ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 1 РЕЛЬЕФЫ ЛАНДШАФТА
Ландшафтный философ тяготеет не к сухим абстрактным правильным фигурам описания мира, а стремится к описанию мира, каков он во «фрактально-неправильной» и «синергетически - хаотичной» естественности, потому философская онтология – это онтология естественности, действующая в рамках ландшафтной парадигмы, в которой функционируют естественные тела и естественные процессы. Естественные же тела не построены по принципам правильных геометрических фигур платоновского «Тимея», на основе которых и построена картина мироздания Ньютона, испытавшего сильное влияние кэмбриджских платоников. Мир не строится по принципам евклидовой геометрии, он имеет фрактальный характер и построен по принципам фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта – «Евклида» XXI века. Мир полон неправильных образований, имеет «дыры» и «складки». Он «барочен». Он подобен миру Лейбница, который видел мир как часовую мастерскую, где стрелки всех часов не согласованы.
Авторитету математики мешают сами математики. Последующее со времен Гильберта стремление формализовать математику на базе искусственного языка привело в потере её фундаментального начала – к пространственной наглядности математических объектов. И это стремление так и остается сильным, хотя уже во времена Гильберта Гедёль указал на невозможность тотальной формализации. Сейчас математик Арнольд критикует такой подход к математике.
ФРАКТАЛЫ
Современная философия, в своей антисциентиской направленности, окончательно оторвалась от удивительных достижений современной науки. Современная наука давно не оперирует понятиями евклидовой геометрии. Философ Ландшафта – позитивист-сциентист, он также не мыслит в категориях евклидовой геометрии. Геометрия XX века, следуя идеям Лобачевского, Гаусса и Римана, давно уже многомерная геометрия. «Воображаемая» геометрия Лобачевского давно стала, как показал еще математики Гаусс в 1827 г. и Бельтрами в1868 году, геометрией реальных поверхностей, в отличие от абстрактных воображаемых поверхностей евклидовой геометрии. Сейчас в последние два десятилетия в мировоззренческий арсенал науки входит еще идея «фрактального» пространства Б. Мандельброта. Это идея конкретных, естественных «объёмов». Фрактальная геометрия – это ландшафтная геометрия. Давно пора сформировать новую онтологию, которая базируется на этих новых пониманиях базовых категорий: пространство, время, материя, используя достижения современной науки. А именно как: фрактальные объемы, нелинейные процессы и смеси соответственно. Более того, такое понимание не ново в философии, именно такими категориями по преимуществу оперировало мифологическое мышление и досократическая философия, к которой апеллируют эти «мистически» настроенные философы, ставя это мышление и эту философию в противовес «рациональной науке».
Бенуа Мандельброт ввел понятие «фрактал» (fractus – лат. дробный) в 1975 году, основываясь на теории дробной размерности Хаусдорфа, которую он предложил в 1919 году. «Термин фрактал относится к некоторой статичной геометрической конфигурации, такой как мгновенный снимок водопада. Хаос – термин динамики, используемый для описания явлений, подобных турбулентному поведению погоды» (Кроновер Р.М. Фракталы и хаос в динамических системах. Основы теории. М. 2000. С.100).
МНОГООБРАЗИЯ
В пространстве-времени имеют не точки координат пространства, а события. Событие отлично от точки тем, что оно определяется не только местом, но и временем.
Многообразие не является векторным пространством, в нем нет нулевого элемента, и не определены операции сложения и умножения на число при переходе к многообразиям теряется линейная структура пространства. Многие многообразия могут быть покрыты картами. Карта, с точки зрения математики – это взаимооднозначное отображение некоторой части многообразия в метрическом п-мерном пространстве. Но карта не может покрыть все многообразие Примером многообразия может множество всех возможных поворотов естественных тел.
ОТОБРАЖЕНИЯ
Отображением называется математическая операция, которая ставит соответствие элементу одного множества элемент другого множества (f: А→ В). это понятие является фундаментальным понятием современной математики
ХОРИОНЫ
«Обобщение данных естествознания и обществоведения с позиций монизма приводит к выводу о том, что мир состоит из сложных объектов, имеющих один и тот же концентрический план строения, подобный архитектонике нашей планеты. Эти материальные, материально-идеальные и идеально-материальные образования предполагается называть хорионами (от греч. сhorion – страна, местность, край, пространство, промежуток времени) (Ретеюм А.Ю. Земные миры. М. 1988. С.27). Достаточно известный современный отечественный теоретик географии. А.Ю. Ретеюм выявляет элементарный «эйдос» ландшафта, называя его хорионом (от греч. сhoros – страна, край, местность, пространство), - элементарной «ячейкой» ландшафта (он, к сожалению, не привязал к «хориону» концепт «эйдос», хотя он родственен по этимологии этого слова). В отличие от изотропной области евклидового пространства, хорион имеет концентрическое строение – это центр и отходящие от него концентрические периферийные круги с восходящими и нисходящими потоками. Ретеюм считает, что такое строение имеют все естественные тела и системы в мире, а в отношении физико-географических ландшафтных систем они имеют реальный образ в существовании в «эйдосе-хорионе» - «горы» или «гор», «снисходящих и восходящих уровней», «равнин» и «ущелий», которые объединены центробежными и центростремительными процессами взаимодействий между «центром» и «периферией». Этот «эйдос-хорион» имеет мозаичный, рельефно-фрактальный характер, в котором траектории потоков этих центробежно-центростремительных взаимодействий (эманаций) имеют нелинейно-синергетический характер. Эта идея Ретеюма о «хорионе» крайне интересна, но она не получила должного развития в философском плане как «эйдоса-хориона», который, я надеюсь, еще получит свое развитие в будущей философии Ландшафта. По мнению Ретеюма и все культурные системы состоят из сложных объектов, имеющих такой же характер. Он считает также, что такой характер имеют и ментальные системы, приводя в доказательство известную концепцию «научно-исследовательских программ» И. Лакатоша. Можно только удивляться как современные философы, увлеченные экзистенциальной «онтологией» М. Хайдеггера, и как современные культурологи, увлеченные идеями французской школы «Анналы», знакомые в учением о «центре» и «периферии» Э. Шилза и с идеями И. Валлерстайна, совершенно проходят мимо более глубокой и состоятельной, чем смутно - поверхностное философствование М. Хайдеггера, ландшафтной парадигмы мышления современных географов; мимо идей современной географии, которая уже давно значительно более плодотворно развивает идентичные с вышеуказанными философами и культурологами идеи.
Существует на телько физичесий, но и статистический рельеф.
ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ
1. ХОРА – АТОМАРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛАНДШАФТА
Концепт «χώρα» был введен Платоном в поздний период его творчества в «Тимее». При переводе он понимается как «место», «положение». В русских переводах этот концепт переводится как «пространство» («Тимей», 52а). Причиной такого перевода является непонимание переводчиков об отличии концепта «ландшафт» от категории «пространство», что обусловлено их мышлением в рамках классического типа сознания. «Ландшафт» же – это свойственное неклассическому сознанию конкретно структурированное асимметричное «фрактальное» пространство. О неправомерности перевода «хоры» иными понятиями подчеркивал Ж. Деррида в эссе «Хора» (см. Деррида Ж. «Эссе об имени»), правильно утверждая, что этот концепт обладает собственным значением и не поддается переводу. Деррида интерпретировал его эпистемологически – как атомарный элемент «воображения», что верно: «хорологическое», «ландшафтное» мышление отличается поэтичностью и игрой воображения, что, к примеру, явно видно у географов и историков, для которых, со времен Геродота – «отца» европейской традиции истории и географии одновременно, такой тип мышления естественен и органичен. Но он обладает еще и онтологическим значением. Концепт «χώρα», введенный Платоном в «Тимее» является одним из центральных концептов его онтологии. Платон утверждал в «Тимее», что существует ум и мнение: «…ум рождается в нас от наставления, а истинное мнение – от убеждения; первый всегда способен отдать себе во всем правильный отчет, второе – безотчетно; первый не может быть сдвинут с места убеждением, второе подвластно переубеждению; наконец, истинное мнение, как приходится признать, дано любому человеку, ум же есть достояние богов и лишь малой горстки людей» (Платон Сочинения в 3-х томах. Т.3. ч.1. М. 1971. С.493. 51е). И далее он переходит на онтологический режим понимания: «Если все это так, приходится признать, во-первых, что есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя – ощутимое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением» (там же). Но далее самое главное: «В третьих, есть еще один род, а именно хора (в русском переводе – «пространство»- С.Г.): оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» (там же). Эта хора воспринимается посредством воображения, «как бы в грезах».???????
Само строение Вселенной состоит из образованных скоплений- вихрей – галактик. Эти же идеи развивались в русле штандортных теорий в области экономической географии
1. ХОРИОННОЕ СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Ойкумена культурного Ландшафта состоит из «гор» – центров, «равнин» - провинций и «зарослей, пещер и каньонов». В мифологии каждого народа она выражена путем «архетипа» горы, где сходится небо и земля. Заменителем горы служит храм, дворец или город. Это так бы сказать более поздние выражения символики центра. Сама организация территории общины представляла из себя периферические круги Это связано с исходным пониманием деления артефактов культуры на «сакральное» и «профанное». Всякое пространство «ойкумены» – места жизнедеятельности людей- всегда имеет священный прототип, который выступает порождающим «архетипом» для сознания, поведения и деятельности людей в данной «ойкумене». К примеру, по верованиям древних обитателей Месопотамии прототип реки Тигр находится в небе на звезде Анунит, а прототип реки Евфрат – на звезде Ирондель. Для обитателей гор прототипом являются горы «небесные». Эти образы небесных прототипов выступают как платоновские «эйдосы», порождающие модели человеческой культуры. Города, как центры культуры, также имеют свои небесные прототипы, взять, к примеру, Ниневию, которая имела прототип в созвездии Большой Медведице, Ашшур – на Арктуре. Весь окружающий мир, который включен в сферу жизнедеятельности человеческой культуры, став его базисом и сущностью, всегда имеет внеземные порождающие образцы. То, что не входит в эту сферу – это, как правило, мир Хаоса, противостоящий культуре. Идеология «Центра» в культуре имеет важнейшее значение, она структурирует ментальность, организует социум и направляет хозяйственную деятельность. Обычно в качестве идеологии «Центра» выступает образ «Священной Горы», где встречаются Земля и Небо. Эта священная гора является центром Мира. Таким же центром служит либо город, либо храм. Храм –как центр социальной общности по архитектуре именно воспроизводит это образ «Священной Горы», в такой же роли выступает и город. Но, увы, как писал Т. Карлейль: «Живое дерево Иггдрасиль, ветви которого, широкие как мир, шумели своим мелодичным пророческим шелестом, а корни уходили глубоко в самую преисподнюю, погибло в грохоте мировой машины» (Карлейль Т. Теперь и прежде. М.,1994 с.139) Но эта структура слишком проста – есть еще боле сложное понимание культурного Ландшафта. Он многослоен. На его наслаиваются множество ландшафтов – это ландшафт ментальности, ландшафт социальны и хозяйственный. Более того само человеческое сознание имеет ландшафтное строение.
2. ЦЕНТРЫ
В ментальной сфере есть вершины Мысли – это творцы классических трудов – «Классические Философы», «Классические Мыслители», - от которых отрывается человеческая мысль; это вершины Красоты - творения «Классических Художников», - которые служат базовыми для художественного мировосприятия мира; есть и вершины Откровений «Классических Пророков-Идеологов», на базе которых формируются те или иные религиозно-идеологические направления. В социальной сфере – это храмы, «мусейоны» (академии, университеты и лицеи), которые являются социальными институтами образования. Это столицы государств – резиденции «Правителей». Это и торгово-производственные центры, где происходит обмен товарами, где скопляются капиталы и производства. Религиозно-образовательные и торгово-производственные центры часто концентрируются именно в столицах, но это не правило: в истории культуры имеется множество примеров, что они сочетаются в разных комбинациях. Хотя во времена древних протогосударств это наблюдалось довольно часто,- это обусловлено тем, что, к примеру, в древнешумерских протогосударствах продовольственный склад зерновых – Храм, был одновременно культовым центром и местом хранения документов, местом проживания писцов и жрецов, при нем существовали школы, здесь проводились общественные собрания, при нем функционировали ремесленники, труд которых оплачивался зерном из храма, служителями храма организовывались торговые и военные экспедиции. Единственно, что, по крайней мере, сейчас служит правилом – они находятся в городах. Хотя и здесь есть исключение – в раннее средневековье, наряду с городами, - духовными, властными и производственными центрами часто служили еще монастыри и замки -поместья крупных феодалов. Город, крайне интересный феномен культурного Ландшафта, исследование которого вряд ли может ограничиться предварительными изысканиями М. Вебера. Это центр культурной активности, а потому, кроме функций центра хранения и трансляции символических конструкций через тексты и систему образования, кроме функций центра управления общественной жизнью и кроме функций центра организации хозяйственной деятельности, - он служит основой для возникновения инновационных процессов – появления идейных ересей, социальных революций и технических инноваций. Но в наше время, следует отметить, город, и, прежде всего, столичный центр, в связи с резко возросшими возможностями коммуникативных каналов во всех сферах культуры, теряет функцию «Центра». Центры «Идей», «Обществ» и «Производств» все более «виртуализируются», приобретают динамизм и не завязаны на какой-то определенный географический центр, они более приобретают конфигурации собственно культурного Ландшафта, «поднятия» и «падения» которого не связаны напрямую с земным Ландшафтом. Взять, к примеру, менталитет: в связи в «Интернетом» мыслитель самой захудалой провинции может общаться со всем миром, пользоваться библиотеками всего мира и предлагать результаты своего творчества всему миру.
3. ПЕРИФЕРИИ
На, кроме этого, есть и обширные равнины культурного Ландшафта. Равнины - «Периферии» связаны с «Центрами», но живут своей жизнью. Они не живут согласно «Идеям» «Центра», - в качестве символического обеспечения им служит синергетический симбиоз идейных инноваций «Центра» и архаических традиций, которые либо были когда-то центральной идеологией, либо имеют истоком низовые идеологии, они обладают крайней устойчивостью в культуре, ибо осваиваются в детстве в «ауре» мира «Повседневности», которое мало подвержено изменениям. Суть этой устойчивости состоит в том, что эти «низовые идеологии» сформировались непосредственно в результате конкретных практик социальных взаимодействий и реальной жизнедеятельности. Но эта «идеология Повседневности» отлична от мифологии первобытности, хотя и имеет основой такие же типологии мышления. Это обусловлено тем, что мифологии первобытности формировались таким же образом – как результат непосредственной практики жизни. Но в равнинах еще есть и «впадины», и «ущелья», до которых вообще не доносится активная жизнь «Центра», они даже не интересуются и жизнью «Периферии», это, если употреблять терминологию П. Лаврова, - «Пасынки истории», смысл жизни которых – это постоянная борьба за выживание и стремление элементарно обеспечить себя и свою семью. Они незаметны, но их подавляющая масса. Они, и есть те «охотники» Д. Морриса, бродящие по «джунглям» современной цивилизации с той же целью, с которой бродил первобытный охотник по джунглям и прериям земного Ландшафта. Для него интересы и страсти «Центров» и «Периферий» смешны. Часто именно этот слой, прорываясь в «Центры» дает образцы «глуповской» литературы, неистощимого запаса «шуток», живого народного «фольклора». Философу – «геологу» культурного Ландшафта, как новому типу «народника», надо периодически идти в экспедиции в «народ», в «Жизненный мир» повседневности.
2. НАПРЯЖЕНИЯ МЕЖДУ «ЦЕНТРОМ» И «ПЕРИФЕРИЕЙ»
Важным в культурном Ландшафте является появление напряжений между «Центром» и «Периферией». Возникающая дистанция между ними создает предпосылки для тектонических взрывов, появления складок и смещений, самое страшное – возможны мощные «извержения» - революции, сопровождающихся огромными жертвами, исход которых, как правило трагичен. В начале становления культурных «Центров» они имеют часто прогрессивный характер. Культурный центр упорядочивает символические конструкции, стабилизирует общественную жизнь, интенсифицирует экономическую деятельность. Но, в результате последующей рефлексии культурными элитами, их деятельности по упорядочению и систематизации традиций, происходит перегруженность символических систем интерпретациями, засорение рационализациями исходного смысла символических конструкций, спонтанно родившихся в процессе культурного творчества, а потому возникает диссонанс между этими практически фундированными синергетически организованными символическими конструкциями и рационализованными интерпретациями их, возникает напряжение между мировоззрением культурной элиты и мировоззрением периферии, которым руководятся представители «Жизненного мира» периферии. Это аналогично в отношении общественных и хозяйственных центров. Власть в них бюрократизируется, а экономика спекуляризируется. Но в этом есть положительный момент – благодаря этой напряженности культура приобретает динамизм, что особо явственно стало проявляться с периода «осевого времени» (К. Ясперс, Ш. Эйзенштадт), когда и появилась История. С этого времени культуры стали жить путем ритмически повторяющихся «разрядов» потенциалов, возникающих в сфере «Идей», «Обществ» и «Производств» – путем революций, что убыстрило инновационные процессы в культуре, придало истории динамический и драматический характер. Но сейчас мы наблюдаем определенное снятие этого напряжения. К примеру, в ментальной сфере, происходит демократизация научной деятельности, уже все менее и менее скованной нормативными рамками университетов и институтов. В времена средневековья эта форма деятельности была вообще «элитным занятием» в монастырях и университетах, использовала закрытый для людей латинский язык, в новоевропейской истории идет процесс образования академий и широкой сети светских школ, мысль начинает функционировать в формах живых национальных языков, формируется «научный этос» - одним из важнейших принципов которого является следование только истине, признается ценным любое научное открытие, совершено ли оно неизвестным клерком (которым был, в частности, А. Эйнштейн) или же признанным «корифеем» науки. То же самое относится к социальной сфере, благодаря системе выборов, - по крайней мере номинально, каждый может стать лидером. Это же имеет отношение к хозяйственной сфере. Но это не значит, что динамичность при этом снижается, и это «конец истории». Нет, просто в данном случае упрощается механизм «циркуляции элит», который позволяет без излишних непроизводительных затрат производить необходимые коррекции в области ментальности, общественной и хозяйственной жизни.
СТОКИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|