Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Quot;Первичная материя" ритма




Как и звуки в музыке, элементы массы в архитектурной форме имеют особое резонансное значение и "особое звучание" в соответствии со своей геометрической конфигурацией (колонна и столб "звучат" различно, имеют различное выражение). Когда эти элементы, преодолевая хаос, организуются, возникает звучащий мир, исполненный смысла, который говорит нам больше, чем простое наличие элементов.

Кажется правильным греческий тезис о сходстве, существующем между музыкой и архитектурой благодаря пропорциям, но необходимо развить его дальше, расширяя концепцию пропорций.

Следуя за мыслью Пифагора (569-470 гг. до п. э.) и Галилея (1563-1642), которые открыли связь звучания с частотой (количество вибраций в секунду), мы можем видеть различие в значении элементов, связанных между собой местоположением и интервалами. Каждая форма, каждый цвет имеют свое собственное звучание, которое соответствует звуку определенного музыкального инструмента. Так же как звук возникает в зависимости от частоты гармоний инструмента, каждый элемент формы (и пространства) воздействует на нас по-разному. Посредством подобий и контрастов мы можем организовать ансамбли с большим богатством, подобно тому, как это происходит в музыке.

Но это воздействие не объясняется только этими свойствами. Интенсивность - сила - является также фактором существенного значения (центральные или боковые колонны в Прадо). Она обладает большой широтой выразительности, потому что контрасты интенсивности модулируют и придают характер форме.

Но этого недостаточно. Кроме "звука" и "интенсивности" необходимо иметь в виду "длительность" звучания. Этот фактор всегда связан со звуком и интенсивностью: от длительности зависит присутствие ритма, основного и существенного элемента архитектурной выразительности.

Любая форма определенного размера в определенном месте имеет определенный выразительный смысл, имеет конкретный "цвет", особый характер. Сочетая формы, их значение можно усилить путем изменения продолжительности их присутствия в сознании потребителя (вспомните К. Зубири и его интерпретацию времени как "длительность").

В то время как в музыке "интуитивное", "врожденное" позволяем отличить различное происхождение звуков, в архитектуре эта проблема более сложная. Так же как в музыке, необходимо отобрать из беспорядочного мира форм те "основные", "элементарные" формы, которые облегчат понимание последовательности ее организации, чтобы каждый мог постигать форму сообразно своему характеру, своему темпераменту, своему "слуху".

Мы не сможем говорить об архитектуре до тех пор, пока эти аспекты не будут подвластны человеку, не будут структурированы, не будут связаны и организованы с определенным смыслом. Этот смысл, как и в музыке, возможно, будет понят осознанно лишь небольшой группой и неосознанно остальными.

Это еще один аспект, который ведет нас к определению различия между строительством и архитектурой. Организация элементов и их отношений с целью достичь единства формы (структуры), соответствующего определенным идеям, воплощаемым в конкретных образах, а так же определенной культуре, является предметом нашего изучения.

Поэтому постараемся вскрыть причины появления определенных ритмических образований. Древний человек заметил, как определенная напевная мелодия, чуть нашептанная, усыпляет чувства, и убедился, что повторение определенного звучания с определенным ритмом побуждает его к войне. Все эти наблюдения накапливаются в неторопливом опыте веков. Так обогащается смысл "спокойного" или "возбуждающего", стимулируется чувство "единства" или "силы", "спокойствия" или "движения". В архитектуре происходит то же самое.

Если вдуматься, то увидим, что недостаточно иметь данные, необходимо личное размышление, и именно таким путем осуществлять изменение целей. Происходит переход от "практичного" к "символичному", от "делать полезное" до "влиять на потребителя". Факт огромной важности: помимо полезного, практичного появляется росток, который влияет на психику потребителя, росток, который со временем приобретает большое значение. "То, что было практично и функционально, сейчас еще впечатляет". Необходимо изучить возможности, которыми обладают ритмы, чтобы "аффектировать потребителя". Размышляя, мы видим, что это влияние зависит не только от их формальной организации, но также от культурной среды, в которой живет потребитель, - от ее времени, ее места, ее символических аспектов. Может случиться так, например, в монументальной архитектуре, что значения-символы полностью подменяют значения полезного и, эффективно воздействуя на человека, приобретают особый смысл. То, что было хаотичным, становится гомогенным; то, что было разрозненным, приобретает целостное значение. Это аналогично тому, как повторение преобразуется в ритм. Значение предыдущего и последующего становится единым и приобретает особый резонанс; впечатление, которое производят на нас отдельные элементы, элементарные формы, интериоризируется, и мы сохраняем ощущение целого.

Таким образом, появился ритм, выражающий чувства. Необходимо исследовать пластические возможности ритма, и поэтому мы не ограничимся концепцией греков (Платон и гармония сфер), а посредством разума и интуиции, дополняя картину нашего "познания" перспективами, которые нам открывает воображение, изучим возможные приемы организации архитектурных ритмов.

Резюмируем фундаментальные положения.

Мы понимаем ритм как качественное деление времени. Он отличается от метра (мера) тем, что метр производит деление времени в основном количественным способом, в то время как ритм определяет звучание (каждую форму) в течение его передачи во времени. Метр есть схема мер, в то время как ритм в одно и то же время есть и индивидуальная сущность (А-в-А-в-А-в), и морфологическое единство (АвАвАв).

Ритм может собирать или разрушать метрические единства в соответствии со своей динамикой. Таким образом, одинаковые метры, симметричные или асимметричные, могут дать место различным ритмам. Есть ритм "элементов" и ритм "целого", потому что в принципе всякое ритмическое движение состоит из "сильных частей" и "слабых частей" (ударения, каденции), которые выражаются одинаково как между двумя последовательными нотами, так и между двумя частями, более растянутыми внутри данной музыкальной формы.

Ритмы могут организовываться различными способами:

1) изометрия - соблюдается начальное деление времени постоянным методическим строем (палаццо Спадда);

2) эволюция посредством сжатий и растяжений линии, которая сохраняет в то же время общий абрис, так что тематический остов сохраняется всегда узнаваемым (эволюция возрастающая, снижающая или колеблющая) (опера в Сиднее, мавзолей Хумаюн-бей).

Архитектура, которая выражает чувства и эмоции, нуждается в ритме, даже если ритм будет регламентирующим и дисциплинирующим средством, поэтому мы должны попытаться проанализировать ритмы на всех структурных уровнях, находя движущую силу, которая их организует и объединяет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных