Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные термины и понятия. Деньги – особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара




Деньги – особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара, выступать в форме меновой самостоятельной стоимости и меры труда; капитал; универсальное средство ликвидности, используемое для оценки стоимости (или ценности) и представляющее собой единство финансовых активов и обязательств.

Денежная система – исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.

Денежное обращение – движение денег, опосредующее отношения физических лиц, субъектов хозяйствования и государственных органов, или кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике. Различают две формы денежного обращения: наличную и безналичную.

Денежная масса – совокупность всех денежных средств, которые находятся в обращении в наличной и безналичной формах, обеспечивающих кругооборот товаров и услуг, экономические связи субъектов хозяйствования и государства.

Агрегаты денежной массы, используемые в Республике Беларусь, – М0, М1, М2, М2*, М3 [3, с. 557–558].

Кредитная система – совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений. Включает три уровня: центральный (национальный банк), коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Денежно-кредитная политика – совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год разрабатываются Правлением Национального банка Республики Беларусь для представления совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября Президенту Республики Беларусь.

Прямые инструменты денежно-кредитной политики – целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок.

Косвенные инструменты денежно-кредитной политики – регулирование официальной ставки рефинансирования, изменение нормы обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке.

Инфляция – нарушение равновесия между денежной массой и товарным предложением, переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками стоимости, покупательная способность которых падает (рост цен); обесценение денег.

Антиинфляционная политика – система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

Меры антиинфляционной политики, применяемые в Республике Беларусь, – комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; меры по ограничению монетарных факторов инфляции; комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг, совершенствованию системы ценообразования.

Финансы – совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств (или финансовых ресурсов) через особые фонды и учреждения.

Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами (оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность). Включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды различных организаций, прочие специальные фонды.

Финансовая политика – совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения государством своих функций.

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны или соответствующих регионов.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система включает республиканский и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы (бюджеты областей, г. Минска и республиканский бюджет).

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год (на территории Республики Беларусь бюджет устанавливается с 1 января по 31 декабря).

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Налог – принудительно взимаемые государством или местными органами власти средства с юридических и физических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Налоговая система – совокупность всех взимаемых в государстве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Основа налоговой системы страны – подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги.

Национальная валютная система – форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством.

Валюта – денежная единица государства (белорусский рубль, доллар США, евро и т. д.).

Свободно конвертируемая валюта (СКВ) – валюта, беспрепятственно обмениваемая любым юридическим или физическим лицом на валюту другой страны.

Твердая валюта – валюта, свободная от инфляции, сбалансированная с реальным предложением товаров и услуг.

Неконвертируемая валюта – национальная валюта, которая функционирует в пределах только одной страны и не может свободно обмениваться на иностранную валюту.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная либо в денежных единицах другой страны, либо в наборе денежных единиц группы стран (валютной корзине), либо в международных счетных денежных единицах (например, специальные права заимствования).

Валютный рынок – механизм, посредством которого производятся купля-продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов и других платежных документов в иностранной валюте; операции по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, рабочей силы и др., осуществляемые с использованием иностранной валюты; сделки по страхованию валютных рисков, диверсификации валютных резервов и перемещению валютной ликвидности; меры валютного вмешательства.

Валютная политика – составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции.

Валютное регулирование – часть валютной политики, включающая принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций.

Валютный контроль – составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций (контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей, контроль за валютными операциями, контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте).

Социальная политика – это деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей социального развития государства, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе, росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности и социальной защите граждан.

В социальной политике выделяют ряд следующих направлений:

· регулирование доходов и политика занятости населения;

· социальная защита населения, забота о наиболее социально уязвимых слоях общества;

· развитие социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендам; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др.

Реальные денежные доходы – денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ предполагает удовлетворение физиологических потребностей человека на минимальном уровне, пересматривается с учетом роста потребительских цен.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста. Размер МПБ больше, чем БПМ.

Формы оплаты труда представляют собой способы установления зависимости размера заработной платы от общественно необходимого затраченного наемным работником труда. Выделяют сдельную и повременную формы заработной платы.

Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размера заработной платы, которая подлежит выплате работнику за результаты его труда.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, сдельно-премиальную, аккордную, косвенную сдельную и сдельно-прогрессивную системы.

Повременная форма оплаты труда применяется в основном для руководителей, специалистов или рабочих в отраслях, где нецелесообразно устанавливать номы выработки. Она подразделяется на две системы: простую и повременно-премиальную.

 

Тест

 

Закончите фразу, выбрав один или несколько правильных ответов.

 

1. Наиболее ликвидная часть денежной массы – это агрегат денежной массы:

а) М0;

б) М1;

в) М2;

г) М2*;

д) М3.

 

2. Конечными целями денежно-кредитной политики являются:

а) стабильность экономического роста и низкий уровень безработицы;

б) низкая инфляция и стабильность цен;

в) устойчивый платежный баланс;

г) все варианты верны.

 

3. Сопряженное с ростом цен на факторы производства (сырье, энергию, оборудование, заработную плату) общее удорожание производимого продукта, порождающее спад деловой активности, – это:

а) скрытая инфляция;

б) инфляция издержек;

в) инфляция спроса;

г) нет верного ответа.

4. Государственные финансы – это:

а) совокупность финансовых связей между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами;

б) доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения;

в) финансы сектора государственного управления, который включает все институциональные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления;

г) все варианты верны.

 

5. Финансовая политика Республики Беларусь разрабатывается:

а) Министерством экономики Республики Беларусь;

б) Национальным банком Республики Беларусь;

в) Министерством финансов Республики Беларусь;

г) Национальным собранием Республики Беларусь.

 

6. Не является функцией бюджета:

а) перераспределение ВВП;

б) государственное регулирование и стимулирование экономики;

в) финансовое обеспечение социальной политики;

г) аккумуляция и мобилизация денежного капитала.

 

7. Валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты, – это:

а) частично конвертируемая валюта;

б) свободно конвертируемая валюта;

в) неконвертируемая валюта.

 

8. К валютным операциям, связанным с движением капитала, нельзя отнести:

а) предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

б) предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней;

в) приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

г) переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него.

9. Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются:

а) Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

б) Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов Республики Беларусь;

в) Национальный банк, Комитет государственного контроля, Министерство финансов Республики Беларусь, Белорусская торгово-промышленная палата;

г) Совет Министров, Национальный банк, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Белорусская валютно-фондовая биржа.

 

10. Минимальный потребительский бюджет определяется на основе:

а) минимальной заработной платы;

б) реальной заработной платы;

в) стоимости потребительской корзины;

г) рациональных норм потребления.

 

11. Сдельная расценка – это:

а) размер оплаты за выработку единицы продукции или выполнение операции;

б) размер оплаты за количество отработанного времени;

в) размер оплаты за обеспечение наилучших качественных результатов.

 

12. Повременная оплата труда – это:

а) оплата в зависимости от объема работ по заранее установленным расценкам;

б) начисление заработной платы по тарифной ставке за фактически отработанное время;

в) оплата труда исходя из минимальной заработной платы.

 

13. Заработная плата представляет собой:

а) совокупность вознаграждений за выполненную работу, исчисляемых в денежных единицах или натуральной форме;

б) вознаграждение за выполненную работу, исчисляемое в денежной форме;

в) вознаграждение в натуральной форме, которое наниматель должен выплатить работнику за выполненную работу.

14. Принципы оплаты труда включают:

а) равную оплату за равный труд;

б) стимулирование более производительной и качественной работы, а также равную оплату за равный труд;

в) стимулирование повышения производительности труда.

 

Задания

 

Задание 1. Оцените динамику широкой денежной массы Республики Беларусь за 2005–2007 гг., используя данные табл. 49.

 

Таблица 49. Показатели широкой денежной массы Республики Беларусь, млрд р.

Показатели По состоянию на 1 января
2006 г. 2007 г. 2008 г.
Наличные деньги в обороте (М0) 2016,4 2818,3 3323,2
Денежный агрегат (М1) 4945,8 7023,2 8739,9
Денежная масса в национальном определении (М2) 8465,8 12321,3 15732,5
Рублевая денежная масса (М2*) 8594,9 12415,6 16764,6
Широкая денежная масса (М3) 12570,6 17505,9 24506,0

 

Задание 2. Рассчитайте профицит (дефицит) консолидированного бюджета Республики Беларусь и оцените динамику его доходов и расходов в фактически действовавших ценах за 2005–2007 гг., используя данные табл. 50.

 

Таблица 50. Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд р.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Доходы      
Расходы      
Профицит (+), дефицит (–)      

 

Л.: [1]–[4], [6], [7], [14], [15], [22], [32], [34], [47], [50].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных