Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные термины и понятия. Национальная экономика – хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности




Национальная экономика – хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности и национальной ориентации.

Предмет исследований национальной экономики – социально-экономические процессы воспроизводства; закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.

Структурные составляющие национальной хозяйственной системы страны – промышленный, агропромышленный, военно-промышленный, топливно-энергетический, строительный комплексы и др.

Организационные подсистемы национальной экономики – организации, учреждения, предприятия, производства, отрасли, регионы, их взаимосвязи и отношения.

Функционально-ресурсные подсистемы национальной экономики – природно-ресурсный, демографический и трудовой, научный и инновационный, производственный, экологический потенциалы и др.

Институциональные подсистемы национальной экономики – рынки средств производства, товаров и услуг, капитала, земли, ценных бумаг, труда, объектов интеллектуальной собственности, жилья, фондовый рынок и др.

Характерные черты и условия функционирования национальной экономики – суверенитет нации и государства, территориальная целостность; единство экономического и правового пространства; общность характера хозяйственных институтов; наличие единого платежного средства – национальной денежной единицы и целостной финансовой системы; развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений; использование и приумножение национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Все факторы, обеспечивающие функционирование национальной экономики, могут быть разделены на внутренние и внешние. Эти категории взаимосвязаны. К внешним факторам относятся экономические и политические: первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, международное разделение труда, доминирование той или иной страны на мировом рынке и др.

Внутренние факторы также включают политические и экономические. В числе политических – построение и развитие унитарного демократического государства, формирование современного гражданского общества, создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. К экономическим детерминантам относится обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики; перевод экономики на инновационный, высокотехнологичный, наукоемкий тип развития; оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.

Ключевые макроэкономические параметры национальной экономики – эффективность и конкурентоспособность, характеризующие состояние, тенденции, закономерности развития, место и роль национального хозяйства в мировой экономике.

Для оценки состояния своей экономики большинство стран использует рекомендованную ООН систему национальных счетов (СНС). Это система взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов.

Валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП включает продукцию и услуги, произведенные непосредственно внутри страны без использования факторов производства других стран. ВВП не включает поступления от внешней экономической деятельности и других операций.

Валовой национальный продукт (ВНП) – сумма товаров и услуг, произведенных национальными субъектами (предприятиями, организациями, частными лицами) независимо от их территориального расположения (в своей стране или за рубежом).

Национальный доход определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т. е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов.

Экономику Республики Беларусь следует рассматривать с четырех основных позиций – воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной.

Воспроизводственная структура экономики характеризует соотношение секторов экономики, производящих различную по своему функциональному назначению продукцию – материальные блага и услуги.

Отраслевая структура отражает деление хозяйства на отдельные отрасли, крупные отраслевые и межотраслевые комплексы.

Технологическая структура характеризует соотношение способов производства, технологических укладов и поколений техники в структуре продукции общественного производства.

Региональная структура отражает соотношение между территориальными элементами национальной экономики; характеризует уровень и направления развития конкретных территорий, их производственно-технический, технологический и социальный потенциал, степень межрегиональных связей, самообеспеченность и комплексность развития регионов.

Структурные элементы экономической системы поддерживают необходимые пропорции процесса ее деятельности и развития. Оценка пропорций позволяет судить об эффективности национальной экономики.

Главные пропорции характеризуют движение ВВП и его элементов – расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли. Если оптимальное воспроизводственное соотношение нарушается в пользу конечного потребления, то уменьшаются инвестиции в основной капитал, его обновление. Это чревато отставанием в развитии технической базы производства, а в перспективе – снижением производственного потенциала и, как следствие, конечного потребления.

Принципиально важны для экономики пропорции в структуре производства и структуре потребления, а также между производством и потреблением. Диспропорции, вызываемые ростом средств производства в объемах производства, ведут к снижению уровня жизни населения.

Важную роль играет соотношение реального и денежного секторов экономики. Недооценка одного из них ведет к структурным диспропорциям и падению уровня жизни. Необходимо поддерживать равновесное соотношение спроса и предложения.

Серьезными последствиями для экономики могут обернуться диспропорции в соотношении первичного, вторичного и третичного секторов, а также между производством товаров и производством услуг. Прогрессивной считается та экономика, где наращивается доля сферы услуг.

Большое значение имеет поддержание оптимального соотношения рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уровней благосостояния различных слоев населения в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной дифференциации.

В современной науке и практике широко используется понятие «хозяйственная система», под которой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночной экономики. Все они широко представлены в современном мире.

Исходя из уровня социально-экономического и технико-технологического развития национальной экономики, страны мира принято подразделять на высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые.

По стадиям развития рыночных отношений выделяют национальную экономику свободного капитализма, современного капитализма, централизованно планируемую и управляемую экономику и национальную экономику традиционного типа.

По степени включения в процессы интеграции в мировую практику хозяйствования национальная экономика может быть открытого и закрытого типа.

По структуре хозяйства национальная экономика классифицируется на аграрно-индустриальную, индустриально-аграрную и национальную экономику постиндустриального типа.

Типы и виды национальной экономики представлены следующими моделями рыночных систем:

· Американская модель. Построена на принципах всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства не является первостепенной. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

· Японская модель. Характеризуется определенным отставанием развития уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

· Шведская модель. Известна как «государство благосостояния». Отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такой тип экономических отношений возможен только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) – на государство.

· Германская модель. Модель социального рыночного хозяйства, которая увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, формированием многослойной институциональной структуры субъектов национальной политики (модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства). Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов, укрепивших свои позиции в период Второй мировой войны, и предоставления возможности устойчивого развития всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким). При этом особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

· Китайская модель. Может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики. В течение первых трех четвертей ХХ в. китайская экономика имела очень низкие темпы роста, а в отдельные периоды – значительные темпы снижения. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам. Лишь в конце 1970-х гг. произошел коренной перелом в тенденциях развития, и Китай значительными темпами стал сокращать свое отставание от многих стран мира. Успехи китайской экономики обусловлены выбранной моделью экономического реформирования. Государство сохранило значительный контроль за национальным хозяйством и усилило свое влияние на экономику. За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике.

В России в последние годы осуществляются экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т. е. возникновением системы современной рыночной экономики. Однако в настоящее время в стране существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Бюджетная корректирующая политика государства – использование государственных расходов и налогов в целях регулирования макроэкономических пропорций.

Внешнеторговая протекционистская корректирующая политика – воздействие государства на объем и структуру внешней торговли с целью повышения ВВП страны и ликвидации дефицита платежного баланса для предотвращения экономического спада.

Экономику страны можно представить как многоуровневую (иерархическую) систему, которая включает микроуровень (предприятия и организации первичного хозяйственного звена), мезоуровень (отрасли, регионы) и макроуровень (экономика в целом).

Структура макроэкономической системы включает межотраслевые комплексы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, внешнеэкономический комплекс, финансовая система, строительство и инвестиции в основной капитал, социальная сфера).

Целями и функциями развития макроструктуры экономики являются обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики; рост благосостояния народа; поддержание прогрессивных пропорций воспроизводства, отраслей, технологической и региональной структур экономики.

В рамках институциональных задач макроэкономической системы решаются вопросы создания общенациональных рыночных институтов, совершенствования национального законодательства, внесения в экономическую жизнь рыночных и общечеловеческих ценностей.

К системе управления макроструктурой экономики относятся высшие органы государственной власти, министерства, ведомства, концерны межотраслевого характера [3, с. 40–41].

 

 

Тест

 

Закончите фразу, выбрав один или несколько правильных ответов.

 

1. Структурными составляющими национальной экономики являются:

а) военно-промышленный комплекс;

б) агропромышленный комплекс;

в) демографический потенциал;

г) топливно-энергетический комплекс.

 

2. К организационным подсистемам национальной экономики относятся:

а) организации;

б) учреждения;

в) инвестиции;

г) отрасли.

 

3. К функционально-ресурсным подсистемам национальной экономики относятся:

а) трудовой потенциал;

б) фондовый рынок;

в) экологический потенциал;

г) научный потенциал.

 

4. К институциональным подсистемам национальной экономики относятся:

а) рынок средств производства;

б) строительный комплекс;

в) рынок объектов интеллектуальной собственности;

г) рынок товаров и услуг.

5. Формами собственности в национальной экономике Беларуси являются:

а) частная и государственная;

б) государственная и коллективная;

в) кооперативная и государственная.

 

6. Характерными чертами и условиями функционирования национальной экономики являются:

а) суверенитет нации и государства;

б) единство экономического и правового пространства;

в) отсутствие национальной денежной единицы;

г) общность характера хозяйственных институтов.

 

7. Воспроизводственная структура национальной экономики предполагает ее деление:

а) на отрасли;

б) на группы экономических субъектов;

в) на предприятия различных форм собственности.

 

8. Регулярное вмешательство государства в экономику характерно:

а) для классического капитализма;

б) для плановой экономики;

в) для традиционной экономики.

 

9. Классический капитализм – это:

а) индустриальное общество;

б) постиндустриальное общество;

в) экономика саморегулирующегося рынка;

г) смешанная феодально-рыночная экономика.

 

10. Плановая экономика характерна в настоящее время:

а) для стран Европейского Союза;

б) для ряда африканских и азиатских стран;

в) для Сингапура, Гонконга и Тайваня;

г) для Южной Кореи и Кубы;

д) для Северной Кореи и Кубы;

е) для Северной Кореи и Южной Кореи.

 

11. Американская модель ориентируется:

а) на сильного производителя;

б) на режим конкуренции;

в) на поднятие уровня социальных правительственных программ;

г) на активизацию деловой активности;

д) на внедрение государства в процесс координации хозяйственной системы.

 

12. Японская модель развития опирается:

а) на приобретение лицензий;

б) на использование природных ресурсов;

в) на социальную стабильность в обществе;

г) на отсутствие трудовых мотиваций;

д) на новации и эффективный менеджмент.

 

13. Для экономически отсталых стран характерна:

а) переходная экономика;

б) экономика классического капитализма;

в) плановая экономика;

г) традиционная экономика;

д) экономика индустриального общества.

 

 

Задания

 

Задание 1. Оцените структурные преобразования экономики с точки зрения изменения удельного веса основных фондов в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги. Используйте данные табл. 1, рассчитайте отклонения показателей, сформулируйте выводы.

 

Таблица 1. Структура основных фондов в Республике Беларусь
(на начало года), %

Основные фонды 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. Отклонение (+; –)
2000 г. от 1995 г. 2005 г. от 2000 г. 2008 г. от 2005 г. 2008 г. от 1995 г.
В отраслях, производящих товары 55,3 54,9 52,8 50,2        
В отраслях, оказывающих услуги 44,7 45,1 47,2 49,8        

 

Задание 2. Оцените структурные преобразования экономики с точки зрения изменения распределения численности занятого населения по формам собственности. Используйте данные табл. 2, рассчитайте отклонения показателей, сформулируйте выводы.

Таблица 2. Распределение занятого населения в национальной экономике
Республики Беларусь по формам собственности (удельный вес), %

Формы собственности 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. Отклонение (+; –)
1995 г. от 1990 г. 2000 г. от 1995 г. 2005 г. от 2000 г. 2005 г. от 1990 г.
Государственная 73,9 59,8 57,2 51,7        
Частная 26,1 40,1 42,4 47,0        
Иностранная 0,1 0,4 1,3        

 

Задание 3. Оцените структурные преобразования экономики с точки зрения изменения распределения основных средств по формам собственности. Используйте данные табл. 3, рассчитайте отклонения показателей, сформулируйте выводы.

 

Таблица 3. Распределение основных средств по формам собственности
в Республике Беларусь (удельный вес по первоначальной
стоимости на начало года), %

Формы собственности 1986 г. 1991 г. 1996 г. 2001 г. 2008 г. Отклонение (+; –)
1991 г. от 1986 г. 1996 г. от 1991 г. 2001 г. от 1996 г. 2008 г. от 2001 г. 2008 г. от 1986 г.
Государственная 79,3 79,6 75,3 73,0 62,1          
Частная 20,7 20,4 24,7 26,8 36,7          
Иностранная 0,0 0,2 1,2          

 

Задание 4. Страна с фиксированным валютным курсом имеет реальный ВВП ниже потенциального. Определите наиболее эффективные меры по повышению ВВП страны, соответствующие единству внутреннего и внешнего равновесия страны.

 

Задание 5. Прокомментируйте мнение немецкого экономиста В. Ойкена: «Больше или меньше государственности – такая постановка вопроса проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом» [33, с. 245].

Литература: [1]–[4], [6], [19], [25], [49], [50], [52], [53], [55].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных