Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индивидуально-групповых коррекционных занятий




Основным принципом организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (выравнивания и компенсирующего обучения) является принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Данный принцип предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей в ходе коррекционно-педагогического процесса.

Представленная система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Эти занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, где предусмотрено от трёх до пяти часов в неделю за счёт школьного компонента. Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом, дефектологом индивидуальных проблем в развитии, пробелов в их обучении и воспитании. При изучении школьников учитываются следующие показатели:

1. Физическое состояние и развитие ребёнка:

- динамика физического развития;

- состояние слуха, зрения;

- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики;

- координация движений;

- особенности работоспособности.

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;

- особенности внимания: объём и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

- особенности памяти: точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приёмы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;

- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, синтеза, сравнения;

- особенности речи: дефекты произношения, объём словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя;

- познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

- особенности отношений в паре «учитель – ученик»: реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих возможностей в обучении, отношение к успеху и неудачам; отношение к похвале и порицанию;

- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

- способность к волевому усилию;

- преобладающее настроение;

- внушаемость;

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

- наличие различных фобий;

- отношение к самому себе, особенности самооценки;

- отношения с окружающими;

- особенности поведения в школе и дома;

- нарушения поведения, вредные привычки.

5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:

- общая осведомлённость в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

- сформированность навыков чтения, письма, счёта соответственно возрасту и классу;

- характер ошибок при чтении и письме, счёте, решении задач.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, психолог, дефектолог.

В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группы можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребёнка: предлагаемые задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступными, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определённых затраченных усилий. В дальнейшем задания необходимо усложнять в соответствии с возрастающими возможностями ребёнка. Цель и результаты выполняемой работы не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащихся. При организации коррекционного воздействия необходимо использование дополнительной стимуляции деятельности учащихся (похвала учителя, соревнование и др.). С этой целью, например, можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребёнка. Правильные ответы учащихся в ходе урока можно поощрять различными «жетонами» (звёздочками, наклейками, штампиками, флажками и т. д.). В конце занятия подсчитывается количество «жетонов», заработанных каждым учеником, и тот, у кого их больше, объявляется лучшим.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать особенности восприятия учащимися учебного материала, специфику мотивации их деятельности. Использование в ходе коррекционных занятий дидактических игр, игровых упражнений, задач, различного рода игровых ситуаций способно повысить эффективность этих занятий, сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка.

Основные направления коррекционной работы в ходе индивидуально-групповых занятий:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (ралаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

Опорный конспект

1. Концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы; её основные положения.

- Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

- Система КРО предполагает следующие виды деятельности: диагностико-консультативную, коррекционно-развивающую, лечебно-профилактическую, социально-трудовую.

- Основные направления организации комплексной работы в ходе реализации системы КРО.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных