Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ по Льву Семеновичу Выготскому




Л.С. Выготский, рассматривая поведение от самых простых форм до самых сложных и высших, выделяет три основных ступени в его развитии.

1. Первый уровень образуют у всех животных наследственные, врожденные способы поведения, обычно называемые инстинктами. Они выполняют биологическую функцию самосохранения, продолжения рода и функционируют в силу наследственной структуры организма. В отличие от других форм поведения инстинктивные реакции не возникают в результате проб и ошибок, и не являются следствием подражания.

Для низших форм животных (прежде всего насекомых) инстинкт является основной формой приспособления к среде. По мнению О. Меннинга это создает преимущества для животных с коротким сроком жизни или лишенных родительской заботы. У одноклеточных организмов – весь организм представляет собой рефлекторную клетку («нервные элементы» разбросаны). Реакция на воздействие очень медленная. У кишечнополостных (гидра) – сетевая НС равномерно распределена. У плоских червей – дифференцированная НС (есть узлы). Импульс быстрее. Способ реагирования – таксис (тропизм) - механич. реакция орг-ма на раздражитель (бактерии - в питат.среду, насекомые к свету).

У более высокоорганиз. жив. есть органы чувств. Способ реагирования – рефлекс - локализованная и более точная реакция организма (отдергивание, мигание, чихание). Характеризуется инстинктивным поведением: сложное стереотипное поведение, присущее данному виду. Инстинкт - врожденная форма реагирования. Инстинкт детерми­нирован генетически (пчела - инстинктивно до бесконечности заделывает свою соту, а мед в это время стекает с другой стороны и сота никак не заполняется, паук - паутина). Чтобы инстинктивное поведение начало проявляться, нужен пусковой механизм, сочетание внутренних и внешних условий. Этот механизм врожденный (брачные церемонии у животных – с одной стороны весна – внешний фактор; биоритмы физиологич. активности, с др. – организм д.б. достаточно взрослым).

2. Второй уровень в развитии поведения - это ступень условных рефлексов. Она отличается от предыдущей тем, что возникает в процессе накопления индивидуального опыта животного. В работах И.П.Павлова показано, что всякий условный рефлекс возникает на основе безусловного рефлекса или инстинктивной реакции. Чем больше диапазон инстинкта, тем больше возможностей для научения.

Научение не создает новых реакций, а комбинирует порожденные реакции, связывает их с определенными стимулами окружающей среды. На этом этапе наследственные реакции приспосабливаются к индивидуальным условиям существования животного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных