Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные принципы религиозно-философского мировоззрения.




Античная философия космоцентрична (начало космос, он порождает все). Средневековая философия теоцентрична (в центре стоит Бог, реальность определяется Богом - сверхприродным началом).

Основные принципы религиозно – философского мировоззрения:

1.Теоцентризм - источ­ником бытия, блага и кра­соты является Бог. Цель жизни – служение Богу. От античного по­литеизма к монотеизму (единый Бог). Теоцен­тризм – историческая форма вы­ражения и осознания активности субъекта (человека) в мире. Роль субъекта уже осознается, но не настолько, чтобы отнести активность к отдельному чело­веку.

2.Принцип абсолютной лич­ности. Бог, а не Космос – первооснова и перво­причина мира - это результат более глубокого, чем в античности про­никновения в сущность человека.

3.Креационизм – учение о сотворе­ние мира Богом из ничего, здесь фиксируется способность Бога и человека к свободе и творчеству.

4.Прови­денциализм – понимание истории как осуществление заранее заду­манного Богом плана спасения человека, здесь отражается способность человека к целеполаганию и целереализации.

5.Эсхотологизм - учение о конце света, о страшном суде, учение о смерти. Лишь благодаря смерти человек задумывается о смысле жизни и всю жизнь постигает его, реализуя свое я (я – концепция - индивидуальность). Христианство, рождение Христа - это точка отсчета человеческой истории.

6.Символизм. Библия и средневековые учения широко используют символы и поэтому учат человека находить и интерпретировать скрытые значения того или иного символа.

7.Иррационализм – принижение познавательных способностей человеческого разума и признание основным источником познания – интуицию, откровение, озарение. Т.е. признание наличия и важной роли бессознательных форм познания человека.

 

3.2.Учение Августа Аврелия ( 354-430гг.). Патристика.

Онтология. Бог причина всего, он сотворил мир и продолжает его творить. Бог – высшая сущ­ность. Он не на миг не оставляет свое попечение над миром. Добро - проявление Бога на земле, зло недостаток добра, результат приверженности человека материальной жизни.

Теория познания Августина - верую, чтобы понимать. Это не означает отказ от рационального, но сначала вера, а потом знание. Причина блага и всякой любви и цель любви – Бог. Разум - главная опора веры. «Разум, чтобы верить, и верить, чтобы разуметь». Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального и нерационального. Однако в системе Августина решающее значение имеет откровение, а идеалом является послушный религии разум и подкрепленная разумом вера.

Августин поставил проблему свободы личности. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Человеческая душа более близка Богу и бессмертна. Она совершеннее, чем тело, превосходство души над телом требует, что бы человек заботился сначала о душе. Августин показал, что жизнь души есть нечто невероятно сложное и до конца не познанное - великая бездна сам человек.

Для Августина все люди не что иное, как воли. Человек знает добро, однако воля ему не подчиняется, и он делает то, чего не хотел бы делать. Согласно средневековым учениям, человек не может преодолеть своих греховных, телесных влечений без божественной помощи, т.е. без благодати. Он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия.

Христианский Бог носит личный характер и предполагает личное к себе отношение, поэтому внутренняя жизнь человека становится предметом пристального внимания средневековых философов. "Внутренний человек" целиком обращен к надкосмическому творцу, глубины его души скрыты даже от него самого и доступны только Богу. Постижение этих глубин необходимо для человеческого спасения, потому что таким путем открываются тайные греховные помыслы, от которых необходимо очиститься. Поэтому важное значение приобретает правдивая исповедь.

Наше знание о собственном существовании, т.е. наше самосознание обладает абсолютной достоверностью, в нем нельзя усомниться. Именно через "внутреннего человека" в себе мы получаем знание о собственном существовании; для этого знания мы нуждаемся во внешних чувствах и объективных свидетельствах, которые подтверждали бы существование самосознания. Так в средние века начался процесс формирования понятия "Я", ставшего отправным пунктом в рационализме Нового времени.

Августин выделял Град земной и Град небесный – Господний. Град земной основан на любви к себе и презрение к Богу. Град Божий – духовная общность людей, основанная на любви к Богу, доведенная до презрения к себе. Град Божий – церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость. Августин настаивал на приоритете Града небесного - нравственно – духовных ценностей перед законами государства, Града земного. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время вступал за самостоятельность, независимость каждой из них, невмешательство их в дела друг друга. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Власть не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными.

 

 

3.3. Схоластика. Учения Фомы Аквинского (1225-1274г.).

 

Свою версию о гармонии веры и разума выдвинул Фома Аквинский. Он провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Наука и философия относительно самостоя­тельны от теологии, но в случае конфликта между ними решающим критерием являются откровения, которые своей истинностью и ценностью превосходят любые рациональные доказательства.

«Верую, потому что абсурдно». Он использовал философию Аристотеля и рациональные методы научного познания для систематизации и теоретизации религиозных учений, превратив их в теологию. Теология - совокупность человеческих представлений о Боге, частично доказанных с помощью науки и философии, частично основанных на вере, сверхразумном знании. Он не только христианизировал философию, но и рационализировал христианство, поставил веру на научную основу. Бог удел сверх разумного познания, удел теологии.

Фома Аквинский - центральная фигура средневеко­вой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного, из двух ее господствующих направлений - томизма.

Исходным принципом в его учении является божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия между философией и теологией.

Центральной категорией философии Фомы Аквинского является бытие. Оно есть, и оно есть истина. Предельной полнотой бытия, частью которой являются изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства.

Учение о государстве. Фома признавал положительную роль государства, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовно и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.

Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейское право), естественное право (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла. Он считал, что признавать надо не всякую власть, а лишь ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома отстаивал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана.

Фома Аквинский в своих работах сформулировал пять доказа­тельств бытия Бога:

1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю, т.е. к Богу.

2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина, т.е. Бог.

3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом.

4. Для измерения степени совершенства всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог.

5. Все существующее в мире обладает определенной степенью целесообразности, поэтому должна существовать последняя и главная цель - Бог.

Учение Фомы Аквинского было высоко оценено христианской церковью, он был причислен к лику святых.

Номинализм и реализм

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.

Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме, и только благодаря этому разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому для реалистов познание возможно лишь с помощью разума, поскольку только разум способен постигать общее.

Противоположное ему направление носило название номинализма. Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое значение общих понятий и утверждающее, что они существуют не в действительности, а только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и тех, и других.

Проблема души и тела в европейской средневековой философии. В основу средневекового понимания проблемы души и тела легли два тесно связанных между собой христианских догмата - о боговоплощении и воскресении во плоти. Согласно первому догмату, сын божий, Логос, или Иисус Христос, воплотился в человека, чтобы своей смертью на кресте искупить грехи человеческого рода и таким образом даровать людям спасение. По другому догмату, человек, когда придет время, воскреснет целиком в своем телесном облике, ибо душа не может существовать вне тела.

Первым философом, попытавшимся привести в систему христианс­кие догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (3 век). Он считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа составляет наше собственное "Я", она является в нас началом индивидуальности и выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело - душе. Но в силу двойственности души ее низшая часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается греховным существом, переворачивающим природный порядок, созданный творцом. Он подчиняет высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло исходит не от Бога, не от самой природы, не от тела, оно исходит от человека, от злоупотребления божественным даром - свободой.

На основе такого подхода к решению проблемы соотношения души и тела в последующем возник средневековый аскетизм, ставивший целью воспитание плоти для будущего подчинения ее высшему, духовному началу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных