ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
и |-| -ШОК, МЛОТ- нИ! V лица.КУКЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТЕАТРА В этом разделе пойдет речь о куклах, которые используют-• и н постановках профессиональных театров. Обычно их изго-пжлением занимаются специалисты — кукольники. В услови-и х детского сада или школы самые простые куклы классического театра могут быть сделаны из подручных материалов педагогом или детьми. ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ Перчаточные куклы еще называют куклами-петрушками. Это такие куклы, которые надеваются на руку (указательный палец — в голову, большой и средний пальцы — в руки петрушки). Сейчас рассмотрим, как устроены подобные куклы и из чего их делают. Перчаточная кукла (рис. 1) состоит из головы, рукавички и платья. Самую важную роль в создании образа куклы имеет голова, поэтому изготовление кукол обычно начинают с головы. Характерные черты, присущие создаваемому образу, должны быть выразительными. Очень часто в качестве этой детали используют готовые пластмассовые формы от старых игрушек. Главное — голова должна быть соразмерной, не слишком тяжелой, иметь шею с отверстием, равным объему указательного пальца. Если отверстие велико, можно в качестве уплотнителя использовать картонный «патрон», вставленный в данное отверстие. Не менее интересными получаются куклы при использовании деталей от мягких игрушек. Если для спектакля необходи Процесс изготовления деталей куклы из папье-маше длительный, с просугОКой занимает 2—3 дня. Для изготовления папье-маше нужно: а) клейстер Мучной и клей ПВА; б) оберточная и газетная бумага; в) папирос^ая бумага; г) белила. Голова ку^лы лепится сначала из пластилина. Надо иметь в виду, что вь1Лепленная по рисунку голова обязательно будет отличаться от нарисованной: ведь одно дело — изобразить что-то на бумаге, #а плоскости, и совсем другое дело — изобразить то лее в объеме, фактуре и цвете. Прилепив к палочке комок пластилина и поглядывая на эскиз, начинайте лепить голову (рис.. 2), соразмерив ее с собственной рукой и представив, что указательный палец должен служить шеей, большой и средний — ручками, а сгиб кисти — талией куклы. Черты лица кукол делайте резкими, крупными, с четким подбородком, не слишком покатым лбом и выпуклым затылком (голова куклы должна быть хорошо видна издали).
Вылепленную из пластилина голову куклы смажьте вазелином и начинайте оклеивать мелкими кусочками бумаги, чередуя слои плотной бумаги и газетной.
Первый слой состоит из намоченной газетной бумаги (без клея). Кусочки кладите небольшими по размеру полосками так, чтобы кран ни ходили друг на друга. Второй слой состоит и:) оборточной бумаги < >пн также кладется ве^ольшими кусочками, но ужо пропип.тннтся и |-| -ШОК, МЛОТ- нИ! V лица. ми лучилось 1 '|,|.|.мю кладут •• П1. Чтобы • и. сутки.
Высохшую голову разделите на две половинки: лицевую и затылочную (рис. 3). Разметьте карандашом линию и разрежьте острым ножом. Аккуратно снимите половинки с пластилиновой формы. Если голова-скорлупка окажется в некоторых местах слишком тонкой, будет прогибаться под нажимом пальца, подклейте в этом месте изнутри еще один-два слоя бумажных кусочков. Особенно важно скрепить таким образом выпуклые части головы: лоб, нос, затылок, так как именно они чаще бьются и проламываются во время работы кукловодов. Теперь сделайте кукле глаза. Глаза можно и нарисовать, но они получатся выразительнее, живее, если будут выпуклыми. Выпуклые глаза делаются из различных бусинок, пуговок, цветных стеклышек, гвоздиков и даже из пустых ячеек от таблеток, в которые можно положить горошины перца. Для того чтобы вставить кукле глаза, проделайте в местах глазных впадин отверстия (рис. 4) и вставленные пуговицы или бусины закрепите изнутри головы клеем. Затем обе половинки головы приложите друг к другу и склейте с помощью полоски марли, поверх которой также наложите смоченные в клее кусочки бумаги, чтобы шов не был заметен. Для работы применяйте клей ПВА. После этого по-нсрхность головы зачистите наждачной бумагой и загрунтуйте. Можно также оклеить голову папиросной бумагой, а затем тониро-ппть белилами или апплицировать. Отделку поверхности головы куклы заканчивайте уже после того, как она не только покрашена, но и хорошенько просушена.
I полосы кукле можно вылепить и а пластилина, а затем, в зависимости от персонажа, окрасить их
в черные, русые или седые. Лучше волосы наклеить, сделав их из какого-нибудь материала: меха (для изображения мужчин и мальчиков), шерсти или нарезанного тонкими полосками фетра. Голову, руки и ноги куклы скрепите так называемой «рубашкой», или «перчаткой», поверх которой наденьте платье, костюм. Чтобы сделать кукле ноги, к переднему краю рубашки подшейте короткие штанишки, а к каждой штанине прикрепите сделанную из папье-маше ногу. Рукавичка для перчаточной куклы шьется по выкройке (см. вкл. I). Для игрушек-зверей лучше всего употреблять ворсистую ткань: бумазею, байку, плюш, бархат, искусственный или натуральный мех. Платье подчеркивает и заканчивает образ куклы, поэтому К его созданию нужно отнестись очень серьезно: подобрать ткань, продумать детали, которые помогут более ярко выразить характер данного образа. Управлять такой куклой несложно. На руку надевается рукавичка-кукла: на указательный палец — голова, средний и большой -- руки куклы, а остальные прижимаются к ладошке. При манипулировании пальцами создается впечатление движения куклы. ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Такое интересное название кукла получила из-за тросточек, прикрепленных к рукам и приводящих их в движение. Кукла на тростях по своему устройству существенно отличается от куклы-петрушки. Она состоит из головы, гапита (деревянной палочки), рукавички, платья, двух тросточек (рис. 5). Голова изготавливается из па Гапит может быть по форме округлым или иметь в сечении квадрат, по длине — длинным (для маленьких детей) и коротким (для более высоких). Иными словами, необходимо сделать так, чтобы талия куклы приходилась на уровень сгиба кисти кукловода. У гапита, доходящего до половины туловища куклы, есть преимущество — благодаря ему кукла может кланяться. А вот игрушку с длинным гапитом нельзя согнуть в талии. На гапит надевается рукавичка из плотной ткани, имитирующая тельце, и закрепляется в верхней части палочки. Детали рук, вырезанные по выкройке (см. вкл. II), сшиваются попарно, выворачиваются и для создания объема набиваются ватой, но слегка, иначе движение рук не сможет имитировать сгибание их в суставах. Затем руки пришиваются с двух сторон рукавички. Поверх рукавички надевается платье, а пришитые руки про-совыраются в рукава. Теперь удобно закрепить тросточки. Для;>того в нижней части ладошек ножницами прорезаются отверстия, куда вставляются кончики тросточек (проволока или спицы), закрученных в плоскую спираль (рис. 6). Спираль вставляется в направлении ладошек и насквозь прошивается нитками по всему периметру, плотно закрепляя трости. Нижняя часть тросточек должна быть загнута в кольцо: это удобно для управления руками куклы. Как говорилось выше, тросточки служат для управления руками куклы. И если внутреннее устройство куклы и поддержи-нающая ее рука кукловода скрыты под платьем куклы, то трости оказываются снаружи и видны зрителю. Поэтому надо подумать 0 том, чтобы как-нибудь их замас на и т. д. Иногда кукла, со- 1 лито своей роли, может держать Рис. 6 И
в руке посох, палку, копье, метлу — одним словом, какой-нибудь предмет, который уже сам по себе является разновидностью трости. В иных случаях обе руки можно закрепить на одной трости. Так, если у куклы в руках метла, она должна держать ее обеими руками, иначе ведь и мести будет нельзя. Платье для тростевой куклы кроится и шьется самым обыкновенным образом из любой ткани, лишь бы оно было ей впору и не сковывало ее движений. Управление такой куклой у детей вызывает особый интерес, так как она имеет больше возможностей для профессиональной игры, которая предусматривает умение управлять не только одной тросточкой, но и двумя. КУКЛЫ НА ГАПИТЕ Если голова маленькая, то управлять куклой тремя пальцами очень легко. Но голова из папье-маше, да еще очень крупная, как, например, у медведя, не удержится на детском пальце, даже если использовать бумажный патрон. На помощь приходит гапит — деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой, который помогает кукловоду легко удержать куклу. Ногами (лапами) такой большой куклы не управляют; они, набитые ватой, просто болтаются по бокам туловища (рис. 7). Для создания кукол на гипите можно использовать старые мягкие игрушки, во внутрь которых нужно вставить гапит и перешить руки и ноги (лапы), чтобы они свободно болтались. Работать с такими куклами одно удовольствие. С управлением справится даже дошкольник. Для организации спектакля в ширме необходимости нет. Актеры, работающие с куклами, могут разыгрывать спектакли, общаясь непосредственно со зрителем. Актер может вести диалог как с самой куклой, так и с детьми, сидящими в зале. Кукла на гапите будет хоро КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ Марионетки сложны по своей конструкции. Кукловод управляет ими, стоя на высоком помосте за задником, на фоне которого разыгрывается спектакль. В руках актер держит «вагу» — специальное приспособление для управления марионеткой. Нити привязывают к голове и рукам куклы в определенных точках. Голову, руки и ноги куклы обычно вырезают из дерева. Чтобы кукла казалась живой и ходила по сцене, а не плавала в воздухе, требуется навык. Учиться водить марионетку надо не один год. Поставить кукольный спектакль очень сложно, но использовать такую куклу для сюрпризного момента на занятиях вполне возможно. Кукла страус Эту простую куклу можно изготовить самостоятельно. Для:п'ого понадобятся три теннисных шарика, несколько веревочек и две деревянные линейки (рис. 8). В центре каждой половинки шарика шилом делается не-Гюлыпое отверстие. Через отверстие продеваются веревки, закрепленные с одного конца узлами так, чтобы при продевании они застряли во внутренних полостях разрезанного шарика. Ноги готовы. Теперь приступаем к туловищу. Кусочек меха <мпивается таким образом, чтобы ворс торчал во все стороны, образуя пушистый комочек. К нижней части меха пришива-«и-ся две веревки — ноги так, чтобы разрезанные шарики свиса-ли пниз от туловища на одинако-иой высоте -- 20—23 см. Теперь можно приступить к изготовлению головы. В шарике по центру продел ывается шилом сквозное отвер-'1110, через него пропускается вере <кка, закрепленная узлами с обе-и \ сторон шарика так, чтобы он иг скользил. Один конец отрезает- •м козле узла, другой — на рас- •и ч! мии 15—18 см от головы, пос- и:1 моха. В центре головы, где дол- жон быть клюв, делается отверстие. рис. 8
В него всовывается кусочек красного фетра. Клюв готов. Осталось сделать вагу. Берутся две линейки, сбиваются маленькими гвоздиками в форме креста, к каждому концу которого привязывается нить (всего их четыре). Свободные концы привязываются к ногам, хвосту и голове страуса. Кукла приводится в движение покачиванием креста-ваги из стороны в сторону. По этому принципу можно изготовить любую другую куклу. КУКЛЫ ТЕАТРА ТЕНЕЙ Театр теней — один из видов кукольного театра, только куклы в нем не объемные, а плоскостные и показывают их на освещенном экране в виде силуэтов. Специальные пьесы для такого театра необязательны. Можно иллюстрировать сказки, басни, стихотворения и т. д. Пока читается текст, на экране показывают тени-иллюстрации. Чтобы устроить представление, нужно иметь экран, источник света, набор декораций и фигур, сделанных специально для того текста, который инсценируется. Самый простой экран — это небольшая простыня, натянутая в дверях. Вплотную к двери позади экрана приставляют стол, который служит сценой. Стол желательно завесить чем-нибудь до пола, чтобы снизу ничего не было видно. И, наконец, хорошо бы иметь занавес, прикрывающий экран. Он может быть сделан из куска фанеры или картона, который прислоняют к экрану, или из легкой цветной ткани, поднимающейся или раздвигающейся, как обычный театральный занавес. Декорации делаются из плотной бумаги, а фигурки — из тонкого картона. И те, и другие со стороны, обращенной к экрану, надо зачернить. Это увеличит их светонепроницаемость. Крупные фигуры лучше выпиливать из фанеры. Декорации располагаются главным образом по бокам и частично на верху экрана, составляя собой рамку, внутри которой движутся фигуры. Фигуры должны занимать немного места и быть четкими по силуэту. Они могут перемещаться только вдоль экрана, поэтому их делают в профиль. Надо заранее учесть, с какой стороны появится фигурка, чтобы она была повернута профилем в нужном направлении. Декорации должны плотно прилегать к экрану, поэтому их крепят кнопками, подвешивают на гвоздиках, вбитых в рамку экрана, или задвигают в проволочные скобы, укрепленные на экране. урки укрепляют на деревянных чурках, высота которых ||.1Ш1!кш;я толщине нижней планки экрана. Эту планку лучше гдмлать толще (6—8 см), чтобы она прикрывала руку исполни-н т, который будет водить фигурку, придерживая ее за чур-ц\ Кг,л и требуется быстро провести фигурку вдоль экрана, и.чфимер, чтобы проехал поезд, пробежал какой-нибудь зве-1»'к и г. д., к чурке прикрепляется нитка, за которую тянут фигурку. Фигурки можно сделать подвижными, заставить их |п.пап,, переставляя ноги, кланяться, поднимать и опускать 1>\ип и т. д. Для этого руки, ноги и другие части фигурки • и'дуот сделать на шарнирах. На экране можно изменять под- • |"ту, например, синий цвет (для изображения ночи) или • н-дуот поместить в темной комнате, а актеров расположить
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|