Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ф. Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVIII вв. Структуры повседневности




ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1

ГОРОД НА ВОСТОКЕ

Ф. Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVIII вв. Структуры повседневности

Ферман Бродель — известный французский историк. Эта книга написана в 1979 г.

В мире ислама города, аналогичные городам средневеко­вой Европы, появлялись, на какое-то время становясь хозяева­ми своей судьбы, только тогда, когда рушились империи. Тог­да-то наступали лучшие времена мусульманской цивилизации, но подобные передышки были краткими, и пользовались ими города, лежавшие на периферии, — такой была, несомненно, Кордова... Но правилом был город государя, часто халифа, ог­ромный город —либо Багдад, либо Каир.

Императорскими или в отдельных случаях королевскими столицами были и города далекой Азии — огромные, паразити­ческие, роскошные и вялые: что Дели.. что Пекин или до него Нанкин.. Нас не удивит огромное влияние государей Едва лишь кто-нибудь из них бывал свергнут своим городом, вер­нее — своим двором, как появлялся другой, и зависимость во­зобновлялась. Не удивит нас и то, что такие города были неспо­собны отобрать у деревень всю массу их ремесел...

В нем не могла расти свободно никакая буржуазия. Как только такая буржуазия появлялась, она уже думала о том, как бы переметнуться, очарованная великолепием жизни мандаринов1. Города зажили бы своей жизнью, наметили бы ее, если бы индивид и капитализм имели там свободу деятельности. Но го­сударство-опекун почти не допускало этого...

И только Запад явственно склонился в сторону городского развития. Его города толкали его вперед.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст 1 Вспомните, что представлял собой западноевропейский город и какую роль он играл в социаль­но-экономической и политической жизни Западной Европы. Приведите примеры, подтверждающие фразу Ф. Броделя о За­паде. «Его города толкали его вперед». Почему эта характерис­тика неприложима к восточному городу? Под чьей властью нахо­дились восточные города? В какие периоды они могли получить относительную самостоятельность? Чем, с вашей точки зрения, объясняется желание нарождавшейся на Востоке буржуазии примкнуть к чиновничеству? Каким образом государство пре­пятствовало свободе деятельности купцов и ремесленников? Приведите примеры, опираясь на изученный материал.


Тема 2

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В УЧЕНИИ КОНФУЦИЯ

2. Из книги «Бесед и высказываний», составленной учениками Конфуция

Учитель сказал: «Если руководить народом посредством за­конов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испыты­вать стыда. Если же руководить народом посредством доброде­тели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится»...

Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель от­ветил: «[В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю]». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего из этих трех вещей можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?» Учи­тель ответил: «Можно отказаться от оружия». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего можно пожертвовать из оставшихся двух ве­щей, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять».

Учитель сказал: «Если личное поведение тех, [кто стоит на­верху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов Если же личное поведение тех, кто [стоит наверху], неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется.

Кто-то спросил: правильно ли отвечать добром на зло9 Учи­тель ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».

Учитель сказал: «Целеустремленный человек и человеколю­бивый человек идут на смерть, если человеколюбию наносится ущерб, они жертвуют своей жизнью, но не отказываются от че­ловеколюбия».

1 Мандарины — чиновники.

Вопросы и задания

2. Прочитайте текст 2. Как объясняет Конфуций необходи­мость управлять народом гуманно? Почему именно император­скую власть и чиновников считает ответственными за все проис­ходящее? Какая роль, активная или пассивная — отводится им народу? В чем, с точки зрения Конфуция, состоит долг благо­родного человека, живущего в несправедливо устроенном госу­дарстве? Подумайте над фразой Конфуция: «На зло отвечают справедливостью». Как можно интерпретировать эту фразу, ес­ли речь идет об отношениях между властью и обществом?


Тема 3

БЫТОВАЯ ЭТИКА ИСЛАМА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных