Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Школьников с отклонениями в поведении




 

Для наиболее оптимального построения процесса воспитания школьников с девиантным поведением необходимо более подробно рассмотреть те области, в которых педагог должен уметь принимать решения в ходе коррекционно-педагогической деятельности.

Воспитание процесс целенаправленный, поэтому постановка цели воспитания имеет весьма существенное значение. Цель воспитания в педагогической теории и практике рассматривается, как правило, с двух позиций. В глобальном выражении целью является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; идеал совершенного человека с точки зрения данного общества, семьи, воспитателя, на реализацию которого направлено воспитание. В локальном плане целью воспитания является запланированный результат воспитательной деятельности, на достижение которого направлены действия индивидуальных, групповых и социальных субъектов.

Цель по своей природе субъективна, ибо выдвигается человеком либо индивидуально, либо в составе малой или большой социальной группы. Выражая активную сторону человеческого сознания, цель должна соответствовать объективным законам окружающей действительности, реальным возможностям её достижения тем или иным субъектом.

Проблема цели воспитания привлекала и привлекает внимание исследователей, но до сих пор не имеет однозначного решения. И это естественно, поскольку в обществах различного типа и на разных этапах развития конкретного общества цели воспитания различны.

В разных педагогических концепциях в зависимости от места и времени их создания, а также в связи с философскими взглядами их авторов и пониманием ими сущности воспитания, цель определяется по-разному.

Как известно, в Древней Греции возникла идея гармонического развития человека, которая стала одной из ведущих в истории, найдя наиболее развёрнутое воплощение в концепции всестороннего и гармонического развития личности как цели воспитания.

В советской педагогике цель воспитания формулировалась как воспитание гармонично развитой, общественно-активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В концепциях, ориентированных на экзистенциализм, утверждается, что цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность.

В различных странах в тех или иных педагогических концепциях существует множество определений цели воспитания. Так, например, цель определяется:

- как воспитание физически здоровых, трудолюбивых, верных долгу и сознающих свою ответственность граждан, отличающихся самостоятельностью мышления и способных к социальному взаимопониманию и взаимодействию;

- как формирование готовности брать на себя ответственность, способности к абстрактному мышлению, способности самостоятельно думать и действовать, способности к сотрудничеству, гибкости, творческой жилки, готовности учиться;

- как приобщение человека к культуре, формирование у него социальной направленности и развитие творческой индивидуальности;

- как воспитание социально-компетентной личности;

- как воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности;

- как эмансипация, свободное развитие личности;

- как формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с собой;

- как развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Существует ещё много определений цели воспитания, ни одно из которых не является общепринятым и исчерпывающим.

Когда мы говорим о цели воспитания школьников с девиантным поведением, то имеем в виду некое идеальное представление об его предполагаемом результате.

Поскольку в основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребёнку с девиантным поведением, лежит оказание помощи в становлении его как полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала, постольку цель должна являть собой идеальное представление о том, какого результата в развитии ребёнка можно достичь в процессе перевоспитания. Фактически, когда мы говорим о воспитании такого ребёнка, мы предполагаем, что необходимо создание условий для осознания ребёнком необходимости переоценки своего поведения. При этом проявляется такая особенность детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего воспринимают своё поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, а с другой - всякую негативную оценку своих поступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.

Одной из главных задач воспитания ребёнка с отклонениями в поведении является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включённости детей в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на своё идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребёнку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учёт осознанности каждым ребёнком своего «Я», наличие чётких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребёнок включается.

Воспитание ребёнка с девиантным поведением совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

Главное в воспитательном процессе - добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребёнка, базирующуюся на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.

Фактически цель воспитания ребёнка с девиантным поведением – это формирование у него состояния самоперевоспитания или самокоррекции своего поведения.

Воспитание детей с отклонениями в поведении представляет собой систему, включающую следующие компоненты:

- целенаправленную работу по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п.);

- актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель - ученик, учитель - родители учеников, повседневный стиль и тон работы школы);

- введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

- оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учётом пола и возраста воспитанников.

Успешно осуществлять воспитание учитель может только в том случае,

если он постоянно придерживается определённых принципов. Принцип – это обобщённое руководство или правило, реализуемое в процессе той или иной деятельности. Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Процесс воспитания как относительно самостоятельный вид деятельности предполагает свои принципы, обусловленные целями воспитания и отражающие его специфику.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют определённую систему. Существует множество систем воспитания и, соответственно, множество подходов к выделению принципов воспитания.

Процесс воспитания школьников с девиантным поведением является частью воспитательного процесса в целом, поэтому принципы воспитания школьников с отклонениями в поведении мы формулировали, опираясь на представленные в психолого-педагогической литературе принципы воспитания. Мы считаем целесообразным выделить следующие принципы воспитания школьников с отклонениями в поведении:

1. Принцип гуманистического воспитания.

Этот принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника с отклоняющимся поведением, уважения его прав и свобод. Требования, предъявляемые к воспитаннику, должны быть посильными и разумно сформулированными. Необходимо сохранять уважение к позиции воспитанника в любой ситуации, даже если его позиция представляется ошибочной. Необходимо уважать право воспитанника быть самим собой.

Следует доводить до сознания воспитанника конкретные цели его

воспитания. Обязательным требованием гуманистического воспитания

является ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от

телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности.

Следует признавать права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат её взглядам и убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных