Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Происхождение ритма




Ритм отождествляется с первоначальной пластической идеей, которая появляется в сознании творца и выражается потом в завершенном произведении искусства. Ритм есть, таким образом, первичная схема, которая, перед тем как стать поэтическим, музыкальным или пластическим выражением, появляется в нашем сознании.

По этому поводу есть выразительный комментарий П. Валери, ко-торого цитирует В. Д'0рс. "Однажды меня преследовал ритм. Этот ритм навязывался мне... это было на стадии исканий".

Таким образом, ритм появляется "в то время", когда происходит периодическое чередование гомологических элементов, когда пропорция фиксирует в пространстве связь между элементами одного рода.

Но не надо забывать, что произведение искусства воспринимается сразу. Поэтому, хотя ритм содержится в композиции, он обогащает ее вторичной темой линий, цветов, объемов..., воспринимаемой последовательно во времени; так появляется в живописи определенный строй линий и цветных пятен (Э. Делакруа, В. Кандинский и др.; ранее: Джотто, Тинторетто, Рубенс - "Ариадна и Вакх", как и в скульптуре колебания масс и пустот, отблески бликов и игра деталей (неоконченная пиета Микеланджело, пустоты и массивности Г. Мура, скульптуры А. Колдера и т. д.).

Говоря о ритмах, мы всегда обращаемся, таким образом, к повторению (колонны, проемы...), к чередованию одинаковых и сходных элементов, которые сохраняют между собой более или менее постоянные отношения: более или менее, так как всегда есть нечто, что не поддается точному измерению, и оно сообщает произведению самые глубокие ритмические, а, следовательно, и эстетические характеристики. Поэтому ритм мотора кажется точным, определенным, монотонным, но невыразительным, в то время как ритм барабана неточный, неопределенный, но выразительный.

Так появляется концепция каденции: как упорядоченная пауза ритма, которая влияет на его гармоническое и мелодическое звучание. Несколько мелодий, несколько аккордов наслаиваются и дают место более сложной музыке, симфонии высшего порядка.

В архитектуре в отличие от других пластических искусств ритм характеризуется определенной жесткостью и строгостью. Каждая культура, каждая эпоха имеют свои ритмические схемы. Египет, Греция, Ренессанс... Они являются культурами большего метрического звучания, а Китай, культура майя и барокко являются периодами большего ритмического вдохновения.

Мы воспринимаем ритм как повторение гомологических элементов в современных пространственных структурах. Схема отношений, которые исходят оттуда, дают место ритмическим ходам, образующимся посредством пропорционального строя. Раньше мы уже говорили об их взаимосвязи и различии.

Ритм зависит, таким образом, от конкретного расположения элементов, от периодичности их появления, от относительного значения элементов и изменения характера движения.

Здесь необходимо выяснить один пункт, предполагая, что ясно различие между ритмом и пропорцией.

Ритм зависит от ведущей идеи (культура, время, личность), так же как это происходит с пропорциональным строем. Принципы построения пропорций проясняются, "если при их анализе обращать больше внимания не на конечный результат, а на исследование вопросов внутренней взаимосвязи. Тогда эти принципы проявляются как выражения "художественного намерения", которое воплотилось в зданиях, скульптурах и живописи данной эпохи или конкретного художника" (Э. Панофский).

По своей схеме происхождение пропорций и ритма одинаково. Так легче понимается единство произведения искусства.

Теория пропорций, которую мы изучили раньше (гл. 12), воспринимается включенной в более широкое поле и видится с более общей точки зрения. Отсюда при изучении различных категорий ритмов мы должны помнить, что не существуют вечные и неизменные рецепты, но что выразительность ритмов связана с символами времени, показывающими единство идеи-формы.

Категории ритмов

На поверхности

Организация посредством регулярного повторения одного-единственного элемента; ритм и повторение совмещают свои эффекты.

При упразднении некоторых элементов появляются новые каденции, которые ведут к единообразным и чередующимся ритмам. Каждая изолированная группа элементов не имеет ни начала, ни конца, но вместе они имеют. На этих схемах показано, что ритм устанавливается на базе отношений между группами точек и расстояниями, которые их разделяют.

Ясно, что, следуя этим путем, получают новые ритмические построения, которые можно варьировать до бесконечности.

Введение 2-го элемента вносит новый тип разнообразия (однообразные ритмы двойного повторения).

Присутствие новых элементов, исключение некоторых и т. д. даст место всякого рода вариациям неистощимого богатства

Всякое архитектурное произведение предусматривает применение различных категорий ритмов. Элементы, на которых оно базируется, могут варьироваться, равно как и их значение, но способы их достижения всегда будут сходными.

Ритм возникает из особого расположения, данного одному или нескольким элементам, из периодичности их появления и относительного значения. Ритм руководствуется положением осей, которые распределяют активные элементы, и классом повторения, к которому это распределение относится.

Сам ритм будет слабым или сильным в зависимости от характера элементов и от значения пауз, которые его организуют.

Примеры, приведенные в конце этой главы, показывают некоторые характерные ритмы, базирующиеся на определенных схемах фасадов.

Значение ритма зависит от размера и цвета преобладающих элементов и от величины пустот, от отношения предмет - фон.

В палаццо Спадда (Рим) обогащение поверхности стены возрастает до максимума при наложении различных ритмов в различных плоскостях. Каденция вариабельная.

Все эти ритмы аффектируют на поверхности. Мы могли бы продолжить изучение примеров, но все они будут зависеть от: а) принятой схемы распределения, б) взаимосвязи между осями элементов, в) соотношения элементов по ширине и высоте.

Во всех случаях возникают частичные симметрии, являющиеся основой ритмов.

Площадь Вогезов в Париже служит примером ритма в трех измерениях. Появляются глубинные ритмы, которые аффектируют на различные элементы. Каждая ось отмечает плоскость, которая проникает в объем и включает даже дымовые трубы и стыки покрытий, становясь благодаря этому пространственной.

Ритм больших башен городской стены Авилы является еще одним примером структурного единства. Различные уровни ритмов должны включиться в иерархическое единство совокупности, которое оттеняет значение различных элементов и их взаимные связи.

Все сказанное применимо также к изучению пространств. Чтобы понять это, достаточно вспомнить внутреннюю среду мечети в Кордове или чувство, пробуждаемое в нас при продвижении в глубь готической церкви. Свет тоже может провоцировать эти ритмы.

Архитектурные ритмы развиваются во времени и становятся понятными при их рассмотрении. Одновременное и последовательное видение некоторых элементов смешивается, образуя, таким образом, богатство форм, свойственное жизни. Регулярность последовательности предполагает всегда непрерывное движение глаз. Душа чувствует эти ритмы. От их значения и качества будут зависеть впечатления, которые получит наблюдатель.

Скрещивающиеся ритмы равных или различных интервалов сложны для понимания. Связь каденций несомненно влияет на значимость формы, которая их содержит. Пространственная композиция требует перемещения, последовательного видения во времени. Современная концепция пространственных ритмических связей основывается на этих идеях.

Но ритмы должны образовываться, чтобы прояснить организацию формы. Во избежание путаницы не имеет смысла навязывать более сильные ритмы второстепенным элементам. Мы должны учитывать различные уровни структуры при создании ритмов. Организация элементов объема, пространства или поверхности и их связи должны быть направлены на формообразование упорядоченной совокупности, не имеющей ничего общего с монотонностью. Архитектура всегда является порядком.

Таким образом, выбор ритма является важным: от этого зависит характер, который принятые формы могут придать всему ансамблю.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных