Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практического занятия № 1.




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Арзамасский государственный педагогический

институт им. А.П. Гайдара»

 

 

Е.В. Валеева

 

 

Методические рекомендации к практическим занятиям

По дисциплине

«История зарубежной литературы» (Первая половина Х1Х века. Романтизм)

 

 

Арзамас

АГПИ

2008

УДК 820 / 89.0

ББК 83.3

В _15

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

 

Валеева Е.В.

В 15 Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «История зарубежной литературы» (Первая половина Х1Х века. Романтизм). – Арзамас: АГПИ, 2008. – 30 с.

 

 

В учебно-методических рекомендациях разработана система практических занятий и коллоквиумов по истории зарубежной литературы (первая половина Х1Х века. Романтизм), представлены материалы для их проведения, список необходимых художественных текстов по программе курса, перечень учебных пособий и система вопросов к зачету.

Методические рекомендации адресованы студентам-филологам и всем, интересующимся зарубежной литературой.

 

 

УДК 820 / 89.0

ББК 83.3

 

© Валеева Е.В., 2008.

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2008


Оглавление

    стр.
Введение………………………………………………………………………  
Занятие 1. Романтическая мифологизация и сатира в сказке Э.Т.А Гофмана «Крошка Цахес»....................................................  
Занятие 2. Поэма Д.Г.Н. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда»...............................................................................  
Занятие 3. Романтический исторический роман В. Скотта «Айвенго»  
Занятие 4. Романтический исторический роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».........................................................  
Занятие 5. Развитие романтического психологизма в романе А.де Мюссе «Исповедь сына века»...............................................  
Коллоквиум № 1. Романтический роман Э.-Т.-А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»..........................................................  
Коллоквиум № 2. Эволюция романтического героя в произведениях Дж. Г. Байрона..................................................................................  
Занятие 6. Творчество Э.А. По...............................................................  
Занятие 7. Особенности формы «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло....  
Вопросы к зачету по истории зарубежной литературы первой половины Х1Х века. Романтизм......................................................................…….  
Учебная литература…………………………………………………..  
Темы письменных работ………………………………………….  
Список художественных текстов…………………………………..  

Введение

 

Учебно-методические рекомендации составлены в соответствии с образовательным стандартом по специальности «русский язык и литература», с потребностями современного гуманитарного знания, установкой на формирование художественной культуры личности будущего учителя.

Цель: дать студентам знания о развитии зарубежной литературы первой половины Х1Х века; развить навыки целостного филологического анализа; охарактеризовать монографически творчество наиболее крупных прозаиков, поэтов и драматургов указанного литературного периода; расширить представление студентов об общих и весьма специфических закономерностях исторического процесса при изучении законов и тенденций развития мировых художественных культур; познакомить студентов с историческими формами и художественными стилями первой половины Х1Х века, особенно романтизмом.

Программа курса составляет единство лекционной части и практических занятий, что дает возможность согласовать учебный материал и установить последовательность и взаимосвязь в изучаемом материале. Содержание курса строится таким образом, чтобы дать студентам представление об особенностях развития зарубежной литературы в первой половине Х1Х века с учетом преемственных связей с предшествующим периодом в истории развития национальных литератур, а также в тесной связи с курсом «История русской литературы Х1Х века». Объектом углубленного изучения стали сложные прозаические и поэтические тексты, анализ которых позволяет расширить знания студентов в области теории литературы, мировой художественной культуры, культурологии, лингвистики.

Предлагаемые учебно-методические рекомендации представляют собой систему практических занятий по истории зарубежной литературы первой половины Х1Х века, вопросы для самоподготовки к зачету, список учебной литературы, тематику рефератов и письменных работ. Содержание и тематика практических занятий определяются Программой дисциплин предметной подготовки «История зарубежной литературы». Настоящие методические рекомендации не являются обзором всей панорамы зарубежной литературы первой половины Х1Х века.

Настоящее издание направлено на оказание помощи студентам при подготовке к практическим занятиям по курсу «История зарубежной литературы (Первая половина Х1Х века. Романтизм)». В отборе материала прослеживаются следующие принципы: Представить наиболее зрелые на рубеже веков национальные литературы (французскую, английскую, немецкую).

Предполагаемый курс нацелен на формирование у студентов:

- целостного, системного представления о характере литературного процесса второй половины 19 века и его соотношения с литературным процессом первой половины 19 века;

- знания особенностей проблематики и специфики жанров, поэтики произведений названного периода;

- знания содержания и анализ основных учебных пособий, монографий, статей, составляющих методологическую базу изучения зарубежной литературы 19 века;

- навыков целостного филологического анализа текста;

- навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

-навыков, необходимых учителю-словеснику, работающему в старших классах школы, умением строить лекцию, увлекать аудиторию и т.д.

Программа лишь частично отражает безграничность культурного космоса, акценты расставлены на наиболее значительных явлениях и процессах. Объем курса не может передать всего богатства и многообразия культуры человечества, однако здесь даны необходимые познавательные основы и ориентиры для дальнейшего освоения этого богатства.Курс «История зарубежной литературы» (Первая половина Х1Х века. Романтизм) является общесодержательной и методологической базой для других дисциплин филологического и культурологического цикла, которые на более специализированном уровне призваны расширять познания соответствующих аспектов духовной культуры, и становится системообразующим для дисциплин художественной культуры, составляющих фундамент искусствоведческих знаний.

Задачи курса:

1. Представить наиболее значительные для первой половины Х1Х века литературные и художественные направления и школы, прежде всего романтизма, в лице их крупнейших представителей.

2. Продемонстрировать характерное для этого периода разнообразие жанров, что позволяет на конкретных примерах продемонстрировать различие творческих методов и стилей писателей, но и выявить динамику мирового литературного процесса. Хотя, очевидно, что в рамках пособия невозможно дать полную жанровую характеристику литературной эпохи.

3. Показать генезис явлений и подготовить студентов к восприятию литературы второй половины Х1Х века, а потом и первой половины ХХ века.

4. Выявить специфику романтической литературы.

5. Рассматривать литературное произведение в литературном контексте, поэтому важно показать на занятии, как изучаемое произведение связано с национальной традицией и какое место занимает в литературном процессе своего времени, какое влияние оказало на последующее развитие литературы.

Методические рекомендации могут использовать студенты как дневного, так и заочного отделения, а также и учащиеся средних учебных заведений гуманитарного профиля.

 


План практического занятия

Сказки Гофмана «Золотой горшок» и «Повелитель блох»

 

1. Особенности романтической сказки. Жанр сказки и каприччио.

2. Композиция сказки. Смысл финала (эпизод женитьбы героя – бытовое «заземление» романтической мечты и романтического идеала. Дальнейшая судьба героя не волнует автора).

3. Двоемирие в сказках Гофмана: мир мифа и мир повседневности (время вечности, (обратимое) и время бытовое, земное (одновекторное).

4. Романтическая концепция личности в сказках Гофмана (для немецкого романтизма свойственна концепция универсальной личности; романтический герой (энтузиаст) – поиск человека, противостоящего ограниченности и испорченности, но это не идеальный герой; контрастность, ирония, исключительность, двойственность – главные средства характерологии героя).

5. Система двойников в сказках.

6. Романтическая концепция природы в сказках Гофмана (незавршенность, отсутствие абсолютной отграниченности и разделения; наличие духовного начала;слияние эмоционального и интеллектуального в отношении к природе;стремление преодолеть локальную ограниченность что заставляет объединить в одном пейзаже все виды ландшафта;сочетании элементов реальной природы и пейзажный парк как своеобразная модель мира и человека в нем; дымка как обязательный элемент романтического пейзажа и т.д.)

7. Синтетичность в произведениях Гофмана (живописность и музыкальность)

 

 

Литература:

- Гофман. Золотой горшок. Повелитель блох. Любое издание. Прочитать обязательно

- Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. – М.: Наука, 1982. Все ответы есть в этом сборнике научных статей.

- Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973

- Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977

- Карельский А.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Э.Т.А. Гофман. Собр.соч.: В 6 т. Т.1. М., 1991

- Миримский И.В. Гофман // история немецкой литературы. Т.3. М, 1966

-Тураев С.В. Гофман.// История всемирной литературы. Т.6., М., 1989.

 


ПЛАН

практического занятия № 1.

Романтическая мифологизация и сатира в сказке Э.Т.А Гофмана «Крошка Цахес» (2 часа)

1. Возникновение и жанровые особенности литературной философской сказки.

2. Сюжет сказки «Крошка Цахес»:

- Какие из авторских идей раскрывает сюжет? К какому типу сюжетов (по классификации Хализева) он относится? Почему необходима фантастика? Как соотносится содержание сказки с мыслями Шопенгауэра?

3. Основной романтический конфликт сказки (подтвердите свои мысли примерами).

4. Система образов:

- Назовите основных персонажей сказки и объясните, почему автор помещает их в столь различные социальные группы?

- Какие действия совершают князь Пафнутий, Адреас и придворные, как соединяются в их поступках нравственные и социальные побудительные причины? Почему автор сатирически описывает введение просвещения?

- Какие действия совершают фея Розенгрюншен и Просперо Альпанус? Как в их поступках соединяются добро и зло, есть ли социальные побудительные причины?

- Какие поступки совершают Бальтазар, Кандида и Фабиан? Есть ли свобода действий у этой группы персонажей?

- Какими чертами автор наделяет мир филистеров? Что с ним роднит Кандиду? Каково положение среди этих миров волшебника Просперо и феи? Отметьте роль предметного мира, иронии и сатиры, а также способов ее реализации в создании двоемирия. Можно ли развести персонажей по двум мирам или эти миры тоже расслаиваются? Какова при этом роль предметного мира? Докажите текстом. Насколько идеи Шопенгауэра близки концепции мира Гофмана?

5. Портреты персонажей, авторские характеристики и характеристики других героев (Бальтазар, Кандида, фея, «ученого» Моша Терпина) Что сближет и отличает их друг от друга?

6. Почему в название сказки вынесено имя Цахеса?

- Каким сына видит мать и что ее страшит?

- В чем заключается дар феи? Какими свойствами она хотела наделить Цахеса и для чего? Что произошло в реальности?

- Какие свойства приписываются Цахесу, имеют ли они отношения к внутренней его сущности или только к внешней стороне жизни? Кто и какими достоинствами наделяет его? В какое положение попадают те, у кого он «отбирает» свойства?

- Каков смысл сцены похорон Цахеса? Почему эту важную сцену автор дает без комментариев? Как можно трактовать смысл финала и подарков Просперо Альпануса и феи Розеншен? Следует ли считать финал постижением мира с помощью романтической иронии? (см. высказывания Гофмана о связях иронии и гротеска) Или он может получить иное толкование? Обратите внимание на последние фразы сказки.

Можно ли, сопоставив всю идейную наполненность произведения и обобщенность в изображении мира, а также символичность главного героя, увидеть в литературной сказке черты мифа (А.Ф. Лосев писал, что миф не может быть символом, но символ может стать мифом)? Любое издание сказки

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных