Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы формальной логики




Таблица 4 - Общенаучные методы исследования. Методы формальной логики[2]

Метод Содержание
1. Методы эмпирического уровня научного познания
Наблюдение Преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам исследования.
Измерение Определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
Эксперимент Явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
2. Методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня
Сравнение Определяет сходство и различие явлений и процессов. Позволяет соотнести известное с неизвестным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.
Анализ Процесс мысленного, нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения).
Синтез Соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
Индукция Движение от частного к общему, перенос тех или иных познанных свойств с узкого круга явлений на более широкий. Нового знания как такового не появляется. Движение по формуле: «факты – факты».
Классификация Объединение различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов.
3. Методы теоретического уровня познания
Абдукция Своеобразное промежуточное звено между индукцией и дедукцией. Движение по формуле: «факты – гипотеза», открывающее новое знание.
Дедукция Движение по формуле: «гипотеза - факты» с демонстрацией в фактах ранее полученного знания.
Абстрагирование Отвлечение в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследовании одной его стороны. Результат - выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
Моделирование Непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заменитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.
Идеализация Мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но имеющих близкий прообраз или аналог в реальном мире.
4. Методы построения и объяснения теории
Проблематизация Четкое формулирование вопроса или комплекса вопросов, возникающих в процессе познания.
Гипотеза Выдвижение научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.
Доказательство Обоснование истинности одной мысли с помощью других.
Объяснение Использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих.

Приложение Г

(справочное)

Методы диалектики

Таблица 5 - Общенаучные методы исследования. Методы диалектики[3]

Метод Содержание
Восхождения от абстрактного к конкретному Способ усвоения конкретного мышления, его воспроизводства как духовного конкретного. Метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении. Конкретное – это единство во многообразии (единство свойств и отношений). Абстрактное – это извлеченное, обособленное. Абстрактное – это один из ясно очерчивающих моментов конкретного – одностороннее и ущербное конкретное, мнимонезависимое от него. Конкретное и абстрактное соотносятся не с реальным и мысленным, практическим и теоретическим, объективным и субъективным, единичным и общим, а с полным и неполным.
Единство логического и исторического Это материализация метода восхождения от абстрактного к конкретному. При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны.

 

 


[1] Розанова, Н.М. Методика проведения семинарских занятий по экономической теории: как сделать предмет интересным? / Н.М. Розанова // TERRA ECONOMICUS. Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2010. – Том 8. - №1. – С.146

 

[2] См. подробнее: Ивлева Г.Ю. Методология экономических исследования: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 132 с.

[3] См. подробнее: Ивлева Г.Ю. Методология экономических исследования: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 132 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных