ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Французская мебель второй половины XVIII века.Во второй половине XVIII в. → редеют ряды приверженцев стиля рококо. Появляются призывы к более рациональному направлению искусства. Этим требованиям соответствовал новый стиль → классицизм, возродивший античные художественные формы. Во Франции → стиль классицизма установился около 1770 г. → и получил название стиля Людовика XVI. Появлению стиля классицизма способствовали раскопки, проведённые в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748), труды историка И. Винкельмана (1717-1768), знаменитая серия офортов "Римские древности" (1748) итальянского архитектора и графика Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), деятельность архитектора Жака Франсуа Блонделя, с 1756 г. возглавлявшего парижскую Академию архитектуры. Более простой и строгий стиль классицизма → больше соответствовал духу буржуазии. С развитием классицизма иные черты приобретает интерьер, → в котором отражается принцип архитектоничного решения стен и потолков, чётко выявляются основные плоскости, скупо и утончённо решается декор. Стиль классицизма снова обращается к античному искусству как к идеальному образцу. Античность господствует и в ордерном уборе архитектурных ансамблей и в обстановке интерьеров. Классицизм конца XVIII века — это дань великого столетия мебельного искусства античным художественным формам. Во Франции, где новый стиль именуется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду «королевских стилей», т.к. в этот период самыми богатыми заказчиками и меценатами всё ещё были королевская семья и придворная аристократия. Влияние двора → распространялось на все отрасли искусства, включая и художественную мебель. Рококо, с его вычурностью, манерностью, чрезмерной декоративностью → не могло долго продержаться, несмотря на всю талантливость мастеров, представлявших этот стиль. Вскоре после расцвета, приходящегося на середину века, стиль обнаруживает признаки усталости, повторяемости; ряды его приверженцев быстро редеют. В печати, чутко реагирующей на смену вкусов, появляются статьи с острыми нападками на рококо и с призывами к искусству более рациональному, более трезвому. Зарождающийся новый стиль — классицизм — в полной мере отвечал запросам времени. В общем русле культуры Нового времени шёл процесс постепенного превращения укреплённого замка в неукреплённый дворец. Создавались садово-парковые ансамбли, которые заложили основы искусства регулярного французского сада с его анфиладами выпрямленных аллей, подстриженными травой и кустарниками, которым придавалась геометрическая форма конусов и шаров. Растущая потребность в жилище → изменяла застройку города. В начале века в Париже сложился тип здания, который господствовал на протяжении 2-х веков → это дома знати с двором и садом. В них простые и удобные планы сочетаются с фасадами, пышно украшенными скульптурой, рельефом и ордером. В новом облике городских домов → большое значение имели крыши, конструкция и форма которых менялась. В 30-х годах XVII века архитектор Мансар → предложил изломанную форму крыши с использованием чердака под жильё. Эта система, названная по имени автора мансардой, получила распространение по всей Европе. В интерьере зданий → последовательно воплощаются принципы классицизма → регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, чёткая соподчиненность частей, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. В то же время → присутствует пышная декоративная отделка → залы располагаются анфиладами, обильно украшаются скульптурным декором, цветным мрамором, рельефами из позолоченной бронзы, фресками, зеркалами. Отличительные черты этого стиля → пышность и роскошь. Мебель эпохи классицизма → добротная и респектабельная, изготавливалась из ценных пород дерева. Она была достаточно изящной, но в ней не было вычурности, свойственной стилю барокко. Большое значение приобретает фактура дерева, выступая в качестве декоративного элемента в интерьере. Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Элементы декора → более сдержаные, но дорогие. Люстры и светильники → снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении. В интерьере присутствует также → фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины. Когда Людовик XVI и его супруга Мария Антуанетта в 1774 году взошли на французский престол, многие немецкие мастера, включая таких видных краснодеревщиков, как Адам Вайсвалер и Иоганн Генрих (Жан Анри) Ризенер, перебрались во Францию в надежде на королевские заказы. Их планы осуществились, и в последнее десятилетие перед Революцией они пополнили королевское хозяйство роскошной мебелью, облик которой напоминал и о рококо, и о классицизме. Поступали также и заказы из богатых французских домов, где требовались роскошь и соответствие моде. Тогда же появились и новые тенденции в изготовлении мебели на заказ. Стулья, имевшие в предшествующий период довольно скругленные очертания, → стали включать довольно больше прямых линий и получили конусообразные, сужающиеся к низу ножки. В решении форм мебельных изделий мастера классицизма обращаются к образцам Древней Греции и Рима. Предпочтение отдается → прямым линиям, господствует ясность и гармоничность пропорций, декор лаконичен. Вводятся античные орнаментальные мотивы: меандры, нити жемчужника, акантовые листья, дубовые и лавровые гирлянды. Однако стиль рококо не прошел бесследно → и орнамент обогащается реалистически трактованными цветами и ветвями. По сравнению с мебелью стиля рококо → форма диванов, кресел, стульев → проще и спокойнее, ножки → выпрямляются и обычно решаются в виде тонкой стройной суживающейся книзу колонки, покрытой каннелюрами, в которых пробегают тончайшие бронзовые гирлянды, иногда обвивающиеся вокруг ножки. Подлокотники → также выпрямляются и часто опираются на волюты с акантовым листом. Развиваются несколько типов стульев и кресел → с овальной спинкой, украшенной наверху симметрично спадающей на обе стороны гирляндой или завитком; с 4-хугольной спинкой со срезанными по вогнутой дуге верхними углами с повышенной серединой, украшенной резьбой, с 2-мя резными шишками по краям спинки. Все деревянные части изделия покрыты протянутыми параллельно рядами бус, акантовых листьев, иоников и других античных мотивов. Желание правдиво выявить конструкцию способствовало появлению почти обязательного декоративного приема: углы царги (рамы сиденья стула) → обрабатывают в виде маленького куба со вписанными в него с 2-х сторон резными розетками. К середине 70-х годов ХVIII века во Франции → всё большее распространение находят комоды, письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками, ровными горизонтальными карнизами и тягами. Позолота и окраска мебели → уступают место фактуре дерева. В качестве украшений использовали маркетри (клееная мозаика из разных пород дерева), бронзовые накладные медальоны, фарфоровые вставки.
Секретер. Париж, Франция. 1785. Дуб, эбеновое дерево и др. Туалетный столик
Секретер. Франция.1786–87. Фанерованный дуб, красное дерево, мрамор, позолоченная бронза и др.
Бюро. Париж, Франция.1788. Кровать в стиле Людовика XVI
Столик.1778. Париж и Севр, Франция. Механический столик. 1778. Дуб, фанерованный красным деревом, Jean-Henri Riesener, Франция. кожа, позолоченная бронза, фарфор. Дуб, амарант, барбарис, платан, лакированное дерево.
Мебель для сидения → выполняют из резного дерева, окрашивают в светлые тона (белый, фисташковый, нежно-серый и голубой), обивают полосатыми светлыми шёлковыми тканями с мелкими цветочками и гирляндами, китайским шелком, вышитыми тканями. Для обивки → употребляли специальные штучные ткани → гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен. Прославленными мастерами мебели классицизма были Ризенер, Вентеман, Жакоб, Рёнтген, бронзовщик Домир.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|