Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Типология культуры (4 часа)




Типология культуры – выделение определенного типа культуры на основе ее характерных черт. Культура – явление глобального масштаба, с чем связано многообразие подходов к ее классификации.

Наиболее распространенные типологии: эволюционистская парадигма (Э. Тейлор), понимание развития культуры по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Выделение инвариантов развития (универсалии культуры). Неоэволюционизм. Объяснение культурной эволюции с учетом достижений функционализма и психологической антропологии.

Материалистическая типология (К. Маркс, Ф. Энгельс). Обоснование социальных, политических и духовных процессов способом производства материальной жизни. Экономическая сфера общественной жизни – базис, фундамент; социальная, политическая и духовная сферы – необходимые, но вторичные производные структуры социального целого.

Идеалистическая типология (Г. Гегель). Сущность человека и человеческого общества в их «духовности», лежащей (как свобода) за пределами природной необходимости.

Цивилизационная типология, теория «локальных цивилизаций» (О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби). Плюралистическое понимание истории: культурно-исторический тип (Н. Я. Данилевский), развитая культура (О. Шпенглер), локальная цивилизация (А. Тойнби).

Психологическая парадигма (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). Редуцирование культурных феноменов к психологическим. Существование бессознательного как особого уровня человеческой психики. Культура как сфера табу, запретов естественному гедонизму бессознательного начала человека (З. Фрейд). Постулирование связи индивидуальной психики с бессознательным сверхличным коллективным началом (К. Юнг).

Функционалистическая типология (Б. Малиновский, А. Рэдклифор-Браун). Объяснение культуры и ее явлений на основе структурно-функциональных представлений: системы и структуры.

Структурно-антропологическая парадигма (К. Леви-Стросс). Культура как особая символическая система, парадигматика (собственная система знаков). Важный принцип анализа системы знаков – в системе (языке) каждая единица определяет и определяется другими элементами системы.

Социологическая типология (М. Вебер, П. Сорокин). Цикличность развития культуры. Стадии-типы, проживаемые культурой: идеациональный, идеалистический, чувственный. Зависимость экономической, политической, религиозной, художественной жизни от стадии, которую переживает культура.

Семиотическая парадигма (А. Гардинер, К. Бюлер, Ю. Лотман). Культура – система транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком. Понятие «семиосфера». Единицей культуры в этом смысле является не мысль, не предмет, не архетип, а символ.

Неисчерпаемость понятия культуры данными подходами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных