Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выделение цивилизаций по территориальному признаку




Первое упоминание об историко-культурных областях мира связано с именем Геродота, который выделил две области: эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока, где в то время господствовала династия древнеперсидских царей. По мере накопления знаний об окружающем мире к историко-культурным областям была добавлена Эфиопия и Скифия.

В начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы «этно-исторической концепции цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой, - есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

Мировая цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общестенных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства; по сути дела речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле.

Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от него. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций.

В современной науке существуют два основных подхода к локальной цивилизации:

1. Один рассматривает локальную цивилизацию прежде всего с точки зрения порождаемых ею духовных ценностей и придавая особое значение религии.

2. Другой усматривает в локальной цивилизации систему, состоящую из множества различных компонентов (в их число входят и религиозно-этические ценности), которые в той или иной степени взаимодействуют, влияют друг на друга, создавая в итоге единое целое.

Локальная цивилизация обычно определяется как большая социокультурная общность (во многих случаях надгосударственная, наднациональная и надконфессиональная), которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической и духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.

Тойнби характеризовал локальные цивилизации как образования "более широкие, чем отдельная нация, но менее широкие, чем все человечество".

По происхождению:

Данилевский - на основании языковых групп - выявил 15 культурно-исторических типов, среди которых три (кельтский, мексиканский и перуанский) погибли насильственной смертью, не завершив цикла своего развития, и еще два - Россия и США (новоамериканский) – только начинают формироваться. К остальным относятся: египетский культурно-исторический тип, ассиро-вавилоно-финикийско-халдейский, китайский, индийский, иранский, иудейский, греческий, римский, аравийский и западноевропейский (романо-германский).

Шпенглер насчитал восемь "высоких культур". Это египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская (аполлоновская), арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и мексиканская. Кроме того, немецкий философ указывал на возможность приобщения к этому списку великой русской культуры.

В XIX в. наиболее известным ученым культурно-исторической школы был немецкий географ Фридрих Ратцель, а в ХХ в. – А. Тойнби.

Тойнби предложил свою классификацию. Его перечень сначала включал 23 локальные цивилизации, а к концу работы над "Исследованием истории" возросло 37. Локальные цивилизации в окончательном варианте были распределены следующим образом:

1. Цивилизации, достигшие расцвета:

а) первичные (автохтонные): мезоамериканская, андская, индская, шумеро-аккадская, египетская, эгейская (минойская), индская, китайская;

б) преемственные ("сыновнеродственные"): сирийская, эллинская, индийская, православная христианская, западная, исламская.

2. Четырнадцать цивилизаций-спутников: например, японская, корейская и вьетнамская (от китайской); эламская, хеттская, урартская (от шумеро-аккадской и сирийской); юго-восточно-азиатская (от индийской и исламской) и т.д.

3. Неразвившиеся цивилизации: например, несторианская и монофизитская (обе поглощены исламской), дальнезападная христианская и средневековые города-государства (поглощены западной цивилизацией).

4. Застывшие цивилизации: эскимосская, кочевая, оттоманская, спартанская.

В современном мире, по мнению Тойнби, сохранилось всего пять живых цивилизаций:

  • западное общество, объединяемое западным христианством;
  • православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;
  • исламское общество – от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;
  • индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии;
  • дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.

Попытки создать новые варианты классификации цивилизаций предпринимаются и в наши дни. Например, известный американский социолог профессор С.Хантингтон, ориентируясь прежде всего на Тойнби, предложил свой список, состоящий из восьми цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская, африканская.

Однако локальные цивилизации имеют свой, отличный от общемирового ритм. Они появляются в разное время (с разрывом в тысячелетия), некоторые из них погибают. Смежные локальные цивилизации синхронизируются в своей динамике, поэтому можно выделить несколько их групп.

1. Средиземноморско-ближневосточная группа – регион, где возникли и достигли расцвета первые локальные цивилизации (Египет, Месопотамия, Сирия и Палестина, Малая Азия, Греция, Италия); на втором суперцикле этот регион (кроме Италии) уходит с авансцены исторического прогресса во второй эшелон, а частично (Египет, страны Ближнего Востока) становится объектом колониальной экспансии вырвавшихся вперед европейских держав.

2. Азиатская группа локальных цивилизаций – Индия, Китай, Япония, Персия, Средняя Азия, – где смена мировых цивилизаций начиналась почти одновременно с предыдущей группой. В начале второго суперцикла сюда сместился эпицентр мирового прогресса, но затем, особенно в период индустриального общества, наблюдается стагнация, ход исторического прогресса был прерван колонизацией. С началом постиндустриальной цивилизации наблюдаются признаки включения ряда стран этого региона в эпицентр исторического прогресса.

3. Западноевропейский регион (кроме южной его части) начал свой исторический путь с некоторым запозданием по сравнению со средиземно­морским. Со второго суперцикла (прединдустриальной цивилизации) этот регион вырвался вперед, подчинив себе большую часть мира (колониаль­ные империи – Испанская, Британская, Французская). Однако к концу индустриальной эпохи западная цивилизация во многом теряет свои авангардные позиции.

4. Американские цивилизации первоначально в силу изолированности материков (Северной и Южной Америки) развивались особым путем, история которого до сих пор имеет немало белых пятен. Древние цивилизации были практически уничтожены потоком агрессивных европейских колонистов. Здесь возникли новые, дочерние по отношению к западноевропейским, локальные цивилизации, которые, однако, вскоре приобрели самостоятельный ритм. В XX в. США вступили в число мировых лиде­ров, стали сверхдержавой. В Южной и Центральной Америке развитие несколько задержалось из-за колониального господства, однако к концу XX в. налицо признаки ускорения исторического прогресса, приближения к его эпицентру.

5. Африканские цивилизации (если исключить Северную Африку, относящуюся к Средиземноморью), отставшие на первых ступенях истории, в течение ряда периодов были объектами эксплуатации со стороны более развитых регионов; да и в настоящее время центрально-африканские страны находятся в наиболее бедственном состоянии; близка к эпи­центру прогресса лишь Южная Африка. Однако имеются предпосылки для оживления этого обширного региона.

6. Восточноевропейские и Североазиатские локальные цивилизации имеют особенности в своем историческом почерке, на которых следует остановиться подробнее.

Обычно культурные регионы приравнивают к цивилизационным. Самое элементарное разделение: западный и восточный культурные (цивилизационные) регионы. Более подробная основывается на выделении: западного (христианского), китайско-конфуцианского, индо-буддийского и арабо- мусульманского культурных регионов. С. Хантингтон (американский политолог) предложил выделить 8 таких регионов: западный (христиано-каталический), славянско-православный, исламский, конфуцианский, индуистский, японский, латиноамериканский и африканский – первые 6 по религиозному признаку, а последние 2 по географическому.

Главная посылка культурно-исторической школы: каждая культурная область имеет свой путь развития, поэтому нельзя говорить об «отсталости» каких либо (неевропейских) народов. Геоисторические регионы – это «действующие лица» истории, они играют особую роль на каждом из этапов истории, формируя особые цивилизационные миры.

Границы и состав цивилизационных миров непостоянны, они изменяются в ходе исторического развития.

Границы культурных районов мира определились на ранних стадиях формирования цивилизаций. Они, по сути, являются физико-географическими границами, именно в них происходило формирование культурных этносов. Невзирая на переселения народов, распространение религий и философских учений, хозяйственное освоение территорий и колонизацию, эти границы остаются стабильными.

К числу историко-культурных областей в Старом Свете были отнесены:

– Ближний Восток, или Левант — исламская культурная область, захватывающая значительную часть Азии и Северную Африку;

– Европейская культурная область;

– Индийская;

– Китайская (или Восточно Азиатская);

– Индокитайская;

– островная субкультурная область Тихого океана;

– Евразийские степи.

К числу историко культурных областей в Новом Свете были отнесены:

– Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго Африканская культурные области);

– циркумполярная область с рудиментарными этносами.

В Америке выделяются Англо-саксонская и Латино-американская культурные области.

В каждом конкретном исследовании можно подразделить территории на основе наиболее значимых элементов культуры. Так, каждую из областей можно подвернуть более дробному членению на основе социальной организации, материальной культуры, языка, религии. При описании более мелких культурных общностей некоторые элементы культуры оказываются более значимыми. Так, в Африке культурный микрорегион племен банту можно выделить на основе характерного набора орудий труда и производственных навыков – занятия преимущественно земледелием, на основе характера поселений и по языковому признаку – как совокупность близкородственных языков.

На каждом последующем этапе районирования исследуемый культурный микрорегион становится все меньше, ареал сужается. Но основная задача состоит в том, чтобы, изучая местные особенности культуры, не упустить общую картину культурных районов мира.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных