Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и развитие спортивной психологии 9 страница




3. К р е т т и Б. Дж. Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1978.

4. Мартене Р. Социальная психология и спорт. – М.: ФиС, 1979.

5. Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. – М.: ФиС, 1979.

6. Некрасов В.П., X у д а д о в Н.А. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: ФиС, 1985.

7. Справочник по психиатрии. //Под ред. А.В. СнежевскогоМ.: Медицина, 1985.

Глава IX

ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ И ОТБОР В СПОРТЕ

Используемые понятия общей психологии:

экстремальные условия, отражение цели, имижд, уровень притязаний, моделирование психики.

1. Основные факторы надежности в спорте

Надежность в спорте – способность спортсмена к высокоэффективной соревновательной деятельности в экстремальных условиях.

Проблема надежности возникла вместе с ростом спортивных результатов, повышением ответственности спортсменов и команд за результат выступлений, стремлением повысить безошибочность соревновательных действий спортсменов в экстремальных условиях, особенно характерных для большого спорта.

Экстремальные условия – измененные, непривычные условия жизни и деятельности человека, характеризующиеся дефицитом времени и необходимой информации, риском, высокой ответственностью, изоляцией, необычностью ощущений и восприятия.

Соревновательная деятельность сопряжена с множеством различных «сбивающих» факторов, таких как нарастающее утомление, изменение погодных условий, неожиданные приемы соперника, действия зрителей, необъективность судейства и т.п.

Принято считать, что существует динамическая связь между качественной стороной надежности (свойствами организма и психики спортсмена) и количественной стороной (стабильностью и эффективностью спортивной результативности). В основе оценки надежности соревновательной деятельности лежит ее ре

Q–1209

зультативность, при этом конкретный результат, показанный спортсменом на данном соревновании, – признак надежности в данное время, а основой стабильной надежности служит динамика спортивной результативности за определенный промежуток времени.

В изучении надежности соревновательной деятельности специалисты обычно рассматривают четыре основных фактора: биомеханический, медико-биологический, психологический, социально-педагогический.

Биомеханический фактор надежности наиболее тесно связан с техникой, используемой спортсменом. Эта техника может быть целесообразной, рациональной, эффективной, ориентированной на индивидуальные биомеханические особенности. Современные компьютерные средства позволяют с высокой степенью достоверности моделировать технику движений спортсмена, обеспечивая тем самым возможность оценки ее эффективности и проверки в самых разных условиях. Достигнутый высокий уровень биомеханической надежности становится и важным психологическим фактором, повышающим уверенность спортсмена, определяющим положительный настрой на соревнование.

Медико-биологический фактор включает в слагаемые надежности состояние здоровья, функционирование центральной нервной системы и ее анализаторов, энергетические и биохимические предпосылки. Практиками и учеными разработаны критерии и тесты определения медико-биологических условий, способствующих повышению надежности соревновательной деятельности. К их числу относят показатели уровня кислородного долга и максимального потребления кислорода, кислотно-щелочного баланса и т.д. Все эти слагаемые также становятся объективной предпосылкой психической надежности спортсмена, создавая запас прочности соревновательных действий, обеспечивая широкий диапазон адекватных реакций спортсмена и команды в самых неожиданных соревновательных ситуациях.

Психологический фактор играет интегрирующую роль, обеспечивая отвечающий задачам соревновательной деятельности уровень психорегуляции, создавая предпосылки для реализации биомеханического, медико-биологического и социально-педагогического факторов надежности спортсмена. Важнейшими слагаемыми психической надежности специалисты считают специализированное восприятие, концентрацию внимания, регуляцию эмоциональных состояний, волевые проявления, силу нервной системы, мотивы деятельности и их иерархию в структуре личности, коммуникативные способности.

Социально-педагогический фактор надежности включает широкий спектр проблем воспитания спортсмена в соответствии с культурными, национальными, интернациональными, патриотическими, государственными интересами и традициями. Социально-педагогические условия сопряжены с высокой ответственностью за успешность выступления в соревнованиях, принимаемой на себя спортсменом. В недавнем прошлом подлинная социальная педагогика нередко подменялась морально-психологическими «накачками» спортсмена перед стартом, способными привести к диаметрально противоположным результатам. Особое место в социально-педагогическом обеспечении надежности приобретает формирование психики спортсмена в условиях сотрудничества и взаимодействия в команде. Надежность командной деятельности – сравнительно мало разработанная сфера спортивной психологии.

С какими факторами надежности вы знакомы по собственному тренировочному и соревновательному опыту? Какие ошибки (технические, тактические) вы чаще всего допускаете в соревнованиях? Какие физические качества (силу, выносливость, быстроту и др.) вам сложнее проявить в экстремальных условиях?

2. Понятие о психической надежности

Психическая надежность – свойство личности, позволяющее спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени.

Психическая надежность – системное качество психики, в котором задействованы биологический, психофизиологический, личностный и социально-психологический уровни ее функционирования. Не менее важными компонентами понятия «психическая надежность» служат стабильность и высокая эффективность результатов выступлений в соревнованиях, включая стабильный прирост результативности, высокие места в крупных соревнованиях. Еще одним слагаемым психической надежности является приуроченность достижения ее уровня к определенному сроку – времени проведения крупных соревнований. Для спорта характерно стремление к совершенствованию, спортсмен не может быть постоянно надежным, поскольку ему приходится корректировать технику, тактику, разучивать новые приемы, то есть временно терять былой уровень совершенства при переходе к новым ступеням спортивного мастерства. 9*

Не так уж редко перед спортсменами встает вопрос: либо рискнуть, продемонстрировать в соревнованиях освоенный на тренировках новый элемент техники или тактики (и тем самым добиться более высокого результата), либо обойтись старыми, проверенными, надежными приемами и смириться с умеренными достижениями в данных соревнованиях. Психическая надежность в значительной мере характеризуется оправданным риском, который подобен пониманию способностей как некоторого потенциала, запаса прочности и возможности достичь результата, ранее недоступного.

Понятие психической надежности в спорте сверяется с понятием надежности в других отраслях психологии, например в эргономике. Известно, что более половины отказов и ошибок в системе «человек – машина» обусловлены ненадежностью человека. Прямая аналогия с техническими видами спорта очевидна настолько, что в автогонках формулы 1 специалисты стараются обеспечить успех за счет повышения надежности конструкции и обслуживания, а на долю гонщика оставляют всего около 20 %. Считается, что надежность человека повышается в сравнении с машиной по мере возрастания сложности задачи, то есть при из -менении условий деятельности в сторону усложнения, при действиях, требующих принятия оригинальных решений.

Особое место в формировании понятия психической надежности в спорте принадлежит устойчивости к стрессу – неспецифической реакции организма на различные вредные факторы: холод, голод, усталость, быстрое передвижение, недостаток кислорода, потерю крови, боль, неопределенность ситуации, чрезвычайную значимость событий для личности и т.п. На воздействие стресс-факторов организм отвечает не только соответствующей защитной реакцией, но и универсальным процессом – адаптационным синдромом, то есть мобилизацией возможностей организма для приспособления к условиям, вызвавшим стресс. Существует целый ряд заболеваний, вызваемых неадаптирован-ностью организма к стрессовым условиям (аллергия, язва желудка, сердечно-сосудистые заболевания), существует и привыкание к хроническому стрессу (у альпинистов, спасателей, участников различных ралли). При этом стрессовые реакции могут быть вызываны не только реальными условиями, но и представлением об опасности, то есть психическим путем. В связи с этим навыки психорегуляции могут стать предпосылкой повышения психической надежности наравне с преодолением неопределенности и чрезмерной значимости результата соревнований для спортсмена и команды.

Можно ли сказать, что основная причина ваших неудач в спорте имеет отношение к психической надежности? Связано ли это с тем, что в соревнованиях вы пытаетесь превзойти самого себя, то есть ставите непосильные задачи? Есть ли разница в ваших психических состояниях, которые обычно бывают у вас на тренировках и соревнованиях? В чем именно состоит эта разница?

3. Прогнозирование надежности выступлений на соревнованиях

Прогнозирование надежности – предвидение динамики и уровня надежности предстоящих спортивных выступлений спортсмена или команды. Особой ситуацией определения надежности при прогнозировании является ее изменение во времени. Исходя из определения надежности, прогнозирование представляется достаточно сложным процессом, поскольку главным условием надежности является готовность действовать эффективно в экстремальных условиях. Во-первых, экстремальных условий может и не быть. Во-вторых, основные соперники могут быть также далеки от проявлений высокого уровня надежности. В-третьих, сами стрессовые соревновательные ситуации из-за индивидуальных особенностей психики спортсменов могут оказаться субъективно более переносимыми для одних и стать дезорганизаторами поведения для других.

Научные работники и практики-тренеры настойчиво ищут пути прогнозирования надежности соревновательной деятельности. Выше мы называли основные факторы повышения надежности, каждый из которых и все вместе предопределяют ее динамику. Однако в основание возможности прогнозирования могут быть положены только те действия, которые по принципу отражения цели выводят спортсмена на обеспечение «запаса прочности».

Отражение цели – свойство психического отражения, лежащее в основе целеполагания в системе. Согласно этому свойству психики цель не выдумывается, не ставится субъектом, а «выдейсгвывается», вытекает из совокупности уже совершенных действий как необходимый полезный их результат. Принцип отражения цели принят на вооружение теорией физического воспитания и спортивной тренировки.

Принципиально важным является понятие долгосрочности прогноза. Редко встречается необходимость получения краткосрочного прогноза надежности (менее чем за 1, 5 месяца). Чаще всего (в связи с годичным планированием) прогнозы определя

ются сроком до одного года. Двухлетние и четырехлетние, среднесрочные, прогнозы надежности обычно приурочены к системе чемпионатов мира и олимпийским играм. Гораздо реже в практике встречается долгосрочное прогнозирование надежности на период до восьми лет, то есть на два олимпийских цикла.

В основу прогноза надежности закладываются многочисленные показатели, которые можно разделить на пять групп: социальные, социально-психологические, личностные, спортивного результата, функциональные.

Социальные показатели надежности – социальный статус спортсмена конкретного вида спорта в данной стране, регионе, уровень социальной поддержки или препятствий для полноценных занятий спортом вообще и данным видом спорта, возможность сочетания учения (работа на перспективу) и занятий спортом, семейное положение и т.п. Каждый из этих показателей настолько существенен для каждого спортсмена или команды, что в любой момент может стать решающим при определении среднесрочного и долгосрочного прогнозов (просто потому, что спортсмен может уйти из спорта).

Социально-психологические предпосылки прогнозирования надежности в значительной мере определяются психологическим климатом в команде, коммуникативной компетентностью спортсменов, тренеров и руководителей спорта. Кроме того, существенным моментом прогноза надежности в этом плане является специальная работа на имидж, вернее, степень сформированнос-ти благоприятного имиджа спортсмена или команды, что не всегда напрямую связано со спортивными достижениями.

Имидж – сложившийся в массовом сознании стереотипный эмоционально окрашенный образ личности, деятельности или ее продукта. Наиболее эффективный путь формирования имиджа лежит через средства массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, печать).

Нередко спортсмены избирают скандальные варианты имиджа, что не мешает им занимать ведущее положение в спорте и даже демонстрировать уникальное спортивное долголетие.

Личностные качества спортсмена как основание для прогнозирования включают: мотивацию, волю, уровень развития и реализации способностей, особенности характера и темперамент, специфику протекания эмоциональных процессов. Все эти качества личности нужно «помножить» на степень владения приемами психорегуляции, психогигиены.

Спортивный результат (вернее, его динамика) – важнейший показатель, на основании которого строится прогноз надежнос

ти. Тем не менее использование результативности соревновательной деятельности весьма противоречиво. Дело в том, что далеко не все соревнования, в которых участвуют спортсмены, в полной мере могут быть отнесены к разряду ответственных. В большом спорте предпринимается немало шагов для того, чтобы лучшие спортсмены мира могли достаточно часто соревноваться друг с другом. Однако в этом случае не всегда достигается точность прогноза, поскольку высокое мастерство и плотность результатов ведущих спортсменов нередко приводят к неожиданным и весьма ощутимым колебаниям состава призеров. В ряде видов спорта успешно используются рейтинги спортсменов и команд, которые определяются по достаточно сложным формулам учета результативности. Рейтинги служат удачным показателем надежности спортсмена или команды, и прогноз надежности на основе рейтинга – один из предпочтительных.

Функциональные предпосылки прогноза надежности составляют обычно целый комплекс, специфичный для каждого вида спорта или даже спортивного амплуа. В этот комплекс включаются психофизиологические, физиологические, технические, тактические и физические показатели. Нередко на основании изучения таких показателей разрабатываются перспективные модельные характеристики для конкретного вида спорта.

Следует также отметить, что использование в прогнозировании физических, физиологических, технических и других показателей, которые напрямую не могут характеризовать психику спортсмена, тем не менее актуально и для психической надежности. Сам факт преимущества в технике, тактике и т.п. является аргументом в пользу его обладателя, может служить своеобразным средством давления на соперников и вместе с тем способствовать становлению уверенности в своих силах и проявлению волевых качеств.

В современном спорте прогнозирование надежности, равно как и планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, все чаще проводится с использованием компьютерной техники, представляющей мощные возможности для учета огромного количества показателей, использования развитого математико-статистического аппарата и многофакторных аналитических методик.

В целях прогнозирования надежности используются три группы методик: экспертной оценки, моделирования и экстраполяции.

Экспертная оценка подразумевает прекрасное знание специфики вида спорта, условий проведения соревнований, качеств соперников и спортсменов, для которых строится прогноз. Точность прогноза в этом случае колеблется от 30 до 80 %. Наивысшие показатели точности прогнозирования надежности получе

ны в группах экспертов, состоящих из тренеров-практиков с большим стажем и научных работников (от 58 до 84 %).

Метод моделирования возможен либо на основе теоретических предпосылок, либо, как чаше всего бывает, на основе учета всевозможных статистических данных результативности, фиксации удачных технических действий по ходу матча, показателей диагностических методик: психологических, физиологических, биохимических, врачебного контроля и т.п. Как теоретическая, так и эмпирическая модель надежности строятся с использованием сложного математического аппарата. В последние годы четко обозначилось направление компьютерной реализации моделей тренировочного процесса, когда от тренировки к тренировке в базу компьютера вводятся результаты прошедших тренировок и тут же определяется задание на очередную тренировку.

Метод экстраполяции предполагает реализацию возможностей регрессионного анализа в линейной и нелинейной процедурах построения регрессий. Каждый новый полученный результат и время, в которое он показан, становятся основанием для построения и коррекции прогноза на заданный срок. Эффективность этого метода прогноза – от 50 до 90%.

Случалось ли вам прогнозировать динамику результатов (самостоятельно или с тренером)? Какие параметры подготовки вы при этом учитывали? Оправдались ли эти прогнозы? Если прогнозировать не случалось, то сделайте прогноз сейчас (или в ближайшее время) и ответьте на вопрос об учитываемых параметрах.

4. Этапы и принципы психологического отбора

Психологический отбор в спорте теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Если говорить точно, то обеспечение психической надежности является одним из факторов психологического отбора, а на стадии высшего спортивного мастерства становится решающим фактором отбора.

Отбор предполагает превышение числа претендентов над числом вакантных мест. В спорте речь идет не об ограничении числа занимающихся, а о постепенном сужении к вершине «пирамиды» лиц, которым доступны высшие спортивные достижения. Собственно говоря, проблема психической надежности становится центральной только для высшей стадии спортивного мастерства, хотя на предыдущих стадиях отбор присутствует в гораздо большей степени, когда спортсмен проходит через «сито»

спортивных результатов, «конкурс» способностей, испытание сочетанием учебы и занятий спортом.

Не зря основные этапы психологического отбора получили образные названия: «отсев», «адаптация» и «надежность».

«Отсев» – название этапа психологического отбора, характерного для начала занятий спортом. Иногда спортсмен сразу находит подходящий для него вид спорта, иногда ему приходится сменить несколько секций и тренеров, нередко и тренер (разумеется, в интересах самого спортсмена) рекомендует ему заняться другим видом или совсем оставить спорт. Занимаясь в секции или клубе, спортсмен также долгое время будет решать проблемы общефизической подготовки и не сразу сможет проявить свои способности именно вследствие недостатка некоторых физических или психических качеств. В этом случае занятия спортом становятся для него неинтересными и он может отказаться от посещения тренировок. Только четверо из тысячи занимающихся спортом достигают результатов мастера международного класса.

«Адаптация» – стадия психологического отбора, связанная с окончательным выбором специализации и закреплением спортсмена в спортивной деятельности. Эта стадия не менее, чем другие, изобилует проблемами психологического порядка. Здесь и переносимость повышающихся физических нагрузок, и возрастание конкуренции, и длительное пребывание вне дома и семьи на сборах и в поездках, и неясность перспектив приобретения профессии, и многое другое. Наиболее важной психической стороной этой стадии отбора является становление спортивной мотивации. Спортсмен должен почувствовать «вкус победы», преодолеть трудности волевого порядка, когда приходится выполнять много самой разнообразной работы над физическими качествами, техникой, материально-техническим обеспечением. Должно произойти становление личности, четко направленной на спортивные достижения, и признание этой личности ближайшим окружением и основными соперниками. Не случайно в этот период психологи отмечают отчетливое возрастание самооценки и уровня притязаний.

Уровень притязаний характеризует степень надежды на успех, трудность или легкость задач, выбираемых личностью для самостоятельного решения, влияние успеха или неудачи на последующую активность в достижении иели, желаемый уровень самооценки (высокой, адекватной или заниженной).

«Надежность» – символ и синоним завершающего этапа психологического отбора. Характеризуется становлением системы обеспечения психической надежности спортсмена и команды.

(Об основных предпосылках надежности говорилось в предыдущих разделах).

Психологический отбор – весьма сложная научная, организационная и практическая проблема. Ее решение предполагает объединение социальных, экономических, этических и педагогических знаний и методических подходов. В связи с этим разработан ряд принципов, играющих роль своеобразных методологических маяков при ориентации тренера, спортсмена, психолога в решении задач психологического отбора.

Принцип системности – основополагающий метод научного познания, требующий изучения явлений (в данном случае психологического отбора) с позиций включенности явления в состав системы более высокого порядка (в культуру, государство), а также познания других системных механизмов: целеполагания, иерархизации, дополнительности, взаимосодействия, изоморфности.

Принцип научной обоснованности в конечном счете требует от специалистов, решающих задачи отбора, четкой ориентации в современных направлениях научных исследований, высокой научной компетентности и обоснованности принимаемых решений.

Принцип комплексности означает учет многочисленных факторов подготовки спортсмена, а в ряде случаев и необходимость применения специального метода (например, моделирования или математического анализа), который позволяет соотнести используемые критерии отбора, принять решение вероятностного порядка и при этом не забыть о корректности и форме доведения результата до спортсмена или команды.

Моделирование психики – метод исследования психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных моделей (математических, кибернетических, компьютерных). Модель должна воспроизводить наиболее существенные признаки оригинала.

Принцип динамического пролонгирования в настоящее время получил название психологического мониторинга. Он означает постоянное использование различных методов измерения и контроля спортивных способностей, функциональных состояний для изучения динамики развития и последующего прогнозирования.

Принцип педагогической ценности реализует этическое и воспитательное значение диагностических процедур и управляющих решений. Он требует корректного, педагогически грамотного подхода к определению перспектив личности при использовании различных психологических показателей и моделей.

Принцип адаптивности критериев отбора – один из самых важных и противоречивых. Самим принципом предполагается

использование гибких, применимых к конкретной ситуации критериев отбора. Однако спортсменам такая гибкость кажется чаще всего проявлением субъективных симпатий тренера. В связи с этим данный принцип отбора должен сочетаться с другими, изложенными выше.

Принцип актуальности предполагает постоянное подчеркивание значимости используемых критериев отбора и их системы для обеспечения роста спортивных результатов. Как правило, этот принцип побуждает тренеров и психологов, проводящих работу в русле психологического отбора, разрабатывать различного рода прогнозы выступлений в отношении не только спортивных результатов, но и психических состояний, в которых они могут быть показаны. Одну из решающих ролей в актуализации критериев отбора играют методы саморегуляции и психогигиены.

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Принцип рентабельности требует разработки методов оценки эффективности, практической полезности мероприятий психологического отбора с различных позиций: целесообразности, прогностичности, временных затрат, себестоимости, оперативности получаемых рекомендаций, кадрового потенциала.

Принцип гуманизма является принципом принципов, то есть интегративным принципом построения всей системы психологического отбора. Человек – главная фигура спорта, ради его блага ведется работа по психологическому отбору. Даже тогда, когда спортсмену не рекомендовано участие в конкретных соревнованиях или предложено расстаться с командой, он должен быть уверен, что решение принято в его же интересах.

С какими вариантами отбора в спорте вам довелось встретиться? Какие из вышеизложенных принципов были при этом соблюдены? Что было упущено? Каким образом упущения сказались на вашей спортивной карьере?

Объемные требования Теория

Основные факторы надежности: биомеханический, медико-биологический, психологический, социально-педагогический.

Понятие о психической надежности в спорте. Оправданный риск, устойчивость к стрессу, адаптационный синдром.

Прогнозирование надежности выступлений на соревнованиях. Экстремальные условия соревнований. Долгосрочное прогнозирование надежности. Показатели, используемые в прогнозировании: социальные, социально-психологические, личностные, спортивного результата, функциональные.

Этапы психологического отбора: «отсев», «адаптация» и «надежность».

Принципы психологического отбора в спорте: системность, научная обоснованность, комплексность, психологический мониторинг, педагогическая ценность, адаптивность критериев, актуальность, рентабельность, гуманизм.

Практика

По результатам психодиагностики устойчивости психических и психомоторных процессов (эмоционально-сенсорных, эмоционально-моторных и эмоционально-ассоциативных) дать характеристику психической надежности. Соотнести ее с особенностями соревновательной деятельности.

Литература

1.Данилина Л.Н., П л ахти е н ко В.А. Проблемы психической надежности в спорте. – М.: ГЦОЛИФК, 1980.

2. Марищук В.Л., Б л у д о В Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984.

3. Психология спорта высших достижений. /Под ред. А.В. Родионов а. – М.: ФиС, 1979.

4. П у н и А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.

5. Толковый словарь спортивных терминов. /Сост. Ф.П. Суслов С.М. Вайцеховский. – М.: ФиС, 1993.

6. Худадов Н.А. О психологических исследованиях надежности деятельности спортсменов. //В сб. Психологические факторы надежности деятельности спортсмена. – М.: ВНИИФК, 1977.

Г л а в а X

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СПОРТА

Используемые понятия общей психологии:

валидность, антиципация, взаимосодействие, психологический мониторинг, операция, дистантная информация, облигаторное научение.

1. Проблема психологической характеристики вида спорта

Рано или поздно перед тренерами и спортсменами встает проблема определения психологических условий, связанных с совершенствованием подготовки в определенном виде спорта, соревновательном упражнении (спортивной дисциплине, виде соревнований) или спортивном амплуа.

В «Толковом словаре спортивных терминов» под видом спорта понимается исторически сложившийся в ходе развития спорта конкретный, относительно самостоятельный вид соревнований. Всеми вопросами проведения соревнований по конкретному виду спорта обычно руководят федерации, комитеты международного и национального уровня. По видам спорта разработаны национальные и международные правила соревнований. Вид спорта может включать один (например, хоккей с шайбой) или несколько (например, легкая атлетика) видов соревнований, соревновательных упражнений, спортивных дисциплин. Иногда соревнования по различным видам спорта объединяются для проведения олимпиад, спартакиад, фестивалей. Различают олимпийские, профессионально-прикладные, зимние, летние, водные, военно-прикладные, национальные, циклические, скорост-но-силовые, сложнокоординационные виды спорта.

Соревновательное упражнение (спортивная дисциплина, вид соревнований) представляет собой разновидность определенного вида спорта, которая рассматривается как самостоятельный вид программы соревнований по данному виду спорта. За победу в соревновательных упражнениях присваиваются звания чемпионов, в соревновательных упражнениях разыгрываются медали и призы, как индивидуальные, так и командные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных