Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как психолого-педагогическая проблема




 

Различные недостатки, отклонения в поведении младших школьников оказывают негативное влияние на учебный процесс, затрудняют овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, отрицательно сказываются на отношениях ребёнка со сверстниками и взрослыми, на социализации личности. Это негативное влияние особенно опасно для детей группы риска. Поэтому исправление отклонений в поведении детей группы риска является важной составляющей процесса коррекционно-развивающего образования.

Каждому человеку в процессе своей жизнедеятельности приходится сталкиваться с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противоправными действиями. Для характеристики социально нежелательного поведения в современной научной литературе используется термин «девиантное поведение». Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение и всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения.

В специальной литературе термин «девиантное поведение» часто заменяется синонимом «отклоняющееся поведение», поэтому далее мы будем использовать оба этих термина в качестве взаимозаменяемых.

Девиантное поведение изучается целым рядом наук: социологией, педагогикой, медициной, психологией, юриспруденцией. Такой междисциплинарный характер изучаемого понятия обуславливает сложность его определения. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» (Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского.- М., 1990, с. 257) девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики, психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» (Гилинский Я. И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. - СПб., 1993, с. 257) такое поведение является предметом социологии, права, социальной психологии. В данном учебном пособии мы рассматриваем девиантное поведение преимущественно в первом аспекте - как поступок, как индивидуальные действия человека.

Поступок в этике и философии рассматривается как клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерения и дел, целей и средств. Поступок представляет собой единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека; его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами.

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступок - это основная единица социального поведения; в нем проявляется и формируется личность человека.

Существуют как нравственно положительные действия, поступки, так и отрицательные, аморальные действия или проступки, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм. С юридической точки зрения проступок - это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное действие или бездействие.

В отклоняющемся поведении поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т. д.

При таком разнообразном проявлении и выражении поступка как части, единицы социального поведения само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнообразное и разностороннее.

В психологии термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX века. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция». По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. Джон Уотсон, один из основоположников поведенческой психологии, говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма» (Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988, с. 224).

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» (Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского. - М., 1990, с. 276). При этом под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции (Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000).

Таким образом, под поведением мы будем понимать «процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму

преимущественно внешних действий и поступков» (Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М., 2004, с. 6).

Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, но и как общение, как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между:

а) информацией о людях и межличностными отношениями;

б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;

в) преобразованиями внутреннего мира самой личности. Это необходимо учитывать при оценке и характеристике отклоняющегося поведения детей, при определении причин и условий, его обуславливающих (Б. Г. Ананьев).

Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение - совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в том или ином сообществе.

Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из центральных проблем психолого-педагогической науки. Социально - педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание оцениваются и характеризуются различными учеными весьма неоднозначно.

Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушение, т.е. "ненормальное" поведение с точки зрения нормативно - значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так, выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

1) отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии;

2) нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, жестокость, замкнутость, недоверчивость);

3) правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

4) отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у школьников с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей (Л.М. Зюбин).

В других классификациях отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность. Выделяются: - отклонения социально - пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы, работы, бродяжничество, побеги из дома, пьянство, токсикомания и наркомания, суицид);

- отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);

- отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои) (С.А. Беличева.).

Отклоняющееся поведение имеет внутренний механизм, обусловленный психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием. Соответственно девиантное поведение ребенка может проявляться в нескольких плоскостях:

- как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; повышенная возбудимость и аффективность и др.);

- как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, недисциплинированность, лживость, лень, невнимательность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, агрессивность, жестокость);

- как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);

- как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).

Все эти качества и свойства личности девиантных школьников, сложности в отношениях с окружающими, а также в поведении приводят в дальнейшем к определённой трудоемкости их обучения и воспитания. В современной научной литературе раскрываются различные аспекты такого весьма сложного социального явления, как отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Существует целый ряд подходов к классификации девиантного поведения по различным основаниям. Одна из классификаций принадлежит В.Н. Липнику, который сгруппировал девиации несовершеннолетних следующим образом:

- по характеру взаимоотношений подростков с коллективом;

- по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества;

- по отклонениям в понимании общественных интересов;

- по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития;

- по степени деформации психики;

- по отклонениям в системе ведущих мотивов;

- по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям. В другой классификации отклонения в поведении сгруппированы:

- по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы);

- по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные);

- по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные);

- по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);

- по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) (А. Ф. Никитин).

В целях определения силы и результативности социальных последствий отклоняющегося поведения оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально - групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное - направленное во внешнюю среду, интровертное - направленное на себя), по типу эмоциональной устойчивости.

В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения детей, наличием различных подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистике и медицине, в современной научной литературе можно найти не только неоднозначное определение этого явления, но и различную характеристику его проявлений у детей и подростков, находящихся на различных степенях девиации поведения и деформации личности.

Психобиологический аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А. Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А. Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н. И. Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращённые психобиологические потребности.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные, позитивные и социально нейтральные. Встречаются и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения.

Один из первых исследователей проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних известный отечественный педагог-дефектолог В. П. Кащенко отмечал, что эти отклонения обусловлены физическими или умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода отклонений могут быть приобретенными и врожденными. Если своевременно не обратить на них внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности.

Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения несовершеннолетних получила свое дальнейшее развитие в работах А. Л. Гройсмана, В. Ф. Матвеева. В работах этих авторов выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения детей и подростков:

1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможенность; 3) заикание; 4)побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита; 6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия); 8) патологические увлечения (хобби - реакции).

Социально - психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков раскрывается в работах С. А. Бадмаева, С. А. Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации С. А. Беличева выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков: 1) патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно - психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых и неустойчивых формах); 2) психосоциальная дезадаптация - связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации); 3) социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков).

Психолого-педагогический аспект проблемы отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе (М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Л.М. Зюбин, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников. Прослеживая психолого-педагогическую закономерность отклоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре группы трудных детей: 1) трудновоспитуемые дети, которые равнодушно относятся к учебе, периодически нарушают дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, затевают драки), проявляют некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность); 2) педагогически запущенные подростки, отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки, курение, употребление вина), постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость); 3) подростки - правонарушители - трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки, которые совершили правонарушение (мелкое воровство, хулиганство и т. д.), нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища; 4) несовершеннолетние преступники - педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии (М.А. Алемаскин).

Нравственно - правовой (криминологический) аспект девиантного поведения несовершеннолетних разрабатывался не только правоведами, но и педагогами и психологами (Б.Н. Алмазов, А.И. Долгова, В.Д. Ермакова, Г.М. Миньковский, Д.И. Фельдштейн и др.).

Б.Н. Алмазов и Л.А. Грищенко, сравнивая и анализируя психолого-педагогическую и нравственно-правовую стороны категорий отклоняющегося поведения несовершеннолетних предлагают разделить их на три категории: 1) несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность; 2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых либо зачастую не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т. д.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности по возрасту; 3) остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.

Д.И. Фельдштейн представляет классификацию отклоняющегося поведения детей на основе типа их поведения с учетом степени антиобщественной направленности личности: 1) подростки-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; 2) подростки с деформированными потребностями, подражающие первой группе; 3) несовершеннолетние с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; 4) со слабо деформированными потребностями, безвольные; 5) случайно ставшие на путь правонарушений.

Не менее характерологической является нравственно - правовая оценка несовершеннолетних специалистами - правоведами, которые дают классификацию несовершеннолетних правонарушителей, исходя из учета направленности личности подростков, проявляющейся в их отношениях и действиях. Выделяют четыре типа подростков, для которых криминогенное поведение было: 1) случайным, противоречащим общей направленности личности; 2) вероятным, но неизбежным, как результат наличия у них "шатающейся", неустойчивой направленности личности; 3) случайным с точки зрения повода и ситуации, но неизбежным в силу направленности личности на совершение преступления; 4) соответствующим преступной установке личности, включающей поиск и создание повода и соответствующей ситуации для противоправных действий (А.И. Долгова, В.Д. Ермакова, Г.М. Миньковский).

Таким образом, современная научная литература раскрывает многообразие аспектов отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные стороны этого довольно сложного социального явления. Наличие различных точек зрения и подходов позволяет более объективно подойти к характеристике сущности отклоняющегося поведения, его психобиологической и социально-педагогической природы, более чётко строить алгоритм профилактической и коррекционно-педагогической работы с учащимися на различных возрастных этапах жизнедеятельности молодежи.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в психолого - педагогической литературе и практике работы школы к школьникам с отклоняющимся поведением относят всех психически здоровых детей (с отклонениями в пределах нормы), но имеющих проблемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмоционально - волевом развитии вследствие недостатков и просчетов воспитания (семейного или общественного), неблагоприятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия. В силу этого, говоря об отклоняющемся поведении несовершеннолетних, мы будем иметь в виду ту группу детей, которая входит в разряд трудновоспитуемых, педагогически и социально запущенных школьников, а также определенную часть школьников - правонарушителей.

 

Опорный конспект

- Понятие «девиантное поведение».

- Поступок как основная единица социального поведения.

- Современное значение термина «поведение».

- Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, его характеристика (Зюбин Л. М., Беличева С. А.).

- Формы проявления девиантного поведения ребёнка.

- Классификации девиантного поведения (В. Н. Липник, А. Ф. Никитин).

- Психобиологический аспект проблемы отклоняющегося поведения (А. Л. Гройсман, В. П. Кащенко, А. Е. Личко, Н. И. Фелинская и др.).

- Педагогическая направленность исследований (А. Л. Гройсман, В. Ф. Матвеев).

- Социально-психологический аспект проблемы (С. А. Бадмаев, С. А. Беличева).

- Психолого-педагогический аспект проблемы (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, Н. Н. Верцинская, А. И. Кочетов, И. А. Невский и др.).

- Нравственно-правовая направленность исследований (Б. Н. Алмазов, Л. А. Грищенко, А. И. Долгова, В. Д. Ермакова, Д. И. Фельдштейн и др.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных