Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модели организации коррекционно-развивающего




Обучения

 

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию, срокам освоения государственного образовательного стандарта. В специальных дифференцированных условиях обучения особенно нуждаются дети с трудностями в обучении и воспитании.

Под термином «дифференциация обучения» в современной отечественной педагогике понимается комплекс взаимосвязанных организационно-педагогических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для обучения и развития школьников с учётом их психофизических возможностей и интересов.

Попыткой реализации идеи дифференцированного обучения детей с трудностями в обучении и воспитании в условиях массовой общеобразовательной школы явилась организация специальных классов с самыми различными вариантами названий (классы адаптации, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения и др.). В таких классах должны создаваться условия для оптимального развития и образования детей данной категории с учётом их соматического здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических возможностей, способностей, интересов.

Наибольшее развитие в системе образования получили классы выравнивания для учащихся с задержкой психического развития и классы компенсирующего обучения для детей «группы риска». Эти модели организации обучения отражают два разных подхода к образованию школьников, испытывающих определённые трудности в условиях массовой общеобразовательной школы.

Классы выравнивания создаются на основании приказа № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. и комплектуются детьми с отклонениями в развитии, которые квалифицируются как задержка психического развития. Практика их создания и функционирования определена в инструктивном письме Министерства просвещения РСФСР от 3 июня 1988 г. № 10 – 136 – 6 «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития».

Классы выравнивания создаются для детей с достаточно выраженной формой задержки психического развития церебрально-органического происхождения. Дети с другими формами ЗПР чаще всего остаются в массовых классах. Комплектование классов осуществляется только на начальной ступени обучения – подготовительный, 1 класс (если задержка психического развития была выявлена уже в дошкольный период), в большинстве случаев 2 класс, иногда, в виде исключения, 3 класс. Цель организации классов выравнивания – создание для детей с задержкой психического развития адекватных их особенностям и возможностям условий воспитания и обучения, которые позволяют предупредить дезадаптацию в образовательном учреждении (Шевченко С. Г.) [93].

Для установления диагноза, определяющего потребность в специализированной программе обучения, рекомендуется комплексное обследование ребёнка при участии, как минимум, следующих специалистов: врача-психоневролога, педагога-дефектолога, психолога. Такое обследование можно провести в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) или в медико-педагогической комиссии (МПК).

В ПМПК направляются дети с рождения до восемнадцати лет по заявлению родителей или по инициативе образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов и учреждений социальной защиты населения с согласия родителей. Если это происходит по решению суда, то согласие родителей не требуется.

Обследование детей проводится в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Подростки старше двенадцати лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.

В тех случаях, когда дети направляются на ПМПК по инициативе учреждений народного образования, соцздравобеспечения, общественными организациями обязательны следующие документы:

- свидетельство о рождении /предъявляется/;

- подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей /педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда/;

- педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития ребенка с указанием педагогической помощи и ее эффективности;

- письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, его рисунки.

В педагогической характеристике необходимо указать не только недостатки ребенка, но и характер затруднений, которые ребенок испытывает, какая оказывалась помощь в их преодолении. Следует отметить и положительные качества ребенка. Необходимо включить в характеристику формальные данные: количество лет обучения в школе; сведения о семье, об особенностях познавательной деятельности ребенка; данные о школьных знаниях; сведения об особенностях эмоционально - волевой сферы личности.

На основании данных индивидуального обследования ребенка в ПМПК составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного обучения и воспитания ребенка с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей; даются конкретные рекомендации.

Если родители не согласны с заключением ПМПК, то по их заявлению государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой назначается независимая экспертиза, где родителям предоставляется право выбора /отвода/ экспертов и экспертного учреждения. Заключение независимой экспертизы может быть обжаловано в суде в порядке гражданского судопроизводства по делам, возникающим из административно - правовых отношений.

Списки обследованных детей с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образования, соцздравобеспечения и др., родителям выдается заключение с конкретными рекомендациями. Личное дело обследованного ребенка, протокол с заключением комиссии и рекомендациями по организации обучения и лечения передаются в то учреждение, куда ученик направлен. Без заключения ПМПК не разрешается прием детей в специальные образовательные учреждения и классы, отчисление или перевод из учреждения одного вида в учреждение другого вида.

В тех случаях, когда родители с детьми или сами подростки приходят в ПМПК по собственной инициативе, от них не требуется никаких документов и о результатах обследования никуда не сообщается.

При обучении в массовых общеобразовательных школах (в классах выравнивания) для детей с задержкой психического развития обеспечиваются коррекция отклонений в развитии ребёнка, его познавательной деятельности, речи, восполнение пробелов развития в дошкольный период и на начальном этапе обучения.

Структура начальных классов выравнивания может иметь варианты:

1 вариант – классы выравнивания создавались в составе 2, 3, 4 классов для детей, обучавшихся в массовой школе, но не усваивающих программу;

2 вариант – классы выравнивания создавались в составе подготовительного, 1, 2, 3, 4 классов для детей, ранее не обучавшихся в школе.

Срок обучения в начальном звене школы в этих классах на один год больше, чем в обычных массовых классах; на второй ступени обучения (5 – 9 классы) срок обучения соответствует массовым классам.

По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: если они достигли уровня своих сверстников, обучающихся в массовых классах, то они переходят в массовые классы, если нет, то продолжают посещать коррекционные классы. Перевод в массовые классы осуществляется органами народного образования на основании решения педагогического совета школы, в которой работает класс выравнивания. Протокол ПМПК (МПК) из личного дела изымается и подшивается в медицинскую карту ребёнка.

Отбор содержания и методов обучения в классах выравнивания осуществляется с учётом общей характеристики психологических особенностей детей данной категории, а также на основе педагогического изучения уровня усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой.

Для классов выравнивания разработана и утверждена нормативная документация, определены организационно-педагогические условия обучения и воспитания, учитывающие психофизические особенности детей (щадящий режим, меньшая наполняемость классов, соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности детей). Для начальной школы разработаны специальные учебные планы и программы, обеспечивающие фронтальную коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса.

В целях коррекции недостатков психического развития младших школьников, ликвидации пробелов в знаниях, а также для развития моторики, пространственной ориентации проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Специальные занятия по коррекции дефектов развития, восполнению пробелов в знаниях, а также логопедические проводятся по группам и индивидуально. Группы комплектуют с учётом сходных недостатков развития. Занятия по ритмике проводят без деления класса на группы (Шевченко С. Г.) [93].

По окончании начальных классов 50 – 60 % детей переходят в массовые классы, остальные остаются в классах выравнивания.

Учащиеся классов выравнивания получают цензовое образование в объёме неполной средней школы (9 классов). После окончания 9 класса им выдают документ того же образца, что и выпускникам из массовых классов.

Классы компенсирующего обучения (классы здоровья) открываются в массовых общеобразовательных школах для тех детей, развитие которых при поступлении в школу характеризуется средней и высокой степенью риска. Создание классов компенсирующего обучения для детей «группы риска» (типология не обозначена, по материалам ИКП РАО это в основном дети с задержкой психического развития конституционального, психогенного, соматогенного происхождения) предусмотрено Законом РФ «Об образовании» (ст. 17, п. 4), приказом Министерства образования РФ № 333 от 8 сентября 1992 года. Классы комплектуются с согласия родителей на основании рекомендации школьного консилиума, в составе которого должен быть школьный психолог, социальный педагог, логопед, школьный врач, учитель, имеющий опыт работы с детьми данной категории. В примерном положении о классах компенсирующего обучения указано, что при отсутствии в школе вышеперечисленных специалистов эти классы комплектуются на основании заключения ПМПК (МПК). Школьники в этих классах учатся год в год со своими сверстниками из массовых классов.

Практику создания и функционирования данных классов регламентирует нормативный документ Министерства образования РФ «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях» (Вестник образования. – 1992. - № 11).

В классах компенсирующего обучения предусмотрена меньшая, чем в массовых классах, наполняемость (9 – 12 человек).

В учебный план этих классов за счёт часов, отведённых на региональный и школьный компонент, вводятся специальные коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные занятия (занятия с психологом, логопедом, лечебная физкультура, ритмика). На базе каждого класса работает группа продлённого дня для нуждающихся в этом школьников. В расписании учебных занятий, режиме работы группы учитывается повышенная утомляемость детей группы риска; планируется наиболее оптимальное для этих детей чередование видов деятельности (труда и отдыха). Предусматривается включение детей группы риска в широкий круг занятий по интересам (кружки, клубы, секции), проводимых в школе во внеурочное время.

Состав класса компенсирующего обучения по мере продвижения школьников по этапам обучения может изменяться. Учащиеся, которые преодолевают отставание в развитии и приобретают необходимые для учебной деятельности качества (самостоятельность, темп, произвольность, организованность), могут быть переведены в обычные массовые классы. На освободившееся место зачисляются другие школьники, нуждающиеся в коррекционном обучении. Реализация во всех классах единой общеобразовательной программы делает переход из одного класса в другой безболезненным.

В классах компенсирующего обучения должны быть предусмотрены обязательная (дважды в год) диспансеризация детей и организация необходимых лечебных мероприятий (Кумарина Г. Ф.) [41].

В специальной психолого-педагогической литературе классы компенсирующего обучения называют также классами адаптации, здоровья, развития, педагогической поддержки и др., в отличие от нормативно- правовой лексики, закрепившей термин «компенсирующее обучение».

 

Опорный конспект

- Понятие «дифференциация обучения».

- Классы выравнивания – комплектуются детьми с отклонениями в развитии, которые квалифицируются как задержка психического развития.

- Диагностика отклонений в развитии на базе ПМПК (МПК); организация работы ПМПК.

- Структура начальных классов выравнивания.

- Особенности определения содержания, организации обучения в классах выравнивания.

- Классы компенсирующего обучения – создаются для детей, развитие которых при поступлении в школу характеризуется средней и высокой степенью риска.

- Особенности комплектования, организации обучения, порядок зачисления в классы компенсирующего обучения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных