Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






и |-| -ШОК, МЛОТ- нИ! V лица.

КУКЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТЕАТРА

В этом разделе пойдет речь о куклах, которые используют-• и н постановках профессиональных театров. Обычно их изго-пжлением занимаются специалисты — кукольники. В услови-и х детского сада или школы самые простые куклы классичес­кого театра могут быть сделаны из подручных материалов педагогом или детьми.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ

Перчаточные куклы еще называют куклами-петрушками. Это такие куклы, которые надеваются на руку (указательный палец — в голову, большой и средний пальцы — в руки пет­рушки). Сейчас рассмотрим, как устроены подобные куклы и из чего их делают.

Перчаточная кукла (рис. 1) состоит из головы, рукавички и платья.

Самую важную роль в создании образа куклы имеет голо­ва, поэтому изготовление кукол обычно начинают с головы. Характерные черты, присущие создаваемому образу, должны быть выразительными. Очень часто в качестве этой детали ис­пользуют готовые пластмассовые формы от старых игрушек. Главное — голова должна быть соразмерной, не слишком тяже­лой, иметь шею с отверстием, рав­ным объему указательного паль­ца. Если отверстие велико, можно в качестве уплотнителя использо­вать картонный «патрон», встав­ленный в данное отверстие.

Не менее интересными получа­ются куклы при использовании деталей от мягких игрушек.

Если для спектакля необходи­
мо создать интересный, оригиналь­
ный, нестандартный образ, то в его
создании поможет папье-маше. Рис. 1


Процесс изготовления деталей куклы из папье-маше длитель­ный, с просугОКой занимает 2—3 дня. Для изготовления папье-маше нужно:

а) клейстер Мучной и клей ПВА;

б) оберточная и газетная бумага;

в) папирос^ая бумага;

г) белила.

Голова ку^лы лепится сначала из пластилина. Надо иметь в виду, что вь1Лепленная по рисунку голова обязательно будет отличаться от нарисованной: ведь одно дело — изобразить что-то на бумаге, #а плоскости, и совсем другое дело — изобразить то лее в объеме, фактуре и цвете. Прилепив к палочке комок пластилина и поглядывая на эскиз, начинайте лепить голову (рис.. 2), соразмерив ее с собственной рукой и представив, что

указательный палец должен слу­жить шеей, большой и средний — ручками, а сгиб кисти — талией куклы. Черты лица кукол делай­те резкими, крупными, с четким подбородком, не слишком покатым лбом и выпуклым затылком (го­лова куклы должна быть хорошо видна издали).

Рис.2

Вылепленную из пластилина голову куклы смажьте вазелином и начинайте оклеивать мелкими кусочками бумаги, чередуя слои плотной бумаги и газетной.

клейстером. Сл^Дито, чтобы бумпп но и аккуратно, особенно но Следите за чер''Д«>""|"" в одном месте ''...... ' " и I слоев шесть, И' голова из папь'

Первый слой состоит из намо­ченной газетной бумаги (без клея). Кусочки кладите неболь­шими по размеру полосками так, чтобы кран ни ходили друг на друга. Второй слой состоит и:) оборточной бумаги < >пн так­же кладется ве^ольшими кусочками, но ужо пропип.тннтся

и |-| -ШОК, МЛОТ- нИ! V лица.

ми лучилось

1 '|,|.|.мю кладут •• П1. Чтобы • и. сутки.


Рис. 3

Высохшую голову разделите на две половинки: лицевую и заты­лочную (рис. 3). Разметьте каран­дашом линию и разрежьте острым ножом. Аккуратно снимите поло­винки с пластилиновой формы. Если голова-скорлупка окажется в некоторых местах слишком тон­кой, будет прогибаться под нажи­мом пальца, подклейте в этом мес­те изнутри еще один-два слоя бу­мажных кусочков. Особенно важно скрепить таким образом выпуклые части головы: лоб, нос, затылок, так как именно они чаще бьются и проламываются во время работы кукловодов.

Теперь сделайте кукле глаза. Глаза можно и нарисовать, но они получатся выразительнее, живее, если будут выпуклыми. Выпуклые глаза делаются из различных бусинок, пуговок, цвет­ных стеклышек, гвоздиков и даже из пустых ячеек от табле­ток, в которые можно положить горошины перца.

Для того чтобы вставить кукле глаза, проделайте в местах глазных впадин отверстия (рис. 4) и вставленные пуговицы или бусины закрепите изнутри головы клеем. Затем обе половинки головы приложите друг к другу и склейте с помощью полоски марли, поверх которой также наложите смоченные в клее ку­сочки бумаги, чтобы шов не был заметен. Для работы приме­няйте клей ПВА. После этого по-нсрхность головы зачистите наж­дачной бумагой и загрунтуйте. Можно также оклеить голову па­пиросной бумагой, а затем тониро-ппть белилами или апплицировать.

Отделку поверхности головы куклы заканчивайте уже после того, как она не только покраше­на, но и хорошенько просушена.

Рис. 4

I полосы кукле можно вылепить и а пластилина, а затем, в зависи­мости от персонажа, окрасить их


 


в черные, русые или седые. Лучше волосы наклеить, сделав их из какого-нибудь материала: меха (для изображения мужчин и мальчиков), шерсти или нарезанного тонкими полосками фетра.

Голову, руки и ноги куклы скрепите так называемой «ру­башкой», или «перчаткой», поверх которой наденьте платье, костюм. Чтобы сделать кукле ноги, к переднему краю рубаш­ки подшейте короткие штанишки, а к каждой штанине при­крепите сделанную из папье-маше ногу.

Рукавичка для перчаточной куклы шьется по выкройке (см. вкл. I). Для игрушек-зверей лучше всего употреблять вор­систую ткань: бумазею, байку, плюш, бархат, искусственный или натуральный мех.

Платье подчеркивает и заканчивает образ куклы, поэтому К его созданию нужно отнестись очень серьезно: подобрать ткань, продумать детали, которые помогут более ярко выра­зить характер данного образа.

Управлять такой куклой несложно. На руку надевается рукавичка-кукла: на указательный палец — голова, средний и большой -- руки куклы, а остальные прижимаются к ла­дошке. При манипулировании пальцами создается впечатле­ние движения куклы.

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ

Такое интересное название кукла получила из-за тросто­чек, прикрепленных к рукам и приводящих их в движение.

Кукла на тростях по своему уст­ройству существенно отличается от куклы-петрушки. Она состоит из головы, гапита (деревянной па­лочки), рукавички, платья, двух тросточек (рис. 5).

Голова изготавливается из па­
пье-маше точно так же, как и для
перчаточной куклы. А вот в шей­
ное отверстие вставляется не паль­
чик, а гапит, с помощью которого
кукловод держит куклу. Голова на
гапите закрепляется клеем или
Рис. 5 гвоздиком.


Гапит может быть по форме округлым или иметь в сечении квадрат, по длине — длинным (для маленьких детей) и ко­ротким (для более высоких). Иными словами, необходимо сделать так, чтобы талия куклы приходилась на уровень сгиба кисти кукловода. У гапита, доходящего до половины туловища куклы, есть преимущество — благодаря ему кук­ла может кланяться. А вот игрушку с длинным гапитом нельзя согнуть в талии.

На гапит надевается рукавичка из плотной ткани, имити­рующая тельце, и закрепляется в верхней части палочки.

Детали рук, вырезанные по выкройке (см. вкл. II), сшивают­ся попарно, выворачиваются и для создания объема набивают­ся ватой, но слегка, иначе движение рук не сможет имитиро­вать сгибание их в суставах. Затем руки пришиваются с двух сторон рукавички.

Поверх рукавички надевается платье, а пришитые руки про-совыраются в рукава. Теперь удобно закрепить тросточки. Для;>того в нижней части ладошек ножницами прорезаются отвер­стия, куда вставляются кончики тросточек (проволока или спицы), закрученных в плоскую спираль (рис. 6). Спираль встав­ляется в направлении ладошек и насквозь прошивается нитка­ми по всему периметру, плотно закрепляя трости. Нижняя часть тросточек должна быть загнута в кольцо: это удобно для уп­равления руками куклы.

Как говорилось выше, тросточки служат для управления ру­ками куклы. И если внутреннее устройство куклы и поддержи-нающая ее рука кукловода скры­ты под платьем куклы, то трости оказываются снаружи и видны зрителю. Поэтому надо подумать

0 том, чтобы как-нибудь их замас­
кировать. Для этого есть несколь­
ко I способов. Очень часто характер
костюма куклы позволяет скрыть
фости в широко свисающих ру-
!•.;шах, краях плаща, надетого на
куклу и прикрепленного к ее за-
П1н и,нм, в складках восточного

на и т. д. Иногда кукла, со-

1 лито своей роли, может держать Рис. 6

И


 


в руке посох, палку, копье, метлу — одним словом, какой-нибудь предмет, который уже сам по себе является разновид­ностью трости. В иных случаях обе руки можно закрепить на одной трости. Так, если у куклы в руках метла, она должна держать ее обеими руками, иначе ведь и мести будет нельзя.

Платье для тростевой куклы кроится и шьется самым обык­новенным образом из любой ткани, лишь бы оно было ей впо­ру и не сковывало ее движений.

Управление такой куклой у детей вызывает особый инте­рес, так как она имеет больше возможностей для профессио­нальной игры, которая предусматривает умение управлять не только одной тросточкой, но и двумя.

КУКЛЫ НА ГАПИТЕ

Если голова маленькая, то управлять куклой тремя паль­цами очень легко. Но голова из папье-маше, да еще очень круп­ная, как, например, у медведя, не удержится на детском паль­це, даже если использовать бумажный патрон. На помощь при­ходит гапит — деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой, который помогает кукловоду легко удержать кук­лу. Ногами (лапами) такой большой куклы не управляют; они, набитые ватой, просто болтаются по бокам туловища (рис. 7). Для создания кукол на гипите можно использовать старые мягкие игрушки, во внутрь которых нужно вставить гапит и перешить руки и ноги (лапы), чтобы они свободно болтались.

Работать с такими куклами одно удовольствие. С управлением спра­вится даже дошкольник. Для орга­низации спектакля в ширме необ­ходимости нет. Актеры, работаю­щие с куклами, могут разыгрывать спектакли, общаясь непосредствен­но со зрителем. Актер может вес­ти диалог как с самой куклой, так и с детьми, сидящими в зале.

Кукла на гапите будет хоро­
шим помощником педагогу при
проведении уроков, внеклассных
Рис. 7 мероприятий.


КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ

Марионетки сложны по своей конструкции. Кукловод управ­ляет ими, стоя на высоком помосте за задником, на фоне которого разыгрывается спектакль. В руках актер держит «вагу» — спе­циальное приспособление для управления марионеткой.

Нити привязывают к голове и рукам куклы в определен­ных точках. Голову, руки и ноги куклы обычно вырезают из дерева. Чтобы кукла казалась живой и ходила по сцене, а не плавала в воздухе, требуется навык. Учиться водить марио­нетку надо не один год. Поставить кукольный спектакль очень сложно, но использовать такую куклу для сюрпризного мо­мента на занятиях вполне возможно.

Кукла страус

Эту простую куклу можно изготовить самостоятельно. Для:п'ого понадобятся три теннисных шарика, несколько верево­чек и две деревянные линейки (рис. 8).

В центре каждой половинки шарика шилом делается не-Гюлыпое отверстие. Через отверстие продеваются веревки, за­крепленные с одного конца узлами так, чтобы при продевании они застряли во внутренних полостях разрезанного шарика. Ноги готовы. Теперь приступаем к туловищу. Кусочек меха <мпивается таким образом, чтобы ворс торчал во все стороны, образуя пушистый комочек. К нижней части меха пришива-«и-ся две веревки — ноги так, чтобы разрезанные шарики свиса-ли пниз от туловища на одинако-иой высоте -- 20—23 см. Теперь можно приступить к изготовлению головы. В шарике по центру про­дел ывается шилом сквозное отвер-'1110, через него пропускается ве­ре <кка, закрепленная узлами с обе-и \ сторон шарика так, чтобы он иг скользил. Один конец отрезает-

•м козле узла, другой — на рас-

•и ч! мии 15—18 см от головы, пос-
и чего пришивается к туловищу

и:1 моха. В центре головы, где дол-

жон быть клюв, делается отверстие. рис. 8


 




В него всовывается кусочек красного фетра. Клюв готов. Оста­лось сделать вагу. Берутся две линейки, сбиваются маленькими гвоздиками в форме креста, к каждому концу которого при­вязывается нить (всего их четыре). Свободные концы привя­зываются к ногам, хвосту и голове страуса. Кукла приводится в движение покачиванием креста-ваги из стороны в сторону. По этому принципу можно изготовить любую другую куклу.

КУКЛЫ ТЕАТРА ТЕНЕЙ

Театр теней — один из видов кукольного театра, только куклы в нем не объемные, а плоскостные и показывают их на освещенном экране в виде силуэтов. Специальные пьесы для такого театра необязательны. Можно иллюстрировать сказки, басни, стихотворения и т. д. Пока читается текст, на экране показывают тени-иллюстрации. Чтобы устроить представление, нужно иметь экран, источник света, набор декораций и фигур, сделанных специально для того текста, который инсценирует­ся. Самый простой экран — это небольшая простыня, натяну­тая в дверях. Вплотную к двери позади экрана приставляют стол, который служит сценой. Стол желательно завесить чем-нибудь до пола, чтобы снизу ничего не было видно.

И, наконец, хорошо бы иметь занавес, прикрывающий эк­ран. Он может быть сделан из куска фанеры или картона, ко­торый прислоняют к экрану, или из легкой цветной ткани, поднимающейся или раздвигающейся, как обычный театраль­ный занавес. Декорации делаются из плотной бумаги, а фигур­ки — из тонкого картона. И те, и другие со стороны, обращен­ной к экрану, надо зачернить. Это увеличит их светонепрони­цаемость. Крупные фигуры лучше выпиливать из фанеры. Декорации располагаются главным образом по бокам и час­тично на верху экрана, составляя собой рамку, внутри кото­рой движутся фигуры. Фигуры должны занимать немного места и быть четкими по силуэту. Они могут перемещаться только вдоль экрана, поэтому их делают в профиль. Надо заранее учесть, с какой стороны появится фигурка, чтобы она была повернута профилем в нужном направлении. Декорации должны плотно прилегать к экрану, поэтому их крепят кноп­ками, подвешивают на гвоздиках, вбитых в рамку экрана, или задвигают в проволочные скобы, укрепленные на экране.


урки укрепляют на деревянных чурках, высота которых ||.1Ш1!кш;я толщине нижней планки экрана. Эту планку лучше гдмлать толще (6—8 см), чтобы она прикрывала руку исполни-н т, который будет водить фигурку, придерживая ее за чур-ц\ Кг,л и требуется быстро провести фигурку вдоль экрана, и.чфимер, чтобы проехал поезд, пробежал какой-нибудь зве-1»'к и г. д., к чурке прикрепляется нитка, за которую тянут фигурку. Фигурки можно сделать подвижными, заставить их |п.пап,, переставляя ноги, кланяться, поднимать и опускать 1>\ип и т. д. Для этого руки, ноги и другие части фигурки

• и'дуот сделать на шарнирах. На экране можно изменять под-

• |"ту, например, синий цвет (для изображения ночи) или
ирис 1м,|й, как отблеск пожара. Необходимо помнить, когда
\|.лет и пространстве открытой двери будет натянут, а на не-
1ч.тором расстоянии за ним установлена лампа, то зрителей

• н-дуот поместить в темной комнате, а актеров расположить
м-'жду холстом и лампой. Чем ближе фигурки будут к хол-
ОТу, том тень будет меньше, и наоборот.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | фестиваля «Театральный Лори» в Армении


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных