Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И характера младших школьников




 

Немаловажным фактором, влияющим на отклоняющееся поведение школьников, является акцентуация их темперамента и характера, выступающая как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты ребенка чрезмерно усилены. При этом существует так называемая «избирательная уязвимость» в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, т. е. при определенном стечении обстоятельств школьники могут неадекватно реагировать на те или иные явления окружающей жизни. Акцентуации темперамента и характера необязательно связаны с девиантным поведением, но такие школьники обладают меньшей устойчивостью против негативного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации темперамента и характера как бы провоцируют отклоняющееся поведение школьников.

Исследованием акцентуации темперамента и характера школьников занимались такие ученые, как К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин и другие. Существуют различные подходы к выделению типов акцентуации темперамента и характера. Наиболее известные классификации типов акцентуаций предложены К. Леонгардом (1968), А. Е. Личко (1977). Рассмотрим основные типы акцентуаций характеров и способы их педагогической коррекции.

Демонстративные (истероидные) личности. Представители данного типа часто говорят не правду, а то, что им выгодно для достижения своих целей. Они театральны, склонны к преувеличенному выражению своих чувств, за которыми не обнаруживается истинности и глубины, а также к фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; при неудачах и затруднениях "бегут в болезнь". Но данные люди не являются полностью сознательными лжецами, они верят в свою ложь, отвлекаясь от неприятных мыслей, стараясь забыть о них хотя бы на время.

Для детей использование демонстративного поведения нередко является способом привлечения внимания взрослых. Такой способ дети выбирают в тех случаях, когда родители уделяют им мало внимания, общаются формально, а также если родители обращают на них внимание исключительно в таких ситуациях, когда ребёнок плохо себя ведёт и его следует наказать. Демонстративная выходка является единственной доступной ребёнку формой привлечения внимания взрослых. Демонстративное поведение часто присутствует в семьях (классах) с авторитарным стилем воспитания, где дети постоянно подвергаются давлению, осуждению. Оно является способом выйти из-под давления взрослых, не подчиняться их требованиям. Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы, которые обычно сопровождаются внешними проявлениями раздражённости: плачем, двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и других вещей. Иногда капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребёнка, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

Для коррекции отрицательных моментов в поведении демонстративных личностей необходимо научиться выявлять их хитрости. Это вполне возможно, так как поведение этих людей обычно необдуманно. Поэтому нужно требовать от них приведения конкретных фактов в обоснование их заявлений, что они, как правило, сделать не могут. Понимание окружающими поведения этих людей заставляет их сдерживаться от негативных поступков. Формирование у таких лиц позитивных целей и мотивов поведения, переключениеих на полезные дела будет способствовать преодолению недостатков их поведения. Младшего школьника лучше отвлечь, переключить его внимание на какую - либо деятельность. В некоторых случаях целесообразно оставить его одного, без «зрителей». Иногда можно позволить ребёнку продемонстрировать свой поступок, не останавливать его. Видя, что подобное поведение не осуждается, ребёнок прекращает капризничать. В случаях демонстративного поведения следует не только создавать у младшего школьника правильное отношение к подобному поведению, но и переориентировать его на полезную деятельность (хорошая успеваемость, посещение кружков, полезные дела для класса и в доме).

Застревающие личности. У представителей этого типа сильные эмоциональные переживания, не нашедшие завершения (например, неотомщенная обида), длятся дольше, чем у большинства людей. Пережитое оставляет у застревающих личностей прочные следы, они могут простить обиду, но не забыть ее. Это люди болезненно обидчивые, злопамятные, подозрительные, обладают повышенной раздражительностью и честолюбием. Повышенную чувствительность они проявляют, прежде всего, к личным обидам, нанесеннымих гордости, чести, самолюбию.

Педагогической коррекции отрицательных особенностей таких школьников способствует устранение неровного отношения воспитателей к ребенку, борьба с мнительностью, подозрительностью, мстительностью застревающих личностей, разумное направление их честолюбивых поисков. Младшему школьнику целесообразно поручить такое дело, с которым он обязательно справится, и отметить его высокие результаты. Педагогу следует разъяснять все свои действия по отношению к такому ребёнку, убедительно обосновывать их (выставление отметки, оценка той или иной деятельности ребёнка). Разговаривать с ребёнком данного типа следует спокойным, ровным тоном.

Возбудимые личности. Для этих личностей характерно ослабление сознательного, разумного управления своими действиями и поступкамии, вместе с тем, усиление власти над поведением неосознаваемых побуждений. Такие люди легко поддаются влиянию своих неутоленных влечений и инстинктов, нередко действуют непроизвольно, импульсивно.

В ходе педагогической коррекции поведения таких школьников основные усилия желательно направить на то, чтобы способствовать осознанию возбудимым ребёнком недостатков своего характера и появлению у него желания их исправить, на формирование твердых моральных установок, взглядов, убеждений, развитие сознательного контроля над своими действиями и поступками, борьбу с эмоциональной взрывчатостью. Возбудимому школьнику можно порекомендовать тормозить раздражение на начальном этапе его возникновения посредством отвлечения на какую-либо другую деятельность. В этом случае полезен достаточно напряженный труд, особенно физический. Младшего школьника следует привлечь к дежурству по классу, поручить какое-либо дело, требующее сосредоточенности.

Тревожные личности. Дети данного типа отличаются пугливостью, повышенной впечатлительностью, робостью, стеснительностью; они боятся темноты, пустой квартиры, животных, грозы. Тревожные дети опасаются попадать в конфликтные ситуации, но именно поэтому они часто в такие ситуации вовлекаются окружающими детьми, которые замечают их боязливость. Такие дети склонны испытывать чувство неполноценности.

В ходе педагогической коррекции поведения у тревожных детей следует воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя и дать отпор обидчикам. Воспитателю надо обращаться с такими школьниками не слишком категорично и требовательно, переключать их внимание на глубокое осмысление учебной работы, подбадривать и вселять уверенность в успехе. Младшему школьнику следует поручить ответственное дело, подбадривать ребёнка в ходе его выполнения, обязательно отметить его успешное выполнение.

Гипертимические личности. Это школьники с преимущественно радостным, приподнятым настроением, отличающиеся самостоятельностью, склонностью к озорству. Такие личности - несомненные оптимисты; в общении они веселы, оживленны, остроумны; очень разговорчивы. Хорошее настроение у таких людей связано с повышенной потребностью в деятельности, но они не всегда доводят дело до конца. Их чрезмерная и постоянная радостная эмоциональность может временами надоедать и раздражать окружающих. У гипертимических детей бывают конфликты с учителями, которые вызываются их чрезмерной требовательностью и стремлением жестко регламентировать поведение учеников.

В ходе педагогической коррекции поведения таких детей для разрешения возникающих конфликтов достаточно либо устранить причину гнева, либо просто переключить школьника данного типа на какое - либо интересное для него дело, в ходе которого он мог бы проявить свои лидерские, организаторские качества.

Дистимические личности. Этот тип личности прямо противоположен рассмотренному ранее типу. Представители данного типа смотрят на мир преимущественно "через темные очки", пессимистически. У них преобладает пониженное настроение, серьезная настроенность и ответственное отношение к своим поступкам. Радуютсяони мало,их жизненная активность ослаблена, мысль замедлена, наблюдается склонность к депрессии. Не владеют умением контактировать с окружающими, в общении неразговорчивы, в беседе ограничиваются отдельными замечаниями.

В процессе педагогической коррекции поведения таких детей целесообразно привлечь их к какой-либо деятельности, требующей использования коммуникативных умений, переключить внимание на осмысление учебной деятельности.

Лабильные личности. Это сверхподвижные дети, неустойчивые в эмоциональной сфере. Следует отметить крайнюю изменчивость настроения таких детей - от чрезмерной веселости до глубокой печали. Радостные события вызывают жажду деятельности, подъём энергии, болтливость; а печальные ведут к подавленности, замедленности мышления и двигательных реакций. Столь же неустойчивы и диаметрально противоположны оценки своей деятельности и перспектив на будущее. Смена противоположных психических состояний может происходить без видимой внешней причины. Такие дети остро реагируют на замечание, строгое требование, а также и на похвалу, положительную оценку со стороны взрослых. При наличии такой чувствительности возможны аффективные, неадекватные реакции. Формой отклоняющегося поведения может быть склонность к побегам как реакция на несправедливое отношение.

В процессе педагогической коррекционной работы для гармоничного психического развития детей подобного типа необходимо закреплять у них устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.

Циклоидные личности. Для представителей данного типа характерны резкая смена общего психического состояния в зависимости от внешней ситуации, апатия, раздражительность, упадок сил. Такие дети стремятся к уединению. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют для них интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания других людей по поводу их состояния могут отреагировать раздражением, агрессией. Возможны тенденции к суициду.

В процессе педагогической коррекционной работы для гармоничного психического развития школьников подобного типа необходимо, так же как и у детей предшествующего типа, закреплять устойчивое и продолжительное оптимистическое настроение.

Педантические личности. Представители данного типа чрезвычайно добросовестны, стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнить все поручения предельно правильно вызывает у этих школьников неуверенность в себе и побуждает их без особой необходимости прибегать к частым перепроверкам сделанного. Педантам не следует поручать срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях, поскольку они, лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность и точность, могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Педантичным учащимся присущи следующие черты: у них затрудняется умение принимать своевременные решенияподелу, развивается наклонность к длительным бесплодным рассуждениям, возникают частые сомнения в правильности своих действий, появляются навязчивые мысли. Особенности личности педантов в неблагоприятных условиях могут приводить к трудностям в общении.

Для коррекции подобного состояния необходимо приучить педантов к дисциплине, воспитать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а переходить своевременно к следующим действиям и мыслям.

Экстравертированные личности. Главной особенностью представителей этого типа является преимущественная направленность на внешний мир. Подобные школьники не концентрируются на собственных переживаниях, а стремятся быть в центре событий; они тяготятся одиночеством,им по душе шумное общество. Таким школьникам не свойственно погружаться в мир фантазии, они больше заняты активным восприятием реальных объектов. Мышление экстравертов обладает некоторой поверхностностью, они обычно не стремятся подвергать полученные сведения глубокому анализу. На действия этих учащихся оказывает существенное влияние сложившаяся обстановка, их реакции часто импульсивны. Таким образом, экстраверты живут под впечатлениями от окружающего мира, внешние стимулы играют для них решающее значение.

Педагогическая коррекция поведения таких школьников предполагает их приучение к дисциплине, глубокому осмыслению учебной деятельности; формирование аналитических умений.

Интровертированные личности. Характерной чертой представителей данного типа является направленность на свой внутренний мир, на свои собственные мысли ипереживания. Подобные люди не просто выполняют порученную им работу, а постоянно мысленно ее анализируют, нередко пытаются усовершенствовать. Свободное время предпочитают проводить в одиночестве, когда можно беспрепятственно заняться самоанализом или делом, требующим размышлений. Однако большая внутренняя сосредоточенность может вести к некоторой нерешительности и замедленности действий и поступков, уходу в область бесплодной фантазии. Многие из этих лиц испытывают затруднения в установлении контактов с другими людьми.

В ходе педагогической коррекции поведения таких школьников необходимо воспитывать дисциплинированность, силу воли, чтобы активизировать их деятельность и не позволять увлекаться бесплодными фантазиями. Целесообразно привлекать таких школьников к какой-либо деятельности, способствующей формированию коммуникативных умений.

Учителя начальных классов и родители младших школьников часто жалуются на гиперактивное поведение детей. Дети с гиперактивным поведением отличаются повышенной двигательной активностью, импульсивностью, невнимательностью, высокой отвлекаемостью. При коррекции гиперактивного поведения не следует сдерживать чрезмерную подвижность ребёнка, поскольку это негативно отражается на его нервной системе. Его двигательную активность необходимо организовывать и направлять на какие-либо полезные, общественно значимые виды деятельности. Нужно поддерживать и поощрять ребёнка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение, за любые попытки конструктивного, позитивного поведения. Особое значение при этом приобретают игры на развитие внимания, формирование самоконтроля (игра с кубиками, конструирование, раскрашивание, аппликация, мозаика). Следует предоставлять ребёнку возможность адекватно расходовать избыточную энергию. Здесь наиболее эффективны подвижные игры, спортивные состязания, физический труд (работа на пришкольном участке, субботники и т. п.).

Особое беспокойство у учителей и родителей младших школьников вызывает агрессивное поведение детей. Агрессивность младших школьников выражается в драках с другими детьми, разрушении различных предметов (ребёнок ломает игрушки, другие вещи, бросает их в детей и взрослых), вербальных проявлениях (ребёнок сквернословит, оскорбляет, дразнит). Причинами агрессивных действий школьников могут выступать следующие факторы: возникновение у детей проблем в процессе обучения, авторитарный стиль воспитания учителей или родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей и детей, жестокие наказания. Агрессивное поведение детей может являться средством достижения какой-либо цели, способом снятия нервного напряжения, психологической разрядки, средством удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении.

В процессе педагогической коррекции поведения агрессивных детей нужно попытаться предотвратить агрессивные действия ребёнка словом, действием (удержать за руку, за плечи, преградить путь), отвлечь игрушкой, каким-либо явлением, занятием. Если агрессивный поступок уже совершён, взрослый должен выразить своё недовольство поступком ребёнка, однозначно его осудить, подвергнуть ребёнка наказанию в виде лишения любимых игр, занятий, развлечений (лишить прогулки, игрушек, просмотра телевизионных передач, возможности играть в компьютерные игры и т. п.). Следует отметить, что уборку в комнате, чтение книг нельзя использовать как наказание, так как у ребёнка сформируется негативное отношение к этим видам деятельности. Если ребёнок проявляет словесную агрессию, целесообразно просто проигнорировать обидные слова ребёнка. Чтобы отвлечь ребёнка от агрессивных действий, можно предложить ему совместную интересную для него деятельность (конструирование, лепку, танцы, собирание мозаики, пазлов, подвижные игры и т. п.), в ходе которой он сможет удовлетворить свои потребности в общении. Ребёнку можно поручить ответственное дело и обязательно дать положительную оценку его действиям, предоставить возможность реализовать свои лидерские качества в ходе позитивных действий.

Младшие школьники с явной акцентуацией темперамента и характера составляют группу повышенного риска, поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы возникли условия для перехода акцентуации в психопатию, девиацию.

 

Опорный конспект

 

Выделяют две категории детей, отклонения в поведении которых связаны с деформацией стержневых качеств личности: дети с отклонениями в нравственном развитии, дети с различными акцентуациями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных