Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и развитие спортивной психологии 7 страница




начало соревнования является важным в тактическом отношении, ключевым моментом; в разных видах спорта это весьма своеобразный период относительной неорганизованности, непредсказуемости, адаптации соперников друг к другу, взаимной разведки; редко удается с самого начала угадать тактический план соперника; если так случилось, то следует сразу приступить к реализации собственного тактического плана, если нет, то здесь-то и потребуются элементы творчества, коммуникативные способности, чтобы ввести состязание в желательное тактическое русло и не упустить возможность реализации задуманного;

изменение тактики во время соревнования возможно; однако необходима полная уверенность, что новый план будет понят и принят, что у команды или спортсмена хватит дисциплинированности и собранности для его осуществления; до тех пор, пока новый тактический план не будет принят, должна осуществляться первоначальная тактическая схема; физическая и психическая усталость иногда служат причиной неожиданного выпадения планомерных тактических действий, перехода к спонтанным приемам, к нарушению тактической схемы; нередко случайный разговор в перерыве отвлекает спортсмена от тактически оправданной цели и он вынужден тратить много сил на приведение себя в рабочее состояние.

Соотнесите уровень своей тактической подготовки с другими видами психологической подготовки. Что вы можете сказать о причинах принятой вами «пропорции» различных видов психологической подготовки?

Объемные требования Теория

Психологические особенности тактической подготовки. Тактическое действие: восприятие и оценка ситуации, возникновение проблемной ситуации и решение тактической задачи, психомоторная реализация решения и контроль.

Психологические условия эффективности тактики: знание тактики вида спорта, тактические умения и навыки, тактические способности как специальные способности.

Тактическая подготовка и развитие психики. Развитие мышления. Связь развития мышления с особенностями личности, психических процессов.

Психологические основы обучения и тренировки тактики. Роль представлений, отношения спортсмена, волевых качеств при обучении тактике.

Тактическая подготовка как фактор психологической подготовки. Планирование, использование новинок, оценка сил и средств, самостоятельное обдумывание, варьирование тактики, тактика и усталость.

Практика

Используя результаты определения умственных способностей, быстроты и других показателей мышления, назовите наиболее приемлемые для вас средства тактической подготовки.

Литература

1.Варданян К.Н., Л а л а я н А.А. Психология тактики баскетбола. – Ереван: 1972.

2. Худадов Н.А. Тактика бокса. – М.: ФиС, 1952.

3. Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1969.

4. М и д л е р М., Т ы ш л е р Д. Психологическая подготовка фехтовальщика.–М.: ФиС, 1969.

5. Психология спорта высших достижений. /Под ред. А.В. Родионов а. – М.: ФиС, 1979.

6. П у н и А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.

Глава VII

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА В СПОРТЕ

Используемые понятия общей психологии:

мотив, темперамент, характер, личностный синдром, симпатия, антипатия, лидерство, тревожность личностная.

1. Мотивы личности в спорте

Занятия спортом служат причиной заметных изменений в личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств личности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что эти свойства могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых разнообразных сторон личности.

Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом мотивов ее деятельности. Напомним, что мотивы отражают потребности человека, обладают потребностной силой.

Мотив – это предмет (вещественный или идеальный) служащий удовлетворению потребностей. Мотив – это не просто предмет, пригодный для удовлетворения определенных потребностей, но предмет с его значимостью именно для конкретного человека, значимый субъективно.

Поэтому, занимаясь в одной и той же группе, по одной и той же программе, спортсмены могут в итоге обладать весьма различными мотивами.

Как правило, процесс воспитания и самовоспитания протекает в неразрывной связи с повышением спортивного мастерства и динамикой отношений в спортивной команде, сохраняя высокую зависимость от успеха или неудач соревновательной деятельности.

Эти предпосылки формирования и развития личности предопределяют типы мотивов спортивной деятельности:

• мотивы начальной стадии спортивной деятельности характеризуются динамикой включения человека в новый двигательный режим, адаптацию к физическим нагрузкам и к отношениям в спортивной группе. В основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции физических или психических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Как правило, эти мотивы весьма динамичны, могут сменять друг друга, образовывать нестойкие взаимосвязи, преобразовываться под воздействием тренера, партнеров по команде. Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие и нестойкость способов их удовлетворения, а также готовность к их быстрому изменению. В конечном счете мотивы этой стадии являются поисковыми по части принципиальной приемлемости занятий спортом для данного человека.

• мотивы стадии специализации формируются и развиваются под знаком расширения отношений личности к команде, тренеру, самому себе, конкретному виду спорта. Здесь велика роль психологического климата команды, коммуникативных способностей спортсмена и тренера, возможности проявить себя, занять достойное место в команде, ощутить реальную перспективу материального благополучия, преимуществ и привилегий на основе занятий спортом. В результате возникают сложные комплексы мотивов, которые определяют коллективистическую (на интересы команды) или индивидуалистическую ориентацию личности. Различие этих ориентации состоит в том, какие мотивы, коммуникативные или личные, преобладают, доминируют у данного спортсмена, являются ведущими, а какие играют второстепенную, подчиненную роль. Роль доминирующей ориентации личности на интересы команды или на личные интересы различные исследователи оценивают неоднозначно. Некоторые считают индивидуалистическую ориентацию на стадии специализации обязательной для успеха спортивной карьеры, другие видят в этом препятствие к достижению вершин спортивного мастерства. Истина скорее всего состоит в оптимальном соотношении обеих ориентации.

• мотивы стадии высшего спортивного мастерства подчинены главному из них – достижению успеха в спорте. Не следует забывать о том, что к этому времени спортсмен, вследствие многолетней тренировки, участия в соревнованиях испытывает потребность в больших физических нагрузках, привык к значительным психическим нагрузкам, к состоянию высокой напряженности психики, ему необходимо острое соперничество, в том числе и с самим собой. В различных видах спорта за многовековую историю его развития сложились объективные критерии, которыми человечество измеряет уровень достижений спортсменов (рекорды, титулы, рейтинги и т.п.). Благодаря им в большом спорте спортсмен получает оценку собственной значительности, личного вклада в престиж государства, нации, участвует в решении общественно значимых задач. Это делает любое, даже очень индивидуалистически ориентированное, спортивное достижение социально значимым. Благодаря средствам массовой информации и коммуникации сторонниками или противниками высоких спортивных достижений становятся миллионы людей, а мотивы этих достижений приобретают четкую социальную окраску. Высокие достижения в целом ряде видов спорта имеют весьма значительное материальное выражение в призовом фонде и других привилегиях. Это обстоятельство предельно обостряет спортивную борьбу и соответственно влияет на мотивы личности в спорте (и не только на этапе высшего спортивного мастерства).

Спорт высших достижений принадлежит к таким видам деятельности, в которых в принципе невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высокой психической напряженностью. Далеко не всегда эти ситуации разрешаются успешно. Иногда спортсмена подстерегает серия неудач; тогда у него возникают мотивы опасения за успех, сомнения в успехе. При частом повторении таких ситуаций формируется мотивация избегания неудач, которая проявляется в неуверенности, оборонительном характере поведения, снижении честолюбия и активности в освоении атакующих средств. Спортсмены, сохранившие мотивацию достижения успеха, более активны, обладают меньшей тревожностью, большей уверенностью в своих силах, стремлением к соперничеству и готовностью к мобилизации всех сил для победы. Попытки тренера и партнеров по команде повлиять на тип мотивации, как правило, приводят к ухудшению результативности.

Практика психологического обеспечения команд показывает, что у спортсменов высокого класса примерно поровну распределены мотивы достижения успеха и избегания неудач, однако спортсмены с доминированием мотивации достижения успеха чаще занимают призовые места и оказываются победителями крупных соревнований.

Как бы вы ответили на вопрос: «Ради чего вы занимаетесь спортом?». Каким образом вы можете узнать о мотивах занятий спортом других спортсменов? Откуда у вас появилось желание заниматься спортом?

2. Особенности личности спортсмена

Вряд ли можно говорить о монополии спорта на формирование каких-либо уникальных свойств личности и утверждать, что только в спорте можно стать сильным, смелым, ловким, уверенным в своих силах. Однако это не означает, что спортсмены не отличаются свойствами личности от не занимающихся спортом. В спортивной деятельности весьма четко выражено стремление к направленному формированию личности, к воспитанию такого сплава психических свойств, который обеспечил бы спортсмену большую вероятность успеха в соревнованиях по определенному виду спорта. Психологи постоянно встречаются с фактами значительных межгрупповых различий по свойствам и качествам личности в различных видах спорта, а также внутригрупповых различий представителей одного и того же вида спорта, но различных спортивных амплуа в командных видах. В полной мере сказанное относится и к особенностям личности спортсмена: темпераменту, характеру и способностям. Данные особенности весьма существенно зависят от природных, врожденных предпосылок развития психики, они весьма тесно связаны между собой именно на основе природных данных.

Темперамент – устойчивое сочетание динамических особенностей психики (активности, эмоциональности и др.), базирующееся на стойких врожденных свойствах нервной системы.

Характер – совокупность типичных способов поведения личности в типичных обстоятельствах, порождаемая устойчивым отношением к этим обстоятельствам.

у–1209

В спортивной деятельности особенности личности сопряжены с выбором стратегии их реализации: стратегией индивидуализации и стратегией избавления от недостатков. Стратегия индивидуализации предполагает всесторонний учет индивидуальных особенностей личности, формирование индивидуального стиля деятельности, в котором не просто учитывается весь комплекс свойств психики спортсмена, но и нарабатываются приемы деятельности, в которых наиболее выгодным способом реализованы конкретные особенности, причем эти особенности ценятся самим спортсменом.

Пример. Допустим спортсмен-теннисист обладает высокой подвижностью нервной системы. В этом случае для него более предпочтительным стилем игры будет частая смена тактики, выходы к сетке, высокий темп игры. Если у спортсмена инертная нервная система, то для него более желательной будет игра в спокойном темпе, с длительным розыгрышем каждого мяча. Исход встречи этих игроков между собой будет зависеть от того, насколько каждый из них сможет «навязать» свою игру сопернику, насколько инертному будет позволено быть инертным, а подвижному – подвижным.

Стратегия избавления от недостатков и опоры на сильные стороны психики не менее известна и приемлема для спорта. Она базируется на пластичности свойств нервной системы, которые, как известно, пластичны до определенной степени. Тем не менее, диапазон пластичности существует и вполне возможно то, что спортсмен со слабой нервной системой или несмелый со временем станет более смелым и научится действовать в стандартных спортивных ситуациях подобно человеку с сильной нервной системой.

То же самое можно сказать и о характере, и о способностях. Возможно более удачно найти для спортсмена вид спорта, амплуа, выработать индивидуальный стиль деятельности, а можно пойти по пути искоренения недостатков, воспитания желательных для спорта особенностей личности, преодолевая естественное «сопротивление» его природной психической организации. В соответствии с идеями самореализации личности задачами тренера и самого спортсмена являются: обеспечить максимальную реализуемость задатков и одаренности в соответствующем виде деятельности, найти себя в мире спорта, найти путь к применению своих сил, особенностей и возможностей. Если этого не происходит, то у спортсмена со временем образуется личностный синдром, который не способствует успешному решению соревновательных задач, приводит к неоправданной тревожности.

высокой вероятности срыва, скованности в поведении, недовольству собой.

Личностный синдром – определенное сочетание нескольких особенностей личности, у которых может быть единый механизм возникновения.

Назовите особенности личности, которые, на ваш взгляд, свойственны представителям избранного вами вида спорта. Назовите другие виды деятельности человека (профессии), в которых также важны и могут быть развиты названные вами особенности.

3. Групповое взаимодействие в спортивной команде

Подобно любой малой группе, рассматриваемой в социальной психологии, спортивная команда характеризуется межличностными отношениями ее членов. Эти отношения могут быть формально четко регламентированы контрактом с клубом или быть практически несущественными, например, в командах, создаваемых из игроков во время отдыха на пляже. Имеет смысл выделение хотя бы трех видов формальных отношений: жесткого членства, умеренно структурированного членства и свободного членства. Примером первого служат профессиональные команды, примером второго – школьные команды, примером третьего – команды отдыхающих на пляже, группы случайных людей во время массовых культурных мероприятий.

С другой стороны, между членами команд могут быть неформальные, дружеские, приятельские отношения и может быть прекрасное игровое понимание, выработанное годами тренировки и именно эти отношения будут составлять основу взаимодействия во время игры.

В данном случае критерием взаимодействия может быть выраженность симпатий или антипатий, степень реализации субъективных, неформальных отношений, эмоционального переживания спортивных ситуаций.

Симпатия – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение и соответствующее поведение на основе совпадения взглядов, интересов, нравственных идеалов.

Антипатия – устойчивое неприязненное, неодобрительное эмоциональное отношение и соответствующее поведение на основе несовпадения взглядов, интересов, нравственных идеалов.

Специфика вида спорта или соревновательного упражнения может потребовать от участников соревнований либо сотрудничества, внесения своего вклада в успех команды (как в стрельбе, метаниях, прыжках, эстафетах), либо взаимодействия (как в баскетболе, хоккее, футболе). При этом главным условием взаимодействия становится соответствующая степень организованности команды. Если для победы в лыжной эстафете достаточно проявить индивидуальное мастерство и желание успешного выступления всей команды, то для победы в большинстве спортивных игр или других видов состязаний в экипажах этих факторов может оказаться недостаточно. Для этого необходимо владение приемами совместных действий. В целом ряде видов спорта возможен выбор между сотрудничеством и взаимодействием. Например в теннисе, бадминтоне известно немало игроков, которые не могут похвастаться индивидуальными победами, но с успехом выступают в парах и микстах, имеют победы над прославленными чемпионами в одиночных разрядах.

Наконец, определенная зависимость взаимодействия в командах предопределяется численностью команд. По существу, эта связь характеризует необходимую для спортсмена долю участия в победе, является отражением его собственного вклада в нее. Очевидно, что малочисленные команды собирают желающих увидеть в конечном результате большую долю своего вклада, а игроки многочисленных команд согласны с меньшей долей. Их устраивает перспектива совместного коллективного переживания победы больше, чем разделенного с одним партнером.

Несмотря на значительную условность предпринятых аналитических вариантов оценки взаимодействием в командах, представляется возможным назвать хотя бы главные отправные точки, основные критерии управления совместной деятельностью спортсменов в командах. К их числу относятся: уровень притязаний, потребность достижений, групповая сплоченность, потребность в общении, устойчивость состава групп и их численность, внутригрупповое и межгрупповое соревнование, физическое взаимодействие.

Уровень притязаний – одна из важнейших характеристик личности, определяющая относительно устойчивый уровень надежды на успех в деятельности. При этом не всегда для надежды на успех есть реальные предпосылки, или напротив, низкий уровень притязаний сопряжен по слабой уверенностью в успехе, несмрт

ря на реальный шанс победы. Оптимальным для спорта следует признать слегка завышенный уровень притязаний, на грани адекватного и высокого.

Потребность достижений характеризует зависимость спортсмена и команды от условий, связанных со спортивными достижениями. Есть команды, согласные на участие в соревнованиях ради простого участия (но не все хотят с ними соревноваться), есть команды, готовые ради победы почти на все (но с ними тоже мало кто желает встречаться), есть команды, которые могут реально поставить посильную, но интересную для себя задачу, учтя реальную подготовленность соперника и свои возможности, ставя себе цели и действуя в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Более предпочтительным для спортивного взаимодействия следует признать последний вариант, хотя его осуществление на практике достаточно сложно, поскольку не всегда потребность в достижении равномерно распределяется между членами команды, у каждого может найтись повод для большей или меньшей ценности победы в конкретном соревновании. Тем не менее, опытные наставники команд находят даже известный смысл в такой разнице потребности в достижении, в различном вкладе каждого спортсмена в общий успех.

Групповая сплоченность – термин, заимствованный из соци-ометрической концепции, означает степень совпадения мнений группы по поводу межличностных отношений. Повторяя эти измерения через некоторое время, можно определить динамику групповой сплоченности. Важным моментом диагностики групповой сплоченности является формулировка вопроса о предпочтении того или иного спортсмена. Некорректно сформулировав вопрос, можно даже ухудшить реальные отношения, повлиять на групповую сплоченность, особенно если беседа по поводу диагностики будет проходить в обидной для кого-либо форме.

Потребность в общении как правило рассматривается параллельно с изучением потребности достижений, поскольку не всегда благоприятный для общения климат в команде сопровождается успехом деятельности и, напротив, не всегда конфликт в команде, практически минимальное общение приводят к неуспеху. Динамика общения и достижений выглядит порой парадоксально. Как правило, более или менее успешно выступающие команды (как испытывающие умеренные стрессы), стремятся избежать дальнейшего снижения уровня достижений и поэтому склонны к сближению, к сплоченности и более ин

тенсивному общению. Успешные команды по ходу серии соревнований усиливают взаимные симпатии, социальное взаимодействие и общение друг с другом, однако, по окончании сезона или серии соревнований повышенный «социальный шум», «озвученный быт» начинают мешать деловым мыслям, работе над тактикой, сосредоточенности на решении индивидуальных задач. Тем не менее, команда будет пытаться вернуть недовольных таким положением в лоно обильного общения, что приведет к конфликтам и ухудшению взаимодействия, поскольку «несимпатичные» будут реже получать передачи и не получат обычной поддержки при ошибках в игре.

Устойчивость состава групп и их численность как факторы взаимодействия были проверены в специальном исследовании по перетягиванию каната. Было установлено, что присоединение усилий каждого нового дополнительного участника не только не повышает совокупное усилие, но и снижает его на 10 %. Не раз доводилось видеть, как десяток мальчиков, морщась от тяжести, несли небольшую яхту весом около 40 кг. Ясно, что лишь незначительная часть из них действительно несла из последних сил, но гримасы неимоверной тяжести демонстрировали буквально все. Аналогичные процессы сопровождают любое появление нового игрока или участника команды, поскольку появляется возможность на деле присмотреться к нему, «списать» на него причину неудачи, раствориться в общей массе (особенно при большой численности команд). Такое никогда не случается, если работа выполняется вдвоем. Экспериментально установлено, что существует высокая корреляционная зависимость между постоянством состава и успешностью выступлений команды. В этих же командах чаще в состав включались ветераны и реже – линии и звенья новых игроков.

Внутригрупповое и межгрупповое соревнование – социально-психологические феномены, которые обнаруживаются в группах, создаваемых для сотрудничества. Соревнование чаще всего носит негласный характер и возникает между членами группы, воспринимающими партнеров как равных по способностям (в пределах 25–30%). Соревнование возникает даже тогда, когда ситуация требует сотрудничества. Соревнование, соперничество может приносить удовлетворение даже в случае проигрыша. Соревнование способствует установлению хороших межличностных отношений. Лица, отчетливо воспринимаемые как более способные, как правило, стараются повысить компетентность остальных, а те, в свою очередь, охотно обучаются. В условиях соревнования плохо освоенные навыки выполняются хуже, а хорошо yceoeVi

ные – лучше. Большое число участий в соревновании либо притупляет интерес к соперничеству, либо приводит к ухудшению деятельности. По некоторым данным мужчины лучше реагируют на условия соревнований, чем женщины.

Физическое взаимодействие предполагает необходимость согласованных во времени и интенсивности физических усилий между участниками команды. Исследования показали, что этот фактор взаимодействия мало зависит от уровня владения навыками, используемыми в совместном действии. В видах спорта, требующих моторного взаимодействия, необходима специальная проверка способности координирования своих действий с действиями партнеров. Успешное физическое взаимодействие зависит от симпатий к партнерам и психической напряженности в ситуации взаимодействия.

Дайте характеристику группового взаимодействия в вашей команде. Какими недостатками и достоинствами обладает групповое взаимодействие в данной команде?

4. Лидерство в спорте

Лидерство в спорте нуждается в изучении по целому ряду причин: необходимо выявить потенциальных лидеров, способных взять на себя ответственность за действия команды, направить активность группы по нужному руслу, управлять состояниями отдельных членов команды, если соревновательный стресс окажется для них чрезмерным, а также необходимо для выявления адекватности самооценок тренера или спортсменов по части лидерства.

Лидерство – межличностные отношения в группе в связи с доминированием и подчинением в процессе управления и самоуправления.

Типы лидеров определяются двумя основными факторами: задачей, позволяющей спортсмену или тренеру стать лидером и их реальным межличностным влиянием на команду. Тем не менее, ситуаций, требующих лидерства, и оттенков межличностного влияния так много, что типология лидерства весьма обширна. Для иллюстрации этого приведем типологию тренеров по Л. Персивалю (Канада).

Отрицательные типы:

«Оскорбитель» – наименее любимый тип тренера;

«Крикун» – считает, что успех зависит от шума, который он создает;

«Мститель» – внушает спортсменам, что неудачи команды ставят под угрозу его место в команде и он будет мстить за недостатки в работе и старание;

«Душитель» – хорошо работающий на тренировках, но перед соревнованиями впадающий в шоковое состояние, похож на трясуна;

«Трясун» теряющий самообладание во время соревнований, закуривает сразу две сигареты;

«Генерал Кастер» – подобно известному генералу не меняющий своей тактики на любых соревнованиях, невзирая на угрозу поражения;

«Герой» – первым бросается поздравлять команду, чтобы все видели, кто именно тренер;

«Профессор» – научно настраивающий себя и воспитанников с помощью сверхсложных установок и планов;

«Бормотун» – постоянно комментирует все события;

«Тюремщик» – сторонник строгого режима и минимума внешних контактов;

«Хвастун» – любитель саморекламы;

«Суеверный» – увешан талисманами и обладающий множеством ритуальных действий;

«Лодырь» – появляется когда вся работа сделана;

«Обвинитель» – постоянно штрафует спортсменов;

«Рокни» – любитель накачек;

«Сверх друг» – без мыла в душу лезет;

«Белая трость» – никогда не знает, что происходит.

Положительные типы:

«Хладнокровный» сохраняет спокойствие в любых ситуациях;

«Психолог» – может управлять психическими состояниями;

«Турист» – в курсе дел всех спортсменов, постоянно беседует, решает проблемы, внимателен ко всем и ко всему;

«Консультант» – может все объяснить;

«Доктор» – компетентен в вопросах лечения и предупреждения травм;

«Оратор» – удачно пользуется словом при настройке команды, не давит на спортсменов.

Как правило, лидерство больше зависит от ситуации и различных случайных факторов, требующих лидерства, чем от особенностей личности самого лидера. Лидеры в успешных командах чаще всего ориентированы на решение групповой задачи, чем на теплые межличностные отношения. В командах, где для достижения успеха достаточно сотрудничества, требуется значительно большая эмоциональная помощь со стороны тренера. При этом спортсмены индивидуальных видов спорта более критичны по отношению коммуникативных действий тренера. Командное взаимодействие (в футболе, баскетболе, хоккее и т.п.) менее требовательно к роли тренера как лидера; зато тренеры этих видов спорта должны быть более компетентны в вопросах выявления лидеров в команде, взаимного восприятия у игроков и членов экипажей. Очень важно, чтобы ориентация тренера (на задачу или на межличностные отношения) была поддержана лидером из числа спортсменов.

Назовите положительные и отрицательные стороны лидерства в вашей команде. Есть ли в ней ситуационные лидеры? Какие стороны совместной деятельности требуют в вашей команде ситуационного лидерства?

5. Социальная фасилитация в спорте

Социальная фасилитация как эффект присутствия и совместного действия, хорошо известна в спортивной психологии. Она означает изменение деятельности в присутствии другого человека или группы, а также влияние других лиц, одновременно и в одном помещении или на одной площадке выполняющих аналогичную работу. В спорте постоянно возникают ситуации, когда за деятельностью спортсмена наблюдают другие люди (соперники, друзья и родственники, судьи, болельщики, зрители). Установлено, что решающим фактором изменений в деятельности является возможность оценивать, а точнее – относительная компетентность действующих и оценивающих лиц.

Схематически ситуацию и ее последствия можно изобразить так:

Н + К = ухудшение деятельности у Н, К + К = улучшение деятельности у обоих, Н + Н = результат непредсказуем.

Условные обозначения: Н – некомпетентный, К – компетентный.

Имеются некоторые другие данные, уточняющие характер

фасилитации:

• при выполнении действий, требующих незначительной обу-ченности, присутствие посторонних улучшает результат, а высокая степень сложности действий в присутствии посторонних достигается редко;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных