Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и развитие спортивной психологии 8 страница




• из известных субъекту реакций на ситуацию в присутствии других лиц выбирается самая вероятная, самая сильная;

• хорошо освоенное действие облегчается, а плохо освоенное – ухудшается из-за возбуждения, сопутствующего фасилитации;

• эффект присутствия облегчает переносимость болевых ощущений;

• увеличение числа участников совместного действия ухудшает его результативность;

• из вариантов возможной оценки наиболее предпочтительным является тот, который позволяет получить прямую, непосредственную, срочную оценку, а не косвенную и не итоговую по окончании работы.

Основными факторами оценки при фасилитации служат: тревожность личностная, уровень квалификация лиц, дающих оценку, уровень возбуждения участников совместного действия, особенности выполняемой задачи и различные ситуативные факторы (поддержка или давление наблюдающих, то знакомы или незнакомы между собой участники совместного действия, их возрастные различия, социальный статус и т.п.).

Тревожность личностная – повышенная склонность личности испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей, неопределенности, неблагоприятного развития событий. При этом источник опасности, как правило, не осознается. Тревожность проявляется в общей дезорганизации поведения, снижающей продуктивность деятельности.

Учет простейших правил социальной фасилитации необходим при планировании учебно-воспитательного процесса в спорте и прогнозировании успешности спортивного совершенствования.

S каких ситуациях вам чаще всего приходится иметь дело с эффектом присутствия и совместного действия в спорте? К какому типу лидеров можно отнести вашего тренера? Почему?

Объемные требования Теория

Мотивы личности в спорте. Анализ мотивов. Типология мотивов в спорте. Начальной стадии, стадии специализации, стадии высшего спортивного мастерства.

Особенности личности спортсмена. Темперамент, характер и способности. Индивидуализация. Личностный синдром в спорте.

Групповое взаимодействие в спортивной команде. Формальные отношения, их виды. Сотрудничество и взаимодействие. Критерии управления в спорте: уровень притязаний, потребность в достижениях, групповая сплоченность, потребность в общении, устойчивость состава групп и их численность, внутригрупповое и межгрупповое соревнование, физическое взаимодействие.

Лидерство в спорте. Понятие, задачи и типы лидерства.

Социальная фасилитация в спорте. Понятие, роль фактора компетентности в динамике социальной фасилитации.

Практика

На основе социометрического метода дайте характеристику группового взаимодействия и лидерства в команде.

Литература

1. А с м о л о в А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. К р е т т и Б. Дж. Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1978.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1970.

4. Мартене Р. Социальная психология и спорт. – М.: ФиС, 1979.

5. Психология спорта высших достижений. Под ред. А.В. Родионова. – М.: ФиС, 1979.

6. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. – М.: Про-гресс-интер, 1993.

Глава VIII

ПСИХОГИГИЕНА СПОРТА

Используемые понятия общей психологии:

стресс, депрессия, вербальный, идентификация, рефлексия, апатия, астения.

1. Восстановление психической работоспособности

Психогигиена спорта – одна из областей медицинской психологии, которая изучает условия и предпосылки обеспечения психического здоровья спортсменов. Отчетливо выражены связи психогигиены спорта с социальной психологией спорта, психологией личности, психотерапией, психофармакологией, психопрофилактикой. Психогигиена спорта рассматривает возрастные предпосылки, влияние специфических условий спортивной деятельности, а также комплекс мероприятий, направленных на укрепление и сохранение психического здоровья спортсменов.

Занятия спортом, как правило, сопровождаются высокой степенью нагрузки на психику. По мере повышения результатов соревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возможностей. Победа достается тому, кто сможет проявить необходимую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмоции, те или иные психические процессы, умеет быстро восстанавливать духовные и физические силы.

Стресс – обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия (информационную перегрузку, дефицит времени, опасность, угрозу, несправедливость, высокий темп работы

большую ответственность и т.п.). Различают также дистресс – отрицательное влияние экстремальных условий на психику, приводящее к полной дезорганизации деятельности.

К этому следует добавить, что спортсмены, боясь не попасть в команду, пропустить соревнования, обнаружить свою неподготовленность, часто скрывают от тренера свои переживания и неблагоприятные для спорта состояния и тем самым затрудняют перестройку психики, ее адаптацию к тренировочному процессу и участию в соревнованиях.

В связи с этим основными задачами психогигиены спорта являются: восстановление психической работоспособности, формирование благоприятного психологического климата, управление психическими состояниями, психическая десенсибилизация и активизация, использование психофармакологических средств. Каждая из этих задач решается специфичным комплексом Средств и методов при условии обеспечения соответствующей психодиагностики.

Восстановление психической работоспособности основано на использовании возможностей восстановительной функциональной системы организма, получившей название трофотропной. Действие этой системы зависит от уровня бодрствования. Различают следующие уровни бодрствования:

• активное состояние, когда человек занят каким-либо делом;

• пассивное, когда расслаблены мышцы, закрыты глаза и человек ни о чем не думает, появляется сонливость;

• дремотное, когда сонливость отчетливо выражена, в любой момент человек может заснуть, но еще не спит;

• сон средней глубины, когда человек спит, но спит достаточно чутко, способен реагировать на средние по интенсивности раздражители (так называемый «дежурный сон»);

• глубокий сон, когда наступает полное отключение от дневных забот, человек способен реагировать лишь на достаточно интенсивные раздражители.

Развитие процесса торможения в соответствии с названными уровнями (от активного состояния к глубокому сну) приводит к последовательному нарастанию эффективности восстановительных процессов в нервной системе. Кажущаяся простота восстановления психической работоспособности разбивается, как волна об утес, о невозможность продвинуться хотя бы на ступеньку выше в развитии торможения, не говоря уже о спо-|собности заснуть. Это явление хорошо знакомо спортсменам.

Шахматисты высокого уровня редко обходятся без психолога, одной из основных задач которого является «обеспечение» сна. Спортигровикам, спортсменам «попыточных» видов хорошо известны явления неиспользованных возможностей для отдыха в период между попытками или выходами на площадку, когда спортсмен «остается в игре» или следит за попытками соперников. Вместе с тем у опытных спортсменов нередки случаи использования сна даже в промежутках между попытками.

Для обеспечения восстановления психической работоспособности спортсменов используются три группы методов: внушение в состоянии бодрствования, гипносуггестия, аппаратурные методы.

Внушение в состоянии бодрствования предполагает формирование осознанного отношения к арсеналу используемых приемов соревновательных действий с позиций оценки их эффективности и рационального расходования энергии, выявление специфических возможностей конкретного вида спорта для восстановления работоспособности и «сберегательных технологий» ведения соревновательной борьбы. Обычно в форме доверительной беседы спортсмен и тренер обмениваются мнениями о причинах неудач в соревнованиях и анализируют условия преодоления недостатков. Чаше всего в качестве таких условий могут служить обеспечение эмоциональной разрядки (дренаж эмоций), отвлечение или сознательное переключение внимания на другой объект, а также формирование специального стиля поведения, позволяющего демонстрировать соперникам наличие запаса сил и психической активности. Одним из важных условий внушения в состоянии бодрствования служит стремление спортсмена к преодолению недостатков и приобретению необходимых навыков психической реабилитации. В командных видах спорта такие беседы могут заканчиваться разработкой специальных словесных формул, которые принимаются всеми игроками и становятся своеобразными законами их поведения на поле, площадке, корте.

Гипносуггестия подразумевает способность спортсмена переходить к особому сноподобному состоянию, характеризующемуся доверием к лицу, проводящему сеанс. В гипносуггестии одновременно используются как свойства трофотропной функциональной системы, так и возможности второсигнальной (с помощью речи) регуляции психики. Благодаря этому эффект восстановления может быть выше, чем во время сна или при внушении в период бодрствования. Однако выраженность способности к гипносуггестивным воздействиям у людей весьма индивидуаль

на, поэтому и применение данной группы методов не всегда оправдано.

Аппаратурные методы применяются в тех случаях, когда эффективность словесных и гипносутгестивных методик оказалась недостаточной или степень психического напряжения не позволяет надеяться на успех восстановления психической работоспособности. К числу этих методов относят: электроанальгезию, электромассаж, электропунктуру.

Электроанальгезия базируется на воздействии импульсных токов определенной формы и частоты (от 500 до 2000 герц) на центральную нервную систему, что способно формировать участки распространяющейся депрессии. Благодаря применению аппаратурных методов ослабляется последействие стрессовых состояний и создаются предпосылки для более успешного исполь зования вербальных методов.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательными эмоциями, снижением уровня мотивации, самооценки, волевых и познавательных процессов, общей пассивностью поведения.

Вербальный – связанный с речевой деятельностью.

Длительность аппаратурного воздействия, как правило, не превышает получаса. Следует отметить, что совместное использование аппаратурных и вербальных средств восстановления не только более эффективно, но и способно поколебать и даже разрушить неверие в силу словесных методов.

Электромассаж предполагает использование миостимуляции слабым током (до 650 микроампер) различных мышечных групп. Миостимуляции подвергаются наиболее обширные и крупные группы мышц: живота, спины, бедер. Как правило, конструкцией прибора обеспечивается поочередное (по кругу) подключение мышечных групп.

Электропунктура сопряжена с обнаружением и последующей стимуляцией слабым постоянным током электрически активных точек кожного покрова. Обнаружение этих точек облегчается особыми атласами и приборами, измеряющими сопротивление кожи на этих участках. Воздействие на электрически активные точки кожи способствует ликвидации дисбаланса возбуждения и торможения в центральной и вегетативной нервной системе.

Есть ли в планах вашей спортивной подготовки восстановление психической работоспособности? Какими средствами и методами вы пользуетесь для этого? В чем видите положительное влияние таких действий?

2. Психологический климат как фактор психогигиены

Термин психологический климат – сравнительно недавнее приобретение социальной психологии – до сих пор не имеет четких границ интерпретации и применения, хотя и употребляется довольно часто как в научном, так и в обиходном языке. В настоящее время принята более расширенная трактовка этого понятия. Она включает систему межличностных отношений (симпатии, антипатии), охватывающую также взаимодействие людей (подражание, сопереживание, идентификацию, рефлексию), взаимные требования, настроение, стиль совместной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство.

Идентификация – уподобление себя партнеру по взаимодействию вплоть до открытого подражания, проекция на партнера представлений о самом себе, видение в партнере самого себя, а также способ познания личностного смысла действий партнера путем перенесения себя в условия и обстоятельства этих действий.

Рефлексия – сложный процесс взаимного зеркального отражения партнеров по взаимодействию и последующие действия с учетом предполагаемого мнения партнера о себе самом. Отражается субъект, каков он есть в действительности, каким он видит самого себя и каким он видится другому, а также все эти три позиции со стороны другого партнера.

Психологический климат относится к числу массовидных социально-психологических явлений, обладает достаточной устойчивостью и играет роль своеобразной «экологической среды» для личности спортсмена, входящего в группу. В связи с этим климат может быть положительным, отрицательным или нейтральным в зависимости от того, как он влияет на деятельность личности.

Можно выделить три основных характеристики психологического климата: психологическую, социально-психологическую и социальную.

Психологическая характеристика чаще всего раскрывается в интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойствах группы и динамике ее состояний. Говорят об атмосфере увлеченности, подавления личности, завистливости, страха, творчества и т.п. Психологическая атмосфера может способствовать проявлению соответствующих особенностей личности спортсменов или тормозить эти проявления.

Социально-психологическая характеристика проявляется в сотрудничестве и взаимодействии, в тех изменениях психики, которые консолидируют группу, то есть способствуют становлению командного духа, сплоченности, дружбы, выработке системы взаимных требований, повышающих эффективность совместной деятельности, порождают удовлетворенность этой деятельностью.

Социальная характеристика отражает объективные социальные условия (политические, моральные, деловые) для становления и проявлений психологической и социально-психологической характеристик климата команды, а также социально приемлемые формы проявления психологического климата и социально значимое (например, эстетическое) содержание эмоций, волевых мотивов, интеллектуальных отношений, сотрудничества и взаимодействия.

Далеко не всегда формы проявления эмоций, воли, интеллекта внутри команды приемлемы на людях: перед болельщиками, посторонними людьми, в общении с представителями других профессий. Тем не менее, благоприятный психологический климат только тогда является по-настоящему весомым психогигиеническим фактором, когда он не идет вразрез с социально одобряемыми нормами.

Вспомните формы выражения эмоций футболистами, забившими мяч в ворота соперника. Согласитесь, что не всегда они выглядят эстетично и уважительно к зрителям. В хоккее таких взрывов эмоций поведения меньше, зато откровенных потасовок больше. На улице такое поведение вызвало бы в иных случаях вмешательство стражей порядка.

Такие проявления эмоций угодны некоторой части зрителей, и спортсмены соответствующих видов спорта «произрастают» в психологическом климате демонстративной грубости и неуважения к соперникам. К счастью, в ритуалах поведения спортсменов, выработанных столетиями, сохранилось и немало положительного, вызывающего уважение трибун. Побежденный и победитель обмениваются рукопожатиями и т.д.

i/3-ш.

Дайте характеристику психологического климата в вашей команде. Видите ли вы связь психологического климата в команде и спортивной результативности?

3. Регуляция психических состояний

При всей многогранности динамики психических состояний в спортивной деятельности специфика предмета психогигиены спорта позволяет определить три основных типа ситуаций, в которых используется психорегуляция: коррекция динамики усталости, снятие избыточного психического напряжения, преодоление состояния фрустрации.

Психологи спорта разработали широкий спектр методик и средств успешного решения вопросов психогигиены в перечисленных выше типичных ситуациях, включающих как вмешательство извне (гетерорегуляцию), так и саморегуляцию. Решение задач психорегуляции осложняется, как правило, наличием особых фаз в динамике этих состояний. Например, нарастание усталости проходит фазы апатии, повышенной возбудимости и функциональных расстройств (вплоть до заболеваний).

Апатия – психическое состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием, поверхностностью чувств, ослаблением мотивов.

Коррекция динамики усталости в самом общем виде сводится к назначению щадящего режима нагрузок, поскольку нарастание утомления сопровождается повышенной чувствительностью, болезненным восприятием воздействий, ранее воспринимавшихся как нормальные или малозначимые. В качестве дополнительных средств психогигиены усталости могут быть использованы: смена деятельности, строгое соблюдение режима нагрузок и отдыха, внушение и самовнушение сна и сноподобных состояний, обучение спортсменов рациональным приемам отдыха при кратковременных паузах, предусмотренных регламентом соревнований, а также электроанальгезия, электронаркоз, специальные аудио- и видеозаписи картин природы.

Снятие избыточного психического напряжения сопряжено со стратегией десенсибилизации, то есть снижения чувствительности к факторам, вызвавшим неадекватное психическое напряжение, а также с устранением объективных причин стрессового^ состояния. К числу явных проявлений избыточного психического

напряжения относится «предстартовая лихорадка». Она может быть вызвана непосильностью задачи, поставленной перед спортсменом или командой, переоценкой собственных сил и возможностей, своеобразным «заражением» нервозностью другого спортсмена или команды и т.п.

Существует две принципиально различные ситуации, в которых необходимо снятие избыточного психического напряжения: ситуация перед стартом и ситуация возникновения избыточного волнения по ходу соревнования. В первом случае спортсмен может рассчитывать на помощь извне, а во втором чаще всего он должен полагаться на собственные возможности.

Средства, которые используются для снятия предстартового избыточного психического напряжения, носят прежде всего успокаивающий характер. Наибольшей эффективностью обладает сочетание гипносуггестивных воздействий и электроанальгезии, которая чаще всего играет роль отвлекающего фактора. Крайнее безразличие, «предстартовая апатия» после избыточного возбуждения встречаются редко, хотя и не исключены полностью.

При возникновении избыточного психического напряжения в процессе соревнования основное место отводится средствам саморегуляции; эффект саморегуляции зависит от владения арсеналом ее приемов, адаптированных к условиям соревнований в конкретном виде спорта.

Преодоление состояния фрустрации – психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой для возникновения стойких негативных эмоций, а в сочетании с утомлением и стрессом представляет значительную опасность для психического здоровья спортсмена (не говоря уж об исходе соревнования).

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от состояния спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этих целей используются самовнушение и самоубеждение.

Особое место в регуляции психических состояний спортсменов занимают средства саморегуляции. Саморегуляция предполагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетания. Различают само-'/28*

убеждение и самовнушение. Самоубеждение – воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества. Самовнушение – способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде, без доказательств, но от этого она не становится менее значимой, чем познанная истина.

С помощью средств саморегуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются. В качестве примера приведем общеизвестные достижения йогов в регуляции обмена веществ, работы сердца, температуры тела. В культуре и науке народов мира накоплены обширные сведения о саморегуляции.

В спорте чаще всего используются четыре разновидности психической саморегуляции: аутогенная тренировка, психорегулирую-щая тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка.

Аутогенная тренировка (AT) состоит из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоение, вторая предполагает переход человека в особое состояние – надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психических качеств. При этом человек не представляет, каким путем может быть достигнуто желаемое, полностью полагаясь на возможности своего организма. Степень овладения данным методом психорегуляции зависит от разработки своеобразной лестницы словесных формул, шагая по ступеням которой, человек переходит от исходного психического состояния к необходимому для здоровья, высших спортивных достижений, развития психики.

Психорегулирующая тренировка (ПРТ) представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированный к условиям занятий спортом. Она адресована людям, хорошо владеющим релаксацией мышц, практически здоровым, уделяющим большое внимание развитию координации движений. В связи с этим в ПРТ не применяются формулы, вызывающие чувство тяжести в конечностях. Иногда, напротив, включаются формулы преодоления этого чувства (если оно все-таки возникает). Главной задачей ПРТ является управление уровнем психического напряжения.

Психомышечная тренировка (ПМТ) направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет

сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Методика более проста в сравнении с AT и ПРТ, доступна юным спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В ПМТ выделяют четыре ступени перехода к расслаблению и от него-к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности.

Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном активном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая – на представлениях,, облегчающих освоение навыка, третья – на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. В соответствии с этим разработана и структура идеомоторной тренировки, включающая внутреннюю актуализацию (фазы экспозиции, обсервации, идеомоторная) и внешнюю реализацию (фазы имитации и практической тренировки). Идеомоторная тренировка более всего эффективна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6–18 %).

В спортивной деятельности с психогигиеническими целями используется и ряд других методик: «наивная психорегуляция» (талисманы, ритуалы, разминки и т.п.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулирующие комплексы физических упражнений.

Используете ли вы методы психорегуляции в процессе тренировок и соревнований? Какой из методов предпочитаете? Есть ли в вашем арсенале психологической подготовки «наивные» методы? Какие именно?

4. Психофармакологические средства в психогигиене

Психофармакологические средства в современном спорте используются для психогигиенических целей в трех основных направлениях: для профилактики нежелательной психодинамики,

коррекции состояний и десенсибилизации (снижения чувствительности к стрессовым факторам).

В применении психофармакологических средств множество различных проблем, связанных с морально-этической стороной, с применением этих средств без должного врачебного контроля, с передозировкой, с привыканием организма к постоянно используемым препаратам, с недостаточной изученностью побочных явлений при применении психотропных средств, с образованием определенной зависимости спортсмена от применения некоторых лекарственных форм и с возможностью значительных изменений психики в период прекращения приема препаратов, а также с коррекцией тренировочных и соревновательных нагрузок в условиях психофармакологического вмешательства.

Различают пять основных групп психофармакологических препаратов, применяемых в спортивной практике.

Транквилизаторы (анксиолитические вещества) применяются для снижения тревожности, страха, психического напряжения, возможных вегетативных расстройств; оказывают успокаивающее воздействие.

Антидепрессанты (тимолептики) назначаются при депрессивных состояниях, апатии, вялости, при тревожных депрессиях; повышают настроение за счет успокоения или повышения активности.

Психостимуляторы назначаются при астении, переутомлении, длительном применении нейролептиков (при привыкании к этим препаратам); избирательно активизируют мотивы деятельности, осуществляемой в период приема препарата.

Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости, истощаемое™, снижении порогов ощущений, неустойчивости настроения, нарушении сна.

Ноотропы (препараты метаболического действия) назначаются при снижении умственной активности, отравлениях, расстройствах сознания при нарушениях мозгового кровообращения; в спорте используются побочные эффекты ноотропов при необходимости «очистки» двигательных навыков от излишних напряжений мышц-антогонистов (экономизация), а также в периоды акцентированного развития выносливости.

Адаптогены (в основном растительные препараты) назначаются в ситуациях привыкания к нагрузке, при смене часовых поясов, климатических зон, при тренировках и соревнованиях Со

сменой высоты над уровнем моря, резких изменениях характера нагрузок; вызывают проявления адаптационного синдрома. Эффект выражается в адекватном реагировании на нагрузку и умеренном повышении мотивации.

Каково отношение к психофармакологическим средствам в избранном вами виде спорта? Знакомы ли вы с практическим применением различных психофармакологических средств? Приходилось ли вам иметь дело с антидопинговым контролем? Есть ли у вас твердая убежденность в невозможности применения допинга в спорте? Каким образом эта позиция была сформирована?

Объемные требования Теория

Задачи психогигиены спорта: восстановление психической работоспособности, формирование благоприятного психологического климата, управление психическими состояниями, психическая десенсибилизация и активизация.

Психогигиенические методы в спорте: внушение в состоянии бодрствования, гипносуггестия, аппаратурные.

Психологический климат как фактор психогигиены. Характеристики психологического климата: психологическая, социально-психологическая и социальная.

Регуляция психических состояний: коррекция динамики усталости, снятие избыточного психического напряжения, преодоление состояния фрустрации. Методы психической саморегуляции: аутогенная, психорегулирующая, психомышечная и идеомотор-ная тренировка.

Психофармакологические средства в психогигиене. Проблема их использования. Группы психофармакологических средств: транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотро-пы, адаптогены.

Практика

Практическое освоение одного из методов психорегуляции.

Литература

1. Д о и з е р Э. Здоровье спортсмена. – М.: ФиС, 1980.

2. Допинговый монстр. - Р.Д. Сейфулла, И.А. Анкундинова.-М.: 1996.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных