Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы развития (тип цивилизации) цивилизаций




Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этносоциальных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых ученые определяют в пределах тридцати.

Выделению типов развития способствуют следующие основополагающие признаки: общие фундаментальные черты в ментальности, общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития, взаимопереплетение культур, наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе сформированных признаков можно выделить три типа цивилизационного развития:

1. природное сообщество (непрогрессивный);

2. восточный (традиционный, циклический);

3. западный (техногенный, прогрессивный) (табл.1).

4. современный тип цивилизации

1. Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)

2. Восточные цивилизации. В данном случае имеется в виду не географический восток, а Восток как символ особого мировосприятия и образа жизни, противоположный Западу. Этот тип цивилизации возник в глубокой древности (общества Египта, Индии, Китая) и продолжает существовать в настоящее время (арабо-мусульманская цивилизация). Общественное сознание восточной цивилизации носит харизматический характер, и действительность воспринимается через призму веры в сверхъестественные силы. Цель такого общества – движение к некоему божественному (харизматическому) идеалу. Общественное сознание сосредоточено на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей. Общества восточных цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим (общинным, государственным). Общественная иерархия выстраивается не по классовому, а по сословно-корпоративному принципу. Частная собственность с полными правами не характерна: верховным собственником всего выступает государство. Община охватывает все стороны жизни человека, поэтому она самодостаточна и тяготеет к замкнутости. Основной формой государственного правления является деспотия, для которой характерно абсолютное преобладание государства над обществом.Основой восточного общества является традиция. Социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы «отцов и детей».

3. Западные цивилизации. Запад понимается как символ определенных ценностей, а не как географическая категория. Этот тип цивилизации характеризуется прогрессивным развитием, при котором возникла самоподдерживающая (рыночная) экономика. Западная цивилизация представлена античной цивилизацией Древней Греции и Рима, некоторыми цивилизациями доколумбовой Америки (ацтеки), современной европейской цивилизацией. Этот тип цивилизации характеризуется постоянными изменениями в жизни человека: общество может полностью измениться на протяжении жизни одного поколения. Но изменения касаются не только социума, но и природной среды, предметного мира, в которых существует человек. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми, что определяет возникновение проблемы «отцов и детей». Прошлое воспринимается как учебный материал, а новые поколения устремлены в будущее

Сравнительный цивилизационный анализ (В.С.Соловьев "Великий спор и христианство")

Факторы воздействия на цивилизацию и основные цивилизационные структуры Природные сообщества (непрогрессивный тип; Африка, Новая Гинея) Восточные цивилизации (циклический тип; страны Востока) Прогрессивный тип (страны Запада)
1. Отношение к природе (основание) Преобразование природной среды в размерах, допускающих "встраивание" общества в природный комплекс в микротерриториальных масштабах (гармония с природой). Преобразование природы в размерах, допускающих "встраивание" человеческой общности в природный комплекс в макротерриториальных масштабах (подчинение человека сверхчеловеческой силе). Преобразование природы с целью подчинения ее человеческому обществу (самодеятельность человека).
2. Эмоциональная основа (добродетели и пороки) Любопытство, общительность, доброжелательность, природная ритмичность, импульсивность, развитие экстрасенсорных и других иррациональных форм человеческого общения. Пороки: косность, апатия. Труд – это необходимость, а поэтому характерно ослабленное преобразовательное начало. Созерцательность (подчинение сверхчеловеческому началу, смирение и покорность внешним силам). Пороки: раболепие, косность, апатия. В большинстве случаев труд воспринимается как необходимость, поэтому характерно ослабленное преобразовательное начало. Развитие идет по спирали (циклами) в рамках существующих традиций. Активность, независимость, энергичность. Пороки: личная гордость, склонность к самоуправству, раздорам. Труд воспринимается как средство неограниченной преобразовательной самодеятельности.
3. Мировоззрение (умственная деятельность, духовное начало) Религия (языческая) – хранитель природных ресурсов, регулятор жизнедеятельности общинно-экологического комплекса. Служение внешним силам, преобладание религиозного мировоззрения. Познание мира, человека связано с теософической идеей. Практически полная свобода от религии. Вместо восточной теософии и теургии – чистая философия и чистое искусство.
4.Преобладающие политические структуры Авторитарность в общине. Авторитарные режимы (патриархальная деспотия, монархия), тоталитаризм. Самоуправление граждан, республика.
5.Преобладающие социальные структуры Община (вождь, половозрастные классы) Управляемые – монарх; родовой быт. Вольные люди; дружинный быт.
6.Преобладающие формы территориального расселения Микротерриториальные комплексы. Макротерриториальные комплексы. Мезотеррриториальные комплексы.

 

Техногенная цивилизация – исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества – индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

В составе мирового сообщества на каждом конкретном этапе его развития можно выделить целый ряд цивилизаций, которые функционируют как реальное единство. Они не обязательно совпадают с государством, нацией или иной социальной группой. Обычно границы цивилизации перекрывают географические границы национальных, политических и религиозных единиц. В общем и целом каждая из цивилизаций сохраняет свою самобытность, свою самотождественность вопреки изменениям, касающимся отдельных сторон ее жизни. Изменения внутри цивилизации происходят в соответствии с собственными законами, присущими каждой цивилизации, при поддержании единства всех ее существенных частей. Внешние воздействия ускоряют или замедляют, облегчают или затрудняют раскрытие внутреннего потенциала цивилизации. Общие тенденции мирового развития находят в составе каждой цивилизации свое особенное преломление и реализуются в специфической для данной цивилизации форме.

Составляют цивилизацию необязательно близкие по языку и культуре народы. Целый ряд цивилизаций (особенно современных) имеют в своем составе народы самого разного происхождения. Точно также для цивилизации не обязательно доминирование какой-либо одной религиозной конфессии. Во многих случаях цивилизация интегрирует в своем составе людей различной конфессональной принадлежности, в большинстве случаев исповедующих одну из мировых религий. Вместе с тем на этапах зарождения и становления цивилизации особую роль играет определенное этноконфессиональное "ядро", т.е. та или иная, как правило, этническая группа людей, исповедующая ту или иную религию. Язык и культура такого "ядра" оказывает решающее влияние на интеграцию всех элементов цивилизации в единое целое, на создание общих для всех частей цивилизации символических систем. Именно "ядро" во многом определяет характер, особенности цивилизации, ее отличия от других цивилизаций.

Цивилизация никогда не представляет собой "монолита", т.е. такого образования, которое составлено из единообразных элементов: цивилизация – это единство многообразного, которое столь обширно, что с трудом поддается полному теоретическому обозрению и описанию. Кроме того, в рамках цивилизации могут существовать и внесистемные элементы – отдельные общности, принадлежащие к ней территориально, но не включающиеся в полной мере в ее механизмы и системы. Такие общности представляют собой своеобразные "вкрапления", по-разному влияющие на общий контекст развития цивилизации, причем они могут то в большей степени интегрироваться в нее, то существовать относительно изолированно.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных