна, у которой на горизонтальной оси лежит шкала качества (силы, скорости, выносливости, точности), а на вертикальной оси – шкала количества (число повторов, объем работы, показатели реакции нервномышечной и сердечно-сосудистой системы). Тем самым осуществляется возможность обеспечения единства и перехода количественных изменений в качественные.

Принцип динамической асимметрии. В этом принципе реализовано общенаучное положение теории систем, согласно которому источником развития системы является неравновесность (асимметричность) ее элементов. При этом относительно медленное нарастание волны нагрузок с последующим более быстрым ее снижением (после прохождения гребня) создает предпосылку развития, прогресса качества, а более быстрый подъем с последующим относительно пологим снижением приводит к регрессу, утрате качества (несмотря на то, что может быть проделана такая же по объему и интенсивности работа). Равновесность (симметричность) волны нагрузок способствует сохранению степени развития двигательной способности.

Принцип дискретно-волнового прогрессирования. При многократном повторении волн одной и той же нагрузки реакция организма на нее сглаживается. Если при этом наблюдается заметное снижение нагрузки, то итогом будет уменьшение тренирующего эффекта по части восстановительных процессов, а повышение нагрузки ведет к меньшим изменениям мобилизационных процессов. Этот принцип означает необходимость обеспечения непрерывно-прерывного процесса как условия развития. Нужно

делать перерывы в развитии качеств, но такие, которые не приводили бы к необходимости начинать все с начала.

Принцип системности. Развитие двигательных способностей, представленное в первых трех принципах, отражает лишь одноуровневые процессы. На самом деле каждая из двигательных способностей не развивается изолированно от других. По мере развития силы меняются скоростные характеристики движения, развитие выносливости создает предпосылки точности и т.д. При этом волны нагрузок, накладываясь друг на друга, не только приводят к синтезу качеств (например, скорость + сила = ско-ростно-силовое качество), но и закладывают предпосылки более тонкой дифференцировки, узкой специализации, своеобразного гиперразвития одного качества за счет некоторой утраты другого.

Принцип единства вариативности и постепенности. Волны нагрузок могут быть длинными и пологими, короткими и крутыми. Как правило, реализация принципа единства вариативности и постепенности отчетливо проявляется в тактике и стратегии развития двигательных качеств: вариативность (более резкие колебания) свойственна относительно невысоким цикловым волнам, а постепенность присуща более высоким цикловым волнам, значительному объему нагрузок. Следует помнить, что невысокими (вариативными) нагрузками не удается создать мощного адаптационного резерва. Это хорошо видно в фактах более быстрого вхождения в форму у опытных спортсменов, выполнивших за свою спортивную карьеру огромные по объему нагрузки.

Нагрузка

Рис. 3. Принцип ультраустойчивости в динамике нагрузок

В свою очередь, у крутых волн нагрузки есть свое достоинство: они создают предпосылки для выполнения весьма напряженной текущей деятельности, что после создания условий для отдыха может стать прекрасной базой для постепенных более объемных нагрузок.

Принцип ультраустойчивости. Этот принцип распространяет действие принципа динамической асимметрии вышележащих волн на нижележащие. При этом сохраняется роль смещения гребня волны относительно середины (моды) профиля асимметрии. Если левая ветвь результирующей волны полога и длинна, а правая короче и круче, то это признаки прогресса двигательных способностей, их развития (рис. 3).

Принцип устремленного нарастания качества. Требование данного принципа состоит в том, что каждый компонент тренировочного и соревновательного процесса должен иметь тенденцию к повышению проявлений развиваемого качества, к повышению требований по части реализации данного качества. Так, метателю копья рекомендуется выполнить 20 попыток, каждая из которых была бы лучше предыдущей примерно на 1 метр, а последняя из них приближалась бы к лучшему его достижению.

Принцип максимальной динамичности. Этот принцип хорошо иллюстрируется строительством из кубиков башни максимальной высоты за определенное время. Тактика стройки с широким фундаментом обеспечивает устойчивость конструкции, но требует большего времени, а башня с узким основанием строится быстро, но крайне неустойчива. В соответствии с этим успех спортсмена на соревнованиях может быть в большей или меньшей мере гарантирован фундаментом, достаточным основанием из проделанной работы. Следует учесть, что практически любая работа приемлема для фундамента, но не всякая работа создает высоту башни, то есть нужное двигательное качество. Не следует забывать о том, что долговечность построенной башни также требует прочного фундамента, иными словами, требует от спортсмена немалых усилий даже для поддержания достигнутого уровня развития.

Принцип адекватности контроля. Речь здесь идет о том, что используемые критерии и параметры контроля и оценки двигательных качеств (способностей) должны соответствовать специфике соревновательного действия (действий) спортсмена, этапу (циклу) тренировочного процесса, а также быть надежными, то есть информативными по части проявления тестируемого качества в возможных изменяющихся условиях соревновательной и тренировочной деятельности, в том числе и по части реализации

достигнутого развития двигательных способностей в технике соревновательных действий. Например, спортсмен может достигнуть значительного развития силы, определяемой килограммами штанги, но не сможет реализовать ее в толкании ядра.

Рассмотрите изложенные выше принципы развития двигательных способностей применительно к подготовке в избранном вами виде спорта. Что нужно вам для полноценной реализации этих принципов на практике?

3. Психологические условия,

задачи и способы развития двигательных качеств

Развитие силы в принципе возможно за счет увеличения физиологического поперечника мышцы, синергии большего числа волокон мышцы, снижения напряжения в мышцах-антагонистах, а также за счет оптимальных вариантов межмышечной координации. Ситуация проявления силы осложняется тем, что имеющиеся рецепторы обеспечивают лишь косвенную информацию о степени напряжения мышцы (рецепторы длины или рецепторы длины и скорости ее изменения). Остальная информация поступает от сухожильных и суставных рецепторов, рецепторов кожи, а также в результате создания зрительного образа движения и изменения формы мышцы.

Рецепторы – периферическая часть анализатора (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного), посредством которой только определенный вид энергии (световой, тепловой, кинетической, химической) преобразуется в нервное возбуждение.

Существенные изменения проявления силы могут быть достигнуты в результате изменения уровня возбуждения в центральной нервной системе при возникновении соответствующего стимула, мотивации, концентрации внимания, а также в различных режимах работы мышцы: динамическом преодолевающем, динамическом уступающем и статическом. Работе над физиологическим поперечником в большей мере способствует динамика образа формы мышцы, информация о величине проявляемой силы (вес, динамометрия, графические и приборные способы фиксации усилий). Синергия мышечных волокон гораздо лучше достигается предварительным растягиванием мышцы, четкостью ритма движений, использованием ускорений в движениях. Опти

мальные варианты межмышечной координации достигаются имитацией, формированием второсигнальных образов и психомышечной тренировкой.

Развитие скорости в значительной мере зависит от природных предпосылок: соотношения белых и красных мышечных волокон, быстроты двигательной реакции, лабильности (подвижности) нервной системы, скорости переработки информации. Как известно, не все природные предпосылки могут быть успешно компенсированы и не всегда усилия, затраченные на развитие скорости, могут быть оправданы достигнутыми результатами. Тем не менее уменьшение латентного (скрытого) периода двигательной реакции в значительной мере может быть достигнуто за счет прогнозирования ситуации, опережающего отражения и состояния готовности. Проблемы частоты движений в значительной степени компенсируются отбором по лабильности нервной системы и комплектованием экипажей со сходными параметрами по данному свойству. Достижение и поддержание высокой скорости обеспечивается тренировкой реакции выбора, созданием облегченных условий (по типу наклонной дорожки, специальных очков), приобретением опыта, использованием иллюзий скорости (тоннель, темнота, сенсорная депривация), а также выработкой динамического равновесия и психотренингом, направленным на преодоление боязни скорости.

Сенсорная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека одного или нескольких видов сенсорной информации. Потребность в этой информации приводит к активизации воображения, памяти и других механизмов психики. Длительная сенсорная депривация сопряжена с существенными изменениями настроения, сна и бодрствования, концентрации внимания, последовательности мышления, развитием галлюцинаций.

Развитие выносливости в меньшей мере, но все же связано с задатками: соотношением быстрых и медленных волокон, чувствительностью к гипоксии, типом телосложения. Тип телосложения указывается в перечне психологически значимых факторов на основании исследований Э. Кречмера, У. Шеддона, В.М. Русалова и др., установивших зависимость типологических черт психики от параметров телосложения (конституционального типа). Проблемами динамики выносливости чаще всего считаются: утомление нервных центров в результате многократных монотонных или сильных, близких к пороговым воздействий, недостаточное восстановление, необходимость значительных временных затрат. Основными средствами развития выносливости являются: использование переключения внимания и разнообразия тренировочных

условий, реализация идей переменной тренировки и тренировки по типу «симулятора», использование электроанальгезии и электростимуляции, эффекта плацебо, идеомоторной тренировки, а также оптимизации техники и волевой подготовки.

Развитие точности также предопределяется некоторыми задатками: типом памяти, пластичностью мышц, выраженностью физиологического тремора, дифференциальными порогами двигательного, вестибулярного, зрительного, слухового анализаторов, динамичностью и концентрированностью нервной системы, типом телосложения.

Динамичность нервной системы – свойство, характеризующее скорость и успешность приспособления индивида к новым условиям. Базируется на легкости возникновения возбуждения и торможения в нервной системе. Является благоприятной предпосылкой обучения.

Концентрированное^ нервной системы – свойство, характеризующее степень локализации, ограничения распространения нервного возбуждения исходным очагом возникновения. Лежит в основе различительной чувствительности, способствует выработке тонких дифферен-цировок в ощущениях.

Основными задачами развития точности движений являются: развитие двигательной памяти, чувствительности анализаторов, выработка динамических стереотипов соревновательных действий, реализация комплекса приемов данного вида спорта.

Динамический стереотип – совокупность условнорефлекторных реакций, характерная для навыков или функциональных состояний, выработанных в результате воздействия ряда последовательных условных стимулов. Каждый из этих стимулов может стать впоследствии пусковым сигналом навыка или функционального состояния. Принцип динамического стереотипа лежит в основе формирования так называемых надежных навыков, исключающих влияние возможных помех.

Средствами соответствующей подготовки спортсмена служат: развитие (на основе перечисленных выше задатков) способностей моделирования движений, образного мышления, экономиза-ции движений, а также решение всевозможных психотехнических задач по точности восприятия, концентрации внимания, управлению психическими состояниями, повышению степени автоматйзированности движений, приобретение соревновательного опыта, овладение мышечной культурой (расслабления, растягивания, пластичности, ритмичности). Практика подготовки спортсменов с акцентом на развитие точности чаще всего приводит к преобладанию интуитивных оценок ситуации, интуиции временнбго предвидения и т.д.

Особо следует отметить теснейшую взаимосвязь развития двигательных способностей с технической подготовкой спортсмена. Эта связь настолько велика, что исследователи выделяли специальное физическое качество – ловкость, придавая ему функции построения целесообразных движений, способность быстрого построения адекватных движений, интуитивного нахождения оригинальных решений двигательных задач. Гораздо чаще в спорте решающими оказываются успешное овладение навыками и последующее их отточенное совершенствование, хотя не стоит сбрасывать со счетов некоторых общих координационных способностей. Напомним, что в психологии общепризнанно формирование общих способностей на основе частных.

Все ли средства развития двигательных качеств вы используете в своей спортивной подготовке? Как вам удается сочетать развитие двигательных качеств и совершенствование техники? Были ли в практике вашей подготовки случаи, когда для дальнейшего прогресса результатов было необходимо специально развивать силу, выносливость и т.п. качества?

4. Специализированные восприятия двигательных качеств, их осознание

Все рассмотренные нами двигательные качества не проявляются изолированно: всегда некоторому проявлению силы сопутствует проявление скорости и точности, скорость требует определенной выносливости, а проявленная выносливость весьма порой избирательна к характеристикам силы, точности и скорости. Собственно говоря, конкретика соревновательных действий требует от спортсменов проявления двигательных качеств в их оптимальном сочетании. Здесь могут быть акценты на одном из качеств, проявление качеств в некоторой узкой зоне (например, взрывной выносливости), а также не обязательно равнозначное сочетание нескольких качеств. На схеме 1 (стр. 56–57) показаны такого рода сочетания.

Взаимодействие качеств существенным образом зависит от уровня подготовленности спортсмена. На начальных этапах подготовки проявление скорости часто требует от спортсмена проявления выносливости (например, в плавании и беге на короткие дистанции). По мере роста спортивных результатов двигательные качества в большей мере специализируются; при этом высокое раз»

витие одного или нескольких качеств может оказаться даже тормозом для развития ведущего качества. Известны случаи, когда надолго прекращался рост результатов выдающихся спортсменов, если в тренировках был сделан неоправданно сильный акцент на развитие одного или нескольких качеств.

Очень часто двигательные качества при умелом сочетании их развития оказываются взаимодополняющими. Например, развитие силы преимущественно в динамическом режиме может благоприятно сказаться на развитии быстроты. Однако преобладание медленных или статических нагрузок в развитии силы вряд ли приведет к прогрессу в быстроте.

Не менее важным фактором физической подготовки спортсмена является степень осознанности проявления навыков и двигательных качеств. Здесь также существует достаточно сложная зависимость между контролем сознания и проявлением двигательных качеств и навыков. С одной стороны, сам фактор контроля на первой стадии освоения навыка оказывает благоприятное влияние на эффективность его формирования. Однако впоследствии, с ростом необходимости повышения автоматизированное -ти навыков, пристальный контроль сознания может оказаться неблагоприятным фактором, снижающим возможности проявления скорости, силы, точности и выносливости. Условием дальнейшего использования сознательных форм деятельности в совершенствовании навыков и двигательных качеств становится формирование специализированного восприятия двигательных качеств, получивших обобщающее название «чувств». Этим термином подчеркивается особая роль чувственной ткани сознания в формировании специализированных восприятий. Спортсменам хорошо известно о существовании многочисленных «чувств», связанных именно с проявлением двигательных качеств: скорости, ритма, времени, темпа, силы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных